- Преподавателю
- История
- Урок истории Отечества в 7 класс Русь под монголо-татарским игом
Урок истории Отечества в 7 класс Русь под монголо-татарским игом
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мартиросян О.Г. |
Дата | 13.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Пучежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интерната»
155360, г. Пучеж Ивановской области, ул. Ленина, д. ЗЗтел.8(49345)214-92,210-05 факс:214-92
E-mail: [email protected]
Русь под монголо-татарским игом
(технологическая карта урока)
Учитель истории
высшей категории:
Мартиросян О. Г.
2016г.
Содержание
-
Введение……………………………………………………………………3
-
Технологическая карта урока истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом»,7 класс………………………………..……… 7
-
Список литературы……………………………………………………… 15
Введение
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения их к национальным и культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. История Отечества в коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, специально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Таким образом, История Отечества является эффективным средством развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Урок истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом» разработан для обучающихся 7 класса на основе программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией О.И. Бородина, В.М. Мозгового с использованием учебника История России (7 класс, авторы учебника Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, 2005 г.).
Урок № 4 из раздела № 5 «Борьба Руси с иноземными завоевателями» календарно- тематического планирования по истории Отечества.
Цель урока:
Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо - татар»; формирование представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать представление о «монголо-татарском иге»; познакомить с последствиями монголо - татарского ига для русского народа.
Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.
Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; формировать положительную мотивацию к обучению.
Тип урока: комбинированный. Цель, задачи соответствуют типу и структуре урока. Урок разделен на смысловые отдельные части, так как нарушения последовательности логического высказывания обучающихся приводит к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Урок построен логически четко, прослеживается завершенность каждого этапа урока, их целенаправленность, подчиненность общей цели урока, прослеживается преемственность в обучении. Цель соответствует теме урока. Образовательные задачи решались в ходе урока. Коррекционные задачи решались посредством включения в урок упражнений на соотнесение, работа с терминами (формирование исторического словаря), работа с наглядностью (формирование пространственных представлений, развитие словесно-логоческого мышления), все задания были построены по нарастающей степени сложности. Воспитательные задачи реализовывались через организационный момент, в итоге урока (создание эмоционального настроя у обучающихся, мотивации к обучению), в ходе урока (воспитывалось научное мировоззрение).
Урок построен с учетом следующих принципов обучения в коррекционной школе:
-
Научности и доступности обучения (отражение в ходе изучения материала реальной действительности, на уровне реальных возможностей обучающихся).
-
Коррекционной направленности обучения (задания на уроке направлены на исправление и ослабление недостатков психофизического развития обучающихся).
-
Систематизации и последовательности в обучении (линейно-концентрическое изучение материала, преемственность в обучении строится на основе предыдущих знаний).
-
Индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (задания с учетом индивидуальных особенностей, а также с учетом особенностей определенной группы детей).
-
Принцип наглядности (иллюстрации в учебнике, карта, сюжетные картины).
-
Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков (повторение, закрепление пройденного материала).
Также на уроке в рамках реализации элементов технологии деятельностного подхода реализованы следующие принципы:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что обучающиеся на уроке, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами, с частичной помощью педагога.
2) Принцип минимакса - заключается в следующем: обучающимся предлагалась возможность освоения содержания образования на максимальном для них уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.
3) Принцип психологической комфортности заключается в создании на уроке доброжелательной атмосферы.
4) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к принятию решений в ситуации выбора (программированные задания, на соотнесения).
На уроке использовались следующие методы:
Словесные - объяснительная беседа, рассказ, вводное слово учителя, словарная работа, уточняющая беседа, обобщающая беседа, вопросы (информационные, проблемные, уточняющие).
Наглядные - иллюстрации в учебнике, историческая карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», сюжетные картины, презентация.
Практические - работа с текстом учебника, картой, задание на соотнесение, решение программированных заданий. На протяжении урока обучающиеся работают с учебником: чтение вслух указанного рассказа, отдельных абзацев; устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника.
На уроке осуществлялись приемы: вопрос-ответ, обведение по карте границ государства, чтение вслух абзацев по цепочке, соотнесение, выбор правильного ответа из предложенных, обобщение.
Сюжетные картины использовались с целью непосредственного восприятия изучаемого материала, иллюстрация в учебнике - формирование исторического понятия и восприятие материала. Работа с наглядностью способствует развитию воображения, умению элементарно анализировать изучаемые события, использовать зрительную опору, воспроизводить изученный материал. Все задания на уроке предполагали оптимальное чередование устной и письменной форм работы, последовательную активизацию различных анализаторов, смену видов деятельности.
