• Преподавателю
  • История
  • Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса Клуб исторического макетирования

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса Клуб исторического макетирования

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА пос. САНБОЛИ АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


Рассмотрено:

На педагогическом совете

_________/______________

Протокол № ____ от «____»____________2016 г

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ пос. Санболи

___________Т.П.Шумилова

Приказ № ____ от

«____»_________2016 г



Дополнительная образовательная программа

по внеурочной деятельности

Клуб исторической реконструкции

Учащихся 5-6 классов

на 2016-2017 учебный год

Возраст детей,

на который рассчитана программа:

12-14 лет (5-7 классы)

Срок реализации:

1 год

Подготовил: учитель истории

МБОУ СОШ пос. Санболи

Белозерова Марина Васильевна


образовательная программа по внеурочной деятельности

«Клуб исторической реконструкции»

Пояснительная записка

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб исторической реконструкции» имеет культурологическую направленность по уровню освоения общекультурная.

Новизна. Во все времена человечество реализовывало задачи передачи опыта предков новым поколениям. В новом, XXI тысячелетии, задачи передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический прогресс - бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи, мысли, сказывается иностранное влияние, возросшее за последние десятилетия. Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним потоком информации. В личностной системе происходит подмена ценностей, мироощущение утрачивает сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, субкультуре, не свойственным исконно русской культуре. Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников, ценностей в результате искусственного отторжения от истоков родной культуры массы людей в начале XX века.

Народная культура - самодостаточная целостная система, где и философия, и естествознание, и аграрные науки, и экология, и многое- многое, и это называется жизненный опыт поколений. Разбудить генетическую память можно лишь созвучными вибрациями напевных славянских сказаний-былин, ритмами орнаментов вышивки, хороводами. Останется лишь научиться вспоминать, а не запоминать.

Историческая реконструкция подразумевает собой восстановление определенного исторического периода с помощью создания макетов, воссоздания быта, традиций и обычай и т.д. Она производится на основании летописей, археологических изысканий, исторических документов.

Актуальность программы. Материальные памятники, воплощенные в моделированных объектах, являются отражением жизни прошлого, без которых нельзя понять как сути этой жизни, так и отдельных явлений, которые характерны определенному времени. С помощью исторической реконструкции формируется интерес к прошлому и закладываются основы эстетического восприятия. Также разработка настоящей программы вызвана необходимостью заинтересовать учащихся творческой деятельностью. Способствовать развитию потребности личности к познанию прошлого человечества и творческой деятельности средствами моделирования, воспитание патриотизма.

Педагогическая целесообразность. Программа внеурочной деятельности «Клуб исторической реконструкции» предполагает, как групповую форму работы, так и индивидуальную. Включает в себя духовное знакомство с культурными традициями народа, создание макетов исторических объектов, восстановление элементов повседневной жизни исторического периода. Курс рассчитан на 2 часа в неделю, 68 часов в год

Цели


  • Дать возможность учащимся проявить индивидуальность, творчески раскрыться;

  • воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и любви к Родине посредством изучения истории, археологии на примере выбранного исторического периода и его дальнейшей реконструкции;

  • воспитать трудолюбие, внимательность;

  • выработать у учащихся творческий подход к истории.

Задачи курса:


образовательные задачи

  • научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд. применять знания, умения, полученные в клубе;

  • овладение практическими умениями и навыками творческой деятельности;

  • научить правильно использовать термины, формировать определения; понятий, используемых в исторической науке, археологии;

  • изучить историю заявленного периода;

  • обучить реконструкции жилищ, замков Руси X - XIV вв.; жилищ других народов.

развивающие задачи

  • развитие эмоционально - ценностного отношения к истории своей страны;

  • прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;

  • развивать логическое мышление и творческие способности;

  • развить творческие инициативы;

воспитательные задачи

  • воспитывать трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство ответственности;

  • воспитание патриотизма;

  • способствовать воспитанию активной гражданской позиции обучающихся;

  • содействовать социальной адаптации детей, их самоопределению.

  • воспитать мотивацию к учебной деятельности.

  • воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, воспитание нравственности, трудолюбия, доброжелательности, честности, милосердия, а значит, определяет саму судьбу человека.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы внеурочной деятельности является возможность способствовать более глубокому и при этом интересному изучению детьми истории своей страны. Участники смогут не только поучаствовать в реконструкции определенного исторического периода, но и внедрить в свою жизнь новые знания.

