- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по курсу История Древнего мира 5 кл
Рабочая программа по курсу История Древнего мира 5 кл
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Музыкантова Т.В. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____________/_Тарасенко И.В/
ФИО
Протокол заседания ШМО №1
от « » августа 20 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ Калачеевская СОШ № 1
_____________/Рыбасова Т.В./
ФИО
« » августа 20 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ Калачеевская СОШ № 1
_____________/Ивонина Т.В./
ФИО
Приказ № ___ от « »сентября 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По истории
Древнего мира
5 класс.
Музыкантовой Татьяны Викторовны,
учителя истории и обществознания ВКК.
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №
от « » августа 20 г.
20 - 20 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа написана на основе:
-
Федерального государственного стандарта от 17 декабря 2010 г. № 1897 standart.edu.ru/
-
Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории Министерства образования и науки РФ 2011 г.
-
Авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы «Всеобщая история». М.,«Просвещение», 2011 г.
Цель курса: освоение значимости периода древности, античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Задачи курса:
-
формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоиндентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
-
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета "История Древнего мира";
-
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
-
формирование способностей к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
-
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
-
формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Место предмета «История Древнего мира» в учебном плане: данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов при 2 часах в неделю в 5-м классе.
УМК для учителя:
1. Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл.: - М.: Просвещение, 2012.
2. Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. - М: Просвещение, 2012.
3. Электронное приложение к учебнику "История Древнего мира: учебник для 5 кл. Общеобразовательных учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М., 2008.
УМК для ученика:
1.Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 кл. - М: Просвещение, 2012.
2.Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. - М.: Просвещение, 2012.
Результаты обучения и усвоения
содержания курса «Истории Древнего мира»
Личностные результаты:
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
-
активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
-
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание курса.
Введение.
Раздел I. Жизнь первобытных людей
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Повторение.
Тема 3. Счет лет в истории Измерение времени по годам.
Раздел II. Древний Восток
Тема 4. Древний Египет Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Письменность и знания древних египтян. Повторение.
Тема 5. Западная Азия в древности Древнеее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава "царя царей".
Тема 6. Индия и Китай в древности Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Повторение.
Раздел III. Древняя Греция.
Тема 7.Древнейшая Греция: греки и критяне, Микены и Троя, поэмы Гомера и религия древних греков.(5 часов)
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием: земледельцы Аттики, демократия в Афинах, древняя Спарта, греческие колонии, Олимпийские игры в древности, Марафонская битва, нашествие персов на Элладу.(7 часов)
Тема 9.Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии: порт Пирей, город Афины, афинские школы и театры, афинская демократия при Перикле.(5 часов)
Тема 10.Македонские завоевания в 4 веке до н.э.: города Эллады подчиняются Македонии, А.Македонский, Александрия Египетская.(3 часа)
Раздел IV. Древний Рим.
Тема 11. Древний Рим: климат, завоевание Римом Италии, устройство республики, вторая война Рима с Карфагеном, господство римлян в Средиземноморье, рабство, земельный закон братьев Гракхов, восстание Спартака и единовластие Цезаря, установление империи, соседи римлян, император Нерон, первые христиане и расцвет империи, империя при Константине, взятие Рима варварами.(14 часов)
Тема 12. Итоговое повторение. (2 часа).
Настенные исторические карты.
-
Древние государства мира.
-
Рост территории государств в древности.
-
Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
-
Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. - III в. н. э.).
-
Древняя Греция (до середины V в. до н. э.).
-
Древняя Греция (V в. до н. э.).
-
Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
-
Древняя Италия.
-
Рост Римского государства в период республики и империи.
-
Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.
-
Римская республика в III-I вв. до н. э.
-
Римская империя в I-III вв. н. э.
-
Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
Интернет-ресурсы.
Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»: rusedu.ru/subcat 32.html
Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: school-collection.edu.ru
Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам: HYPERLINK "maat.org.ru/about/lectures.shtml"maat.org.ru/about/lectures.shtml
HYPERLINK "kemet.ru/"kemet.ru
vm.kemsu.ru - Виртуальный музей Первобытное искусство.
narodov.mify.org - Мифы народов мира/
greekroman.ru - Antiqua: энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.
zipsites.ru/pravo/ansient - Сайт Древний мир.
maat.ru - Ассоциация по изучению Древнего Египта.
mesopotamia.nm/ru - Древние цивилизации Месопотамии.
hellados.ru - Эллада.
war-ellada,narod.ru - Военное дело Древней Греции.
ansientroma.ru - История Древнего Рима.
Электронные ресурсы
-
Атлас Древнего мира. - М.: Новый ДИСК.
-
Шевченко Н. И. Интерактивный справочник. Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. - М.: Новый ДИСК.
