Исследовательская работа по истории

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

XIII городская научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»

Возрастная категория: «Юный исследователь»

Секция: краеведение

Название работы:

«Прекрасное пробуждает доброе»

Авторы работы:

Николаев Александр Дмитриевич

г.о. Тольятти, МБУ «Школа № 43», 9 класс

Соавтор:

Баталов Николай Владимирович

г.о. Тольятти, МБУ «Школа № 43», 9 класс

Научный руководитель

Пашкова Ольга Борисовна,

учитель истории высшей категории МБУ «Школа № 43»

Консультант:

Стрижова Светлана Анатольевна

член немецкого культурного центра г.о. Тольятти «Возрождение»


г. Тольятти

2017 год




Оглавление






Введение.

Счастье. Оно во всем - сумей его найти:

И в сизой дымке поутру

В лесной тиши,

И в розовом снегу

На широченных лапах ели,

И в зовах иволги - лесной свирели,

И в звонком треньканье капели,

Оно стучится дятлом в дверь,

Внимай ему,

Внимай и ... верь.

Прекрасные строки о счастье, кто их автор? Прочитали мы их на экскурсии в немецком культурном центре «Возрождение» и оказалось, что они принадлежат перу Эдвина Фрицлера (Пр.1), имя которого мы здесь услышали тоже впервые. Кто этот человек, как его судьба связана с нашим городом, почему такие стихи мало известны широкому кругу читателей? Нам захотелось поподробнее узнать об авторе, о его судьбе…

Говорят, время рождает своих героев. В этом выражении есть доля истины. Эдвин Федорович (Фридрихович) Фрицлер приехал в наш город в середине пятидесятых годов прошлого века, в то тяжелое послевоенное десятилетие, когда страна вставала из руин, с большим напряжением сил строила новые заводы, города в надежде на лучшее будущее. Будущее, в котором для каждого найдется место.

Судьбы людские… как редко мы всматриваемся во встречные лица, как редко думаем друг о друге… Кто вы, какие вы?

2014 год объявлен президентом России В.В. Путиным годом культуры, а 2016 год - российского кино, в 2017 году исполнится 75 лет спецпоселениям. И все это прошло красной линией через жизнь многих поколений. Одним из них стал Эдвин Федорович. Фрицлер Э.Ф. - основоположник зарождения музыкальной культуры в городе Ставрополе в 50-е годы двадцатого века, в этом году ему исполнилось бы 108 лет. Пока еще живы люди, знавшие его, мы решили рассказать нашим ровесникам о творчестве и жизненном пути Э.Ф. Фрицлера.

Актуальность темы.

При встречах с коллегами, учениками, в общении с родственниками, вспоминая Фрицлера, все говорили о его высокой интеллигентности. Слово «интеллигенция» и его производные до сих пор достаточно широко употребляются нами. Но остались ли в России интеллигенты? Безусловно, наша страна не лишена интеллектуально развитых людей - Россия продолжает рождать гениев и великих ученых. В нашем обществе также легко выделить так называемый «элитарный» слой, правда, по уровню доходов. А вот что касается подлинных интеллигентов: людей высокодуховных и высокоинтеллектуальных, равнодушных к материальным благам, бесстрашных и стремящихся сделать мир лучше…

Именно таким в памяти современников остался Эдвин Федорович. Сегодня, когда материальное, к сожалению, чаще преобладает над духовным, мы хотим раскрыть образ одного из первых представителей художественной интеллигенции нашего города второй половины двадцатого века, одного из первых композиторов Ставрополя - на - Волге.

Цель работы:

  • познакомить широкий круг современников с именем Фрицлера Э.Ф.;

  • показать роль его личности «в «окультуривании» пространства молодого растущего города» ¹

Задачи работы:

  • исследовать деятельность Фрицлера Э.Ф.;

  • изучить и проанализировать интервью, встречи, воспоминания родственников, друзей и учеников Фрицлера Э.Ф.;

  • собрать и оформить материал в школьный музей;

  • выступить с исследованием в НКЦ «Возрождение» г.о. Тольятти, в ДШИ № 1 имени Балакирева г. о. Тольятти;

  • презентовать работу в селе «Зольное» на совместном концерте ансамбля НКЦ «Возрождения» «Эрика» и оркестра народных инструментов «Млада» ДШИ № 1 имени Балакирева г. о. Тольятти.