Возраст детей

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Наполняемость в группах составляет: до 12 человек.

Предполагаемый состав группы: дети 12-14 лет

Условия приема детей: желание, наличие базовых знаний по истории

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года.

1 год обучения: 68 часов в год.

Формы и режим занятий

Форма организации деятельности учащихся на занятии:

  • групповая;

  • индивидуальная.

Формы проведения занятий: семинар, лабораторные занятия, беседа, эвристическая лекция, соревнование, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, презентация, сюжетно-ролевая, игровая программа, эксперимент и др.

Режим занятий:

-занятия групп проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, т.е. 2 часа в неделю (68 часов в год);

-занятия должны быть спаренными.


Ожидаемый результат и способы определения их результативности

Ожидаемый результат по образовательному компоненту:

  • умение правильно использовать термины, используемые в исторической науке, археологии;

  • кратко изучат историю заявленного периода;

  • получать умения планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд. применять знания, умения, полученные на занятиях;

  • реконструируют жилища, замки Руси X-XIV вв.

Ожидаемы результат по развивающему компоненту:

  • уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;

  • эмоционально - ценностное отношение к истории своей страны;

  • развитость логического мышления и творческих способностей;

  • развитость творческие инициативы.

Ожидаемые результаты по воспитательному компоненту:

  • трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство ответственности;

  • чувство патриотизма;

  • активная гражданская позиция обучающихся;

  • социальная адаптация детей, их самоопределение.

Способы определения результативности:

  • педагогическое наблюдение

  • педагогический анализ результатов участия воспитанников в мероприятиях (конференции, игры, сюжетно-ролевые игры), защиты проектов, активности обучающихся на занятиях;

  • мониторинг (педагогический мониторинг, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, ведение летописи, ведение журнала учета, оформление фотоотчетов).

Формы подведения итогов реализации программы

Среди форм подведения итогов реализации внеурочной образовательной программы предусмотрены: опрос, выставка, защита докладов, конкурс, презентация творческих работ, самоанализ, взаимозачет.



Учебно-тематический план

Темы

Всего часов

В том числе

Теория

Практика


Раздел 1 «Древние жители нашей Родины»

16

5

11

1-2

Вводное занятие

2

1

1

3

Первобытный мир

1

0,5

0,5

4

Исследование и знакомство с археологическими реконструкциями жилища древнего человека

1

0,5

0,5

5-6

Изготовление макета «Жилище древнего человека».

2

0,5

1,5

7-8

9-10

Исследование и знакомство с археологическими реконструкциями орудий труда и предметов быта древнего человека. Практическая работа «Составление рассказа об охоте древнего человека. Составление книжки с иллюстрациями».

4

0,5

3,5

11-12

13-14

Изготовление макетов орудий труда, предметов быта древнего человека.

4

1

3

15-16

Составление вопросов викторины «Древние жители нашей Родины» и проведение игры

2

1

1


Раздел 2 « Древняя Русь»

30

6

24

17-18

Древние славяне

2

1

1

19-20

Восточные славяне VII - X вв.

2

1

1

21-22

Древнерусское поселение

2

0,5

1,5

23-24

25-26

27-28

Изготовление макета местности древнерусского поселения

6

1

5

29-30

31-32

33-34

Изготовление макетов домов

6

1

5

35-36

37-38

Изготовление макетов хозяйственных построек

4

0,5

3,5

39-40

41-42

Изготовление макета стен, заграждений

4

0,5

3,5

43-44

45-46

Составление вопросов к игре «Что? Где? Когда?», создание слайдов презентации

4

0,5

3,5


Раздел 3 «Изготовление макетов традиционных типов жилищ народов разных стран»

22

4

18

47-48

49-50

Изготовление макета жилища алтайцев

4

1

3

51-52

53-54

Изготовление жилища кочевников монголов

4

0,5

3,5

55-56

57-58

Изготовление жилища индейцев Северной Америки

4

0,5

3,5

59-60

61-62

63-64

Изготовление хижины и зернохранилища жителей Чада (Центральная Африка)

6

1

5

65-66

67-68

Подготовка к итоговому занятию «Что мы знаем и умеем». Праздник.

