Рабочая программа история Россиии 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы:

«История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.а.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.организаций/А.А.Данилов,Л.Г.Косулина,А.Ю.Морозов.-2 е изд.М.:Просвещение,2014»

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебника для 6 класса по истории России «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6 класс: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. - и является составной частью завершенной линии учебников по истории для основной школы. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.





Цели:


  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи:

- сформировать у учащихся целостное представление о ранней новой истории как закономерном и необходимом периоде всемирной и отечественной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы, мира и России, показать их общие черты и различия;

- охарактеризовать наиболее яркие личности ранней Новой истории, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам);

- развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

- изучая историю своего края, вызвать у учащихся любовь к своей родине, чувство сопричастности ко всему происходящему в городе, крае, стране.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира Нового времени в 7 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм

ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Учебный план МКОУ предусматривает изучение истории в 7 классе в объеме 68 часов из расчета 2 часа в неделю.42 часа по истории Отечества, 26 часов по Новой истории.

2 часа резерва по истории Отечества использовано для итогового повторения в конце года за курс.

Изменений в программу не внесено. Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской программе

Формы и методы, технологии обучения:

  • Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).

  • Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой)

ИКТ

  • Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).

  • Использование различных форм учебной работы (групповые, индивидуальные, фронтальные и др.).

  • Использование дидактических средств (исторические документы, терминологические кроссворды и др.).

  • Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).

Содержание тем учебного курса

История России XVII-XVIII вв.

Введение 1ч.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. 4 ч

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 -1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.Осво-бождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.


Россия в XVII в. 9 ч

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие.Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь.Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666- 1667 гг.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653-1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы.

Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитекту-ра. Живопись. Симон Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Повторение и обобщение.


Россия в первой четверти XVIII в.9 ч


Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697-1698 гг.

Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.

Цена и последствия реформ Петра 1.

Внешняя политика Петра 1.Северная война 1700-1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А.

Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений. Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Дворцовые перевороты (1725-1762гг) : причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна 5ч


Дворцовые перевороты Причины, сущность, последствия дворцовых переворотов. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учрежде-ние Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741 - 1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757-1762 гг. П.А.Румянцев. П. С. Салтыков.


Россия в 1762-1801 гг.11ч


Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины П. Особенности внутренней политики. Политика просвещенно- го абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством

Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Ук-раины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787-1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования.

Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д- И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин. Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Итоговое обобщение.1ч + 2ч из резерва

Россия и мир на рубеже XVIII - XIX вв.


Планируемые результаты обучающихся

Личностные результаты:

  1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  3. Осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  4. Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

  5. Первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  6. Познавательный интерес к прошлому своей Родины;

  7. Изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

  8. Проявление эмпатии, как понимании чувств других людей и сопереживания им;

  9. Уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

  10. Навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

Повышенный уровень

  1. Уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

  2. Следование этническим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

  3. Обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

Метапредметные результаты:


Базовый уровень

  1. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;

  2. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях;

  3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат);

  4. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении;

  5. Формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;

  6. Планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

  7. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

  8. Работать с учебной и внешкольной информацией (анализовать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты и т.д.)

  9. Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность ( при помощи педагога);

  10. Использовать современные источники информации-материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

Повышенный уровень:

  1. Привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

  2. Ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материалы) по изученному материалу;

  3. Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

  4. Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

  5. Организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.




Предметные результаты:

Базовый уровень

  1. Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;

  2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  3. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;

  4. Готовнсть применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.

  5. Определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

  6. Установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

  7. Составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

  8. Определение и использование исторических понятий и терминов;

Повышенный уровень


  1. Использование сведений из исторической карты как источника информации, о местах важнейших событий;

  2. Умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  3. Описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

  4. Понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

  5. Поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

  6. Использование приемов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.).


Индикатор усвоения

  • способность осуществлять поиск нужной информации заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат.





Учебно - методическое обеспечение

  1. Учебник Данилов А.А. История России: История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. -М.: Просвещение, 2012.

