Жизнь и творчество Демушкина М. И

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс рефератов

Реферат: Жизнь и творчество М.И.Демушкина (Надеждина).

Автор: Ремезова Полина

ученица 7 «Б»

МБОУ СОШ № 19 с.Побегайловка

Руководитель: Казикова Индира Арсланбековна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 19

с. Побегайловка Минераловодский район





Оглавление.

I. Введение .Актуальность исследования.

II. Основная часть.

Глава 2.1 Биография М.И.Демушкина (Надеждина)

Глава 2.2 Творческий путь поэта.

III. Заключение.

IV. Литература.







Введение.

Актуальность темы-исследования.

В настоящее время, в связи с бурно развивающимся процессом возрождения казачества его история привлекает пристальное внимание российской общественности. В основном, внимание и проблематика исследований объединяет вопросы , связанные с формированием этого сословия, историей и участием донского казачества в войнах, которые вела Россия. С начала 90-х гг. XX в. начали появляться труды, специально посвящённые культуре традициям и обычаям казачества . Но и в них очень мало внимания уделяется истории казачьей интеллигенции как таковой. Сам термин «интеллигенция» до сих пор относительно редко применяется по отношению к казакам.

Между тем, история этой социальной группы является необходимой составной частью истории всей России . Самосознание каждого социального слоя не только отражается, но и в известной мере формируется представителями его интеллигенции. Именно она является главным субъектом культуры Нового времени .

Казачья интеллигенция - органическая составная часть российской интеллигенции, один из её региональных отрядов, без изучения которого ее история представляется неполной. Историческая реконструкция становления и деятельности казачьей интеллигенции позволяет полноценно воссоздать историю культуры и духовной жизни казачества, а также понять роль умственного труда в его истории

Выбор темы:

Тема реферата мной выбрана неслучайно. Мне встретилось стихотворение Михаила Иосифовича Демушкина (Надеждина) - Родина. Оно поразило меня своей проникновенностью, ……..

Но когда я , заинтересовавшись писателем стала в Интернете стала искать о нем информацию, то была крайне удивлена ее скудностью. Биографическая справка была очень скупой , не отражающей всю глубину творчества поэта.

При написании работы я ставила следующие задачи:

- наиболее полно познакомиться с жизнью и творчеством замечательного и талантливого человека и писателя,

- описать и систематизировать знания о его жизни?

Хронологические рамки : начало и первая половина XX века .

Характеристика работы: Реферат состоит из трех основных частей . В ведение определены цели и задачи моей работы и актуальность выбранной темы. Основная часть состоит из двух глав . В первой главе дается биографическая справка , описание тяжелого и «тернистого» жизненного пути Михаила Иосифовича .Жизни ,которая была наполнена и горечью потерь , и разочарованием , и радостью воспоминаний о родине ,которые согревали его на чужбине.

Вторая глава посвящена творчеству писателя .В своих стихотворениях Михаил Иосифович передал самые сокровенные мысли и переживания. Через его работы прослеживается весь его жизненный путь .Он рассматривает многие события ,через призму своего восприятия, отношения к политике и Родине.

Использованная литература:

При написании работы я столкнулась с проблемой по сбору информации. Когда поиск вела в сети Интернет ,то обнаружила, что и биография и произведения представлены очень кратко ,фактически ничего нет о его родителях, близких.

Но к счастью ,после долгих поисков нашлась книга Михаила Иосифовича «Через страдания к звездам».Опираясь на книгу, выдержки из статей был написан реферат.

Основная часть.

Глава 2.1 Биография поэта.

.

«…Блажени изгнании правды ради... Да, все его стихотворения ярко светились этой правдой - любовью к человеку. Правдой, за которую он так и страдал всю свою жизнь, после «бессмысленного и беспощадного бунта» - русской революции».

С. Быкова

«Веру и любовь, искание правды и борьбу за правду, за торжество Божией правды на нашей многострадальной родине завещал он нам , и это его завещание будет для нас незабываемым, как незабвенным останется и он сам в наших сердцах.»

И. Обухович

Этими эпитетами я бы хотела начать свое повествование о замечательном человеке ,поэте Михаиле Иосифовиче Надеждине( Демушкине ). Родился он 21 ноября 1902 года в семье Демушкина Иосифа Корнеевича - войскового старшины Терского казачьего войска.

