Рабочая программа по курсу История Древнего мира 5 кл

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/_Тарасенко И.В/

ФИО

Протокол заседания ШМО №1

от « » августа 20 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ Калачеевская СОШ № 1

_____________/Рыбасова Т.В./

ФИО

« » августа 20 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Калачеевская СОШ № 1

_____________/Ивонина Т.В./

ФИО

Приказ № ___ от « »сентября 20 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По истории

Древнего мира

5 класс.



Музыкантовой Татьяны Викторовны,

учителя истории и обществознания ВКК.








Принято на заседании

педагогического совета

протокол №

от « » августа 20 г.








20 - 20 учебный год



Пояснительная записка.


Данная рабочая программа написана на основе:

  1. Федерального государственного стандарта от 17 декабря 2010 г. № 1897 standart.edu.ru/

  2. Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории Министерства образования и науки РФ 2011 г.

  3. Авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы «Всеобщая история». М.,«Просвещение», 2011 г.

Цель курса: освоение значимости периода древности, античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи курса:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоиндентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета "История Древнего мира";

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способностей к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Место предмета «История Древнего мира» в учебном плане: данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов при 2 часах в неделю в 5-м классе.

УМК для учителя:


1. Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл.: - М.: Просвещение, 2012.

2. Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. - М: Просвещение, 2012.

3. Электронное приложение к учебнику "История Древнего мира: учебник для 5 кл. Общеобразовательных учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М., 2008.

УМК для ученика:


1.Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 кл. - М: Просвещение, 2012.

2.Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. - М.: Просвещение, 2012.

Результаты обучения и усвоения

содержания курса «Истории Древнего мира»

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Содержание курса.

Введение.

Раздел I. Жизнь первобытных людей

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Повторение.

Тема 3. Счет лет в истории Измерение времени по годам.

Раздел II. Древний Восток

Тема 4. Древний Египет Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Письменность и знания древних египтян. Повторение.

Тема 5. Западная Азия в древности Древнеее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава "царя царей".

Тема 6. Индия и Китай в древности Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Повторение.

Раздел III. Древняя Греция.

Тема 7.Древнейшая Греция: греки и критяне, Микены и Троя, поэмы Гомера и религия древних греков.(5 часов)

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием: земледельцы Аттики, демократия в Афинах, древняя Спарта, греческие колонии, Олимпийские игры в древности, Марафонская битва, нашествие персов на Элладу.(7 часов)

Тема 9.Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии: порт Пирей, город Афины, афинские школы и театры, афинская демократия при Перикле.(5 часов)

Тема 10.Македонские завоевания в 4 веке до н.э.: города Эллады подчиняются Македонии, А.Македонский, Александрия Египетская.(3 часа)

Раздел IV. Древний Рим.

Тема 11. Древний Рим: климат, завоевание Римом Италии, устройство республики, вторая война Рима с Карфагеном, господство римлян в Средиземноморье, рабство, земельный закон братьев Гракхов, восстание Спартака и единовластие Цезаря, установление империи, соседи римлян, император Нерон, первые христиане и расцвет империи, империя при Константине, взятие Рима варварами.(14 часов)

Тема 12. Итоговое повторение. (2 часа).

Настенные исторические карты.

  • Древние государства мира.

  • Рост территории государств в древности.

  • Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

  • Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. - III в. н. э.).

  • Древняя Греция (до середины V в. до н. э.).

  • Древняя Греция (V в. до н. э.).

  • Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

  • Древняя Италия.

  • Рост Римского государства в период республики и империи.

  • Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.

  • Римская республика в III-I вв. до н. э.

  • Римская империя в I-III вв. н. э.

  • Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.

Интернет-ресурсы.

Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»: rusedu.ru/subcat 32.html

Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: school-collection.edu.ru

Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам: HYPERLINK "maat.org.ru/about/lectures.shtml"maat.org.ru/about/lectures.shtml

HYPERLINK "kemet.ru/"kemet.ru

vm.kemsu.ru - Виртуальный музей Первобытное искусство.

narodov.mify.org - Мифы народов мира/

greekroman.ru - Antiqua: энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.

zipsites.ru/pravo/ansient - Сайт Древний мир.

maat.ru - Ассоциация по изучению Древнего Египта.

mesopotamia.nm/ru - Древние цивилизации Месопотамии.

hellados.ru - Эллада.

war-ellada,narod.ru - Военное дело Древней Греции.

ansientroma.ru - История Древнего Рима.

Электронные ресурсы

  • Атлас Древнего мира. - М.: Новый ДИСК.

  • Шевченко Н. И. Интерактивный справочник. Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. - М.: Новый ДИСК.

Распределение учебного материала курса

Распределение учебного материала курса

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

2

2

Жизнь первобытных людей

6

3

Древний Восток

22

4

Древняя Греция

21

5

Древний Рим

18

7

Итоговое повторение

1

Итого

70






Контролирующие элементы.