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. . История России конец XVI - XVIIIвек. Поурочные разработки. 7 класс. -М.: Просвещение, 2013

  3. А.В.Иванов, И.А.Гиниятуллина, Н.А. Левана. История России. Тестовые задания. 7 класс. - М.:Просвещение, 2013

  4. История России. Конец XVI - XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс. Данилов А.А - М., Просвещение , 2013

  5. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.организаций/А.А.Данилов,Л.Г.Косулина,А.Ю.Морозов.-2 е изд.М.:Просвещение,2014

Исторические карты.


  1. Расширение русского государства в XVI- XVII в.

  2. Россия с конца XVII до 60-х годов XVIII в.

  3. Российское государство в XVII в.

  4. Россия в начале XVII века. Смутное время.


Материально - техническое обеспечение

- АРМ учителя

- система голосования

- интерактивная доска

- телевизор

- видеомагнитофонКАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание

Учебные действия

Дата




Введение 1ч.



1

Вводное занятие


Вводный урок

Хронология и сущность нового этапа российской истории.

Условия развития страны в 16в, территория и население

Активизировать знания по курсу истории россии с древнейших временоссиии 17-18 вв. до конца16 века,планировать дечятельностьпо по изучению истории России 17-18 вв.

Характеризовать источники российской истории


Тема 1. Россия на рубеже 16-17 вв. (4 ч)

2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.



Изучение нового материала

Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Кризис власти. Борис Годунов. Экономические трудности.

Раскрывать какие противоречия существовали в русском обществе в конце 16 века

Объяснять смысл понятия заповедные лета

Хюдблш8орг7арактеризовать личность и Бориса Годунова и давать им оценку


3

Смута











К/у

Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Выступления Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Вторжение Польши и Швеции

Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция.

Раскрывать, в чем заключались причины Смуты.

Показывать на карте направления походов Лжедмитрия1и 2,отрядов под предводительством И .Болотникова, польских и шведских интервентов

Систематизировать исторический материал в хронол.таблице


4

Окончание смутного времени







К/у

Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений.

Продолжить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России».

Высказывать и обосновать оценку действий участников ополчений.

Характеризовать последствия Смуты для Российского государства.


5

Повторение и контроль по теме«Россия на рубеже 16-17 вв».






Обобщение и система -

Тизации

Повторение и контроль по теме Россия на рубеже XVI-XVIIвв.

Систематизировать исторический материал о Смутном времени.

Высказывать суждения о деятелях Смутного времени.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Смутного времени по образцу ГИА (в упрощенном варианте)


Тема 2. Россия в XVIII в. ( 9 ч)

6

Новые явления в экономике








И/нового

Материала

Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Сельское хозяйство. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Города и торговля. Ярмарки.

Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в.

Объяснять значение понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок.

Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России.


7

Оформление сословного строя








К/у с

элементами самостоятельной

работы

Усиление позиций дворянства. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Составлять таблицу «Основные сословия в России в XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества.

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.


8

Политическое развитие страны.








К/у

Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Местное управление. Законы. Земские соборы. Боярская Дума. Приказы. Соборное Уложение 1649 г. Начало становления абсолютизма.

Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории).

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России.

Разъяснять, в чем заключились функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством.

Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича.


9

Власть и церковь. Церковный раскол.






К/у

Церковь после Смуты. Патриарх Никон и его реформы. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг.


Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы.

Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола.

Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума


10

Народные движения.







К/у с

элементами самостоятельной

работы

Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступление старообрядцев.

Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту.

Раскрывать причины и последствия народных движений в России в XVII в.

Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России в XVII в.»


11

Внешняя политика.













К/у с

элементами самостоятельной

работы

Россия и речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины к России. Русско-польская война 1653-1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы.

Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII в.

Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов.

Объяснять, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.

Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоение Сибири.


12

Образование и культура в XVII веке.











К/у

Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести. Зодчество. Архитектура. Шатровый стиль. Живопись. Театр.

Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др.

Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.

Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в.


13

Сословный быт. Обычаи и нравы.














К/у

Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в.

Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника, рассказы иностранцев о России и другую информацию ( в том числе по истории края).

Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в.

Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу XVII в.»


14

Повторение и конторль по теме «Россия в 17 в»










Обобщение и систематизация

Знаний

Повторение и контроль по теме Россия в XVII в.

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Выявлять и характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVII в.

Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XVII в. по образцу ГИА (в упрощенном варианте)


Тема 3. Россия в первой четверти 18 в (9ч)

15

Предпосылки петровских преобразований.




Изучение

нового материала

Усиление западного влияния на Россию. Семеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина и В.В. Голицына. Юрий Крижанич.

Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований.

Характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины XVII в.


16

Петр I. Россия на рубеже веков.


К/у

Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Начало правления 1Петра. Великое посольство.

Характеризовать географические и экономические положение России на рубеже XVII-XVIII вв., используя историческую карту.

Начать составление характеристики Петра I

Давать оценку Азовским походам и Великому посольству


17

Северная война.








К/у

Северная война 1700-1721 гг. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.

Рассказывать о причинах, об этапах, основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту

Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I

Продолжить составление характеристики Петра I


18

Реформы Петра I.








К/у с

элементами самостоятельной

работы

Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Утверждение абсолютизма. Значение петровских преобразований.

Характеризовать важнейшие политические и социальные преобразования Петра I и систематизировать учебный материал ( в форме таблицы «Петровские преобразования»).

Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики политики власти.

Продолжить составление характеристики Петра I.


19

Экономика России в первой четверти XVIII века.







К/у

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Ремесленное производство. Денежная реформа. Налоговая реформа. Торговля. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Итоги экономического развития.

Объяснять смысл понятий и терминов: протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.

Характеризовать особенности хозяйственного механизма, сложившегося в России в период правления Петра I.

Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его последствия.


20

Социальные движения первой четверти XVIII века.








К/у

Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Показывать на исторической карте районы народных движений.

Характеризовать причины, участников и итоги восстаний.

Сравнивать народные движения первой четверти XVIII в. и аналогичные движения XVII в.


21



22

Изменения в культуре и

в быте в первой четверти XVIII века.















К/у с

элементами самостоятельной

работы

Распространение просвещения, научных знаний. Развитие техники. Архитектура. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Характеризовать основные преобразования в сфере образования и науки, культуры и быта.

Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования в России.

Раскрывать смысл понятия ассамблея и роль ассамблей в реформировании российского быта

Оценивать петровские преобразования в сфере образования и науки.

Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.)

Продолжить составление характеристики Петра I.


23

Повторение и контроль по теме : «Россия в первой четверти 18 в.»












Обобщение и систематизации

Повторение и контроль по теме « Россия в первой четверти XVIIIв.»

Систематизировать исторический материал по изученному периоду

Заверить составление характеристики Петра I и участвовать в ее обсуждении

Давать оценку и обосновывать итоги реформаторской деятельности Петра I.

Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории.

Выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Петра I по образцу ГИА ( в упрощенном варианте)


Тема 4. Россия в 1725-1762гг (5ч)

24


25

Дворцовые перевороты.

Причины.

Дворцовые перевороты. Итоги.





Изучение нового материала

К/у

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Екатерина I. Петр II. Анна Иоанновна. Иван Антонович. Елизавета Петровна. Петр III.

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.

Систематизировать учебный материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.

Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.

Составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III. Объяснять смысл понятий: кондиции, фаворит.


26

Внутренняя политика в 1725-1762 годах.









К/у

Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства.

Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I

Объяснять смысл понятий: откуп, подряд.

Описывать изменения в положении отдельных сословий в период дворцовых переворотов.



27

Внешняя политика

России в 1725-1762 годах.








К/у с

элементами самостоятельной

работы

Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1742 гг. Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг. Итоги внешней политики.

Характеризовать внешнюю политику преемников Петра I

Называть основные направления и задачи внешней политики в 175-1762 гг.

Рассказывать об участии России в Семилетней войне, о важнейших сражениях и об итогах войны, используя материалы интернет-сайта «Семилетняя война» и другие источники информации.


28

Повторение и контроль по теме «Россия в 1725-1762гг»






Обобщение и систематизация

Повторение и контроль по теме Россия 1725-1762

Систематизировать исторический материал по изученному периоду

Давать и обосновывать оценку итогов деятельности приемников Петра I

Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода дворцовых переворотов по образцу ГИА ( в упрощенном варианте)


Тема 5. Россия в 1762-1801гг.(11ч)

29




30

Внутренняя политика Екатерины II.