Объект исследования: личность Фрицлера Эдвина Федоровича.

Предмет исследования:

  • воспоминания дочерей, учеников, коллег;

  • материалы семейного архива, архивов ДШИ № 1 имени Балакирева г.о.

Тольятти, музейного уголка НКЦ «Возрождения» г.о. Тольятти и центра встреч немцев Похвистнево;

  • видео, фото, аудио материалы;

  • интернет ресурсы.

Методы исследования обусловлены целями и задачами работы:

  • анализ видео, фото, аудио материалов;

  • интервью;

  • беседы;

  • изучение исторической и музыкальной литературы, произведений Фрицлера Э.Ф.;

  1. Из автобиографии Э.Ф. Фрицлер, архив ДШИ № 1 им. Балакирева.


  • использование интернет ресурсов;

  • обобщение и систематизация.

Практическая значимость работы:

  • эта работа пополнит фонды музея Воинской славы школы, музейных уголков НКЦ «Возрождения» Тольятти, центра встреч немцев Похвистнево;

  • данный материал будет использован на классных часах и мероприятиях МБУ «Школа № 43» и школы искусств № 1имени Балакирева г.о. Тольятти.

Глава первая. «Жизнь - судьба».

Одна судьба на всех дана -

Им, кто в строю по-своему особен,

Им, кто сумел в решительный момент

Отчизне вновь явить,

На что способен

Российский человек - интеллигент.¹

7 января 1909 года в семье Фрицлер родился мальчик, которого назвали Эдвин. Его детство прошло на берегу прекрасной русской реки Волга в селе Байцер (г. Красноармейск) Саратовской области. Семья немецких колонистов - лютеран была глубоко религиозной. Как и все немцы Фрицлер выделялись своим трудолюбием, целеустремленностью и порядочностью. С раннего детства мальчика увлекала музыка. «Самоучкой обучился игре на народных инструментах и фортепиано, руководил школьным оркестром русских народных инструментов, а в последний год обучения и школьным хором» ² Конечно, любовь к музыке помогла и выбору специальности - семнадцатилетний юноша был принят на фортепианное отделение Саратовского музыкального техникума. И уже тогда, на приемном экзамене, он представил комиссии свои собственные сочинения. Но постепенно появилась трудность в работе над фортепианными сочинениями, сказывалось отсутствие начального музыкального образования - заболела левая рука. С мечтой о карьере пианиста пришлось расстаться. Жизнь диктовала свои правила. Эдвин Федорович поступил в Саратовский педагогический университет на исторический факультет, не прерывая занятия на теоретико - композиторском отделении музыкального техникума. После окончания теоретического отделения Саратовского музыкального техникума, философского

1. «Личное мнение», сборник писательской публицистики. М, «Советский писатель»,1990, стр 90

2. Н.С. Акинфиева. «Музыкальная летопись Волжского Ставрополя от истоков до наших дней», электронная книга о музыкальной культуре Ставропольского региона и г. Ставрополя -на Волге - Тольятти, 2012

факультета Саратовского университета осенью 1930 г., Эдвин Фрицлер был распределен преподавателем политэкономии в Немецкий пединститут г. Энгельса, где читал лекции по политэкономии и основам марксизма-ленинизма.

На основе данных гос. архивов г. Энгельса и Самары Э. Фрицлер была написана диссертация «Дифференциация крестьян в селах немцев Поволжья», опубликованная в газете «Nachrichten» и «Трудовая правда» ¹. После сдачи кандидатского минимума в Московском институте народного хозяйства, его перевели на должность доцента. Продолжая музыкальные занятия дома, успешно перешел на 5 курс Саратовской государственной консерватории.

Все пошло по-новому: преподавание, лекции, научно-исследовательские работы, работа в архивах. Дома музыкальные занятия продолжались постоянно. «А когда с рукой стало лучше, поступил в Саратовскую консерваторию на композиторский факультет. В 1941 году был переведен на пятый курс. «Окончить помешала война» ², - вспоминал Эдвин Федорович в автобиографии.