Распределение учебного материала курса
№
Наименование раздела
Количество часов
1
Введение
2
2
Жизнь первобытных людей
6
3
Древний Восток
22
4
Древняя Греция
21
5
Древний Рим
18
7
Итоговое повторение
1
Итого
70
Контролирующие элементы.
I. Хронологические навыки
1.Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3.Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов: называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источниками:
1. Читать историческую карту с опорой на легенду;
2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4. Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями: объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиями:
1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.
Поурочное (учебно-тематическое) планирование по истории Древнего мира 5 класс.
Темы урока.
Содержание
темы.
Характеристика основных видов
деятельности учащихся.
Формы и виды контроля.
по плану
Факт
1.
Урок резерва
2.
Введение.
Стр. 6
Основные понятия: Письменные источники о прошлом.
Исторические факты: Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
ПУУД: составлять план текста.
РУУД: рассказывать об археологических источниках.
ЛУУД: оценивать своё отношение к истории.
КУУД: обсудить, какое значение имеют раскопки для изучения жизни людей.
Составление плана текста.
Рисунки, презентации.
Глава 1. Жизнь первобытных людей.
3.
Древнейшие люди.
§1
Основные понятия: Прародина человека. Собирательство и охота.
Исторические факты: Древнейшие люди - наши далекие предки. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Первое великое открытие человека - овладение огнём.
ПУУД: выделять отличия между первобытным и современным человеком.
РУУД: показывать на карте места распространения первобытных людей.
ЛУУД:
КУУД: обсудить, почему первобытные люди жили в коллективе.
Устный рассказ, тесты, вопросы, работа с картой.
4.
Родовые общины охотников и собирателей.
§2,
Воп. 1-2
Основные понятия: Родовые общины. Ледниковый период.
Исторические факты: Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилищ. Освоение промысла охоты. Умение сообща достигать цели в охоте. Сообщество сородичей.
ПУУД: исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.
РУУД: разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.
ЛУУД: выработать личную позицию: что привлекает в жизни родовой общины, а что вам не нравится.
КУУД: составить правила поведения для жизни в общине.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
Рисунки, презентации.
5.
Возникновение искусства и религии.
§3
Раб. тет.
№ 4-5
Урок-экскурсия
Основные понятия: Искусство, религия.
Исторические факты: Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек заколдовывает зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
ПУУД: анализировать причины появления искусства. РУУД: рассказывать о наскальной живописи.
ЛУУД: выработать личностное отношение к религии древних людей.
КУУД: работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.
Устный рассказ, тесты, вопросы, работа с картой.
6.
Возникновение земледелия и скотоводства.
§4
Основные понятия: Производящее хозяйства. Мотыжное земледелие. Ремесло. Племя. Род. Неолитическая революция.
Исторические факты: Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесел. Родовые общины земледельцев и скотоводов.
ПУУД: проанализировать последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины.
РУУД: рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.
ЛУУД: кем бы вам хотелось быть в племени: старейшиной или рядовым общинником и почему.
КУУД: придумать интервью с человеком, который на машине времени побывал в общине земледельцев.
Игра «Обряд перед охотой», устный рассказ, ответы на вопросы
7.
Появление неравенства и знати.
§5
Основные понятия: Имущественное неравенство.
Исторические факты: Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства и знати.
ПУУД: выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин.
РУУД: раскрывать смысл понятий.
ЛУУД: к кому вы испытываете симпатию и почему: к вождю, жрецу, ремесленнику?
КУУД: по группам составить рассказ от имени: гончара, ткача, земледельца, старейшины о своей жизни.
Словарь, рисунки, устный рассказ
8.
Повторение.
Урок-соревнование
Основные понятия: Неолитическая революция.
Исторические факты: Какой наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации Выделение ремесла, появление городов, государств, письменности.
ПУУД: решать проблемные задачи
РУУД: называть различия между земледелием и собирательством, охотой и скотоводством, соседской и родовой общиной.
Проверочная работа.
Глава 2. Древний Восток.
9.
Измерение времени по годам.
С. 26-30.
Основные понятия: Наша эра. Лента времени.
Исторические факты: Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова.
ПУУД: решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.
РУУД: уметь определять историческое время по ленте времени.
Игра «Счет лет в истории».
10
Государство на берегах Нила.
§6
Урок-путешествие
Основные понятия: Государство. Фараон. Папирус. Порог. Оазис. Дельта. Египет.
Исторические факты: Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египет. Управление.
ПУУД: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.
РУУД: составить план текста; найдите новые слова в тексте и придумайте вопросы к ним.
ЛУУД: определиться, чем вас привлекает жизнь древних египтян, а что является для вас неприемлемым.
КУУД: придумайте телепередачу о природе Египта и занятиях древних египтян.
Игра «Один день из жизни египетского крестьянин».