Семья была по тем временам небольшой ,кроме Михаила были брат Дмитрий и сестра Екатерина. Мать- Антонина Алексеевна была носительницей доброты и любви, поэтому дети росли в атмосфере дружбы и тепла .Еще в раннем детстве Михаил проявил свои творческие таланты и пытался писать свои первые четверостишия . Первые азы науки он получал дома ,а потом поступил во Владикавказский кадетский корпус .В обучении Михаил проявил себя старательным и дисциплинированным ,что не раз отмечали преподаватели.

А шел 1917 год ,бушевала революция и принимали ее по -разному. Кто считал ,что это освобождение от оков империализма и не важно какой ценой будет достигнута цель, а кто-то воспринял ,как страшную трагедию для народа , с колоссальными жертвами после «красного террора» , голодом. Два года продолжались занятия в корпусе параллельно с участием Михаила в Белом движении. Именно с этим периодом начались «тернии» в жизни молодого поэта. Весь 1920 год Миша проболел -сначала сыпным ,потом брюшным тифом ,а затем возвратным тифом ,который окончательно подорвал его здоровье. Остатки Белой армии эвакуировались из Владикавказа и город был взят большевиками.

Нетрудно догадаться ,какая участь была уготована молодому кадету. В первые же дни установления Советской власти в городе Михаил был арестован и посажен в Чека. Аресты ,расстрелы ,допросы - единственные впечатления поэта об этом периоде. Сложная психологическая обстановка ,подорванное здоровье привели к тяжелым последствиям -невроз сердца .Эта болезнь всю оставшуюся жизнь преследовала Михаила Иосифовича. Даже после освобождения продолжались кратковременные аресты ,обыски квартиры -новая власть преследовала Демушкина.

В том же 1920 году ,наполненном горечью и потерями Михаил встречает свою будущую супругу - Надежду Ивановну Григорьеву. С момента появления супруги у поэта появился друг и товарищ ,соратник , который всегда и везде был ему опорой. Только она могла до конца понять его душевные страдания ,его боль ,переживания. В жизни она была более практичной и приспособленной , именно она взяла на свои плечи житейскую нагрузку. Михаил Иосифович писал о ней :

С подобною дружбой семья - это крепость,

К которой враг не имеют ключа;

В ней легче встречать ураганов свирепость,

Имея поддержку родного плеча.

В течение их долгой семейной жизни она была не только ему другом и соратником ,не только матерью его детей -она была и его матерью разумной ,любящей, понимающей. Надежда Ивановна была его жизненной опорой. Преследование большевиками М.И. становилось невыносимым, и молодые , узнав, что мать Н.И. живёт на границе Польши, решили ехать туда, но там её уже не застали и, после многих перипетий, лишений и тяжёлых переживаний, вернулись к его родным во Владикавказ.

В тому времени в городе была установлена Советская власть , ситуация для Михаила Иосифовича была крайне сложной . Во-первых он числился в списках политически ненадежных, постоянного заработка не было. Семья Михаила Иосифовича жила в очень стесненном материальном положении ,к тому же разразился страшный голод. Они жила в постоянном страхе,ожидании арестов.

В 1924 году семью Демушкиных постигло большое горе - умер его единственный сын ,двухлетний Святослав . Малыш не выдержал болезни ,голода .Но беда не приходит одна .В 1927 г, однажды ночью, пришли агенты ГПУ и, перерыв весь дом, не взирая на умиравшую , там в то время сестру Михаила Иосифовича - Екатерину, арестовали его и Надежду Ивановну : её за получение денег из Польши, от матери, а его за принадлежность к контрреволюционной организации.