4

1

3


Итого за год

68

15

53


Содержание образовательной программы

Раздел 1 «Древние жители нашей Родины»

1-2.Вводное занятие

Теория. Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.

Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося

3.Первобытный мир

Теория. Хронологические рамки, способы хозяйственной деятельности, особенности периода в истории человечества, гипотезы, загадки.

Практика. Практическая работа на выявление уровня усвоения материала

4.Исследование и знакомство с археологическими реконструкциями жилища древнего человека

Теория. Археология первобытного мира. Археологические данные, археологические реконструкции ученых

Практика. Рисунок «Жилище древнего человека». Используемый материал - бумага, карандаши.

5-6. Изготовление макета «Жилище древнего человека».

Теория. Археология первобытного мира. Археологические данные, археологические реконструкции ученых

Практика. Изготовление «Жилище древнего человека». Используемый материал - картон, бумага, клей ПВА, гуашь, кисти

7-8-9-10. Исследование и знакомство с археологическими реконструкциями орудий труда и предметов быта древнего человека

Теория. Исследование и знакомство с археологическими реконструкциями орудий труда и предметов быта древнего человека. Археология первобытного мира. Археологические данные.

Практика. Практическая работа «Составление рассказа об охоте древнего человека. Составление книжки с иллюстрациями». Используемый материал: плотные листы бумаги, карандаши, фломастеры, цветные ручки, резинки, ножницы, стиплера или нитки с иголкой, тесьма, клей ПВА.

11-12-13-14. Изготовление макета орудий труда, предметов быта древнего человека

Теория. Археология первобытного мира. Археологические данные, археологические реконструкции ученых

Практика. Изготовление сосудов, украшенных спиралями неолитической орнаментики.. Используемый материал - пластилин.

15-16. Составление вопросов викторины «Древние жители нашей Родины» и проведение игры.

Теория. Как составить тонкие и толстые вопросы. Разработка правил игры-викторины

Практика. Игра-викторина «Древние жители нашей Родины».

Раздел 2 «Древняя Русь»

17-18. Древние славяне

Теория. Основные события, вехи в истории Росси данного исторического периода. Политическое, экономическое, культурное развитие.

Практика. Практическая работа - рисунок «Занятие древних славян»

19-20. Восточные славяне VII - X вв.

Теория. Основные события, вехи в истории Росси данного исторического периода. Политическое, экономическое, культурное развитие.

Практика. Практическая работа - бисер «Колос пшеницы»

21-22. Древнерусское поселение

Теория. Исследование и знакомство с археологическими реконструкциями древнеславянских и древнерусских поселений. Археологическая наука. Археология Древней Руси. Археологические раскопки. Главные археологические находки.

Практика. Практическая работа - зарисовка деревни, коллективная работа - коллаж.

23-24-25-26-27-28. Изготовление макета местности древнерусского поселения

Теория. Проектирование

Практика. Изготовление макета. Длина макета 70 см., ширина 50 см. Используемый материал - картон, бумага, клей ПВА, гуашь, кисти

29-30-31-32-33-34. Изготовление макета домов

Теория. Проектирование

Практика. Изготовление домов. Используемый материал - картон, бумага, газеты, клей ПВА, гуашь, кисти.

35-36-37-38. Изготовление макета хозяйственных построек

Теория. Проектирование

Практика. Изготовление хозяйственных построек. Используемый материал - картон, бумага, клей ПВА, гуашь, кисти.

39-40-41-42. Изготовление макета стен, заграждений

Теория. Проектирование

Практика. Изготовление стен, заграждений. Используемый материал - картон, бумага, клей ПВА, гуашь, кисти.

43-44-45-46. Составление вопросов к игре «Что? Где? Когда?», создание слайдов презентации.

Теория. Как работать с текстовой информацией и составлять вопросы к тексту.

Практика. Создание презентации к игре «Что? Где? Когда?», проведение игры.

Раздел 3 «Изготовление макетов традиционных типов жилищ народов разных стран».

47-48-49-50. Изготовление макета жилища алтайцев

Теория. Проектирование

Практика. Изготовление макета. Используемый материал - картон, бумага, клей ПВА, гуашь, кисти.

51-52-53-54. Изготовление жилища кочевников монголов

Теория. Проектирование

Практика. Изготовление макета. Используемый материал - картон, бумага, клей ПВА, гуашь, кисти.

