Работа с историческими источниками как форма внеурочной деятельности с учащимися

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ишбаева А.Т.

Учитель истории и обществознания МОБУ СОШ №8 г.Мелеуз

«Работа с историческими источниками как форма внеурочной деятельности с учащимися»

Исторические источники зачастую бывают сложны по структуре и стилю. Поэтому учащимся необходимо понять основное содержание источника: выяснить терминологию, несущую смысловую нагрузку, причины, время и исторические условия создания документа, разобрать факты и события, включенные в текст, выявить качественные характеристики личностей, называемых автором.

Следующим этапом в работе с источником является усвоение содержание источника; выделяются основные узловые вопросы, материал, непосредственно относящийся к данной теме; происходит уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории. И на последнем этапе учащиеся выполняют обобщающие и практические задания.

Алгоритм изучения исторического источника с помощью логического задания:

  1. Ознакомиться с вопросами логического задания

  2. Выработать примерное содержание ответов на вопросы логического задания

  3. Сформулировать ответы на вопросы логического задания

  4. Написать конспект изучаемого источника.

Рассмотрим изучение исторического источника по теме :Пакт о ненападении 1939г.

История второй мировой войны и Великой Отечественной войны принадлежит к кругу проблем, интерес к которым не ослабевает с течением времени.В научный оборот вводятся новые документы, многие достоверные факты получают отражение в мемуарной литературе, фундаментальных работах историков. На этой основе устраняются допущенные в прошлом искажения и неточности, попытки замалчивания или конъюнктурного толкования отдельных фактов, событий, переосмысливаются и переоцениваются многие явления и события тех грозовых лет. Воссоздается правдивая и целостная картина участия советского народа в войне 1941-1945гг. необходимость отказа от упрощенно-апологетической, сглаженной версии истории Великой Отечественной войны чрезвычайно важна. Величие подвига советского народа невозможно понять и осознать без полной правды о войне.

Очень важно также, чтобы эта правда присутствовала в учебниках по истории. Одним из самых сложных заданий на олимпиадах и на ЕГЭ по истории является анализ источника.

Как научить учащегося работать и уметь извлекать информацию из документа , если в учебнике 11 класса История России о пакте ненападения написано, что в середине августа 1939г. И.В.Сталин сделал свой выбор…В.М.Молотов и министр иностранных дел Германии И.Риббентроп подписали в Москве пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол к нему о разделе «сфер влияния» в Восточной Европе.

А теперь обратимся к самим Кимам, где

вопросы и задания к документу :

  1. Почему и на каких условиях был заключен советско-германский договор?

  2. О чём договорились СССР и Германия?

  3. Как изменилась международная ситуация в результате этих соглашений

Другой документ :

  1. Почему данный документ носил название секретного? почему долгое время СССР отказывался признать наличие этого документа?

  2. О чем свидетельствует документ?

  3. По оценке ряда историков, этот протокол отражал раздел между Германией и СССР сфер влияния. Как вы оцениваете эту позицию.

Еще варианты вопросов :

  1. На основании документа сделайте выводы о причинах советско-финской войны 1939-1940гг

  2. Какие из положений меморандума легли в основу советско-финляндского мирного договора в марте 1940г.

  3. На основе анализа документа сделайте не менее трех выводов о взаимоотношениях между СССР и Германией к началу 1940-х гг.

Перед учителем стоят кажется трудные не выполнимые задачи, необходимо прежде всего осветить вопрос четко , кратко и дать объективный анализ, но и в тоже время именно изучение этого сложного вопроса в 11 классе имеет огромное воспитательное значение : формируется активная жизненная позиция, патриотические, гражданские качества личности. Должны также понимать , что изучают в классе историю учащиеся с разным восприятием информации, кому то нужно потрогать сам документ, кто то должен видеть , а кто то просто прочитает и расскажет . Изучая исторический источник учащиеся получают не только конкретные знания об изучаемой эпохе, но они включают воображение, что делает урок ярким и эмоциональным, отрабатываются навыки самостоятельной работы, умение извлекать информацию, рассуждать и делать выводы. И вот здесь учитель дает задания для каждого учащегося согласно его особенностям восприятия, начинается работа исследовательского характера и объявляется дата итогового урока.