I. Хронологические навыки

1.Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;

3.Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;

II. Знание фактов: называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

III. Работа с источниками:

1. Читать историческую карту с опорой на легенду;

2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.

4. Высказывать суждения о назначении, ценности источника;

5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

IV. Работа с терминами и понятиями: объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;

V. Работа с персоналиями:

1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;

2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.








Поурочное (учебно-тематическое) планирование по истории Древнего мира 5 класс.

Темы урока.

Содержание

темы.

Характеристика основных видов

деятельности учащихся.

Формы и виды контроля.

по плану


Факт

1.

Урок резерва


2.

Введение.

Стр. 6

Основные понятия: Письменные источники о прошлом.

Исторические факты: Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

ПУУД: составлять план текста.

РУУД: рассказывать об археологических источниках.

ЛУУД: оценивать своё отношение к истории.
КУУД: обсудить, какое значение имеют раскопки для изучения жизни людей.

Составление плана текста.

Рисунки, презентации.


Глава 1. Жизнь первобытных людей.

3.

Древнейшие люди.

§1

Основные понятия: Прародина человека. Собирательство и охота.

Исторические факты: Древнейшие люди - наши далекие предки. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Первое великое открытие человека - овладение огнём.

ПУУД: выделять отличия между первобытным и современным человеком.

РУУД: показывать на карте места распространения первобытных людей.

ЛУУД:

КУУД: обсудить, почему первобытные люди жили в коллективе.

Устный рассказ, тесты, вопросы, работа с картой.


4.

Родовые общины охотников и собирателей.

§2,

Воп. 1-2

Основные понятия: Родовые общины. Ледниковый период.

Исторические факты: Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилищ. Освоение промысла охоты. Умение сообща достигать цели в охоте. Сообщество сородичей.

ПУУД: исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.

РУУД: разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

ЛУУД: выработать личную позицию: что привлекает в жизни родовой общины, а что вам не нравится.

КУУД: составить правила поведения для жизни в общине.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

Рисунки, презентации.

5.

Возникновение искусства и религии.

§3

Раб. тет.

№ 4-5

Урок-экскурсия

Основные понятия: Искусство, религия.

Исторические факты: Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек заколдовывает зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

ПУУД: анализировать причины появления искусства. РУУД: рассказывать о наскальной живописи.
ЛУУД: выработать личностное отношение к религии древних людей.

КУУД: работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Устный рассказ, тесты, вопросы, работа с картой.

6.

Возникновение земледелия и скотоводства.

§4


Основные понятия: Производящее хозяйства. Мотыжное земледелие. Ремесло. Племя. Род. Неолитическая революция.

Исторические факты: Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесел. Родовые общины земледельцев и скотоводов.

ПУУД: проанализировать последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины.

РУУД: рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

ЛУУД: кем бы вам хотелось быть в племени: старейшиной или рядовым общинником и почему.
КУУД: придумать интервью с человеком, который на машине времени побывал в общине земледельцев.

Игра «Обряд перед охотой», устный рассказ, ответы на вопросы

7.

Появление неравенства и знати.

§5


Основные понятия: Имущественное неравенство.

Исторические факты: Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства и знати.

ПУУД: выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин.

РУУД: раскрывать смысл понятий.

ЛУУД: к кому вы испытываете симпатию и почему: к вождю, жрецу, ремесленнику?

КУУД: по группам составить рассказ от имени: гончара, ткача, земледельца, старейшины о своей жизни.

Словарь, рисунки, устный рассказ

8.

Повторение.

Урок-соревнование

Основные понятия: Неолитическая революция.

Исторические факты: Какой наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации Выделение ремесла, появление городов, государств, письменности.

ПУУД: решать проблемные задачи

РУУД: называть различия между земледелием и собирательством, охотой и скотоводством, соседской и родовой общиной.

Проверочная работа.


Глава 2. Древний Восток.

9.

Измерение времени по годам.

С. 26-30.

Основные понятия: Наша эра. Лента времени.

Исторические факты: Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова.

ПУУД: решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.
РУУД: уметь определять историческое время по ленте времени.

Игра «Счет лет в истории».


10

Государство на берегах Нила.

§6

Урок-путешествие


Основные понятия: Государство. Фараон. Папирус. Порог. Оазис. Дельта. Египет.

Исторические факты: Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египет. Управление.

ПУУД: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

РУУД: составить план текста; найдите новые слова в тексте и придумайте вопросы к ним.

ЛУУД: определиться, чем вас привлекает жизнь древних египтян, а что является для вас неприемлемым.
КУУД: придумайте телепередачу о природе Египта и занятиях древних египтян.

Игра «Один день из жизни египетского крестьянин».