Работая над этой главой, мы не смогли найти больше материала о детстве и семье Фрицлер. По воспоминаниям близкой подруги его младшей дочери Ларисы Николаевны Алешкиной, это связано, скорее всего, с тем, что «в те времена на разговоры о семье было наложено табу, немец - негатив, фашист, это как отголоски прошедшей войны» ³

Глава вторая. «Годы, опаленные войной»

Горжусь: мой маленький народ,

идущий на зарю всегда был верен Октябрю,

как в тот тревожный год.

Э. Фрицлер

Повороты судьбы Э.Ф. Фрицлер военных лет вошли в его биографию всего несколькими сухими и страшными строчками - депортация в Сибирь, в Красноярский край, работа в школе, колхозе, трудовой армии. Такова была жизненная участь многих поволжских немцев в годы войны. Масштабы той великой исторической несправедливости были огромны. (Пр. 2). Уже в постперестроечные годы в интернете, на одном из сайтов, были опубликованы данные о переселенных или даже расстрелянных немцах Саратовской области.

1. tgl.ru› Структура мэрии›…/1951-2000-g./169

2. Н.С. Акинфиева. «Музыкальная летопись Волжского Ставрополя от истоков до наших дней», электронная книга о музыкальной культуре Ставропольского региона и г. Ставрополя -на Волге - Тольятти, 2012

3. Из воспоминаний Л.Н. Алешкиной подруги младшей дочери Ирины, интервью.

В огромном списке репрессированных только на одну фамилию Фрицлер более ста пятидесяти имен. В том списке указан и Эдвин Федорович Фрицлер. Против его фамилии несколько строк:

Родился 1909г. Энгельс. Немец.

Приговорен: в 1941г. Обвинение на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 28.08.41г.

Приговор: Высланы на спецпоселение в Красноярский край.

Приговор: Высланы на спецпоселение в Похвистнево (множественное число оттого, что выселялась вся семья).

Реабилитирован по закону от 18 октября 1991г

До войны Э.Ф. Фрицлер со своей семьей проживал в Республике Немцев Поволжья в городе Энгельс, где работал преподавателем политэкономии в Немецком педагогическом институте.

В 1941 году, когда началась война, он со своей семьей, как и все жители немецкой национальности, был выслан в Сибирь, в Хакасию в поселок Ербинск. Из воспоминаний Иоганна Эйснера: «Начали собирать вещи, а военный стоит над душой. Давай скорей! Не берите много, на станции выбросите» стали выходить, я в отчаянии открыл в доме все двери и окна, поставил на подоконник патефон с пластинкой «Ах, Самара - городок», завел до отказа пружину и покинули мы дом родной. Уходили под музыку со слезами на глазах, под команды людей в форме. Вместе с матерью залились плачем дети. Мы шли, а из далека все слышались затухающие слова песни: «беспокойная я, успокой ты меня…» ² Возможно, так же выселяли и семью Фрицлер.

По указу от 1942 года, Э.Ф. Фрицлер был мобилизован в Трудовую армию и направлен в Куйбышевскую область (ныне Самарская обл.) город Похвистнево, где остался на спецпоселении. В Куйбышевской области были открыты новые месторождения нефти, требовались рабочие для строительства нефтепровода и нефтехранилища.

Первоначально все немецкие рабочие жили в землянках в закрытом лагере в районе Калиновка. Несмотря на тяжелые условия жизни, Э.Ф. Фрицлер начал заниматься творческой деятельностью, чтобы сделать жизнь людей в лагере интересней.

Среди мобилизованных он нашел людей, которые умели играть на музыкальных инструментах, имели музыкальный слух и обладали голосом. Были созданы оркестр струнных инструментов и хор. Появились и солисты: Рихард Гартман (домбра), Роман Мартынович Колло (скрипка), Лидия Лоос (сольное пение).

1. e-reading.by›…php…Reabilitaciya.

