Программа по историческому краеведению приложение рабочий лист №1

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1. План урока.
Тема занятия: Что такое археология?
Цель урока. Привести ребят к осознанию археологии как науки, ставящей своей целью не просто раскопать памятник и достать из земли находки, а изучить их, получить в итоге информацию о том, как жили люди в древности.
Основные понятия

  • Археология;

  • Культурный слой,

  • «Громовые топоры»,

  • «Громовые стрелы»,

  • Антиквар,

  • Антиквариат. Рассказ учителя с постановкой проблемы. Еще в древней Греции философ Фукидид писал: «На берегу реки нашли мы огромный череп, такой большой, что влили в него два ведра вина, и в нем еще оставалось место». -Чей же череп нашли?
    В средние века крестьяне на пашнях находили каменные предметы, чья форма резко отличалась от обычных камней: это были кремневые наконечники стрел и сланцевые шлифованные топоры. Чаще всего их находили после дождей. Почему? Дети отвечают, что вода смывала слой земли, и предметы было легче обнаружить. Но крестьяне не знали этого, а появление вещей объясняли тем, что они образуются в месте удара молнии в землю или тем, что они выпадают на землю вместе с дождем. Так наконечникам и топорам было приписано «небесное происхождение». Вещи эти считались магическими, уберегающими от болезней и сглаза, их вставляли в специальные оковки и носили как обереги. Их называли «громовые топоры» и «громовые стрелы». Своеобразное представление существовало о глиняных сосудах, которые также порой обнаруживали на пашне. Считалось, что они вызревают в земле, подобно репе, или их изготавливают маленькие гномики - подземные жители.

- Кто такие археологи? Обычно учащиеся в общих чертах сами могут ответить на поставленный вопрос. Их ответы включают, как правило, варианты: «Археологи - те, кто копает землю», «Археологи ищут в земле разные древние вещи». *Археология - наука довольно молодая.

Пути решения проблемы. Учитель обсуждает с детьми, каковы же истинные причины обнаружения древних вещей? При ответе, что распахивались места древних поселений, можно перейти к вопросу о том, как вещи оказываются в толще земли, т. е. к понятию * культурного слоя: слоя земли, содержащего остатки жизнедеятельности человека (для маленьких учеников - содержащего находки).
Интерес к античному наследию резко возрос в эпоху Возрождения. Далее учитель раскрывает понятия *Антиквар, антиквариат. Понятие «антиквариат» пришло к нам из латинского языка: antiquus переводится как «старый», «древний». Отсюда же произошло и слово antiquarius - «касающийся древности», то есть антиквар, знаток древностей, человек, который любит собирать различные старинные вещички или же занимается их торговлей.

Несмотря на латинское происхождение, в большинстве славянских языков слово заимствовано через немецкий топоним antiquar, что в переводе также означает «старый».

Что считается антиквариатом? Антиквариатом называют любые старые вещи, которые могут стать предметом торговли или коллекционирования. К ним относят художественные и литературные произведения, мебель, предметы домашнего быта, керамику, фарфор, изделия из мрамора, терракоту и многое другое.

Перед детьми ставится вопрос: «В чем отличие археологии от коллекционирования?»

Коллекционирование - Считается, что понятие «коллекционирование» было введено в обиход более 2000 лет назад Цицероном. Знаменитый оратор в своей речи «О назначении Гнея Помпея полководцем» словом «коллекция» назвал собрание разрозненных предметов в одно целое. Первыми коллекционерами историки считают правителей Пергамского царства в 3 в. до н.э.
Коллекционированием называется целенаправленное собирательство относительно однородных предметов, имеющих ценность (историческую, художественную, научную и т.д.). Коллекция - это собрание однородных предметов, объединенных общей темой. Предметом коллекционирования может быть что угодно: от старинных полотен, утюгов и самоваров, до камней, монет и самолетов. Подлинное коллекционирование основано не только на собирании и пополнении предметов для коллекции, но и на изучении и систематизации коллекционных материалов.
*Первым известным русским собирателем коллекционных материалов был император Петр Великий. Государь с юных лет любил собирать оружие, редкие монеты и минералы, словом все, что было «дивно и необычно». Знаменитая Кунсткамера, которая является первым российским общедоступным музеем, родилась из личной коллекции русского царя. Среди традиционных коллекций стоит вспомнить и оригинальные.

Можно здесь же остановиться на научном понятии археологии, как науки, изучающей прошлое людей по вещественным источникам.
Начало научных, методически организованных раскопок связано с работами Джузеппе Фиорелли в Помпеях.

Урок украсит вдохновенный, эмоциональный рассказ о гибели городов, расположенных у подножия вулкана Везувий и о начале раскопок в Помпеях и Геркулануме в конце XVIII века. Возможен просмотр видеофильма «В тени Везувия», который одновременно познакомит детей с возможностями антропологического исследования. Закрепление материала. Рекомендуется еще раз вернуться к основным понятиям занятия. Можно использовать рабочий лист, где ребята, опираясь на сделанные в ходе урока записи, ответят на задания.





Рабочий лист. Занятие 1. Программа по историческому краеведению приложение рабочий лист №1
Что такое археология
1. Дай определения:

Археология - __________________________________________________________________________________________________________________________
Культурный слой - _____________________________________________________________________________________________________________________
Антиквар - _____________________________________________________________________________________________________________________

Коллекционирование -_____________________________________________________________________________________________________________________

2. Перед тобой два рисунка. На первом изображено древнее поселение, на втором - то, что археологи обнаружили при его раскопках. Перечисли, что удастся восстановить ученым и что останется для них загадкой?

_________________________________________________________________________________

Программа по историческому краеведению приложение рабочий лист №1

© 2010-2022