I . Советско -германские отношения 1939г.

Пакт сделал невозможным союз СССР с Англией и Францией в случае войны между ними и Германией из-за Польши.

В советской исторической науке преобладало мнение ( разделяемое и рядом современных российских историков), согласно которому пакт не позволил создать единый антисоветский фронт, избавил СССР от войны на два фронта ( в Европе и на дальнем Востоке) и дал ему возможность, оттянув войну на два года, лучше подготовиться к отражению агрессии. Другие авторы, напротив полагают, что в 1939г. условия для вступления СССР в войну были более выгодными, чем в 1941г., когда Гитлер уже подчинил практически всю Европу.( две точки зрения на данную проблему)

II. В 1933-1939гг.и западные страны, и СССР в той или иной мере прибегали к компромиссам с Гитлером в собственных интересах. Уступки Запада Гитлеру, независимо от того , были ли они вызваны стремлением натравить Гитлера на СССР или действительно объяснялись намерением умиротворить Германию, обернулись предательством сначала Австрии и Чехословакии, затем Польши. Пакт от 23 августа 1939г. можно по- разному оценивать с точки зрения его выгоды для СССР или с точки зрения морали. Однако сам пакт не нарушал международного права. Нарушением международного права являлись секретные протоколы.Пакт же 28 сентября 1939 г.сам по себе нарушал международное право, так как граница проводилась по территории суверенного государства , уничтоженного путем насилия.

Для СССР складывалась чрезвычайно сложная и в высшей степени неблагоприятная ситуация -опасность войны на два фронта; на западе - с фашисткой Германией, на востоке- с милитаристской Японией. Это был вынужденный шаг, на который Советское правительство пошло только после того, как полностью выяснилось нежелание Англии и Франции заключить действенное соглашение с СССР о совместной борьбе против гитлеровской агрессии и были исчерпаны все другие возможности обеспечения безопасности СССР.

В сложившейся обстановке такое решение было единственным .Другого выхода не было. Во -первых, потому что заключение договора сорвало замыслы империалистической реакции, стремившейся непосредственно перед началом войны создать единый антисоветский фронт. В результате вторая мировая война началась не так , как того хотели империалисты Англии, Франции и США: она началась внутри капиталистической системы, между двумя империалистическими группировками.

Заключение советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939г. было политическим сюрпризом первостепенной значимости..

В дипломатической документации СССР за 1937-1938 годы не обнаружено свидетельств, которые говорили бы о советских намерениях добиваться взаимопонимания с Берлином. Со стороны Германии с конца 1938-начала 1939 года начался зондаж возможностей улучшения отношений с СССР . «Инсценировкой нового рапалльского этапа»назвал его Гитлер. А значит, советское руководство располагало надежными сведениями о военных приготовлениях нацисткого режима, а также о линии поведения западных держав.

Последующие международные события ( март 1938г.- оккупация Австрии, сентябрь 1938г.-встеча в Мюнхене, март 1939- оккупация Чехословакии) не могли добавить Сталину оптимизма в отношении его « демократических» коллег.

«Завтра может быть уже поздно, - заявил М,М,Литвинов представителям печати 17 марта 1938г.-но сегодня время для этого еще не прошло, если все государства, в особенности великие державы, займут твердую недвусмысленную позицию в отношении проблемы коллективного спасения мира.»

На июньских советско-англо- французских переговорах в Москве, по мнению Чемберлена, «русские преисполнены стремления достигнуть соглашения». Но отклонение двух главных советских предложений- 1. Одновременное подписание политического и военного соглашения; 2. Определение косвенной агрессии- свело на нет еще одно усилие СССР по созданию коллективной безопасности в Европе.

