- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории (7 кл)
Конспект урока по истории (7 кл)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Афзалова З.М. |
Дата | 15.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида
Государственные реформы Петра I
Учитель истории:
Афзалова З.М.
Тема: Государственные реформы Петра I.
Цель урока: рассказать о модернизации государственной системы в России
по западному образцу;
раскрыть причины государственных реформ;
сравнить новое государственное устройство со старым;
продолжить формирование умения учащихся сравнивать исторические явления и факты;
раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований;
формирование гражданского самосознания;
работать над развитием познавательной активности, мыслительной деятельности, пространственного восприятия, обогащением словарного запаса учащихся.
Оборудование: Карта «Россия в XVII - 1760 гг.», схемы: «Государственное
устройство России в XVII в.», «Управление Россией при Петре I», «Петровские коллегии», картина художника Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», карточки с заданиями.
Опрос:
-
Какие реформы провел Петр I? Назовите известные реформы Петра I.
-
Собрать схему «Государственное устройство России в XVII веке».
Государственное устройство России в XVII веке.
Царь
Патриарх
Земский собор
Приказ
Тайных дел
Боярская дума
Уезды
ПриказыВоеводы
Посольский Казанский
Пушкарский Стрелецкий
3. В чем проявлялась неспособность старого государственного аппарата управлять государством в новых условиях начала XVII века.
Вывод: В России в начале XVIII века государство начинает играть
необычайно большую роль во всех сферах жизни. В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много старых черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, государственная машина давала сбои.
План изучения новой темы:
Задание: слушая рассказ учителя ответить на вопрос:
«Создал ли Петр I в результате реформ совершенно новое государство или же его преобразования сохранили старую основу государственности России?».
1. Реформы высших государственных органов:
а) Создание Сената. «Генерал-прокурор». Работа со схемой «Управление Россией при Петре I», (заслушать сообщение ученика о П.И. Ягужинском).
Управление Россией при Петре I.
Император
1721г.
Генерал-прокурор
1722г.
Сенат
1711г.
Губернии
1708г.
Губернатор
П
Провинциирезидент
Воеводы
Уезды
б) Учреждение коллегий. (Работа со схемой «Петровские коллегии», рассказ учителя).
Опыт: Дании, Германии, Швеции.
Словарная работа:
Прокуратура - государственный орган наблюдения за исполнением законов в стране.
Генеральный регламент - документ, который устанавливал точный порядок работы коллегий.
Регламент - правила, регулирующие порядок какой-либо деятельности.
2. Реформы местного управления:
а) Учреждение губерний (Работа со схемой и картой).
б) Городская реформа.
Словарная работа:
Главный магистрат - центральный орган управления городами.
Городской магистрат - городской совет.
Число городов - 336 городов, около 170 тыс. жителей, 3,1 % населения страны (в 1721г.).
3. Церковь и государство:
а) Упразднение патриаршества.
б) Ограничение прав духовенства.
4. Табель о рангах - 1722г
Самостоятельная работа с учебником и таблицей стр. 220-221. Ответы на вопросы.
Ранг - степень отличия, чин, класс.
Вопросы:
-
Что такое «Табель о рангах»?
-
Как вы думаете, «Табель о рангах» укрепляла положение дворянства или ослабляла? Докажите свой вывод.
5. Сопротивление реформам. Дело царевича Алексея.
а) Создание Тайной канцелярии - 1718г.
Тайная канцелярия - орган политического сыска, деятельность которого была направлена на борьбу с противниками реформ.
б) Заслушать сообщение об Алексее Петровиче.
в) Работа по картине художника Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».
г) Указ о престолонаследии - 1722г.
6. Завершение перехода к абсолютизму.
а) Словарная работа:
Абсолютная монархия (абсолютизм) - неограниченная монархия - самодержавие.
б) Решение задачи, поставленной в начале урока.
в) Самостоятельная работа с карточкой.
Соотнесите символы и элементы государственного устройства России при Петре I.
Подведение итогов работы.
Дома: §36, ответить на вопросы, начертить схему «Управление Россией при
Петре I».