2. Кристоф Бергнер. «Обращение к читателям». Календарь для российских немцев. - МСНК, 2013

Все выступления проходили в сопровождении игры Э.Ф. Фрицлера на фортепиано. Они проводились в выстроенной столовой лагеря. На музыкальные вечера, концерты, танцы стали приходить молодые люди не только из числа мобилизованных немцев, но из числа русских, проживающих в округе, которые прозвали это место «Кёнигсбергом».

После окончания войны Э.Ф. Фрицлер стал работать художественным руководителем в клубе нефтяников, в Доме пионеров г Похвистнево.

Многих молодых людей он обучил игре на струнных инструментах. (Пр.3). В клубе были созданы оркестр и хор под управлением Э.Ф. Фрицлера, которые занимали первые места в областных смотрах художественной самодеятельности. Коллектив хора был трехголосым, в его исполнении звучали не только русские народные песни, но и классические произведения русских, советских и зарубежных композиторов.

В Похвистнево Э.Ф. Фрицлер преподавал музыку в школах № 1, № 2, в железнодорожной школе № 49. Творческие коллективы каждой из них работали в музыкальном сопровождении аккордеона Э.Ф. Фрицлер. Много лет спустя повзрослевшие участники музыкальных выступлений говорили о том, что Эдвин Федорович научил их любить и слушать музыку. (Пр. 4).

Первая детская музыкальная школа в городе Похвистнево создана по инициативе Эдвина Фрицлера. Много раз ему приходилось ездить в город Куйбышев, решая необходимые вопросы по ее открытию: помещение, денежные средства, педагогический коллектив и т.д. В созданной школе он и работал вплоть до отъезда в город Тольятти.

Сам Эдвин Федорович не любил говорить о трагедии немцев России: депортации (1941), трудармии(1942-1946) и спецпоселении(1946-1956), да и о чем здесь можно рассуждать, когда между датой приговора и датой реабилитации целых пятьдесят лет. И пол века прожиты с тяжелым грузом на сердце. Но, всё же, нелегкое время помогло определить этому человеку свой жизненный путь, связанный с музыкой. Национальность неудачна, фамилия совсем плоха

И внешний облик мой невзрачный не лучше видно потроха

С такой анкетою я смело поплыл в пучине боевой,

И не последним был, как показало дело, в борьбе, хотя был рядовой

Глава третья. «По зову сердца… Волга…»

У человека родина - одна, одна как жизнь, одна, как сердце…

Э. Фрицлер

В декабре 1955 года вышел указ президиума Верховного Совета СССР о частичной реабилитации немцев Поволжья, без права возвращения семей из мест спецпоселения в места постоянного проживания

(Немецкая республика Поволжья) ¹. Почти полвека они ждали этого момента! В 1956 году семья Фрицлер приехала на Волгу в рабочий поселок Комсомольский. В этом районе тогда жили строители ГЭС и представители небольшой прослойки интеллигенции: врачи, учителя, руководители стройки, военные. Они приехали сюда с семьями, детьми и в определенный момент появилась насущная потребность «окультурить» пространство молодого растущего города. Незадолго до приезда Фрицлер здесь была открыта первая музыкальная школа.

Семья Фрицлер сразу стала приметной. Один внешний вид главы семьи внушал доверие - высокий, всегда подтянутый, строгий и одновременно доброжелательный. Он поступил на работу в музыкальную школу, а его жена - Ольга Федоровна стала работать учителем немецкого языка в школе № 6.