11
Как жили земледельцы и ремесленники
§7
Основные понятия: Вельможи. Налоги. Шадуф. Писец.
Исторические факты: Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.
ПУУД: составлять текст о жизни земледельцев и ремесленников в Египте с ошибками.
РУУД: находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника.
ЛУУД: определиться, какие чувства вызывают у вас рассказы земледельцев о труде.
Составление рассказа по рисункам, тесты, ответы на вопросы.
12
Жизнь египетского вельможи.
§ 8
Урок-экскурсия
Основные понятия: Гробница.
Исторические факты: О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельможи.
ПУУД: выделять главное в тексте.
РУУД: отвечать на вопросы.
ЛУУД: определиться, какие чувства у вас вызывает поведение вельможи во дворце фараона.
Составление плана текста, вопросов.
13
Военные походы фараонов.
§ 9
Основные понятия: Бронза. Пехота. Конница. Колесница. Дротик.
Исторические факты: Отряды воинов. Вооружение. Направление походов и завоевания фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска.
Исторические личности: Тутмос III.
ПУУД: подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
РУУД: придумайте интервью с участником походов Тутмоса III.
ЛУУД: составить кодекс поведения египетских воинов.
КУУД: составить сложный план пунктов текста по группам.
Работа в группах, творческое задание, работа с картой.
14
Религия древних египтян.
§10
Урок-путешествие
Основные понятия: Боги и жрецы. Храмы. Мифы. Мумия. Саркофаг.
Исторические факты: Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление египтян о «царстве мёртвых».
ПУУД: устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
РУУД: объяснять новые слова в тексте.
Работа с текстом, творческое задание.
15
Искусство древних египтян.
§11
Урок-экскурсия
Основные понятия: Пирамида. Храм. Сфинкс. Саркофаг.
Исторические факты: Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах фараонов.
Исторические личности: Тутанхамон.
ПУУД: искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов, подготовить презентацию по самостоятельно выбранной теме.
РУУД: составить текст с ошибками.
ЛУУД: какие чувства вызывают у вас египетские статуи.
КУУД: по группам провести экскурсию по египетским пирамидам.
Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы, работа в группах.
16
Письменность и знания древних египтян.
§12
Урок-путешествие
Основные понятия: Иероглиф. Папирус. Наука.
Исторические факты: Особенности египетской письменности. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний.
Исторические личности: Шампольон. Птолемей. Клеопатра.
ПУУД: составлять короткое сообщение о иероглифах. РУУД: рассказывать о письменности.
ЛУУД: ответить, что вас привлекает в личности Шампольона.
КУУД: по группам составить презентацию.
Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы.
17
Повторение
Урок-соревнование
Основные понятия: Ирригационное земледелие. Культовое строительство. Исторические факты: Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии.
ПУУД: составлять шарады, кроссворды.
РУУД: сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
ЛУУД: что привлекает вас в устройстве египетского общества.
Ответы на вопросы, работа с картой.
18
Древнее Двуречье.
§13
Урок-соревнование
Основные понятия: Ирригационное земледелие. Междуречье. Клинопись.
Исторические факты: Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров.
ПУУД: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.
РУУД: составить план текста; найдите новые слова в тексте и придумайте вопросы к ним.
ЛУУД: описать красоту природы Междуречья от имени ее коренных жителей.
КУУД: инсценировать спор двух путешественников: египтянина и жителя Двуречья о том, чья страна лучше по природным условиям.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.
19
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
§14
Основные понятия: Законы. Ростовщик.
Исторические факты: Вавилон. Представление о законах Хамммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона.
Исторические личности: Хаммурапи.
ПУУД: выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.
РУУД: составить кроссворд по теме урока.
ЛУУД: выразить своё отношение к принципу талиона.
КУУД: придумать вопросы для интервью с Хаммурапи.
Составление кроссворда, ответы на вопросы.
20
Финикийские мореплаватели.
§15
Основные понятия: Алфавит. Колонии.
Исторические факты: География, природа и занятия финикийцев. Морская торговля и пиратство. Древнейший финикийский алфавит.
ПУУД: проанализировать местоположение Финикии. РУУД: отвечать на вопросы.
ЛУУД: оценить, какими качествами должны обладать мореплаватели-финикийцы.
Работа с картой, ответы на вопросы.
21
Библейские сказания.
§16
Урок-путешествие
Основные понятия: Ветхий Завет. Библия.
Исторические факты: Расселение евреев. Жизнь, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён.
Исторические личности: Моисей.
ПУУД: объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами.
РУУД: составить сложный план пунктов текста.
ЛУУД: какие чувства вызывает у вас поступок братьев Иосифа.
Работа в группах, работа с картой.
22
Древнееврейское царство.
§17
Основные понятия: Суд Соломона.
Исторические факты: Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его первые правители. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве.