-
Технологическая карта урока
Тема
Русь под монголо-татарским игом
Класс
7 класс
Цель
Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо - татар»; формирование представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать представление о «монголо-татарском иге»; познакомить с последствиями монголо - татарского ига для русского народа.
Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.
Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; формировать положительную мотивацию к обучению; культуру поведения при работе в парах. Содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
Иметь представления о монголо-татарском иге, его последствии для русского народа.
Личностные: Оценка жизненных ситуаций и поступков исторических деятелей, исторических текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Метапредметные:
Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, рабочая тетрадь).
Познавательные . Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события. С помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе высказываний.
Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других. Уметь отвечать на поставленный вопрос. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. Учиться выполнять различные роли при работе в парах.
Основные понятия
Иго, Сарай, баскаки, ярлык.
ТСО
Компьютер, проектор, экран. Карточки с заданиями на соотнесение, словарные слова, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», программированные задания, иллюстрация в учебнике, сюжетные картины.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Планируемые результаты
I. Организационный
момент.
Самоопределение к деятельности.
Цель:
-
создание эмоционального настроя обучающихся
на интеллектуальную деятельность
Включение в деловой ритм. Проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку.
Читает стихотворение.
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
Слушают учителя.
-Организация своего рабочего места.
-Уметь слушать в соответствие с целевой установкой.
-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель:
-
повышение познавательной деятельности обучающихся.
-
формирование пространственных представлений (работа с картой)
-
установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция.
Надо вспомнить и ответить на вопросы.
- Какую тему изучали на предыдущем уроке?
- О чем шла речь?
- Вспомните, когда произошла первая битва русских с монголо - татарами?
- Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами.
- Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар.
Задание 1.
(на карточке на доску - для всех, на карточках для слабоуспевающих)
Когда монголо - татары напали на Русь? Выберите дату.
1221
1237
1223 (слайд 2, 3)
Задание 2.
1. На доску вывешиваются 3 тематические картины с изображением осадных орудий монголо-татар, затем 1 убирается, дети должны назвать, что изменилось;
затем добавляется картинка с изображением танка, дети должны назвать, что лишнее и почему. (Можно попросить перечислить названия осадных орудий одного об-ся, можно по рядам).
Вспоминают тему и содержание предыдущее
го урока. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы.
Работа с картой.
Идет поиск конструктивных решений.
-Умение выражать свои мысли полно и точно.
-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
-Умение делать выводы.
- Осуществлять актуализацию имеющихся знаний.
3.Формулирование темы урока, постановка цели.
Цель:
-
получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.
Вводное слово учителя.
На Руси наступили тяжелые времена.
-Что мы знаем о состоянии Руси?
Страна была разорена. Более 200 лет, с середины 13 века до конца 15 века, продолжалось иго монголо-татарских ханов.
Тема нашего урока - Русь под монголо-татарским игом.
Какой вопрос у вас возникает? Что такое монголо-татарское иго?
Отвечают на поставленный вопрос
Записывают тему урока в тетрадь.
Формулируют ответ на вопрос, с помощью учителя ставят задачи к уроку, определив знания и незнания.
-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
4. Изучение нового материала.
Цель:
-
организация совместной деятельности по открытию нового знания
На огромных просторах завоёванной русской земли властвовала монголо-татарское иго. Хан Батый создал новое государство - Золотая Орда. Показ на карте государства Золотая Орда. (слайд 4)
Столица Золотой Орды получила название «дворец».
Задание. Вы узнаете, как это слово звучит по-монгольски установив соответствия между словами двух столбиков.
Работа в парах. Инструктаж.Океан
Монголо-татары
Дворец
Сарай
Чингисхан
Кочевники
Итак, столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе (современный город Астрахань) (показ на физической карте России Астрахани).
-
Работа с текстом по карточкам (Приложение 1).
Физкультминутка (слайд 7)
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поклонись!
Начинаем мы опять по истории шагать,
Чтобы всё понятным стало
Потрудились мы немало.
-
Работа с текстом учебника.
Что из изученного ранее вам пригодится? ( умение работать с учебником, умение находить главную мысль)
Найти и выписать в тетрадь.
-
Как называлась ханская грамота?
-
Ханские слуги - это….
-
Иго-….
слайд (8,9)
Задание: объясните значение слов: иго, баскаки, ярлык.
Работа с иллюстрацией в учебнике «Баскаки» (беседа по вопросам на понимание с целью формирования четких представлений о событии) с. 241.
Ученики делают итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси с помощью учителя:
На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет.
Работают в парах, выполняют задание.
Проверка результатов работы.