Поселилась эта дружная большая семья на улице Тюленина (Мурысева) на первом этаже двухэтажного дома. По воспоминаниям Ларисы Николаевны Алешкиной: «Возле окон Фрицлер был разбит чудесный палисадник, где цвели много разных красивых цветов. Ольга Федоровна раздаривала их детям и соседям. У Эдвина Федоровича и Ольги Федоровны было четверо дочерей, но в Комсомольск с ними приехали трое младших, здесь они завели собаку английского сеттера. Их семья отличалась особой интеллигентностью. Дух музыки, творчества и доброты царил в этом доме» ² Работу преподавателя по классу фортепиано в ДМШ №1 он успешно совмещал с должностью пианиста в Комсомольском клубе. В учениках не было недостатка, они любили увлеченного и очень требовательного педагога. Фрицлер стал организатором просветительской работы среди населения Комсомольского района, вел не только концерты, но и много рассказывал о музыке по местному радио. Вспоминает завуч ДМШ №1 Л.И. Смирнов: «Душой и организатором всех проводимых концертов был Эдвин Федорович. Не считаясь ни с возрастом, ни с личным временем (а иногда приходилось в воскресные дни проводить по 3-4 концерта на избирательных участках), Эдвин Федорович постоянно играл сам, аккомпанировал на фортепиано скрипачам и домристам, а если в зале не было фортепиано, нередко брал в руки аккордеон. И так в течение многих лет» ³ И это неудивительно. Проработав несколько лет в должности заведующего фортепианным отделением,

1. Текст данного Указа приведен в Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х томах. Том I. Март 1953 -февраль 1956.Москва 2000, с. 289

2. Из воспоминаний Л.Н. Алешкиной подруги младшей дочери Ирины, интервью.

3. Воспоминания завуча ДМШ №1 Леонида Ильича Смирнова. libavtograd.tgl.ru›

Э.Ф. Фрицлер вскоре, в 1963 году был утвержден в статусе директора детской музыкальной школы №1. (Пр. 5). Его деятельность на этом посту вспоминается с большой благодарностью всеми поколениями педагогов школы. В этом человеке объединились важные для руководителя качества: ум, широкая образованность, природная интеллигентность, умение заразить окружающих новыми творческими идеями. Он естественно любил музыку, и в этом чувстве не было ни доли самоутверждения, а лишь одно желание - осчастливить всех этой любовью к музыке. (Пр. 6).

Глава четвертая «Музыкант, поэт, общественный деятель»

Хотя я немец, но родился в России, и здесь моя Родина

Э. Фрицлер

«Если человек талантлив, то он талантлив во многом» - эти слова очень подходят к образу жизни Э.Ф. Фрицлер. С детских лет в нем проявились любовь к музыке и способности к сочинительству, что он сумел успешно реализовать в своей жизни. Уже в зрелом возрасте, имея много разных общественных обязанностей, будучи директором музыкальной школы, очень важное место в его жизни занимало сочинение музыки.

В годы директорства, Эдвину Федоровичу приходилось помогать самодеятельным композиторам. А после выхода на пенсию в 1973 году, когда появилось больше свободного времени, и композиция стала главным смыслом его жизни, Эдвин Федорович постоянно стремился быть нужным людям. Он возглавил впервые образованную городскую секцию Союза композиторов. Самодеятельным авторам она оказывала методическую помощь, профессиональным композиторам помогала в организации исполнения новых сочинений. На заседаниях секции регулярно устраивались обсуждения прослушанной музыки.

Главным помощником Эдвина Федоровича в организации деятельности композиторского союза стала его бывшая коллега по музыкальной школе, также композитор, Галина Владимировна Курина. Она брала на себя всю тяжесть основных организационных дел. Всегда активно помогала отцу и дочь Ирина.

Первый отчетный концерт тольяттинских композиторов состоялся в 1979 году. В концертном зале музыкального училища прозвучали сочинения композиторов Э.Ф. Фрицлер, Г.В. Куриной, П.В. Фисенко, В.В. Круковского. Он способствовал установлению контактов между композиторами города и музыкальными коллективами, отдельными солистами, учебными заведениями. Традиционными стали отчетные концерты тольяттинских авторов. Очередным, в 1983 году стал творческий вечер Э.Ф. Фрицлер, который был событием в музыкальной жизни города.

Для многих участие в том памятном концерте было проявлением уважения к талантливому музыканту, учителю.

При жизни Эдвина Федоровича его музыка часто звучала на городских концертах, фестивалях, творческих встречах композитора в детских коллективах - это естественно, ведь он много писал сочинений для детей. В 1986 году состоялся авторский концерт композитора в «родной» для него ДМШ №1 (ДШИ им. Балакирева). Концерт имел большой успех у зрителей.