Исторические личности: Саул. Давид. Соломон.
ПУУД: выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.
РУУД: найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.
ЛУУД: уметь формулировать оценку поступка Самсона, Давида.
Работа с текстом, творческое задание, ответы на вопросы.
23
Ассирийская держава.
§18
Основные понятия: Урарту. Ниневия.
Исторические факты: Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.
Исторические личности: Ашшурбанапал.
ПУУД: составить текст с ошибками по теме «устройство ассирийского войска».
РУУД: называть достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.
ЛУУД: какие чувства вызывает у вас поведение ассирийцев в завоеванных странах.
КУУД: разбейтесь на группы и придумайте аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят».
Поиск информации в сети Интернет, ответы на вопросы, работа в группах.
24
Персидская держава «царя царей».
§19
Основные понятия: «Царская дорога». «Царская почта».
Исторические факты: Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Образование Персидской державы. Войско персидского царя.
Исторические личности: Кир Великий. Дарий I.
ПУУД: объяснять преимущества организации государства персов.
РУУД: рассказывать о персидском войске.
Ответы на вопросы.
25
Природа и люди Древней Индии.
§20
Урок-путешествие
Основные понятия: Джунгли.
Исторические факты: Страна между Гималаями и океаном. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Исторические личности: Будда.
ПУУД: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему.
РУУД: выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.
ЛУУД: какие чувства могли испытывать индийцы к животным, веря в переселение душ.
КУУД: по ролям и инсценировать сказание о Раме.
Устный рассказ, ответы на вопросы, работа с картой.
26
Индийские касты.
§21
Основные понятия: Касты.
Исторические факты: Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».
ПУУД: рассказывать о жизни и обучении брахмана.
РУУД: составить простой план по тексту.
ЛУУД: как вы относитесь к делению жителей Индии на касты.
КУУД: разбейтесь на группы и сравните положения брахманизма и буддизма.
Работа в группах, творческое задание, тесты.
27
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
§22
Основные понятия: Иероглифы.
Исторические факты: Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Китайская наука учтивости.
Исторические личности: Конфуций.
ПУУД: комментировать местоположение Китая.
РУУД: называть особенности китайской религии.
ЛУУД: какие положения конфуцианства, на ваш взгляд, актуальны в наше время.
Работа с текстом, сравнение, творческое задание.
28
Первый властелин единого Китая.
§23
Урок-путешествие
Основные понятия: Великая Китайская стена. Великий шёлковый путь.
Исторические факты: Объединение Китая. Завоевательные войны, расширение территории. Деспотия Цинь Шихуаня. Возмущение народа. Шёлк. Чай, бумага, компас.
Исторические личности: Цинь Шихуан.
ПУУД: составьте текст с ошибками о достижениях науки и искусства Китая. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены.
РУУД: рассказывать об отношениях Китая с соседями.
ЛУУД: как вы относитесь к методам, которыми правители Китая заставляли население строить Китайскую стену.
Составление текста с ошибками, ответы на вопросы.
29
Повторение.
Урок-соревнование
Исторические факты: Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
ПУУД: сравнить письменность Египта, Китая, Финикии.
РУУД: показывать на карте города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.
ЛУУД: какие законы жизни древних государств вы считаете правильными, гуманными, а с какими категорически не согласны.
Задания на сравнение, ответы на вопросы, работа с картой.
30
Итоговое повторение
Проверочная работа.
Глава 3. Древняя Греция.
31
Греки и критяне.
§24
№ 3, с. 3,
кон. карта
№ 4 с. 4
Урок-путешествие
Исторические факты: Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая живопись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
ПУУД: определить местоположение Критского царства.
РУУД: найти отличительные признаки критской культуры.
ЛУУД: выявить нравственный аспект мифов.
КУУД: разыграть по ролям сцены из мифов.
Игра «О чём рассказывает карта». Рисунки, презентации.
32
Микены и Троя.
§25
№ 5, с.5
раб. т-дь
вып. 2
Основные понятия: «Архитектура великанов». Львиные ворота. Троянская война. «Яблоко раздора».
Исторические факты: В Микенах. Археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Вторжение в Грецию с севера.
ПУУД: показывать на карте местоположение Микен.
РУУД: выделить отличие между критской и микенской культурами. Сравнить действительную причину Троянской войны с мифологической. Совпадает ли миф с реальностью?
ЛУУД: дать оценку поступкам героев Троянской войны.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.
33
Поэма Гомера «Илиада».
§26
№ 15, с.12
раб. т-дь
вып. 2
урок-путешествие
Основные понятия: «Илиада», «Одиссея». Троянский конь.
Исторические факты: Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее и Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Исторические личности: Гомер.
ПУУД: рассказывать легенду о жизни Гомера, суть поэмы «Илиада».
