Духовный подвиг святых XX века: Елизавета Фёдоровна Романова

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городские Патриотические чтения

имени маршала А.М.Василевского

«Герои Отечества»



Номинация:

Светочи России (духовный подвиг во имя Отчизны)


Исследовательская работа

«Духовный подвиг святых XX века:

на примере

Великой Княгини

Елизаветы Фёдоровны Романовой»

Автор:

Карпова Ирина Евгеньевна

обучающаяся 8 класса

ГБОУ ООШ № 23 г.о. Чапаевск

Самарской области

Научный руководитель:

Шанина Елена Александровна,

ответственная за воспитательную работу

ГБОУ ООШ № 23 г.о. Чапаевск

Самарской области



Чапаевск, 2016

Введение

Милосердие, милосердный человек, благотворительность… Все это нам приходится слышать достаточно часто. Но так ли часто мы задумываемся над тем, что же все-таки подразумевается под этими словами? Естественно, каждый образованный человек понимает, что милосердие - это сердоболие, сочувствие, жалостливость.

История знает немало примеров истинно милосердных людей не потому, что они таким образом прославляли себя, а остались в памяти людей, как пример доброй души и образцового поведения. Многие из них были знатных родов и имели огромные достояния, но променяли все это на помощь, казалось бы, совершенно чужим людям. Но именно любовь к ближнему и готовность делать добро всякому побудили их к совершению таких поистине замечательных и праведных поступков.

Лично меня восхищают такие люди, которые, дойдя до вершины власти (любой духовной или политической), увлеклись не самой властью, а самосовершенствованием. Именно такой личностью была Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (сестра последней российской императрицы), основательница Марфо-Мариинской обители, причисленная к лику святых.

Узнав на уроках истории о судьбе семьи последнего российского императора, я заинтересовалась судьбой других представителей Дома Романовых и узнала о том, что многие из них пострадали от террора большевиков. Особенно меня привлекла судьба Великой княгини Елизаветы Федоровны. Я решила посвятить свое исследование Великой княгине Елизавете Федоровне. Ее добродетель не знала границ и национальностей, пола и принадлежности к сословному положению.

Цель исследования.

В своей работе я хотела бы остановиться именно на величайшем примере милосердия Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. Для меня важны не столько исторические факты и даты, сколько сами люди прошлого, их черты и характеры , привычки и причуды , слабости и достоинства , умение в самых непредсказуемых ситуациях повести себя достойно , словом, их жизнь , в чем-то так похожая и так непохожая на нашу .

Для реализации указанной цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить материалы биографии Елизаветы Федоровны

2.Определить какой деятельностью занимались общественные организации под руководством Елизаветы Федоровны.

3. Установить как сегодня хранят и преумножают традиции, созданные Великой княгиней.

Основополагающий вопрос : в чем заключалось духовное служение Елизаветы Фёдоровны?

Проблемный вопрос: какое значение для современной России имеет деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны?

На мой взгляд, тема исследования актуальна в наши дни, так как жертвенное служение Елизаветы Федоровны бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к людям способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным и обездоленным, а наделенным властью об особой ответственности перед своим народом.

Жизнь Елизаветы Федоровны, полная множеством трагических событий, представляется нам как собрание испытаний «на прочность» для самой княгини и её родных. Но, несмотря на все преследовавшие несправедливости, она смогла выстоять и пронести всю свою любовь к ближнему и глубокую веру в Бога сквозь все невзгоды на протяжении всей жизни.

Мы восхищаемся, сколько же силы духа было у этой на вид хрупкой женщины, что, по свидетельствам современников, было даже иногда шокирующим в некоторых ситуациях. Рассматривая все этапы жизни Елизаветы, мы открываем для себя не только страницы жизни истории России, в которой была задействована Великая Княгиня, но и наблюдаем процесс становления праведной души Княгини, как истинно русской, широкой, открытой для помощи и содействия нуждающимся.

Посмотрим же основные моменты из ее жизни, и мы сможем увидеть, как милосердие всегда являлось самой главной частью жизни Елизаветы.