Весной 1928 года Михаил Иосифович был сослан без суда в Соловецкие лагеря особого назначения («СЛОН»).13 октября 1923 года постановлением СНК был образован Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН ОГПУ), предназначенный для "перевоспитания" лиц, чье прошлое было несовместимо с чаяниями новой власти. 13 октября 1923 г. новым единоличным хозяином архипелага стал УСЛОН - Управление Соловецких лагерей особого назначения(1923-1939 гг.). В этот трагический период жизни Соловков на архипелаге единовременно находилось до 4-5 тысяч (в некоторые годы - до 20 тысяч) заключенных. Кроме того, в военном городке проживала охрана лагеря и вольнонаемные.
Этот период характеризуется ужесточением режима содержания заключенных. Была запущена карательная машина, и потек на Соловки многотысячный поток "врагов". Списки репрессированных (раскулаченных, "шпионов" и "террористов", рядовых членов партии и руководящих работников, чекистов) непрерывно пополнялись новыми жертвами. Соловки превратились в опытный полигон, где вырабатывались нормы и методы, позже широко примененные в ГУЛАГе. Организация работы и быта зэков, виды наказаний, изощренные приемы допросов и психологического подавления, режимы охраны, способы расстрела и массовых захоронений трупов - все это изобреталась там. С 1920 по 1939 год, до его расформирования по приказу Берии, через Соловецкий лагерь особого назначения и связанные с ним карельские лагеря прошел без малого миллион человек. Лишь избранным посчастливилось вернуться.
Все чаще практиковались показательные массовые расстрелы, пытки. Людей загоняли по горло в приозёрную топь и держали в ней. Заключенного раздевали и оставляли умирать в лесу летом на съедение комарам, зимой на морозе. Морозили людей и массово по 150 человек.

Даже эта коротенькая характеристика дает представление о том ,что пережил Михаил. Везли осужденных в товарных вагонах по 40 человек, почти без воды и пищи. В Москве были временно помещены в Бутырскую тюрьму.

В Бутырской тюрьме их перегруппировали согласно назначениям по лагерям и тем же порядком отправили дальше. Последние 150 километров от Соликамска до места назначения шли, при 30 градусах мороза по Цельсию, пешком, т.к. иного сообщения не было. В то время Красновишерска на карте не существовало, и ссыльные должны были выкорчёвывать лес, а затем строить бараки, сначала для охраны, а потом уже для себя. Многие погибли в первые годы ссылки от цинги и жутких гигиенических условий. Благодаря посылкам от жены, суровой самодисциплине и особому, самим им выработанному режиму, Михаил Иосифович выжил, но "остатки его здо- ровья остались там

По окончании срока заключения в лагерях, так же без суда, было вынесено московской «тройкой» ОГПУ постановление о продлении срока наказания ещё на 3 года по «вольной высылке» в Архангельский край. Впоследствии, благодаря хлопотам местного начальства, место ссылки было изменено, и он смог остаться в Красновишерске и выписать семью. Конечно переезд семьи ,родных людей облегчил значительно моральное состояние Михаила Иосифовича.

Для оплаты поездки семья продала все остатки имущества; однако, отец Михаила Иосифовича, очевидно, не выдержав всех пережитых потрясений, скоропостижно скончался. Похоронив его, овдовевшая мать, с женой М.И. и двухлетней их дочерью Мариной, двинулись в долгий путь. В декабре был нанесён новый удар. Новым приказом из Москвы были смешаны все карты. Политические ссыльные должны были быть немедленно водворены по местам их ссылки. Для М.И. это означало Архангельский край. Это означало страшный путь пешими этапами. Это означало неминуемую болезнь и, возможно, смерть. Однако, и тут своё слово сказала судьба в лице жены помощника начальника лагеря, очевидно, доброй в душе женщины, которая сжалилась над ребёнком Дёмушкиных, и, благодаря её хлопотам, этап был отставлен.

Как описывается в книге ,посвященной Михаилу Иосифовичу , самым счастливым периодом семейной жизни Демушкиых в СССР было их пребывание в ссылке на Урале. Новых наказаний ожидать не приходилось. Ссыльные, большей частью, были интеллигентными людьми. Создался круг близких друзей и знакомых. В сердце поэта вспыхнули новые искорки творчества. Он полюбил Уральский край, и его врождённая любовь к природе выливалась в новых стихах. Его не огорчил и не испугал новый приказ о том, что его «вольная ссылка» продлена ещё на три новых года. Когда, в 1936 г., и эта последняя «трёхлетка» была закончена. Дёмуш кины всё же поторопились покинуть ставший им дорогим Красновишерск. Дальше жизненный путь вёл их через Казань, где, работая на заводе, Михаил Иосифович задержался год. Затем Ставрополь, где он опять был арестован по доносу в конце 1937 г. и целый год провёл в тюрьме. Однако, виновник этого ареста, сам совершивший преступление в глазах НКВД, вернулся из бегства и дал свои показания, которые послужили выходу Михаила Иосифовича из тюрьмы.