Столкнувшись с тупиковой ситуацией на переговорах, советское руководство пошло на сближение с немцами.

И здесь возникает вопрос:

«Почему же Англия и Франция понимая военную опасность со стороны Германии , прислали на переговоры второстепенных ее членов, у которых не было реальных полномочий для подписания соглашений, не стоит задача создать прочный заслон перед Гитлером?»

Именно здесь была упущена реальная возможность поставить совместными усилиями преграду на пути германской агрессии.

Накануне подписания советско- германского договора о ненападении от 23 августа 1939 г. министерство иностранных дел Германии и германское посольство в Москве обменивались телеграммами.

14 августа 1939г. министр иностранных дел Германии И.фон Риббентроп направил германскому послу в СССР графу фон Шуленбургу шифрованную телеграмму следующего содержания: « Я прошу Вас лично связаться с господином Молотовым и передать ему следующее..»

Заверив наркома по иностранным делам СССР в том , что « Германия не имеет никаких агрессивных намерений против СССР», германский посол в СССР Шуленбург заявил 17 августа 1939 года, что «Германия готова заключить с СССР пакт о ненападении.» В ответ Молотов заявил о согласии Советского правительства на заключение пакта о ненападении или подтверждение пакта 1926г. с одновременным подписанием специального протокола о заинтересованности договаривающихся сторон в тех или иных вопросах внешней политики, с тем чтобы последний представлял органическую часть пакта.

23 августа 1939 г. советско-германский пакт о ненападении был подписан, а 31 августа ратифицирован Верховным Советом СССР советско-германский договор о ненападении. Этот документ с юридической точки зрения не выходил за рамки принятых в то время соглашений, не нарушал внутреннего законодательства и международных обязательств СССР. Содержание советско-германского не расходилось с нормами международного права . Юридически он утратил силу 22 июня 1941г.. Таким образом, что подписание договора был правомерен политически. Советский Союз продемонстрировал западным державам самостоятельность внешнеполитического курса.

Политика Германии, Японии, позиция западных демократий не оставляла Советскому Союзу иного выхода. Япония, рассчитывающая на совместные действия с Германией против СССР, ( военные действия у восточных границ Советского Союза: Япония напала на союзницу СССР- Монголию. С мая по август 1939г. на реке Халхин- гол развернулись бои) вынуждена была переориентировать свои агрессивные планы.

Угроза советско-германского вооруженного конфликта отодвигалась. что давала возможность укрепления обороноспособности страны.

По торгово-кредитному соглашению от 19 августа 1939г. СССР получал необходимое промышленное оборудование и военные материалы на 400 млн.марок.

Но были и отрицательные моменты заключения советско-германского договора.

Ослаблен антифашистский фронт коммунистических , социал-демократических и либерально-буржуазных партий .Авторитет Советской страны среди демократической общественности был значительно подорван.

Поставки советского сырья и продовольствия усиливали стратегическую мощь Германии. Подписанием секретных протоколов, скрытых от народа и Верховного Совета СССР, советское руководство вступило в преступный сговор с фашистами по территориальному разбою.

III. Советско-германский договор 1939 года сопровождается строго секретным дополнительным протоколом, который как и договор- подписали Молотов и Риббентроп.

