- Преподавателю
- История
- Урок севастополеведения на тему: Тавры
Урок севастополеведения на тему: Тавры
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Журавлева Л.А. |
Дата | 03.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: « Тавры».
Цель:
-
В игровой форме повторить ранее изученный материал;
-
Раскрыть особенности хозяйственной жизни тавров;
-
Охарактеризовать образ жизни и культуру этого древнего народа;
-
Развивать познавательный интерес учащихся;
-
Развивать умения учащихся работать с картой, источниками информации.
Тип урока: комбинированный.
План урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Мотивация учебной и познавательной деятельности.
4.Изучение нового материала.
5. Закрепление новых знаний.
6.Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний:
Игра «Спринт»: учитель делит класс на три группы (по расположению парт). Каждой группе предлагается расшифровать слово, пользуясь импровизированным телефонным цифробуквенным кодом.
АБВ
2
ГДЕ
3
ЖЗЛ
4
ИЙКЛ
5
МНО
6
УПР
7
СТФ
8
ХЦЧ
9
ШЩЬ
10
ЫЮЯ
1) Скифский меч - 144514
2) Скифское захоронение- 466215
3) Персидский царь, воевавший со скифами - 21644
Учащиеся, которые первыми выполнили задания, выступают в роли помощников-экспертов.
На доске - «беговая дорожка» из 6 клеток-секторов.
-
Эксперты получают цветные самоклеящиеся квадратики. Учитель по очереди ставит задачи группам. Ответы должны быть лаконичными. Эксперты оценивают их правильность и вклеивают квадратики в клетки на своих беговых дорожках, начиная с нижней.
Цветная диаграмма даёт возможность определить команду-победителя.
Первая группа:
-
Киммерия, Киммерийский пролив. Откуда такие названия на Крымском полуострове?
-
Что изменилось в жизни людей в эпоху металлов?
-
Кто из греческих героев, согласно легенде, считается предком скифов?
-
На надгробных стелах, какого народа обязательно изображали лук и кинжал?
-
Выберите из перечня продуктов те, которые скифы могли бы употреблять в пищу: молоко, хлеб, мясо, вино, рис, сыр, чай, лук, чеснок, ягоды.
-
Назовите излюбленные сюжеты скифского искусства.
Вторая группа:
-
Какой из древних народов появился в Крыму позднее - киммерийцы или скифы?
-
Скифы были кочевым или оседлым народом?
-
В чём отличие скифов-пахарей от царских скифов?
-
Археологи раскопали захоронение под курганом, в котором нашли золотые украшения, останки слуг, лошадей. Кому принадлежит захоронение?
-
Можно ли утверждать, что скифы были отважными воинами?
-
Как, по версии Геродота, скифам удалось вытеснить киммерийцев из Северного Причерноморья?
Третья группа:
-
Вслед за каменным веком наступил медно-каменный, бронзовый. Почему учёные дали такие названия периодам?
-
Какой народ мог разжечь костёр без древесины?
-
Какой греческий учёный первым описал жизнь и обычаи скифов?
-
Какие боги были наиболее почитаемы у скифов?
-
Где и как скифы совершали свои религиозные обряды?
-
С какой могущественной державой воевали и одержали победу скифы?
3.Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Учитель объявляет тему, цели и форму работы на уроке.
«Чистая доска»: учащиеся должны, слушая объяснения, работая с текстом и исторической картой найти ответы на вопросы, записанные на доске. К изучению следующего вопроса класс сможет перейти, когда доска станет чистой, т.е. на каждый вопрос будет найден ответ.
-
Почему в древности Крым называли Тавридой? Откуда произошло это название?
-
Где же обитали свирепые горцы?
-
О чём свидетельствуют таврские поселения?
-
Что общего было у тавров и скифов в способах ведения хозяйства? В чём различие?
-
Какое занятие тавров вызывает неприязнь?
-
В чём заключается своеобразие таврских обрядов захоронения?
4.Изучение нового материала.
Происхождение тавров.
А) Сообщение учащегося: « Легенда о происхождении тавров».
Б) Работа с текстом:
В древности наш край назывался Таврикой, Тавридой. Откуда же произошло это название? Существует несколько гипотез:
Одни учёные говорят о том, что греки в древние времена именовали Крымские горы Тафрос. Поэтому, жители гор стали называться таврами, а страна, в которой они жили - Таврикой.
Но, существует и другое предположение. Местные жители горного Крыма занимались скотоводством. Особое значение имели быки - по-гречески таурос - отсюда и название.
Об этом народе мы можем узнать из греческих мифов: так в мифе об аргонавтах говориться, что Золотое руно охраняли тавры и их огнедышащие быки. Дионис - бог виноградарства и виноделия, побывал в Тавриде и научил обитавших здесь людей виноградарству и виноделию. Священным животным Диониса был бык.
Поселения тавров.
Объяснение материала учителем сопровождается демонстрацией карты «Крым 12 -5 вв. до н.э.»:
Самые ранние сведения о таврах, как о жителях Крыма, содержатся в «Истории» Геродота.
Причём о них Геродот упомянул в связи со знаменитой скифо-персидской войной. Не чувствуя уверенности противостоять полчищам Дария собственными силами, скифы призвали в союзники царей соседних племён. Одни из них согласились помочь, другие, в том числе и тавры, - отказались, обвинив скифов в том, что не персы, а именно они являются зачинщиками войны.