55-56-57-58. Изготовление жилища индейцев Северной Америки

Теория. Проектирование

Практика. Изготовление макета. Используемый материал - картон, бумага, клей ПВА, гуашь, кисти.

59-60-61-62-63-64.Изготовление хижины и зернохранилища жителей Чада (Центральная Африка)

Теория. Проектирование

Практика. Изготовление макета. Используемый материал - картон, бумага, клей ПВА, гуашь, кисти.

65-66-67-68.Подготовка к итоговому занятию «Что мы знаем и умеем».

Теория. Подготовка учащимися докладов о жизни славян в X - XIV вв. Посещение библиотеки.

Практика. Защита докладов, оформление выставки в кабинете, самоанализ.


Методическое обеспечение программы

Раздел

или тема

программы

Формы

занятий

Приёмы и методы

организации

образовательного

процесса (в

рамках занятия)

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятий

Формы

подведения

итогов

Раздел 1 «Древние жители нашей Родины»

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Групповая

Беседа

Картинный

Схематичный

Учебный кабинет

Опрос

Первобытный мир

Групповая

Презентация

Картинный

Схематичный

Учебники тематическая подборка материала

Учебный кабинет

Исследование и знакомство с археологическими реконструкциями жилища древнего человека

Групповая

Беседа с презентацией иллюстративного материала

Картинный

Схематичный

Учебники Тематическая подборка материала

Учебный кабинет Используемый материал - бумага, карандаши.

Рисунок «Жилище древнего человек».

Изготовление макета «Жилище древнего человека».

Групповая

Беседа

Занятие - игра

Звуковой

Смешанный

Картинный

Схематичный

Учебники истории

Учебный кабинет, используемый материал - картон, бумага, клей ПВА, гуашь, кисти

Конкурс

Исследование и знакомство с археологическими реконструкциями орудий труда и предметов быта древнего человека. Практическая работа «Составление рассказа об охоте древнего человека. Составление книжки с иллюстрациями».

Групповая/инди-видуальная

Беседа с презентацией иллюстративного материала

Картинный

Схематичный

Учебники Тематическая подборка материала

Учебный кабинет, Используемый материал: плотные листы бумаги, карандаши, фломастеры, цветные ручки, резинки, ножницы, степлера или нитки с иголкой, тесьма, клей ПВА.

Презентация книжек с иллюстрациями

Изготовление макетов орудий труда, предметов быта древнего человека.

Групповая/инди-видуальная

Практическое занятие

Картинный

Схематичный

Объемный

Учебный кабинет

Доска, столы, стулья, компьютер, проектор, бумаг, клей ПВА, краски, кисти

Макет

Выставка

Самоанализ

Составление вопросов викторины «Древние жители нашей Родины» и проведение игры

Групповая/инди-видуальная

Практическое занятие

Картинный

Учебный кабинет

Доска, столы, стулья, бумага.

Макет

Выставка

Самоанализ

Раздел 2 «Древняя Русь»

Древние славяне

Групповая/инди-видуальная

Практическое занятие

Картинный

Схематичный

Объемный

Учебный кабинет

Доска, столы, стулья, компьютер, проектор, бумага, карандаши, ластик, краски, кисти

Рисунок «Занятие древних славян»

Выставка

Самоанализ

Восточные славяне VII - X вв.