«В тот, послетюремный , период Михаил Иосифович впервые «вдохнул запах типографской краски», который, как говорят, притягивает человека на всю жизнь к печатному труду. Он устроился наборщиком заводского листка при мясном комбинате, ...благодаря тому, что по шкале рабочих ему не надо было заполнять анкеты. Так подошёл август 1942 года. Уже год бушевала война. Отголоски её, конечно, чувствовались по всей России. Когда волна немецких войск дошла до Ставрополя, это произошло так молниеносно и неожиданно, что не был о времени самим решать свою судьбу . В период немецкого пребывания в город были открыты не уничтоженные архивы НКВД. Так немцы узнали имена политически неблагонадёжных, в глазах коммунистов, людей, и среди них и Михаил Иосифович . Ему было предложено, как писателю, написать книг о зверствах большевиков. Однако, как это ни было соблазнительно, писатель старался отклонить сотрудничество с немцами. В это время он писал, но писал не книги , а стихи , полные безграничной любви к России и ненависти к её палачам В этот год он принял псевдоним «Надеждин». Немец, офицер связи, оказался порядочным человеком. Он понял душевные переживания человека-патриота и вместо того, чтобы применить к нему какие-либо репрессии, в декабре 1942 года помог всей семье эвакуироваться в Польшу, к родным Надежды Ивановны. Там скончалась, почти сразу же по прибытии, нежно им любимая мать Михаила Иосифовича.

В 1943 году через «Казачий Вестник», который в то время издавался в Праге, он нашёл давно потерянного брата Дмитрия, работавшего инженером в Брно. Братья не виделись 23 года и стремились к встрече. Почти ровно через год по прибытии в Польшу М.И. с женой и дочерью переехали в Брно. В Чехословакии они пробыли до 13 апреля 1945 г Михаил Иосифович с братом и семьёй, c группой казаков ,ушли в американскую демаркационную зону. Пять долгих лет пришлось отсиживаться в лагерях УНРА, ожидая визы в Америку. 3 март 1950 года семья Демушкиных прибыла в Сан- Франциско.

Михаил Иосифович стоял перед выбором: или дать своей семье покой и уверенность в завтрашнем дне ,но в эмиграции , или вернуться на Родину.

Он решил дать своей семье ,то, чего не было у них много лет -покой и свободу.

Приезд в Америку, на который он возлагал такие большие надежды, показался Надеждину М.И. новым разочарованием: незнание языка и обычаев, всё новое и чуждое, с чем он встретился, вызвало у него состояние острой меланхолии.

Новоприезжим, большей частью, бывает нелегко, а Михаилу Иосифовичу, человеку особенно чуткому, экспансивному и уже надломленному, остаться в этом его состоянии значило быстро и бесцельно сгореть.

Из этого состояния его вывело начало работы в газете «Русская Жизнь»

и знакомство с семьёй Катэл, которое вскоре перешло в искреннюю, глубокую дружбу и духовную близость, которая длилась до последнего дня его жизни. За 11 лет такой дружбы они стали ему родными .

Работая в журнале, занимаясь своим любимым делом, он духовно ожил, и его политические статьи , полные любви к исстрадавшейся России, его нежная лирика создали ему поклонников и друзей во всех концах света .Для него это была не просто служба, а служение близкому его сердцу делу. В лице редактора «Русской Жизни» А.И. Делианич М.И. нашёл единомышленника - такого же непримиримого бойца; она стала не только его товарищем по работе, но и другом.

Михаил Иосифович был человеком готовым по доброте помочь всем, во всяком достойном деле, был необычайно скромным . За 10 с лишним лет работы в «Русской Жизни» он получил сотни писем от своих искренних поклонников, благодаривших его за его чудесные, несравнимые стихи, вливавшие в души усталых русских людей в рассеянии тепло, веру и нежность, за его редкой прозорливости статьи, за моральную поддержку, которую давала вся его, построенная на любви к многострадальной России.