11

Как жили земледельцы и ремесленники

§7

Основные понятия: Вельможи. Налоги. Шадуф. Писец.

Исторические факты: Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.

ПУУД: составлять текст о жизни земледельцев и ремесленников в Египте с ошибками.

РУУД: находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника.

ЛУУД: определиться, какие чувства вызывают у вас рассказы земледельцев о труде.

Составление рассказа по рисункам, тесты, ответы на вопросы.


12

Жизнь египетского вельможи.

§ 8

Урок-экскурсия

Основные понятия: Гробница.

Исторические факты: О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельможи.

ПУУД: выделять главное в тексте.

РУУД: отвечать на вопросы.

ЛУУД: определиться, какие чувства у вас вызывает поведение вельможи во дворце фараона.

Составление плана текста, вопросов.


13

Военные походы фараонов.

§ 9

Основные понятия: Бронза. Пехота. Конница. Колесница. Дротик.

Исторические факты: Отряды воинов. Вооружение. Направление походов и завоевания фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска.

Исторические лично­сти: Тутмос III.

ПУУД: подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

РУУД: придумайте интервью с участником походов Тутмоса III.

ЛУУД: составить кодекс поведения египетских воинов.

КУУД: составить сложный план пунктов текста по группам.

Работа в группах, творческое задание, работа с картой.


14

Религия древних египтян.

§10

Урок-путешествие

Основные понятия: Боги и жрецы. Храмы. Мифы. Мумия. Саркофаг.

Исторические факты: Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление египтян о «царстве мёртвых».

ПУУД: устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

РУУД: объяснять новые слова в тексте.

Работа с текстом, творческое задание.


15

Искусство древних египтян.

§11

Урок-экскурсия

Основные понятия: Пирамида. Храм. Сфинкс. Саркофаг.

Исторические факты: Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах фараонов.

Исторические лично­сти: Тутанхамон.

ПУУД: искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов, подготовить презентацию по самостоятельно выбранной теме.

РУУД: составить текст с ошибками.

ЛУУД: какие чувства вызывают у вас египетские статуи.

КУУД: по группам провести экскурсию по египетским пирамидам.

Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы, работа в группах.


16

Письменность и знания древних египтян.

§12

Урок-путешествие

Основные понятия: Иероглиф. Папирус. Наука.

Исторические факты: Особенности египетской письменности. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний.

Исторические лично­сти: Шампольон. Птолемей. Клеопатра.

ПУУД: составлять короткое сообщение о иероглифах. РУУД: рассказывать о письменности.

ЛУУД: ответить, что вас привлекает в личности Шампольона.

КУУД: по группам составить презентацию.

Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы.


17

Повторение

Урок-соревнование

Основные понятия: Ирригационное земледелие. Культовое строительство. Исторические факты: Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии.

ПУУД: составлять шарады, кроссворды.

РУУД: сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

ЛУУД: что привлекает вас в устройстве египетского общества.

Ответы на вопросы, работа с картой.


18

Древнее Двуречье.

§13

Урок-соревнование


Основные понятия: Ирригационное земледелие. Междуречье. Клинопись.

Исторические факты: Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров.

ПУУД: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

РУУД: составить план текста; найдите новые слова в тексте и придумайте вопросы к ним.

ЛУУД: описать красоту природы Междуречья от имени ее коренных жителей.

КУУД: инсценировать спор двух путешественников: египтянина и жителя Двуречья о том, чья страна лучше по природным условиям.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.


19

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

§14

Основные понятия: Законы. Ростовщик.

Исторические факты: Вавилон. Представление о законах Хамммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона.

Исторические лично­сти: Хаммурапи.

ПУУД: выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.

РУУД: составить кроссворд по теме урока.

ЛУУД: выразить своё отношение к принципу талиона.

КУУД: придумать вопросы для интервью с Хаммурапи.

Составление кроссворда, ответы на вопросы.



20

Финикийские мореплаватели.

§15

Основные понятия: Алфавит. Колонии.

Исторические факты: География, природа и занятия финикийцев. Морская торговля и пиратство. Древнейший финикийский алфавит.

ПУУД: проанализировать местоположение Финикии. РУУД: отвечать на вопросы.

ЛУУД: оценить, какими качествами должны обладать мореплаватели-финикийцы.

Работа с картой, ответы на вопросы.


21

Библейские сказания.

§16

Урок-путешествие

Основные понятия: Ветхий Завет. Библия.

Исторические факты: Расселение евреев. Жизнь, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён.

Исторические лично­сти: Моисей.

ПУУД: объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами.

РУУД: составить сложный план пунктов текста.

ЛУУД: какие чувства вызывает у вас поступок братьев Иосифа.

Работа в группах, работа с картой.


22

Древнееврейское царство.