РУУД: характеризовать образы основных героев поэмы.
ЛУУД: выработать личную позицию: что привлекает в поступках героев, что вы осуждаете.
КУУД: диспут о нравственных поступках героев поэмы.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
34
Поэма Гомера «Одиссея».
§27
№ 9, 12,
с. 8 - 10
раб. т-дь
Урок-путешествие
Основные понятия: Сирены. Циклоп. «Между Сциллой и Харибдой».
Исторические факты: География странствий Одиссея. Одиссей у Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
ПУУД: последовательно рассказать о всех приключениях Одиссея.
РУУД: читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.
ЛУУД: выработать позицию, хотел бы я быть похожим на Одиссея.
КУУД: в группах соотносить с картой путь Одиссея домой.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой.
35
Религия древних греков.
§28
№ 10, 11, 13 с.9-11
Основные понятия: Исторические факты: Исторические личности: Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Пантеон олимпийских богов. Мифы: о Деметре и Персефоне, Прометее, Дионисе, Геракле, Афине, Посейдоне.
ПУУД: изучить новые крылатые выражения.
РУУД: объяснить связь между явлениями природы и греческими богами, сравнивать пантеон греческих и египетских богов.
ЛУУД: давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
36
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
§29
№ 16-18
с.13-14
Основные понятия: Демос. Аристократы. Аттика. Полис. Ареопаг. Архонты. Долговой камень.
Исторические факты: География, природа и ландшафт Аттики. Перенаселённость. Основные занятия населения Аттики. Законы Дракона. Долговое рабство. Нарастание недовольства.
Исторические личности: Дракон.
ПУУД: находить на карте и комментировать положение Аттики и занятия населения.
РУУД: выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос и общество в целом.
ЛУУД: дать оценку долговому рабству.
КУУД: задание по группам: рассказать и показать положение знати и демоса.
Игра «Угадай героя». Устный рассказ, тесты.
37
Зарождение демократии в Афинах.
§30
№ 19-21 с.14-15
Основные понятия: Демократия.
Исторические факты: Демос восстаёт против знати. Реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда.
Исторические личности: Солон.
ПУУД: показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа.
РУУД: сравнивать законы Драконта и Солона.
ЛУУД: ответить на вопрос «Чтобы я ещё реформировал в Афинах?»
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
38
Древняя Спарта.
§31
№ 23, 24
с.17-18
раб. т-дь
Урок-путешествие
Основные понятия: Лаконичная речь. Илоты. Лакония. Мессения. «Детский» способ голосования.
Исторические факты: География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартанцев. Спартанское воспитание.
ПУУД: показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты.
РУУД: характеризовать основные группы населения и их положение.
ЛУУД: ответить на вопрос «Хотел бы я воспитываться так, как спартанские юноши?»
КУУД: обсудить в парах: «Гуманно ли было решать по-спартански судьбу младенцев?»
Устный рассказ, ответы на вопросы. Работа с картой.
39
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.
§32
№ 27-28 с.20-21
Основные понятия: Хитон. Скифы
Исторические факты: Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры.
Исторические личности: Скил.
ПУУД: объяснить причины греческой колонизации, её географию.
РУУД: выделять общее, что связывало греческие колонии, сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации.
ЛУУД: ответить на вопрос «Легко ли быть переселенцем?»
КУУД: обсудить в классе вопрос «Может ли сейчас быть модным греческий костюм»
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Работа с картой.
40
Олимпийские игры в древности.
§33
№ 31-33 с.23-24
раб. т-дь
Урок-путешествие
Основные понятия: Олимпийские игры.
Исторические факты: Подготовка к играм. Атлеты. Пять дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль игр.
Исторические личности: Милон. Полидам. Феаген.
ПУУД: оценивать значение олимпийских игр для общества того времени.
РУУД: составлять развёрнутый план одной части параграфа, использовать мультимедийные средства для подготовки сообщения на уроке.
ЛУУД: выработать личную позицию, что нравится и не нравится в современных и греческих олимпийских играх.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
41
Победа греков над персами в Марафонской битве.
§34
Основные понятия: Греческая фаланга. Стратег.
Исторические факты: Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян. Тактика и героизм стратега Мильтиада.
Исторические личности: Дарий I. Мильтиад.
ПУУД: рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.
РУУД: выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.
ЛУУД: ответить на вопрос «Мог ли я сражаться в этом сражении?»
Устный рассказ, тесты. Контурная карта.
42
Нашествие персидских войск на Элладу.
§35
Основные понятия: Триера.
Исторические факты: Вторжение персов. Защита Фермопил. Подвиг спартанцев. Саламинское сражение. Платеи. Причины победы греков.
Исторические личности: Фемистокл. Ксеркс. Леонид.
ПУУД: Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.
РУУД: Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу.