« По случаю подписания Пакта о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических республик нижеподписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе»

Ни в советских , ни немецких архивах оригиналы (русский и немецкий) этого документа до сих пор не обнаружены.Находящиеся в научном обороте тексты имеют своим первоисточником микрофильмы, которые были сделаны в конце войны. На допросе в Нюрнбергской тюрьме 19 февраля 1947г. немецкий дипломат д-р. Пауль Отто Шмидт рассказал , что микрофильмирование началось по указанию Риббентропа в 1943-1944гг.. Затем микрофильмы вместе с частью архивов МИД Германии были вывезены сначала в Крюмхюбель ( Силезия), а затем - в Мюльхаузен ( Германия). Весной 1945, поступило указание уничтожить архивы, этим , в частности, занимался советник и переводчик канцелярии министра Карл фон Леш.На свой страх и риск он не стал уничтожать микрофильмы, а положил катушки с ними в жестяную коробку, обмотал ее промасленной тряпкой и зарыл в парке замка Шёнберг под Мюльхаузеном, 12 мая 1945г. фон Лёш рассказал о спрятанной коробке британскому подполковнику Роберту Томсону. Последний ввел в курс дела американцев. 14 мая коробка была выкопана, а 19 мая доставлена в Лондон, где американцы сделали дубликаты всех микрофильмов. Всего оказалось 10 катушек, на которых было заснято 9725 страниц документов. Среди них были документы, подписанные в Москве 23 августа 1939г., включая и дополнительный протокол.

23 мая 1946г. протокол публикуется в газете «Сан-Луи пост диспетч», а в 1948 г. появляется в изданной в США книге «Национал-Социалистическая партия Германии и Советский Союз. 1939-1941 годы». До этого о содержании протокола не знала не только общественность , но и Верховный Совет СССР и Политбюро ЦК партии.

С 1939 г. никакой информации по этому поводу у нас не публиковалось.Причины умалчивания понятны: суть секретного протокола сводилась к тому, что Сталин и Гитлер поделили «сферы интересов», куда вошли соседние суверенные государства.

После длительного периода молчания советская печать осенью 1988г. поставила вопрос о советско-германском «Договоре о дружбе и границе между СССР и Германией» от 28 сентября 1939г., подписанном в Москве Риббентропом и Молотовым .

Итак, теперь можно подвести итоги работы , каждая группа, а в данном случае три группы, рассказывает о своем собранном материале, затем все собирается вместе- и архивные материалы-вырезки из газет того времени, и сведения из рассказов участников тех событий, фотографии всех участников, статьи из книг ученых историков, воспоминания. И в конце когда итоги подведены, выводы записаны, словарь исторических терминов пополнен, учащиеся уже без особого затруднения четко записывают выводы по заданиям , которые были им предложены , обязательно нужно посмотреть фильм о защите Брестской крепости.

Конечно такая подготовка очень сложна, но такие уроки по изучению источников нужны. Интересными для учащихся бывают такие документы, как про Петра I, история создания Советского государства, опричнина Ивана IV Грозного, и т.д. Поэтому ни один подготовленный материал нельзя никак выбрасывать, его обязательно нужно накапливать , этот же материал другими учащимися дополняется , переделывается, взгляд на эту проблему меняется и так накапливается достаточно много фактических источников. По себе знаю, иногда учащемуся даёшь задание , найти такой то материал( как бы уже заранее зная об этом материале , что есть в библиотеке), а он принесет такое сведение, что может учителя поставить в затруднительное положение, что конечно приходится очень много читать, быть всегда готовым ответить на трудный вопрос.

Я считаю , что в данном случае цель учителя достигнута:

В ходе работы были отработаны такие умения и навыки как :

  1. Интеллектуальные -научились работать с информацией, добывать необходимый материал, выделять главное, делать записи с выводами , четко , ясно , лаконично излагают свои рассуждения

  2. Творческие - научились рассматривать проблему с разных точек зрения, составлять прогностическую карточку на последствия данного события

  3. Коммуникативные - научились работать в команде, распределять роли , умеют слушать и слышать друг друга, представить свою точку зрения, избегают конфликтных ситуаций , стремятся к компромиссу, применяют свои знания на практике.

  4. Воспитательные- понимают , кого можно называть патриотом , героем, имеют четкие гражданские позиции.

Такая работа помогает проверять себя и свои знания , стремится к поиску новых возможностей , радоваться успеху своих учащихся .



© 2010-2022