§17

Основные понятия: Суд Соломона.

Исторические факты: Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его первые правители. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве.

Исторические лично­сти: Саул. Давид. Соломон.

ПУУД: выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.

РУУД: найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.

ЛУУД: уметь формулировать оценку поступка Самсона, Давида.

Работа с текстом, творческое задание, ответы на вопросы.


23

Ассирийская держава.

§18

Основные понятия: Урарту. Ниневия.

Исторические факты: Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

Исторические лично­сти: Ашшурбанапал.

ПУУД: составить текст с ошибками по теме «устройство ассирийского войска».

РУУД: называть достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.

ЛУУД: какие чувства вызывает у вас поведение ассирийцев в завоеванных странах.

КУУД: разбейтесь на группы и придумайте аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят».

Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы, работа в группах.


24

Персидская держава «царя царей».

§19

Основные понятия: «Царская дорога». «Царская почта».

Исторические факты: Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Образование Персидской державы. Войско персидского царя.

Исторические лично­сти: Кир Великий. Дарий I.

ПУУД: объяснять преимущества организации государства персов.

РУУД: рассказывать о персидском войске.

Ответы на вопросы.


25

Природа и люди Древней Индии.

§20

Урок-путешествие

Основные понятия: Джунгли.

Исторические факты: Страна между Гималаями и океаном. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Исторические лично­сти: Будда.

ПУУД: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему.
РУУД: выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

ЛУУД: какие чувства могли испытывать индийцы к животным, веря в переселение душ.
КУУД: по ролям и инсценировать сказание о Раме.

Устный рассказ, ответы на вопросы, работа с картой.


26

Индийские касты.

§21

Основные понятия: Касты.

Исторические факты: Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».

ПУУД: рассказывать о жизни и обучении брахмана.

РУУД: составить простой план по тексту.

ЛУУД: как вы относитесь к делению жителей Индии на касты.

КУУД: разбейтесь на группы и сравните положения брахманизма и буддизма.

Работа в группах, творческое задание, тесты.


27

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

§22

Основные понятия: Иероглифы.

Исторические факты: Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Китайская наука учтивости.

Исторические лично­сти: Конфуций.

ПУУД: комментировать местоположение Китая.

РУУД: называть особенности китайской религии.

ЛУУД: какие положения конфуцианства, на ваш взгляд, актуальны в наше время.

Работа с текстом, сравнение, творческое задание.


28

Первый властелин единого Китая.

§23

Урок-путешествие

Основные понятия: Великая Китайская стена. Великий шёлковый путь.

Исторические факты: Объединение Китая. Завоевательные войны, расширение территории. Деспотия Цинь Шихуаня. Возмущение народа. Шёлк. Чай, бумага, компас.

Исторические лично­сти: Цинь Шихуан.

ПУУД: составьте текст с ошибками о достижениях науки и искусства Китая. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены.

РУУД: рассказывать об отношениях Китая с соседями.

ЛУУД: как вы относитесь к методам, которыми правители Китая заставляли население строить Китайскую стену.

Составление текста с ошибками, ответы на вопросы.


29

Повторение.

Урок-соревнование

Исторические факты: Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

ПУУД: сравнить письменность Египта, Китая, Финикии.

РУУД: показывать на карте города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.

ЛУУД: какие законы жизни древних государств вы считаете правильными, гуманными, а с какими категорически не согласны.

Задания на сравнение, ответы на вопросы, работа с картой.


30

Итоговое повторение

Проверочная работа.


Глава 3. Древняя Греция.

31

Греки и критяне.

§24

№ 3, с. 3,

кон. карта

№ 4 с. 4

Урок-путешествие

Исторические факты: Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая живопись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

ПУУД: определить местоположение Критского царства.
РУУД: найти отличительные признаки критской культуры.
ЛУУД: выявить нравственный аспект мифов.
КУУД: разыграть по ролям сцены из мифов.

Игра «О чём рассказывает карта». Рисунки, презентации.


32

Микены и Троя.

§25

№ 5, с.5

раб. т-дь

вып. 2

Основные понятия: «Архитектура великанов». Львиные ворота. Троянская война. «Яблоко раздора».

Исторические факты: В Микенах. Археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Вторжение в Грецию с севера.

ПУУД: показывать на карте местоположение Микен.
РУУД: выделить отличие между критской и микенской культурами. Сравнить действительную причину Троянской войны с мифологической. Совпадает ли миф с реальностью?
ЛУУД: дать оценку поступкам героев Троянской войны.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.

33

Поэма Гомера «Илиада».

§26

№ 15, с.12

раб. т-дь

вып. 2

урок-путешествие

Основные понятия: «Илиада», «Одиссея». Троянский конь.

Исторические факты: Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее и Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Исторические лично­сти: Гомер.