Делают вывод: Столица Золотой Орды- г. Сарай.
Записывают в тетрадь. (слайд 5, 6)
Работают с текстом. Читают по абзацу. Выполняют по абзацу.
Работают с учебником и тетрадью.
Проверяют задание.
Объясняют значение слов.
Работают с иллюстрацией.
Делают вывод о последствиях монголо-татарского ига.
-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
-осуществлять взаимоконтроль.
-находить и выбирать способ решения
- умение работать с текстом.
-умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.
-осуществлять актуализацию имеющихся знаний.
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
5. Закрепление нового материала.
Цель:
-
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
-
корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение.
1. Обобщающая беседа
- Объясните, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? Вырази свое отношение.
- Правитель, какого огромного государства жил в городе Сарае?
-Столица государства Золотая Орда.
-Представьте с помощью руки, как нужно было встретить русским князьям врага?
2. Задания на карточках и на доске (оказание помощи слабоуспевающим).
- Соотнесите понятия с определениями:
Государство монголо - татар Баскаки
Столица Золотой Орды Ярлык
Сборщики дани Золотая Орда
Документ на великое княжение Сарай
Слайд 10,11.
Отвечают на вопросы, комментируя ответ.
Сжимают пальцы в кулак.
Выполняют задания на соотнесение.
Участвуют в беседе, проверяют задание.
-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
-осуществлять взаимоконтроль.
-находить и выбирать способ решения предложенного задания.
-умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.
-осуществлять актуализацию имеющихся знаний.
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
6. Контролирующее задание
Цель:
- проверить умение
применять изученный материал на практике, степень усвоения материала
Программированные задания (задания на карточках)
1. Река, где впервые встретились
русские воины с монголо- татарскими воинами?
а) Днепр;
б) Калка;
в) Волхов.
2. Господство одного народа над другим
а) иго;
б) жертва;
в) ярлык.
3. Город, который семь недель оборонялся от монголо - татар и был прозван «злым городом».
а) Козельск;
б) Новгород;
в) Киев.
4. Ханская грамота на княжение
а) ярлык;
б) грамота;
в) документ.
5. Столица Золотой Орды
а) Новгород;
б) Сарай;
в) Киев.
6. Город Руси, первый подвергшийся разгрому со стороны монголо -татар.
а) Торжок;
б) Рязань;
в) Москва.
7. Подарки ханам от русских князей.
а) налог;
б) дань;
в) выкуп.
8. Поход монголо - татар в 1237 году возглавил хан...
а) Чингисхан;
б) Батый;
в) Ахмат.
Организует деятельность по применению новых знаний. Вывод учителя о работе на данном этапе.
Выполняют задание.
Подводят итог, проверяют задания, комментируют ответы, исправляют ошибки. Слайд 12
- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
-самоопределение.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:
-
подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся.
-
развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельностичерез умение выразить свои мысли.
Ребята, должны с помощью опоры на доске продолжить выражение об уроке:
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося. Слайд 13.
Формулируют ответы, подводят итог работы на уроке.
-строить речевое высказывание
- рефлексия своих действий
-
Домашнее задание
Цель:
-
обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Сообщение домашнего задания прочитать текст учебника с. 204-242, дать ответы на вопросы учебника.
Индивидуальные задания - подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения. Слайд 14.
Записывают домашнее задание
-
Список литературы
1. Петрова, Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / Л.В. Петрова. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с. - (Коррекционная педагогика).
2. Пузанов, История России [Текст]: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. - М.: Владос, 2005.
Приложение 1.
Текст.
Задание.
-
Прочитать текст.
-
Объяснить значение выделенных слов и словосочетаний.
Все русские князья должны были получить от хана грамоту на право управлять своим княжеством. Ханская грамота называлась - ярлык. Русские князья ездили за грамотой в Сарай. Поездка была очень опасной, потому что никто из князей не знал, вернётся ли он из Золотой Орды живым. Приезжал князь к хану с подарками. Хан сам назначал великого князя.
Все русские люди платили дань Золотой Орде. Дань собирали ханские слуги- баскаки. Они с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань. Если они встречали сопротивление или нежелание платить дань, тогда они сжигали целые города и посёлки, убивали жителей.
Каждый житель ежегодно должен был послать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра, лисицы. Каждый посёлок 2 тонны хлеба. Баскаки брали золото, серебро, посуду, украшения, угоняли скот. Уводили в плен жителей. Высокая дань разоряла русские города. Только храмы и монастыри не платили дань. Туда баскаки старались не заглядывать. Поэтому многие русские люди спасались от них за стенами храмов и монастырей.
17