ЛУУД: уяснить мораль предания «Перстень Поликрата».
КУУД: Инсценировать событие одного из сражений.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
43
В гаванях афинского порта Пирей.
§36
Урок-путешествие
Основные понятия: Афинский морской союз. Граждане. Дем. Верфь. Совет пятисот. Пошлина.
Исторические факты: В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр.
ПУУД: сравнивать военную и торговую гавани.
РУУД: характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.
ЛУУД: дать личную оценку продажи рабов.
КУУД: разыграть сценки «В порту Пирея».
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
44
В городе богини Афины.
§37
№ 36, 39 с.26 - 28
раб. т-дь
Урок-путешествие
Основные понятия: Керамик. Чернофигурные и краснофигурные вазы. Пифос. Амфора. Агора. Портик. Акрополь. Фронтон. Парфенон. Эрехтейон.
Исторические факты: Миф об Афины. Быт афинян. Храмы Акрополя. Архитектура храмов.
Исторические личности: Фидий. Мирон. Поликлет.
ПУУД: Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.
РУУД: Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.
ЛУУД: Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.
КУУД: Создавать презентацию вместе с родителями или старшеклассниками.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Обсуждение презентаций.
45
В афинских школах и гимнасиях.
§38
Урок-путешествие
Основные понятия: Педагог. Гимнасия. Палестра. Красноречие.
Исторические факты: Воспитание детей. Занятия в школе. Греческие учёные о природе человека.
ПУУД: Рассказывать о разных типах школ.
РУУД: Сравнивать типы школ и систему обучения в них.
ЛУУД: Создать презентации.
КУУД: Обсудить в группах особенности современных и древнегреческих школ.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
46
В театре Диониса.
§39
№ 40 - 41 с.29 -30
Урок-путешествие
Основные понятия: Театр. Сатир. Орхестра. Скене. Трагедия. Комедия. Великие Дионисии.
Исторические факты: Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.
Исторические личности: Аристофан. Софокл.
ПУУД: Объяснить причины особой любви греков к представлениям.
РУУД: Называть отличительные признаки комедии и трагедии.
ЛУУД: Объяснить поведение зрителей в театре.
КУУД: Выполнить задание в парах «Взять интервью у зрителя, актёра, устроителя представлений, автора пьесы»
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Игра «Интервью».
47
Афинская демократия при Перикле.
§40
№ 37, 42 с.27, 30
Основные понятия: Демократия. Народное собрание. Стратег. Совет пятисот.
Исторические факты: Выборы на должности. Друзья и соратники Перикла.
Исторические личности: Перикл.
ПУУД: Подготовить сообщение по выбору.
РУУД: поиск информации в Интернете о единомышленниках, друзьях Перикла.
ЛУУД: Дать оценку деятельности Перикла.
КУУД: Обсудить в парах: «Можно ли считать Афинское государство образцовым? Что в нём вам не нравится?»
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
48
Города Эллады подчиняются Македонии.
§41
№47 с.36 - 37
раб. т-дь
Основные понятия: Фаланга. Междоусобицы.
Исторические факты: Влияние эллинской культуры. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.
Исторические личности: Демосфен. Филипп. Александр. Аристотель.
ПУУД: Показывать на карте и объяснять местоположение Македонии.
РУУД: Характеризовать политические методы Филиппа Македонского, сравнивать с политическим курсом Александра, разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции, причины потери независимости Греции.
ЛУУД: Дать оценку деятельности Филиппа.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Контурная карта.
49
Поход Александра Македонского на Восток.
§42
№ 45, 47 с.34-37
раб. т-дь,
Основные понятия: Александрия.
Исторические факты: Быстрая победа у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
Исторические личности: Александр Македонский. Дарий III. Клит. Парменион.
ПУУД: используя карту и её легенду, рассказывать о походе Александра Македонского на Восток.
РУУД: Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского.
ЛУУД: Оценивать поступки Македонского, его противников.
КУУД: Взять интервью у участников похода Македонского.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
50
В Александрии Египетской.
§43
№ 46, 48, 49 с.35-39
раб. т-дь
Урок-путешествие
Основные понятия: Фаросский маяк. Музей. Обсерватория.
Исторические факты: Распад державы Александра. Складывание пространства эллинистического мира. Фаросский маяк - одно из чудес света. Александрийская библиотека.
Исторические личности: Евклид. Аристарх Самосский. Эратосфен.
ПУУД: Показывать на карте государства.
РУУД: Характеризовать причины распада державы Македонского, рассказывать об Александрии.
ЛУУД: Выполнить задание: «Хотел бы я быть современником Македонского?»
КУУД: Провести виртуальную экскурсию.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Контурная карта.
51
Урок повторения.
§24-43
№ 50-55 с.39-45
раб. т-дь Урок-игра
Исторические факты: Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
ПУУД: Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции.