В 80 - е годы имя Фрицлер стало знакомо самарской и саратовской публике. Куйбышевский симфонический оркестр исполнил балет Э.Ф. Фрицлер «Красная шапочка». А профессора Саратовской консерватории положительно отзывались об его музыке, отмечая певучие мелодии, доступные для понимания широкой аудитории.

На официальном портале Мэрии городского округа Тольятти приводится, взятый из фондов архива, список сочинений композитора Э.Ф. Фрицлер

Помимо фортепианной музыки, Э.Ф. Фрицлер сочинял для духовых инструментов, скрипки. На создание скрипичного репертуара во многом повлияло длительное общение со своим коллегой по музыкальной школе преподавателем по классу скрипки Л.И. Смирновым. В годы их совместной работы они часто выступали в камерном ансамбле. «И все - же любимым композиторским занятием была работа со словом, то есть вокальная музыка. В списке вокальных сочинений Э.Ф. Фрицлер свыше сорока работ в жанре романса и песни. По фамилиям авторов текстов его вокальной музыки можно сделать вывод, что композитор не тяготел к поэтической классике, его больше привлекала современная поэзия. В ряду вокальных работ Эдвина Федоровича есть произведения на собственные тексты, например, получившая в свое время известность «Баллада о Никонове» ² Необходимо сказать о любви композитора к немецкой песне и немецкому слову. Для Эдвина Федоровича немецкий язык был вторым разговорным языком. Его немецкая речь представляла собой особый берлинский диалект, который, как говорят специалисты, сохранился у «русских» немцев, а в современной Германии он почти утерян. Школьные педагоги первых поколений помнят интересный случай на эту тему: «Тольятти посетила какая-то немецкая делегация и ей позволили общение с Э.Ф. Фрицлер.

Все, кто с ним общался, подмечали некоторую жесткость выговора русских слов, что является признаком «двуязычной» личности. Естественно, говорили на немецком, да еще каком - немцы были в изумлении, они столкнулись с языком из прошлого» ³

1. portal.tgl.ru/

2. Воспоминания завуча ДМШ №1 Л. И. Смирнова.libavtograd.tgl.ru›

3. Из воспоминаний дочери Э.Ф. Фрицлера Ларисы Эдвиновны Воллерт, интервью.

На немецком Э.Ф. Фрицлер не только общался, но и сочинял прекрасные стихи. Все авторы, кто когда-либо писал об Эдвине Федоровиче, помимо определения музыкант, пианист, композитор, обязательно добавляли к этим качествам еще два слова: поэт и философ. В стихах раскрывался внутренний мир этого человека. Стихи, по свидетельству дочери Ирины, «он сочинял почти каждодневно» ¹, да и рождались они по всяким разным поводам. Коллеги Э.Ф. Фрицлер вспоминают - «стихи часто создавались в процессе общения с детьми, для налаживания контакта между учителем и учеником» ².

Одно из стихотворений Э.Ф. Фрицлер имеет интересное название «40 лет спустя…» в нем поэт как бы подводит итог жизни.

Нет, жизнь меня не обошла,

Все было, радости и горе.

Я стар, душа изнемогла,

И ты лишь неизменно, море!

Как оглушает вой и свист,

И волны в берег бьют со стоном.

А я, на дереве зеленом,

Всего лишь пожелтевший лист.

В последние годы жизни Э.Ф. Фрицлер со своей дочерью Ириной были среди учредителей культурного центра поволжских немцев «Возрождение» в Тольятти, где он стал заместителем председателя по вопросам культуры.

Глава пятая. «Учитель воспитай ученика»

В душе каждого человека живет благодарная память об Учителе, чье доброе слово и чья вера в тебя окрыляла и придавала силы, чья любовь к предмету, требовательность и строгость вызывали уважение. Для многих - это был и будет Э.Ф. Фрицлер.