Умер поэт в 1961 году и похоронен на Сербском кладбище в городе Сан-Франциско.





Глава2.2 Творческий путь Михаила Иосифовича Надеждина.

Познакомившись с творчеством писателя , я для себя выделила стихотворения ,которые оставили у меня наиболее яркие впечатления. Это произведения, посвященные Родине - они и торжественные , и восторженные и настолько проникновенные ,что читая ,их понимаешь -насколько сильно тосковал поэт по Отечеству.

Россия.

«Если спросят меня - что такое Россия?

Я не сразу отвечу на этот вопрос...»

Это степи и горы, просторы глухие,

И печальные песни, и золото кос...

Это - нивы, покрытые зреющей рожью,

Многоводные реки и дремлющий бор,

В необъятных просторах - величие Божье

И гармонии русской лихой перебор...

Это - вера и верность, и яркость и нежность,

И ребячья душа, и горячая месть,

Это - Божьих исканий и слёз неизбежность,

И презрение к смерти за русскую честь!..

Для меня в этом слове - святое сознанье,

Что на свете страны благороднее нет,

Что её очищает такое страданье,

О котором не знает замкнувшийся свет...

Не напрасно меня вы об этом спросили!

Не во сне, а терзаясь теперь наяву,

Я отвечу, не думая долго: «Россия -

Это то, чем сейчас я дышу и живу!»

А с какой нежностью и восхищением автор вспоминает свою малую Родину-Кавказ в стихотворении «из дневника »

Родной Кавказ! Мой край благословенный!

Ты, как живой, встаёшь передо мной,

И я стремлюсь к тебе мечтой своей смятенной,

И я зову тебя душе своей больной...

Где ты, земля отцов моих и дедов?

К чему я здесь, угрюм и одинок,

Немую боль отчаянья изведав,

Несу тоски своей не рвущийся клубок?

Кому я нужен тут, и кто мне будет близок?

С кем поведу сердечный разговор?

И кто поймёт печаль о драгоценных ризах

Твоих сияющих, неповторимых гор?..

Или вот это ,где автор с грустью пишет о тех ,кто не созерцает Родины ,автор с болью в сердце пишет об изгнанниках , т.е о себе…

В холоде изгнания, на чужой земле,

Мы тоскуем, Родина, о твоём тепле,

Мы тоскуем, милая, о твоих лесах,

О глубоких, ласковых, синих небесах,

О покое сереньких, бедных деревень,

Где в труде рождается каждый Божий день,

Где нужда жестокая над людьми царит,

Где молитва жаркая по ночам горит...

А вот цикл стихотворений о времени , когда Михаил Иосифович был в Бутырской тюрьме, был сослан на Соловецкие острова открывают страшную картину его жизни там, описание настолько яркое, впечатляющее - что не возможно представить ,как там выживали!

Михаил Иосифович писал о том времени:



Полночь...

Тишина... Но не верь этой злой тишине;

В ней скрываются горе и муки,

И невольно подчас вспоминаются мне

Тишиною укрытые звуки...

Тишина над угрюмой Бутырской тюрьмой

Словно символ обманчивой воли,

Но за тишью холодной, пустой и немой -

Океан человеческой боли.

К каждой камере плотно прилажена дверь,

В каждой камере - муки и люди,

Для которых, взамен пережитых потерь,

Лишь мечта остаётся о чуде:

Это чудо - возможность вернуться домой,

В мир обыденный шуток и споров,

Чтобы жить в унисон с всероссийской тюрьмой

Но хотя б без железных запоров...



В концлагере ОГПУ НКВД.

Трещит от мороза сосна,

И снега узоры нависли.

Я снова тоскую без сна,

Тревожа печальные мысли...

В бараке не воздух, а смрад,

Но люди, устав до предела,

На нарах, как мёртвые, спят,

Не чувствуя грязного тела.

И голод и холод ушли,

И в сон провалилась усталость,

И в мареве спящей земли

Одно лишь желанье осталось:

Забыть о сегодняшнем дне,

О завтрашней каторжной муке,

Чтоб ныть перестали во сне

Опухшие, бедные руки,

Чтоб сердце коротенький час

Не билось подстреленной птицей -

Пусть «завтра» придёт, а сейчас -

Забыться,

Забыться,

Забыться...

