Конспект урока Религия древних египтян

План урока по истории в 5 классе Дата 15.10.2014 №11Тема урока: Религия древних египтянЦели: знакомство учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена; дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе; продолжение воспитания у детей интереса к религии Древнего Египта; Основные понятия: религия, храм, статуи, Боги Амон-Ра, Тот, Осирис, Сет, миф.Тип урока: комбинированныйМетоды: объяснительно-иллюстративны...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по истории в 5 классе Дата 15.10.2014 №11

Тема урока: Религия древних египтян

Цели:

знакомство учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена;

дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе;

продолжение воспитания у детей интереса к религии Древнего Египта;

Основные понятия: религия, храм, статуи, Боги Амон-Ра, Тот, Осирис, Сет, миф.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: презентация, учебник, контурные карты, тесты.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Цель этапа: психологический настрой.

  1. Проверка знаний и умений.

Цель этапа: актуализация знаний о причинах, ходе и значение военных походов фараонов.

1. Исторический диктант.

Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.

Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)

У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)

2.Устно:

А) Что собой представляло войско фараона?

Б) Как были устроены колесницы и какую роль они играли в сражениях?

В) Найдите на карте и расскажите о походах фараонов?

3. Контурная карта: военные походы фараонов.

III. Изучение новой темы.

Цель этапа: знакомство учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена.

Работа с презентацией.

Слайд 1

1. Боги и жрецы.

Рассказ учителя.

- Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта.

Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

Стр. 51-52.

Слайд 2

Храмы - это жилища богов

Слайд 3

Жрецы - это служители богов

2. Боги Древнего Египта.

Слайд 4

А) Амон - Ра - бог солнца (смена дня и ночи)

В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Оно же может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь. Египтяне верили в могущество бога солнца.

Работа с текстом учебника.

Стр. 52 п. Что рассказывали египтяне о своих богах.

Прочитав пункт, расскажите каким богам поклонялись древние египтяне? Перечислите их.

Работа с презентацией и запись новых понятий

Слайд 5

Б) Геб - бог Земли

В) Нут - богиня неба.

Слайд 6

Г) Тот - бог мудрости (возникновение письменности)

Слайд 7

Д) Бастет - богиня женской красоты

Слайд 8

Е) Осирис и Исида - смена времен года.

Рассказ учителя.

Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь - худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

Миф об Осирисе и Исиде

Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.

Слайд 9

Младший брат Осириса - Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его.

Слайд 10

Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, - сказал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Слайд 11

Горько плакала верная жена Осириса - богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.

Слайд 12

Нянчила там маленького сына - бога Гора.

Слайд 13

Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.

Слайд 14

Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.

Слайд 15, 16

Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем и судьей в «стране мертвых», а Гор - покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?

Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

Физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра - вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис - бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

Рассказ учителя.

Погребальные обряды Египта

Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях. Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело превращали в мумию, которую клали в саркофаг, на котором писали заклинание и изображали богов. Гробница где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня - ведь она должна была стать вечным жилищем.

Работа с текстом учебника.

Стр. 56

Вывод: так как фараон являлся сыном бога и его представителем на земле ему были необходимы помощники, чтобы донести до простых людей «слова богов».

Работа с понятиями.

Жрецы - служители богов. Считалось, что они лучше всех умеют общаться с богом - знают особые молитвы, которые хранят в тайне от других людей.

IV.Закрепление пройденного на уроке.

Цель этапа: выяснить на сколько учащиеся усвоили новый материал, необходимый для решения поставленной проблемы.

  1. Каких богов и почему особенно почитали древние египтяне?

  2. Как в верованиях египтян объяснялись важнейшие явления природы?

  3. «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?»

V. Итог урока.

Цель этапа: выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Цель этапа: разъяснение домашнего задания.

П. 10, нарисовать Богов Древнего Египта или сцену из какого-либо мифа.

© 2010-2022