РУУД: Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.
ЛУУД: Оценить моральные нормы греков.
КУУД: Задание: «Кого из одноклассников я взял бы в путешествие в Древнюю Грецию»
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
Глава 4. Древний Рим.
52
Древнейший Рим.
§44
№ 56-58 с.46-47
раб. т-дь Урок-путешествие
Основные понятия: Капитолийская волчица. Патриции. Плебеи. Сенат.
Исторические факты: Легенда об основании Рима. Первый царь Рима. Город на семи холмах. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Отказ от царской власти.
Исторические личности: Тарквиний Гордый.
ПУУД: Исследовать по карте территории, завоёванные Римом.
РУУД: Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения, выделить причины побед римского войска, сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н.э.
ЛУУД: Оценить поступок Муция.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
53
Завоевание Римом Италии.
§45
№ 61, 62 с.50
раб. т-дь,
рисунки
Основные понятия: Республика. Консул. Трибун. Вето. Галлы. «Пиррова победа».
Исторические факты: Борьба плебеев за свои права. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Исторические личности: Пирр. Аппий Клавдий.
ПУУД: исследовать по карте территории, завоеванные Римом.
РУУД: Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска.
ЛУУД: Определиться: «Кем бы я хотел быть в Риме».
КУУД: Игра «Лучший вопрос»
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
54
Устройство Римской республики.
§46
№ 60, 63 с.49-Урок-экскурсия
Основные понятия: Легион.
Исторические факты: Плебеи - полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Одежда римлян. Гадания в Риме.
ПУУД: Объяснять, в римской республике или в Афинском полисе население больше участвовало во власти.
РУУД: Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом.
ЛУУД: Оценить отношения жителей Рима друг к другу и к переселенцам.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы..
55
Карфаген - преграда на пути к Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном.
§47
Основные понятия: Пунические войны.
Исторические факты: Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима. Захват Сицилии. Поход через Альпы. Разгром римлян при Каннах. Изменение стратегии римлян. Морская победа римлян. Окончание войны. Битва при Заме.
Исторические личности: Ганнибал. Сципион.
ПУУД: Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне показывать на карте и комментировать поход Ганнибала
РУУД: Уметь составлять и комментировать схемы битв.
ЛУУД: Характеризовать поступки Ганнибала.
КУУД: Взять интервью у участников пунических войн.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Контурная карта. Игра «Интервью»
56
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.
§48
Урок-экскурсия
Основные понятия: Провинция.
Исторические факты: Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.
Исторические личности: Катон.
ПУУД: Показать на карте территории, завоёванные Римом. Рассказать о падении Македонии.
РУУД: Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Составлять простой план параграфа.
ЛУУД: Оценить войны Рима с позиции завоёванных народов.
КУУД: Состязание в парах «Лучший вопрос»
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
57
Рабство в Древнем Риме.
§49
№ 64, 65, 68-70 с.51-56
экскурсия
Основные понятия: Гладиатор. Амфитеатр.
Исторические факты: Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
ПУУД: Называть источники рабства в Риме.
РУУД: Доказывать бесправное положение рабов, объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.
ЛУУД: Дать личную оценку рабству.
КУУД: По группам представить один день из жизни богатого римлянина, легионера, раба, гладиатора.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
58
Земельный закон братьев Гракхов.
§50
№ 72 с.57
Основные понятия: Гражданская война. Трибун.
Исторические факты: Противоречия в обществе. Разорение земледельцев. Земельный закон.
Исторические личности: Тиберий Гракх. Гай Гракх.
ПУУД: Называть причины гражданских войн.
РУУД: Сравнивать положение бедняков и богатеев.
ЛУУД: Оценивать поступки братьев Гракхов.
КУУД: Работать в малых группах, систематизируя информацию.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
59
Восстание Спартака.
§51
№ 74 с.58-59
раб. т-дь,
экскурсия
Исторические факты: Первая победа над римским войском. Походы армии рабов. Разгром армии рабов. Причины поражения восставших.
Исторические личности: Спартак. Красс. Помпей. Лукулл.
ПУУД: Прослеживать движение войска Спартака по карте.
РУУД: Комментировать события и поступки.
ЛУУД: Составить моральный кодекс гладиаторов.
КУУД: Выступить по ролям от имени Спартака, сенатора, Красса.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
60
Единовластие Цезаря.
§52
Рисунки, презентации Урок-путешествие
Основные понятия: «Жребий брошен». «Перейти Рубикон». Ветеран. Диктатура.
Исторические факты: Превращение армии в наёмную. Борьба полководцев за власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Легионы и ветераны - опора Цезаря. Убийство Цезаря.
Исторические личности: Цезарь. Красс. Брут.
ПУУД: Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель.
РУУД: Объяснить позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Цезаря.