Невозможно представить ,как человек после стольких потерь ,страданий и бед мог оставаться добрым и мягким , протягивающим всем руку помощи.

«Был он простой, ласковый и по - русски хороший. Ни страшные года лагерей, ни бесчисленные потери, ни жестокость прожитых лет, ни физические страдания не ожесточили его души , и до конца он сберёг веру в людей и надежду на светлое будущее».

Ольга Скопиченко



Совсем иное настроение у поэта в эмиграции .Если воспоминания о Родине легкие, лиричные, то в эмиграции поэзия Михаила Иосифовича начинает дышать пессимизмом, разочарованием. В ней появляется и преобладает боль. В ней - переоценка своей собственной ценности. В ней - депрессии. Дни пережитые в Советской России, лагеря, боль потерь и душевных переживаний - все это наложило свой негативный отпечаток.

Как страшно жить и знать, что впереди

Нет ни мечты, ни сказки, ни просвета,

А только серые осенние дожди

Над увядающими песнями поэта!

Я слишком искренне и верил, и мечтал -

Быть может, потому и не могу смириться

С жестокой правдою, что я ненужным стал,

И жизнь ушла, как сказочная птица...

Читая эти строки, понимаешь ,что благополучная жизнь Михаила Иосифовича в эмиграции не дала ему покоя и комфорта душевного . Да, его семья была в безопасности ,у него были друзья ,которые поддерживали и помогали ему - но тоска не покидала !



Я смотрю в незнакомые лица,

Я ловлю незнакомую речь -

И никак не могу научиться

От печали себя оберечь...

Проходя мимо готики строгой,

Нет почтенье к седой старине -

Ощущаю я грусть по убогой,

Но по милой своей стороне.

Я иду мимо роскоши чуждой,

Под покровом враждебных небес,

И родимые беды и нужды

Мне дороже заморских чудес...

Не отпраздную горькую тризну

И неверьем себе не солгу,

Потому что я верю в Отчизну

И любовь для неё берегу!



Заключение.

Итак, следуя заданной проблематике ,я в своей исследовательской работе попыталась ,как можно полнее описать жизнь и творчество Михаила Иосифовича Демушкина (Надеждина). В ходе изучения фактов из его жизни, выдержки статей ,описывающих его творческий путь ,можно с уверенностью сказать , что он является ярким представителем казачьей интелегенции. С одной стороны Михаил Иосифович творческая личность , писал замечательные ,проникновенные стихи , с другой добрый и отзывчивый человек ,которого ни трудности жизни, ни болезнь не сделали черствым и бездушным.

Михаил Иосифович яркий пример патриотизма, что ярко прослеживается в его произведениях ,самозабвенных стихах о Родине ,которая так дорога его сердцу.

В ходе работы я ,понимая ,что объем информации велик , выделила наиболее значимые вехи из жизни поэта. На мой взгляд они наиболее ярко характеризуют поэта.

А завершить свою работу хочу цитатой близкого друга Михаила Иосифовича А. Делианич

«Надеждин, это - горение, это - стремление, это - вера в будущее России. Надеждин - это чистая лирика, это - нежная поэзия, и это - призыв к борьбе, патриотизм неугасимый в его произведениях, в его стихах и в его статьях. Надеждин - это один из самых лучших поэтов нашего времени, нашего безвременья, лучше сказать, который, пройдя, ещё мальчиком-кадетом, все тягости Белого Движения, затем суровое испытание ссылкой в концлагере, не перестал любить Россию - может быть, мачеху , не перестал верить в человека, не потерял надежды в то, что Бог поможет, спасёт Родину и её народ. Сколько утешения всем нам приносили его кристально чистые стихи ! Сколько в них было христианской любви и нежности! Какой огромный талант, в утешение за все страдания, дал ему Творец!..»









Использованная литература:

1. Надеждин, М.И. Через страдания к звёздам / М.И. Надеждин - Владикавказ: ТРИО Атрибут ,

2011. - 320 с.

2. Интернет сайт jan-pirx.livejournal.com/

3. Интернет сайт osradio.ru/literatura/print:page,















© 2010-2022