«Золотой век» российского дворянства

















Изучение нового материала




К/у

Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Уложенная комиссия. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.

Раскрывать сущность понятий: «просвещенный абсолютизм», секуляризация (с привлечением знаний из всеобщей истории).

Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики «просвещенного абсолютизма» в России.

Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и ее внутриполитической деятельности

Сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине II/

Анализировать отрывки из Жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества ( в том числе с использованием материалов истории своего края).

Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после Пугачёвского восстания.


31

Восстание под предводительством Е.И.Пугачева.








К/у с

элементами самостоятельной

работы

Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Расправа с восставшими. Значение и последствия войны.

Характеризовать положение крестьян во второй половине XVII в.

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. И. Пугачёва

Раскрывать причины восстания, его значение и особенности

Давать характеристику личности Е. И. Пугачёва, привлекая, наряду с текстом учебника, материалы интернет-сайта «Емельян Пугачёв» и другие источники информации


32

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.








К/у

Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Вольное экономическое общество. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации

Сопоставлять экономическое развитие страны при Петре I и Екатерине II

Характеризовать деятельность и значение Вольного экономического общества


33




34



Внешняя политика Екатерины II. Основные направления.


Участие России в разделах Речи Посполитой.

К/у с

элементами самостоятельной

работы

К/у

Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Греческий проект Екатерины II.


Русско-шведская война

1788-1790гг. Политика «вооруженного нейтралитета»

. Война со Швецией. Политика «вооруженного нейтралитета».

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в.

Показывать на карте и называть территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в русско-турецких войнах.

Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск.

Составлять исторические портреты А.В.Суворова и Ф.Ф. Ушакова; давать оценку их деятельности.

Использовать исторические источники для характеристики деятельности А.В. Суворова


35

Российская империя в конце 18 в.Внутренняя и внешняя политика Павла1.










Изучение нового материала с элементами самостоятель- ной

работы с текстом учебника.

Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I.

Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I.

Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников.


36

Наука и образование

Изучение нового материала с элементами самостоятель- ной

работы с текстом учебника.

Академия наук. М.В.Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. Развитие техники. Русские изобретатели. Развитие системы образования

Характеризовать основные тенденции развития образования и науки.

Составлять исторический портрет М.В.Ломоносова

Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и образования XVIII в.

Систематизировать материал о достижениях российской науки


37

Художественная культура.














Изучение нового материала с элементами самостоятель- ной

работы с текстом учебника.

Литература. Драматургия. Русские просветители. Русский сентиментализм. Театр. Ф. Г. Волков. Музыка. Русская народная музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись. Зарождение русской скульптуры. Архитектура. Барокко. Русский классицизм.

Составлять описание отдельных памятников культуры России XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения.

Проводить поиск информации для сообщений о деятелях культуры XVIII в.

Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.»

Систематизировать материал о достижениях культуры.

Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в.


38

Быт и обычаи.

















К/у

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVIII в.

Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию

Использовать материалы интернет-сайтов «Российский мемуарий» и «Русские мемураы» для характеристики жизни отдельных слоев русского общества XVIII в.

Приводить примеры западного влияния на быт и нравы населения России в XVIII в.

Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу конца XVIII в.»


39

Повторение и контроль по теме:

«Россия в 1762-1801гг.»







Обобщение и систематизация

Знаний

Особенности внутренней политики. Экономическое развитие. Культура. Внешняя политика.

Систематизировать исторический материал по изученному периоду

Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в XVIII в.

Высказывать суждения о значении наследия XVIII в. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XVIII в. по образцу ГИА ( в упрощенном варианте)


Итоговое повторение (3 часа)

40



41




42

Повторение по теме: «Россия в17 веке »


Повторение по теме: Россия в 18 веке»



Итоговое повторение и обобщение по курсу: «История России. Конец

XVII-XVIII вв.»

ПОУ



ПОУ






Обобщающий урок

Особенности развития России и мира.

Систематизировать исторически материал по истории России с конца XVI по конец XVIII в.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России с конца XVI по конец XVIII в. по образцу ГИА (в упрощенном варианте)









Лист внесения изменений

© 2010-2022