Групповая/инди-видуальная

Практическое занятие

Картинный

Схематичный

Объемный

Учебный кабинет

Доска, столы, стулья, бисер, тонкая медная проволока

Колос из бисера, Выставка

Самоанализ

Древнерусское поселение

Групповая/инди-видуальная

Практическое занятие

Картинный

Схематичный

Объемный

Учебный кабинет

Доска, столы, стулья, компьютер, проектор, бумаг, клей ПВА, краски, кисти

Макет

Выставка

Самоанализ

Изготовление макета местности древнерусского поселения

Групповая

Семинар

Картинный

Схематичный

Учебники Тематическая подборка материала

Учебный кабинет

Защита рефератов

Презентации

Изготовление макетов домов

Групповая

Беседа

Занятие - игра

Звуковой

Смешанный

Картинный

Схематичный

Учебники

Учебный кабинет

Конкурс

Изготовление макетов хозяйственных построек

Групповая/инди-видуальная

Практическое занятие

Картинный

Схематичный

Объемный

Учебный кабинет

Доска, столы, стулья, компьютер, проектор, бумаг, клей ПВА, краски, кисти

Макет

Выставка

Самоанализ

Изготовление макета стен, заграждений

Групповая

Беседа

Занятие - игра

Звуковой

Смешанный

Картинный

Схематичный

Учебники

Учебный кабинет

Конкурс

Составление вопросов к игре «Что? Где? Когда?», создание слайдов презентации

Групповая/инди-видуальная

Практическое занятие

Картинный

Схематичный

Объемный

Учебный кабинет

Доска, столы, стулья, компьютер, проектор, бумаг, клей ПВА, краски, кисти

Макет

Выставка

Самоанализ

Раздел 3 «Изготовление макетов традиционных типов жилищ народов разных стран»

Изготовление макета жилища алтайцев

Групповая

Беседа

Занятие - игра

Звуковой

Смешанный

Картинный

Схематичный

Учебники

Учебный кабинет

Конкурс

Изготовление жилища кочевников монголов

Групповая/инди-видуальная

Практическое занятие

Картинный

Схематичный

Объемный

Учебный кабинет

Доска, столы, стулья, компьютер, проектор, бумаг, клей ПВА, краски, кисти

Макет

Выставка

Самоанализ

Изготовление жилища индейцев Северной Америки

Групповая/инди-видуальная

Практическое занятие

Картинный

Схематичный

Объемный

Учебный кабинет

Доска, столы, стулья, компьютер, проектор, бумаг, клей ПВА, краски, кисти

Макет

Выставка

Самоанализ

Изготовление хижины и зернохранилища жителей Чада (Центральная Африка)

Групповая

Семинар

Звуковой

Смешанный

Картинный

Схематичный

Учебники

Учебный кабинет

Защита рефератов

Презентации Конкурс

Подготовка к итоговому занятию «Что мы знаем и умеем». Праздник.

Групповая/инди-видуальная

Практическое занятие

Картинный

Схематичный

Объемный

Учебный кабинет

Доска, столы, стулья, компьютер, проектор, бумаг, клей ПВА, краски, кисти

Макет

Выставка

Самоанализ

Групповая/инди-видуальная

Конференция

Картинный

Схематичный

Объемный

Учебный кабинет

Доска, столы, стулья, компьютер, проектор

Выставка

Защита проектов

Презентация

Защита рефератов

Список литературы

Для педагога:

  1. Программа историческое моделирование, реконструкция и ролевые игры"Быкова А.В. г. Пенза 2000 г.\

  2. Андреева Р. В., Донцова А. И. Межличностное восприятие в группе. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

  3. Выготский JI. C. Детская психология: Собр. соч. 6т. М. 1984

  4. Закон РФ «Об образовании».// педагогический поиск. - №7-8.

  5. Каршинова Л. В. Народная культура: Методическое пособие. - М., 2001.

  6. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная Авеста, 1969

  7. Народная культура: Авторские программы. / Под редакцией Т.Пигиловой. - Подольск, 1994.

  8. Сухомлинский В.А. Воспитатель должен быть воспитан М, Молодая гвардия, 1987

Для детей:

  1. Виоле-ле-Дюк Эжен, Эмманюэль. Жизнь и развлечения в средние века. СПБ: Евразия 2003

  2. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. - М., 1994.

  3. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. - М., 1981.

  4. Иванов К. А. Многоликое средневековье. М. Алетейа, 2001

  5. Кондратьев В. Боевое историческое фехтование. М: Фаир-пресс, 2004

  6. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XIII - XTV столетиях. - М., 1992.

  7. Литвинец Э. Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса. - М., 1984.

  8. Мароховский Г. За тенью славянских поверий. // Народное творчество. - 1990. - № 11.

  9. Мишенев С. В. Историческое фехтование. На пути к вершине. СПБ: АТОН 1999

  10. Пармон Ф. М. Русский народный костюм. - М., 1994.

  11. Психологическая теория коллектива. Под ред. Петровского. М: Педагогика, 1979

  12. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания , суеверия, поэзия./ Собранные М.Завылиным: Репринтное воспроизведение издания 1880года. - М., 1989.

  13. Русские народные песни: Сб. /Сост. Ю.Зацарный. - М., 1979.

11


© 2010-2022