Геродот также сообщает о районах проживания тавров: « Страну, прилегающую к морю, гористую и выступающую в Понт (Чёрное море), заселяет племя тавров, до Скалистого (Керченского) полуострова.
В древности тавры занимали всю прибрежную и горную часть Крыма, примерно от Евпатории до Феодосии. Их соседями в степной части, в предгорьях и на Керченском полуострове были скифы. Древнейшее из известных поселений тавров Уч-Баш находится в Инкермане. Примерно к этому же времени относится поселение у Балаклавы. Невдалеке, вероятно у м.Фиолент, было святилище таврской Девы - богини потерпевших кораблекрушение, о котором повествуют древние авторы. В настоящее время известно свыше ста поселений тавров в Крыму. Их датируют 6-3 вв. до н.э. Число жителей достигало 300-350 человек. Данные раскопок подтверждают рассказ Геродота о том, что тавры строили дома. С очагами и дымоходами. Часть домов примыкала одной стороной прямо к скалам. Крыши, по -видимому, были бревенчатыми, сверху засыпались землёй. Незначительные по площади дома были рассчитаны на одну семью. Полы были земляными, но иногда выкладывались каменными плитками. Для приготовления пищи и обогрева служили очаги с дымоходами. Возле домов выкапывались хозяйственные ямы для хранения продуктов. Некоторые ранние таврские поселения были защищены мощными оборонительными стенами из больших каменных глыб.
Занятия тавров.
Работа с текстом:
В письменных источниках говорится о занятиях тавров: « ...народ многочисленный и любит кочевую жизнь со стадами». Какой можно сделать вывод? Ведущей отраслью хозяйства у них было скотоводство, хотя занимались они и земледелием, рыболовством и ремёслами. Земледелие и скотоводство дополняли друг друга. О важной роли земледелия говорят костяные, каменные, позже железные мотыги, серпы, зернотёрки. Множество зерновых ям с остатками пшеницы, ячменя, гороха. Рыболовство и охота лежали на плечах мужчин. Женщины занимались воспитанием детей, изготовлением одежды, охраной домашнего очага. Тавры обменивались товарами с соседними народами. У скифов приобретали - оружие, конскую сбрую. У греков - керамику, бусы, вино.
Наряду с мирными занятиями тавры промышляли войнами и пиратством. Греческие корабли, заходившие в таврские воды, подвергались разграблению и уничтожались беспощадно. Пираты облюбовали берега Балаклавской бухты. Они разжигали костры, мерцающий свет которых привлекал путешественников. В те далёкие времена бухта называлась Симболон-Лимен, что означает Бухта символов.
В представлении греков тавры были мрачным братством головорезов. Они столь же бесстрашны, насколько жестоки. Многие древние писатели описывают их нравы: они приносят в жертву богине Деве своих пленников; ударят жертву дубинкой по голове, тело сбрасывают со скалы в море, головы своих врагов выставляют на длинных шестах над домами, называя эти головы стражем дома. Всё это вместе взятое превратило берега Тавриды в пугало для мореплавателей.
Обряд захоронения.
Объяснение материала учителем или комментированное чтение:
Следами жизни любого древнего народа можно считать его погребения. Обряд захоронения у тавров был весьма своеобразным. На главной гряде Крымских гор, а также на Южном берегу Крыма удалось открыть древние кладбища (могильники), состоящие из каменных ящиков - дольменов длиной около 1,5 м, шириной и высотой - около 1 м. Они представляли собой конструкцию из поставленных на ребро двух длинных и двух коротких плит, перекрытых ещё одной плитой сверху. Их вес мог достигать 20 тонн.
Каменные ящики использовались как коллективные семейные усыпальницы, куда умерших укладывали в скорченном положении на боку, пока ящик не наполнялся доверху. После этого его освобождали от костей, оставляя лишь черепа и продолжали хоронить дальше. Так, например, в дольмене урочища Мал-Муз в Бадарской долине найдены останки 68 погребённых.
Вместе с умершим в захоронение помещали разнообразные бронзовые украшения: кольца, серьги, браслеты, а также бусы и раковины каури, привезённые из далёких южных морей. Значительно реже в каменных ящиках находят оружие и детали конской упряжи. Это бронзовые наконечники стрел, железные мечи-акинаки и удила, точно такие же, какими пользовались степняки-скифы.
5. Закрепление новых знаний.
Письменный опрос в форме графического диктанта с последующей взаимопроверкой и выставлением оценки.
Согласны ли вы с данными утверждениями?. Дайте ответ с помощью стрелок: - да, - нет.
-
Самые ранние сведения о таврах, как о жителях Крыма, содержатся в «Истории» Геродота.
-
В древности тавры занимали территорию Северного Крыма.
-
Древнейшее из известных поселений тавров Уч-Баш находится в Балаклаве.
-
Тавры вели оседлый образ жизни.
-
Тавры не строили дома, а использовали для жилья естественные гроты и пещеры в горной местности.
-
Ведущей отраслью хозяйства у них было земледелие.
-
Наряду с мирными занятиями тавры промышляли войнами и пиратством.
-
В те далёкие времена мыс Фиолент назывался Симболон-Лимен, что означает мыс символов.
-
Тавры поклонялись богине Деве, требующей человеческих жертв.
-
Захоронение тавров называется курганом.
-
В захоронениях тавров археологи чаще всего находят оружие и золотые украшения.
6.Домашнее задание.
- параграф 2.3.
- свободный рисунок по теме.
-