Одной из первых учениц Эдвина Федоровича стала его младшая дочь Ирина, одаренная пианистка. Она, единственная среди четырех дочерей Эдвина Федоровича, получила полное профессиональное музыкальное образование, закончив сначала Куйбышевское музыкальное училище, а затем Саратовскую консерваторию. В эту дочь отцом было вложено многое, как будто через нее Эдвин Федорович пытался реабилитироваться за несостоявшуюся карьеру пианиста. Впоследствии, именно Ирина станет главным профессиональным помощником своего отца. В свою очередь, дочери Ирины Эдвиновны - Ольга и Юлия также выбрали в своей жизни путь музыканта, обе закончили фортепианное отделение Тольяттинского музыкального училища (Пр. 7).

1. Из воспоминаний младшей дочери Э.Ф. Фрицлер Ирины Эдвиновны Фрицлер, интервью.

2. Из материалов Вечера памяти Э.Ф. Фрицлер, Тольятти, январь 2009.

Бывший учащийся ДМШ № 2, а впоследствии директор ДМШ № 1, Владимир Романович Четвертаков, с большой благодарностью вспоминает годы общения с Э.Ф. Фрицлер. По словам Владимира Романовича, «Эдвин Федорович умел видеть в человеке талант и всячески помогал его развитию, ориентируя на получение серьезного профессионального образования. На молодое поколение музыкантов Э.Ф. Фрицлер оказывал огромное влияние, его авторитет был непререкаем» ¹

Многие из учеников Эдвина Фёдоровича помнят о нем «о самом любимом учителе, чутком, отзывчивом, одновременно строгом и справедливом, который заботился о нас, как о собственных детях» ²

Из воспоминаний Романюк Алексея Михайловича - ученика, однокурсника младшей дочери Ирины, коллеги Э.Ф. Фрицлер: «Знаю и помню Эдвина Фрицлера, как организованного человека - руководителя. Музыканта на своем месте. Человека глубоких философских знаний. Компетентного во многих вопросах музыки, истории культуры. Он всегда был на голову выше нас всех» ³

«Эдвин Федорович всегда был страстным и неутомимым пропагандистом музыки. И эту потребность сеять прекрасное, доброе он стремился привить и нам, молодым педагогам» ² - вспоминает завуч ДШИ № 1 имени Балакирева Л.И. Смирнов о композиторе. Учитель - это больше, чем профессия, учитель - это призвание. Своей работой учитель закладывает основы мировоззрения многим поколениям, являясь образцом мудрости и справедливости.
Заключение.

Уже после смерти Э.Ф. Фрицлер большая его семья покинула пределы Российской Федерации и отбыла на свою историческую родину в Германию. Его дочь Ирина не раз рассказывала, что еще при жизни отца они ему неоднократно предлагали выехать за пределы страны, и всякий раз он отказывался. При этом добавлял: «Хотя я немец, но родился в России, и здесь моя Родина». Насколько эти слова были в духе Эдвина Федоровича. В них нет пафоса, а только ощущение большого внутреннего достоинства и чувство долга перед страной, которая тебя воспитала, хотя и не всегда была «родной матерью».


  1. Из материалов Вечера памяти Э.Ф. Фрицлер, Тольятти, январь 2009.

  2. Там же.

  3. Из материалов Вечера памяти Э.Ф. Фрицлер, Тольятти, январь 2009.

  4. Воспоминания завуча ДМШ №1 Л. И. Смирнова.libavtograd.tgl.ru›

Столетие со дня рождения композитора Э.Ф. Фрицлер отмечалось в Тольятти 27 января 2009 года. В здании Детской школы искусств имени М.А. Балакирева состоялся вечер - концерт памяти этого большого музыканта. Событие вызвало общественный резонанс не только в нашем городе, но и в областном центре. Среди присутствовавших на вечере были коллеги, ученики Эдвина Федоровича, музыканты города, представители Немецкого культурного общества «Возрождение» (Пр. 8).

Уже после смерти композитора (Э.Ф. Фрицлер умер в 1997 году) при финансовом содействии Общества городов - побратимов Тольятти - Вольфсбург и при активной помощи Детской школы искусств имени М.А. Балакирева (бывшей ДМШ №1) был выпущен нотный сборник вокальных сочинений Э.Ф. Фрицлера. (Пр. 9).