ПУУД: рассказывать легенду о жизни Гомера, суть поэмы «Илиада».
РУУД: характеризовать образы основных героев поэмы.
ЛУУД: выработать личную позицию: что привлекает в поступках героев, что вы осуждаете.
КУУД: диспут о нравственных поступках героев поэмы.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.


34

Поэма Гомера «Одиссея».

§27

№ 9, 12,

с. 8 - 10

раб. т-дь

Урок-путешествие

Основные понятия: Сирены. Циклоп. «Между Сциллой и Харибдой».

Исторические факты: География странствий Одиссея. Одиссей у Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

ПУУД: последовательно рассказать о всех приключениях Одиссея.
РУУД: читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.
ЛУУД: выработать позицию, хотел бы я быть похожим на Одиссея.
КУУД: в группах соотносить с картой путь Одиссея домой.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.

35

Религия древних греков.

§28

№ 10, 11, 13 с.9-11

Основные понятия: Исторические факты: Исторические лично­сти: Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Пантеон олимпийских богов. Мифы: о Деметре и Персефоне, Прометее, Дионисе, Геракле, Афине, Посейдоне.

ПУУД: изучить новые крылатые выражения.
РУУД: объяснить связь между явлениями природы и греческими богами, сравнивать пантеон греческих и египетских богов.
ЛУУД: давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

36

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

§29

№ 16-18

с.13-14

Основные понятия: Демос. Аристократы. Аттика. Полис. Ареопаг. Архонты. Долговой камень.

Исторические факты: География, природа и ландшафт Аттики. Перенаселённость. Основные занятия населения Аттики. Законы Дракона. Долговое рабство. Нарастание недовольства.

Исторические лично­сти: Дракон.

ПУУД: находить на карте и комментировать положение Аттики и занятия населения.
РУУД: выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос и общество в целом.
ЛУУД: дать оценку долговому рабству.
КУУД: задание по группам: рассказать и показать положение знати и демоса.

Игра «Угадай героя». Устный рассказ, тесты.

37

Зарождение демократии в Афинах.

§30

№ 19-21 с.14-15

Основные понятия: Демократия.

Исторические факты: Демос восстаёт против знати. Реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда.

Исторические лично­сти: Солон.

ПУУД: показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа.
РУУД: сравнивать законы Драконта и Солона.
ЛУУД: ответить на вопрос «Чтобы я ещё реформировал в Афинах?»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

38

Древняя Спарта.

§31

№ 23, 24

с.17-18

раб. т-дь

Урок-путешествие

Основные понятия: Лаконичная речь. Илоты. Лакония. Мессения. «Детский» способ голосования.

Исторические факты: География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартанцев. Спартанское воспитание.

ПУУД: показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты.
РУУД: характеризовать основные группы населения и их положение.
ЛУУД: ответить на вопрос «Хотел бы я воспитываться так, как спартанские юноши?»
КУУД: обсудить в парах: «Гуманно ли было решать по-спартански судьбу младенцев?»

Устный рассказ, ответы на вопросы. Работа с картой.

39

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

§32

№ 27-28 с.20-21

Основные понятия: Хитон. Скифы

Исторические факты: Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры.

Исторические лично­сти: Скил.

ПУУД: объяснить причины греческой колонизации, её географию.
РУУД: выделять общее, что связывало греческие колонии, сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации.
ЛУУД: ответить на вопрос «Легко ли быть переселенцем?»
КУУД: обсудить в классе вопрос «Может ли сейчас быть модным греческий костюм»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Работа с картой.

40

Олимпийские игры в древности.

§33

№ 31-33 с.23-24

раб. т-дь

Урок-путешествие

Основные понятия: Олимпийские игры.

Исторические факты: Подготовка к играм. Атлеты. Пять дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль игр.

Исторические лично­сти: Милон. Полидам. Феаген.

ПУУД: оценивать значение олимпийских игр для общества того времени.
РУУД: составлять развёрнутый план одной части параграфа, использовать мультимедийные средства для подготовки сообщения на уроке.
ЛУУД: выработать личную позицию, что нравится и не нравится в современных и греческих олимпийских играх.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

41

Победа греков над персами в Марафонской битве.

§34

Основные понятия: Греческая фаланга. Стратег.

Исторические факты: Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян. Тактика и героизм стратега Мильтиада.

Исторические лично­сти: Дарий I. Мильтиад.

ПУУД: рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.
РУУД: выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.
ЛУУД: ответить на вопрос «Мог ли я сражаться в этом сражении?»

Устный рассказ, тесты. Контурная карта.

42

Нашествие персидских войск на Элладу.

§35

Основные понятия: Триера.

Исторические факты: Вторжение персов. Защита Фермопил. Подвиг спартанцев. Саламинское сражение. Платеи. Причины победы греков.

Исторические лично­сти: Фемистокл. Ксеркс. Леонид.