ГЛАВА I

Детство и юность Елизаветы

Елизавета (в семье ее звали Эллой) была самым старшим ребенком. Её мать - Принцесса Алиса - стала для немцев образцом в семейной жизни и эталоном в воспитании детей. Ее считали выдающейся женщиной, поражались масштабам ее благотворительности. В годы Австро-Прусской войны герцогиня превратила свой дом в госпиталь, создала женское общество по линии Красного Креста. Ее дочери Елизавета и Алекс позже продолжат дело матери в России. Очень рано Елизавета лишилась матери: в 35-летнем возрасте принцесса Алиса умерла от страшной болезни. Сестры, Элла и Виктория, продолжали дело матери: посещали больницы и госпитали. Так часто бывает: доставляя радость и помогая другим, мы делаем это в ущерб себе. Но главное качество в Элле было отсутствие всяких признаков эгоизма. «Я стремлюсь внушить им, что не пристало кичиться своим положением, что надо ценить человека лишь по его личным достоинствам» - писала герцогиня Алиса королеве Виктории, - «…Полностью разделяю твое мнение о различии между людьми и думаю насколько важно, чтобы принцы и принцессы знали, что они ничуть не лучше и не выше остальных и что своей добротой и скромностью им следует подавать пример. Надеюсь, что именно такими вырастут мои дети».

Таким образом, уже с раннего детства мать и бабушка Елизаветы формировали в ней такие черты характера, как доброта, отзывчивость, чуткость, что впоследствии стало основой для служения России.

ГЛАВА II

«Семь лет полного счастья...»

Выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, принцесса Елизавета, теперь великая княгиня Елизавета Федоровна, с первых дней замужества посещала храмы, дома для престарелых и тюрьмы больницы для бедных и приюты для беспризорных детей. Она помнила завет матери: самый близкий путь к Богу- самоотречение и служение ближним. Муж во всем помогал супруге. После свадьбы молодожены отправились в свое подмосковное имение Ильинское. И вот очередной поступок, характеризующий Елизавету как неординарного человека с открытым сердцем: вместо того чтобы беспечно развлекаться, как и положено женщине, только что вышедшей замуж за брата царя, она обходит дома крестьян в имении. И ужасается. Бедность, серость, отсутствие элементарной медицинской помощи... По ее настоянию Сергею пришлось срочно выписывать акушера для своих крестьянок, а в дальнейшем в Ильинском была устроена больница, периодически проходили ярмарки в пользу крестьян (гости Сергея и Эллы покупали всевозможные изделия местных умельцев). Елизавета Федоровна очень активно занималась благотворительной деятельностью, которую вела и раньше, но не в таком объеме. Положение давало ей широкую возможность для общественных дел.

Самое значительное дело в этот период работа в Елисаветинском благотворительном обществе, которое встретило теплое сочувствие среди москвичей, что дало ему возможность в короткое время образовать Елисаветинские комитеты при всех 224 московских церковных приходах и открыть таковые же во всех уездных городах Московской губернии. Деятельность Общества была тщательно спланирована и охватывала детей различных возрастов, обеспечивая их будущее. Кроме того, Елизавета Федоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста.

Таким образом, я могу сделать вывод, что имея возможность наслаждаться всеми привилегиями положения первой женщины столицы, Елизавета Федоровна большую часть своего времени уделяет вопросам благотворительности, оказывая существенную помощь представителям низших слоев общества.

ГЛАВА IV

«…Вы не поняли того, что убили меня вместе с ним?»

Счастье семейной жизни длилось недолго. В роковой день 4 февраля 1905 года Великий князь Сергей Александрович выехал без адъютанта. Великая княгиня находилась в Кремлевском дворце Красного Креста. Когда прогремел страшной силы взрыв, она вскрикнула: «Сергея убили!» - и в одном платье бросилась на площадь. На окровавленном снегу были разбросаны останки ее супруга… Она не рыдала, не кричала, с мертвенно-бледным лицом Елизавета упала на колени и стала собирать и укладывать на носилки части тела горячо любимого мужа. Целыми были только голова и лицо. Да еще подобрала она на снегу иконки, которые носил на шее муж.

И снова ее дух не сломлен, снова она стойко и твердо вынесла удар судьбы. Внешне она была хрупкой, нежной, женственной, а внутри у нее таилась необычайная сила воли, терпение, мужество. Именно это помогало ей жить дальше.

Великая княгиня Мария Павловна потом напишет, что никогда не забудет лица тети после панихиды. Бледная, с сухими глазами, прижав к себе детей, она повторяла одно и то же: «Он так вас любил, так любил…».

И в последующие дни она находилась в каком-то оцепенении, ничего не ела, ночи проводила в молитве. Она навестила умирающего кучера и похоронила его. Она все время возвращалась в Чудов монастырь, где над гробом ее супруга беспрерывно читали Псалтирь.

На третий день после смерти мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал: «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть».
- «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» - ответила она. Далее она сказала, что принесла прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. Но он отказался. Все же Елизавета Федоровна оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, надеясь на чудо. Выходя из тюрьмы, она сказала: «Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он осознает свой грех и раскается в нем». Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.