ЛУУД: Дать личную оценку действиям Цезаря.
КУУД: В парах отвечать на вопросы, составленные друг для друга.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
61
Установление империи.
§53
№ 71 с.56-57
раб. т-дь Урок-экскурсия
Основные понятия: Преторианцы. Империя.
Исторические факты: Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеоптры. Победа у мыса Акций. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение римского государства в империю.
Исторические личности: Октавиан. Антоний. Клеопатра. Меценат. Гораций.
ПУУД: Называть причины поражения сторонников республики. Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.
РУУД: Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.
ЛУУД: Оценить поступки Антония и Октавиана.
КУУД: Взять интервью друг у друга от имени знаменитых римлян.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
62
Соседи римской империи.
§54
Урок-путешествие
Исторические факты: Протяжённость империи. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
ПУУД: Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
РУУД: Комментировать иллюстрации на страницах учебника.
ЛУУД: Взглянуть па действия римлян глазами германцев.
КУУД: Обсудить в парах составленные индивидуально вопросы и ответить на них.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
63
Рим при императоре Нероне.
§55
Урок-путешествие
Основные понятия: Христиане.
Исторические факты: Культа императоров. Актёр на императорском троне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Пожар в Риме. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Исторические личности: Нерон. Сенека.
ПУУД: Рассказывать о жизни Рима.
РУУД: Объяснить, почему Тацит писал, что раньше наказывали за дела, а теперь за слова.
ЛУУД: Оценить действия Нерона.
КУУД: Работать в малых группах, систематизируя информацию.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
64
Первые христиане и их учение.
§56
№ 76, 77, 80 с.61 - 64
раб. т-дь
Основные понятия: «Сыны света» из Кумрана. Второе пришествии. Страшный суд. Царство Божье.
Исторические факты: Распространение христианства. Идея равенства всех людей перед Богом. Преследование христиан.
Исторические личности: Иисус. Иуда.
ПУУД: Рассказывать об условиях появления христианского учения.
РУУД: Объяснять причины распространения христианства.
ЛУУД: Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христианства.
КУУД: Помогать в группах создавать презентации.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
65
Расцвет Римской империи
во II в.
§57
Урок-экскурсия
Основные понятия: Колоны. «Рабы с хижинами». Бетон.
Исторические факты: Неэффективность рабского труда. Военные успехи Траяна. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство. Новое в строительном ремесле.
Исторические личности: Траян.
ПУУД: Описывать период правления Траяна, рассказывать о достижениях империи во II в.
РУУД: Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба.
ЛУУД: Объяснить, почему Рим достиг столь многого.
КУУД: Работать в малых группах, систематизируя информацию.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
66
Вечный город и его жители.
§58
№ 82 с.65
раб. т-дь
Урок-путешествие
Основные понятия: Колизей. Пантеон. Термы. «Хлеб и зрелища». Цирк.
Исторические факты: Архитектурный облик. Римский скульптурный портрет. Особняки. Многоэтажные дома.
ПУУД: Описывать Рим.
РУУД: Доказывать смысл утверждения «все дороги ведут в Рим».
ЛУУД: Ответить на вопрос: «Можно ли восхищаться красотой, если она создана подневольным трудом?»
КУУД: Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму, распределив роли.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Экскурсия по Риму.
67
Римская империя при Константине.
§59
№ 81, 83 с.64, 66
раб. т-дь
Основные понятия: Священники. Церковь. Новый Завет. Папа. Ад и рай.
Исторические факты: Рим и варвары. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы.
Исторические личности: Константин.
ПУУД: Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.
РУУД: Сравнивать положение на границах империи в I в. при императоре Константине.
ЛУУД: Оценить нравственные принципы христиан.
КУУД: Работать в малых группах, систематизируя информацию.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
68
Взятие Рима варварами.
§60
Урок-экскурсия
Основные понятия: Готы. Варвары. Западная Римская империя. Вандалы. Античность.
Исторические факты: Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом. Падение Западной Римской империи. Захват Рима вандалами. Свержение Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи античности.
Исторические личности: Аларих. Ромул Августул. Стилихон. Гонорий.
ПУУД: Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.
РУУД: Обозначить причины раздела империи на две части.
ЛУУД: Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха с позиции общечеловеческих ценностей.
КУУД: Работать в малых группах, систематизируя информацию.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы.
69
Итоговое повторение.
№ 84-88 с.66-72
раб. т-дь
Урок-игра
Исторические факты: Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
ПУУД: Показывать на карте этапы расширения границ Рима.
РУУД: Давать характеристику достижениям Рима в разных областях жизни, повседневности.
ЛУУД: Анализировать нравственный аспект легенд. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственные грекам и римлянам.
КУУД: Инсценировать сюжеты в группах.
Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Инсценировать сюжеты в группах.
70
Итоговый контроль.
Проверочная работа