ПУУД: Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.
РУУД: Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу.
ЛУУД: уяснить мораль предания «Перстень Поликрата».
КУУД: Инсценировать событие одного из сражений.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

43

В гаванях афинского порта Пирей.

§36

Урок-путешествие

Основные понятия: Афинский морской союз. Граждане. Дем. Верфь. Совет пятисот. Пошлина.

Исторические факты: В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр.

ПУУД: сравнивать военную и торговую гавани.
РУУД: характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.
ЛУУД: дать личную оценку продажи рабов.
КУУД: разыграть сценки «В порту Пирея».

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

44

В городе богини Афины.

§37

№ 36, 39 с.26 - 28

раб. т-дь

Урок-путешествие

Основные понятия: Керамик. Чернофигурные и краснофигурные вазы. Пифос. Амфора. Агора. Портик. Акрополь. Фронтон. Парфенон. Эрехтейон.

Исторические факты: Миф об Афины. Быт афинян. Храмы Акрополя. Архитектура храмов.

Исторические лично­сти: Фидий. Мирон. Поликлет.

ПУУД: Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.
РУУД: Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.
ЛУУД: Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.
КУУД: Создавать презентацию вместе с родителями или старшеклассниками.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Обсуждение презентаций.

45

В афинских школах и гимнасиях.

§38

Урок-путешествие

Основные понятия: Педагог. Гимнасия. Палестра. Красноречие.

Исторические факты: Воспитание детей. Занятия в школе. Греческие учёные о природе человека.

ПУУД: Рассказывать о разных типах школ.
РУУД: Сравнивать типы школ и систему обучения в них.
ЛУУД: Создать презентации.
КУУД: Обсудить в группах особенности современных и древнегреческих школ.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

46

В театре Диониса.

§39

№ 40 - 41 с.29 -30

Урок-путешествие

Основные понятия: Театр. Сатир. Орхестра. Скене. Трагедия. Комедия. Великие Дионисии.

Исторические факты: Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Исторические лично­сти: Аристофан. Софокл.

ПУУД: Объяснить причины особой любви греков к представлениям.
РУУД: Называть отличительные признаки комедии и трагедии.
ЛУУД: Объяснить поведение зрителей в театре.
КУУД: Выполнить задание в парах «Взять интервью у зрителя, актёра, устроителя представлений, автора пьесы»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Игра «Интервью».

47

Афинская демократия при Перикле.

§40

№ 37, 42 с.27, 30

Основные понятия: Демократия. Народное собрание. Стратег. Совет пятисот.

Исторические факты: Выборы на должности. Друзья и соратники Перикла.

Исторические лично­сти: Перикл.

ПУУД: Подготовить сообщение по выбору.
РУУД: поиск информации в Интернете о единомышленниках, друзьях Перикла.
ЛУУД: Дать оценку деятельности Перикла.
КУУД: Обсудить в парах: «Можно ли считать Афинское государство образцовым? Что в нём вам не нравится?»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

48

Города Эллады подчиняются Македонии.

§41

№47 с.36 - 37

раб. т-дь

Основные понятия: Фаланга. Междоусобицы.

Исторические факты: Влияние эллинской культуры. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

Исторические лично­сти: Демосфен. Филипп. Александр. Аристотель.

ПУУД: Показывать на карте и объяснять местоположение Македонии.

РУУД: Характеризовать политические методы Филиппа Македонского, сравнивать с политическим курсом Александра, разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции, причины потери независимости Греции.

ЛУУД: Дать оценку деятельности Филиппа.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Контурная карта.

49

Поход Александра Македонского на Восток.

§42

№ 45, 47 с.34-37

раб. т-дь,

Основные понятия: Александрия.

Исторические факты: Быстрая победа у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

Исторические лично­сти: Александр Македонский. Дарий III. Клит. Парменион.

ПУУД: используя карту и её легенду, рассказывать о походе Александра Македонского на Восток.
РУУД: Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского.
ЛУУД: Оценивать поступки Македонского, его противников.
КУУД: Взять интервью у участников похода Македонского.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

50

В Александрии Египетской.

§43

№ 46, 48, 49 с.35-39

раб. т-дь

Урок-путешествие

Основные понятия: Фаросский маяк. Музей. Обсерватория.

Исторические факты: Распад державы Александра. Складывание пространства эллинистического мира. Фаросский маяк - одно из чудес света. Александрийская библиотека.

Исторические лично­сти: Евклид. Аристарх Самосский. Эратосфен.

ПУУД: Показывать на карте государства.
РУУД: Характеризовать причины распада державы Македонского, рассказывать об Александрии.

ЛУУД: Выполнить задание: «Хотел бы я быть современником Македонского?»

КУУД: Провести виртуальную экскурсию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Контурная карта.

51

Урок повторения.