После кончины супруга, жизнь Елизаветы Федоровны стала походить на монашескую, - она много молилась и держала строгий пост. Но через 4 года княгиня сменила черное траурное платье на белый наряд сестры милосердия.

После трагедии все свои средства княгиня разделила на 3 части: одну она передала в государственную казну, другую - раздала родственникам, а третью - использовала для покупки в Москве усадьбы и устройства в ней Марфо-Мариинской обители милосердия.

При обители была больница, также сестры ухаживали за тяжелобольными на дому, опекали сирот, ходили в трущобы к нищим. Великая княгиня все делала вместе с сестрами.

Много людских жизней изменила встреча с великой матушкой. Ни для кого у нее не было слова «не могу». Всем она готова была помогать. Даже ворвавшихся в обитель пьяных погромщиков она приняла ласково, обработала раны одного из них и велела приходить на другой день, чтобы не началась гангрена. Революционеры ушли озадаченные, а она лишь сокрушенно покачала головой: «Народ - дитя, введенное в заблуждение».

Елизавета Федоровна в минуты самого тяжелого жизненного испытания показала образец силы характера и вместе с тем доброты и умения простить врага. Перечислить всех, кого смогла спасти от болезней, голода и смерти Елизавета Федоровна невозможно. Важно понять, что ее деятельность меняла отношение людей к жизни, к другим людям, к самим себе, вселяло надежду, что безвыходных положений не бывает и есть в России те, для кого материальные ценности только тогда имеют значение, когда их можно использовать во благо другим.

ГЛАВА V

В годы великой смуты…

С началом русско-японской войны Елизавета Федоровна организовала Особый комитет помощи воинам. При этом комитете в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов. Там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные Елизавета Федоровна при посещении госпиталя в Москве. Новым видом благотворительности стало бесплатное размещение больных и раненых, вернувшихся с войны. Елизавета Федоровна сформировала несколько санитарных поездов, открыла госпиталь для раненых, организовала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших. Она продолжала быть председательницей Московского комитета Красного Креста, посещала различные благотворительные учреждения. Во время войны активно заботилась о снаряжении армии и помощи раненым. Трудно найти сферу социального служения, которая не была бы охвачена покровительством Великой матушки.

Таким образом, в тяжкие военные годы, Елизавета Федоровна возглавила важнейшие общественные организации, которые выполняли значимые функции для российского общества. В результате этой деятельности солдаты, их семьи получив необходимую материальную, но что еще важнее духовную поддержку, понимали, что российское общество от них не отвернулось, что они не зря воевали.

ГЛАВА VI

Путь на Голгофу

Елизавета не была русской по происхождению, но она так полюбила Россию и весь российский народ, что по духу стала чисто русской. Великой княгине трижды давался шанс покинуть Россию, которую любила уже безответной любовью. Но она отказалась, не предала Россию, осталась твердой и стойкой, сказав, что хочет вместе с русским народом разделить его судьбу. Княгиня писала: «Полностью разрушена Великая Россия, бесстрашная и безупречная. Но святая Русь и православная Церковь, которая "врата ада не одолеют", живы и живы более чем когда бы, то, ни было…» Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера», а затем, через два месяца, отправили в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо- Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Фёдоровна находилась в заточении в здании Напольной школы. В ночь с 17 на 18 июля узников разбудили и повезли в направлении деревни Синячихи. Там находились заброшенный рудник; одна из его шахт, Нижняя Салимская, достигала глубины 60-метров, стены ее были выложены бревнами, торчавшими уже полусгнившими и высохшими. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елизавету. Падая, она крестилась и громко молилась Богу: «Господи, прости им, не знают, что делают!». Всех столкнули живыми. Затем палачи стали бросать в шахту ручные бомбы, чтобы засыпать ее и скрыть следы преступления. От бомб погиб лишь Федор Ремез, а остальные умирали в страшных мучениях.

Но даже в такой ситуации Елизавета Федоровна проявила милосердие. В кромешной темноте шахты, изнемогая от собственной боли, святая Великая княгиня Елизавета исполняла свой последний долг на земле - облегчить страдания других. Она оторвала от своего апостольника часть ткани и ощупью сделала перевязку раненой головы князя Иоанна. Один из свидетелей зверского убийства слышал из глубины шахты пение. Своим пением она подбадривала других и помогала им превозмогать боль и ужас надвигающейся смерти и устремляться в молитвах к Богу.