Вот мы и подошли к подведению итога своего исследования. Работая с документами, с воспоминаниями родственников, интернет ресурсами, встречаясь с учениками, коллегами Э.Ф. Фрицлер, понимаешь, что отдельный человек, отдельное лицо, отдельная биография несут на себе следы всей эпохи, всего общества.

Особенна роль немецкого народа в истории нашей страны, роль отдельно взятого гражданина. И тут невольно приходят на ум слова А. Солженицына:

«Где на земле такая есть пустыня, которую немцы не могли бы превратить в цветущий край? Не зря говорили в прежней России: «Немец что верба - куда ни ткни, тут и принялся» ¹. Мы узнали, что у истоков музыкальной и поэтической культуры нашего города стоял настоящий интеллигент в полном значении этого слова Э.Ф. Фрицлер.

Мы выражаем благодарность и признание всем тем, кто откликнулся на наш поиск и особенно завуча ДШИ № 1 имени Балакирева. С.И Колеватых. (Пр. 10)

Не возноси меня, эпоха,

Не повергай меня в раба!

Я послужил тебе неплохо

Упорством сердца и горба…²

1. А. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» - М.: ИНКОМ НВ, 1991, т 7, с.269

2. В. Кузнецов. «Личное мнение», сборник писательской публицистики. М, «Советский писатель»,1990



Список используемых источников и литературы

  1. Акинфиева Н.С. «Музыкальная летопись Волжского Ставрополя от истоков до наших дней», электронная книга о музыкальной культуре Ставропольского региона и г. Ставрополя - на Волге - Тольятти, 2012.

  2. В. Кузнецов. «Личное мнение», сборник писательской публицистики. М, «Советский писатель»,1990.

  3. А. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» - М.: ИНКОМ НВ, 1991, т 7.

  4. Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х томах. Том I. Март 1953 -февраль 1956. Москва, международный фонд «Демократия», 2000, с. 95-97. [Электронный ресурс] - режим доступа: e-reading.by›…php…Reabilitaciya.

  5. Библиотека Автограда| Эдвин Федорович Фрицлер [Электронный ресурс] - режим доступа: libavtograd.ru›

  6. 100 - летию Э.Ф. Фрицлера. [Электронный ресурс] - режим доступа:
    turportal63.ru›news

  7. Фрицлер Эдвин Фёдорович [Электронный ресурс] - режим доступа: rusdeutsch.ru›Nachrichten/1215

  8. Из истории театра в Ставрополе - Тольятти [Электронный ресурс] - режим доступа: tgl.ru›structure/department/1951-2000-g/169/

  9. К 106-летию Э.Ф. Фрицлера. Отчет ДШИ имени Балакирева [Электронный ресурс] - режим доступа: balakirev-artschool.ru›assets/files/pdf_old…1.pdf

Приложения

Приложение 1. Эдвин Федорович Фрицлер.

Исследовательская работа по истории

Приложение 2.

Исследовательская работа по истории

Приложение 3. Струнный оркестр, Похвистнево.

Исследовательская работа по истории

Приложение 4. Хор, созданный Э.Ф. Фрицлер, Похвистнево.

Исследовательская работа по истории

Приложение 5. Первая в Тольятти

Исследовательская работа по истории

Приложение 6. С коллегами в ДШИ № 1. ТольяттиПриложение 7. С дочерью Ириной и внучкой Юлией.

Исследовательская работа по истории

Приложение 8. Объявление о вечере памяти.

27 января в 18 часов в школе состоится концерт, посвященный 100-летию поэта, композитора, философа, второго директора ДМШ № 1 и инициатора создания в Ставрополе-Тольятти немецкого общества «Возрождение» Эдвина Федоровича Фрицлера. В концерте примет участие дочь композитора, Ирина Фрицлер.

HYPERLINK "mailto:otv@tgl.ru" otv@tgl.ru , HYPERLINK "http://portal.tgl.ru/" portal.tgl.ru

Приложение 9. Обложка сборника музыки Э.Ф. Фрицлер, выпущенного к 100-летию автора.

Исследовательская работа по истории

Приложение 10. Завуч ДШИ № 1 имени Балакирева. С.И Колеватых

Исследовательская работа по истории




© 2010-2022