§24-43

№ 50-55 с.39-45

раб. т-дь Урок-игра

Исторические факты: Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

ПУУД: Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции.
РУУД: Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.
ЛУУД: Оценить моральные нормы греков.
КУУД: Задание: «Кого из одноклассников я взял бы в путешествие в Древнюю Грецию»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

Глава 4. Древний Рим.

52

Древнейший Рим.

§44

№ 56-58 с.46-47

раб. т-дь Урок-путешествие

Основные понятия: Капитолийская волчица. Патриции. Плебеи. Сенат.

Исторические факты: Легенда об основании Рима. Первый царь Рима. Город на семи холмах. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Отказ от царской власти.

Исторические лично­сти: Тарквиний Гордый.

ПУУД: Исследовать по карте территории, завоёванные Римом.
РУУД: Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения, выделить причины побед римского войска, сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н.э.

ЛУУД: Оценить поступок Муция.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

53

Завоевание Римом Италии.

§45

№ 61, 62 с.50

раб. т-дь,

рисунки

Основные понятия: Республика. Консул. Трибун. Вето. Галлы. «Пиррова победа».

Исторические факты: Борьба плебеев за свои права. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Исторические лично­сти: Пирр. Аппий Клавдий.

ПУУД: исследовать по карте территории, завоеванные Римом.
РУУД: Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска.
ЛУУД: Определиться: «Кем бы я хотел быть в Риме».
КУУД: Игра «Лучший вопрос»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

54

Устройство Римской республики.

§46

№ 60, 63 с.49-Урок-экскурсия

Основные понятия: Легион.

Исторические факты: Плебеи - полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Одежда римлян. Гадания в Риме.

ПУУД: Объяснять, в римской республике или в Афинском полисе население больше участвовало во власти.
РУУД: Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом.
ЛУУД: Оценить отношения жителей Рима друг к другу и к переселенцам.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы..

55

Карфаген - преграда на пути к Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном.

§47

Основные понятия: Пунические войны.

Исторические факты: Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима. Захват Сицилии. Поход через Альпы. Разгром римлян при Каннах. Изменение стратегии римлян. Морская победа римлян. Окончание войны. Битва при Заме.

Исторические лично­сти: Ганнибал. Сципион.

ПУУД: Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне показывать на карте и комментировать поход Ганнибала
РУУД: Уметь составлять и комментировать схемы битв.
ЛУУД: Характеризовать поступки Ганнибала.
КУУД: Взять интервью у участников пунических войн.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Контурная карта. Игра «Интервью»

56

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.

§48

Урок-экскурсия

Основные понятия: Провинция.

Исторические факты: Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.

Исторические лично­сти: Катон.

ПУУД: Показать на карте территории, завоёванные Римом. Рассказать о падении Македонии.
РУУД: Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Составлять простой план параграфа.
ЛУУД: Оценить войны Рима с позиции завоёванных народов.
КУУД: Состязание в парах «Лучший вопрос»

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

57

Рабство в Древнем Риме.

§49

№ 64, 65, 68-70 с.51-56

экскурсия

Основные понятия: Гладиатор. Амфитеатр.

Исторические факты: Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

ПУУД: Называть источники рабства в Риме.
РУУД: Доказывать бесправное положение рабов, объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.
ЛУУД: Дать личную оценку рабству.
КУУД: По группам представить один день из жизни богатого римлянина, легионера, раба, гладиатора.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

58

Земельный закон братьев Гракхов.

§50

№ 72 с.57

Основные понятия: Гражданская война. Трибун.

Исторические факты: Противоречия в обществе. Разорение земледельцев. Земельный закон.

Исторические лично­сти: Тиберий Гракх. Гай Гракх.

ПУУД: Называть причины гражданских войн.
РУУД: Сравнивать положение бедняков и богатеев.
ЛУУД: Оценивать поступки братьев Гракхов.
КУУД: Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

59

Восстание Спартака.

§51

№ 74 с.58-59

раб. т-дь,

экскурсия

Исторические факты: Первая победа над римским войском. Походы армии рабов. Разгром армии рабов. Причины поражения восставших.

Исторические лично­сти: Спартак. Красс. Помпей. Лукулл.

ПУУД: Прослеживать движение войска Спартака по карте.
РУУД: Комментировать события и поступки.
ЛУУД: Составить моральный кодекс гладиаторов.
КУУД: Выступить по ролям от имени Спартака, сенатора, Красса.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

60

Единовластие Цезаря.

§52

Рисунки, презентации Урок-путешествие


Основные понятия: «Жребий брошен». «Перейти Рубикон». Ветеран. Диктатура.

Исторические факты: Превращение армии в наёмную. Борьба полководцев за власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Легионы и ветераны - опора Цезаря. Убийство Цезаря.

Исторические лично­сти: Цезарь. Красс. Брут.