Три месяца покоилось ее тело на дне шахты. После взятия города частями армии адмирала А.В. Колчака тела мучеников были извлечены из шахты. Тело Елизаветы Федоровны осталось нетленным. У преподобной мученицы Елизаветы пальцы были сложены для крестного знамения. Друзья Елизаветы Федоровны с огромными трудностями вывезли ее тело в Читу, затем в Китай, и в январе 1921 г. захоронили в Иерусалиме в храме Святой Марии Магдалины, у подножия Елеонской горы, там, где она хотела упокоиться.

ГЛАВА VII

Всему вопреки.

В годы советской власти имя и духовный подвиг Елизаветы Федоровны был незаслуженно забыт, о ней помнила только православная церковь. В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

В наши дни традиции благотворительности, заложенные Елизаветой Федоровной продолжаются в стенах восстановленной в 2009 году Марфо - Мариинской обители. Сегодня на территории обители расположен приют для девочек-сирот, гимназия, культурно-просветительный цент, благотворительная столовая, работает патронажная служба, медицинский цент «Милосердие». В приюте сейчас живут 13 девочек от 2-х до 17 лет. Сестры Марфо - Маринской обители для помощи ближним реализуют такие социальные проекты, как организация групп дневного пребывания детей -инвалидов, работа центра семейного устройства детей-сирот, организация летнего отдыха для детей инвалидов. Многие благотворительные мероприятия продолжают традиции, заложенные Великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Благотворительные ярмарки, так часто проводимые Елизаветой Федоровной, продолжают существовать и в наше время. Интересна традиция весенних Дней благотворительности и милосердия «Белый цветок», в рамках которого проходят благотворительные ярмарки, выставки и концерты.

Заключение.

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова прожила в России 34 года. За это время она сумела вложить немало сил и средств в развитие российской благотворительности и принять посильное участие в 154 филантропических обществах и организациях. Благодаря своему сильному характеру и милосердному сердцу великая княгиня никогда не оставалась равнодушной к чужому горю и всегда стремилась помочь нуждающемуся.

У благотворительности Елизаветы Федоровны трудно выделить одно определенное направление. Под руководством великой княгини развивались приюты для малолетних детей, женские гимназии и учебные заведения. Немало заботилась она здоровье бедных людей, обустраивая для них бесплатные амбулатории и аптеки. Не оставляла она своим покровительством благотворительные учреждения Русской Православной Церкви. Великая княгиня покровительствовала деятелям культуры и искусства, делала ценные вклады в музеи, участвовала в благотворительных базарах и ярмарках.

Практически невозможно подсчитать размеры помощи населению, оказанной через различные комитеты и общества, так как по многим вопросам мы не имеем точных данных или вообще каких-либо сведений об итогах работы благотворительных учреждений. Однако подвести итоги благотворительности Елизаветы Федоровны мы можем сделать, основываясь на некоторых данных Елисаветинского Благотворительного Общества и Марфо-Мариинской Обители Милосердия как главных организаций оказания благотворительной помощи Великой Княгиней.

На примере благотворительной деятельности и проявления милосердия у людей менялось мировоззрение, у детей и подростков формировались такие черты личности, как чуткость, отзывчивость, готовность быть полезными соотечественникам. Такие качества и являются фундаментом истинного патриотизма. На мой взгляд, то, что было сделано Елизаветой Федоровной для россиян в начале XX века, важно и для современного российского общества. Ведь и наши дни многие жители России нуждаются в помощи и для тех, кто готов помогать ближним, жизнь Елизаветы Федоровны будет образцом стойкости духа и служения ближним. Важно, что в наши дни многие молодые люди становятся волонтерами, многие жители нашего города участвуют в социальных программах и безвозмездно помогают, а значит дело начатое Елизаветой Федоровной продолжается и наши дни.













Список литературы

1. «Марфо-Мариинская обитель Милосердия». Москва. Синодальная типография, 1914.

2. М. В. Нестеров. « Воспоминания». Изд. «Советский художник». Москва, 1989.

3. Л. Миллер. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. М., 2009.

4. Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1996.

5. Вдали от мирской суеты. Великая княгиня Елисавета Феодоровна. О служении женщин в Русской Православной Церкви. Нижний Новгород. 1996.

6. Кучмаева И.К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2004.

Интернет ресурсы:

mmom.ru/

shkolazhizni.ru/archive/0/n-30118/

palomnic.org/sz_sr/personalii/elizaveta/

liveinternet.ru/users/2384045/post354019792/

zimangel.ucoz.ru/publ/znakomstvo_s_temoj_novomucheniki_i_ispovedniki_khkh_veka/1-1-0-1







Духовный подвиг святых XX века: Елизавета Фёдоровна Романова



© 2010-2022