ПУУД: Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель.
РУУД: Объяснить позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Цезаря.
ЛУУД: Дать личную оценку действиям Цезаря.
КУУД: В парах отвечать на вопросы, составленные друг для друга.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

61

Установление империи.

§53

№ 71 с.56-57

раб. т-дь Урок-экскурсия

Основные понятия: Преторианцы. Империя.

Исторические факты: Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеоптры. Победа у мыса Акций. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение римского государства в империю.

Исторические лично­сти: Октавиан. Антоний. Клеопатра. Меценат. Гораций.

ПУУД: Называть причины поражения сторонников республики. Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.
РУУД: Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

ЛУУД: Оценить поступки Антония и Октавиана.
КУУД: Взять интервью друг у друга от имени знаменитых римлян.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

62

Соседи римской империи.

§54

Урок-путешествие


Исторические факты: Протяжённость империи. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

ПУУД: Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
РУУД: Комментировать иллюстрации на страницах учебника.
ЛУУД: Взглянуть па действия римлян глазами германцев.
КУУД: Обсудить в парах составленные индивидуально вопросы и ответить на них.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

63

Рим при императоре Нероне.

§55

Урок-путешествие

Основные понятия: Христиане.

Исторические факты: Культа императоров. Актёр на императорском троне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Пожар в Риме. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Исторические лично­сти: Нерон. Сенека.

ПУУД: Рассказывать о жизни Рима.
РУУД: Объяснить, почему Тацит писал, что раньше наказывали за дела, а теперь за слова.
ЛУУД: Оценить действия Нерона.
КУУД: Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

64

Первые христиане и их учение.

§56

№ 76, 77, 80 с.61 - 64

раб. т-дь

Основные понятия: «Сыны света» из Кумрана. Второе пришествии. Страшный суд. Царство Божье.

Исторические факты: Распространение христианства. Идея равенства всех людей перед Богом. Преследование христиан.

Исторические лично­сти: Иисус. Иуда.

ПУУД: Рассказывать об условиях появления христианского учения.
РУУД: Объяснять причины распространения христианства.
ЛУУД: Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христианства.
КУУД: Помогать в группах создавать презентации.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

65

Расцвет Римской империи

во II в.

§57

Урок-экскурсия

Основные понятия: Колоны. «Рабы с хижинами». Бетон.

Исторические факты: Неэффективность рабского труда. Военные успехи Траяна. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство. Новое в строительном ремесле.

Исторические лично­сти: Траян.

ПУУД: Описывать период правления Траяна, рассказывать о достижениях империи во II в.
РУУД: Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба.
ЛУУД: Объяснить, почему Рим достиг столь многого.
КУУД: Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

66

Вечный город и его жители.

§58

№ 82 с.65

раб. т-дь

Урок-путешествие

Основные понятия: Колизей. Пантеон. Термы. «Хлеб и зрелища». Цирк.

Исторические факты: Архитектурный облик. Римский скульптурный портрет. Особняки. Многоэтажные дома.

ПУУД: Описывать Рим.

РУУД: Доказывать смысл утверждения «все дороги ведут в Рим».

ЛУУД: Ответить на вопрос: «Можно ли восхищаться красотой, если она создана подневольным трудом?»
КУУД: Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму, распределив роли.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Экскурсия по Риму.

67

Римская империя при Константине.

§59

№ 81, 83 с.64, 66

раб. т-дь

Основные понятия: Священники. Церковь. Новый Завет. Папа. Ад и рай.

Исторические факты: Рим и варвары. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы.

Исторические лично­сти: Константин.

ПУУД: Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.

РУУД: Сравнивать положение на границах империи в I в. при императоре Константине.

ЛУУД: Оценить нравственные принципы христиан.
КУУД: Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

68

Взятие Рима варварами.

§60

Урок-экскурсия


Основные понятия: Готы. Варвары. Западная Римская империя. Вандалы. Античность.

Исторические факты: Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом. Падение Западной Римской империи. Захват Рима вандалами. Свержение Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи античности.

Исторические лично­сти: Аларих. Ромул Августул. Стилихон. Гонорий.

ПУУД: Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.
РУУД: Обозначить причины раздела империи на две части.
ЛУУД: Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха с позиции общечеловеческих ценностей.
КУУД: Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.

69

Итоговое повторение.

№ 84-88 с.66-72

раб. т-дь

Урок-игра

Исторические факты: Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

ПУУД: Показывать на карте этапы расширения границ Рима.
РУУД: Давать характеристику достижениям Рима в разных областях жизни, повседневности.
ЛУУД: Анализировать нравственный аспект легенд. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственные грекам и римлянам.
КУУД: Инсценировать сюжеты в группах.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Инсценировать сюжеты в группах.

70

Итоговый контроль.

Проверочная работа



© 2010-2022