Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан



План-конспект урока по истории Древнего мира. 5 класс

Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля.



Учитель: Маланичева Г. Н.





Цели урока:

Образовательная: формировать глубокие знания у учащихся о географическом положении Финикии, занятиях финикийцев, о важнейших открытиях и достижениях финикийцев в области культуры.

Развивающая: продолжить формирование умений составлять проекты, работать с информацией-выделять главное, обобщать, систематизировать; коммуникативные умения-слушать, вступать в диалог.

Воспитательная: познакомить с эстетическими представлениями финикийцев.

Средства обучения: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

Учитель: запишите в тетрадь число и тему урока: Финикия. Финикийские мореплаватели У меня в руках письмо, которое прислал фараон. Прочтем его и узнаем, с какой просьбой обращается к нам фараон.

«Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно и справедливо правит страной.

Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство - Финикия. Многие там диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как быстро записать то, что хранится в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают? Торгуют ли чем?

Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.

Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих II

Ребята, какие вопросы поставил перед нами фараон? (нам нужно узнать, где находиться эта страна, чем занимаются люди, куда и зачем плавают). Таким образом, мы вместе поставили учебные задачи. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, где находиться страна - Финикия, чем занимаются финикийцы, а также продолжим работу над развитием умений составлять проекты, умений слушать, выделять главное, делать выводы.

Скажите, чем мы можем пользоваться, чтобы найти ответы на эти вопросы? (картой, атласом, иллюстрациями в учебнике)

Ребята, поработаем с картой и ответим на первый вопрос фараона, где находится Финикия. Откройте атласы на стр.10 - 11, найдите на карте место, где располагалась Финикия и главные финикийские города. (слайд 1. Географическое положение)

На побережье какого моря располагалась Финикия? (Средиземного моря)

На каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия? (на восточном побережье Средиземного моря)

Обозначены ли на карте крупные реки, такие как Нил, Тигр или Евфрат? (нет, таких крупных рек в Финикии не было)

Какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Арвад, Библ, Сидон, Тир)

Теперь мы можем ответить на первый вопрос фараона. Где располагалась Финикия? (на восточном побережье Средиземного моря)

Учитель: обратите внимание на незаполненную схему на доске. В ходе урока нам необходимо для нее собрать информацию. И мы сможем ответить на второй вопрос фараона, чем занимались финикийцы.

Ребята, вновь послушайте мой рассказ внимательно и попробуйте определить, какой товар привозили и покупали финикийцы в других странах.

Учитель: на восточном побережье Средиземного моря располагалась Финикия. Образ жизни финикийцев был совершенно другим, чем у египтян или вавилонян. Ведь иной была и сама природа. На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Да и места здесь было мало для полей и пастбищ.

Таким образом, в чем нуждались финикийцы, что могли привозить финикийцы из других стран, если у них не было долин с плодородными почвами и не было пастбищ? (зерно и скот) (ученики записывают информацию в первую колонку)

Учитель: Финикия небольшое государство, которое растянулось узкой полоской на побережье. Самыми крупными финикийскими городами были Арвад, Библ, Сидон, Тир. В их названиях отразились природные условия Финикии и занятия жителей страны, финикийцев. «Библ» в переводе с финикийского значит «гора», «Тир» - «скала», а «Сидон» - место для рыбной ловли. Географическое положение Финикии было очень удобно: здесь сходились торговые пути из Междуречья и Египта. На ослах и верблюдах прибывали торговые караваны в города финикийцев Библ, Сидон и Тир. А из этих портовых городов можно было плыть дальше - и в Египет, и в Грецию и в самые дальние земли.

Финикийские города были небольшими, самостоятельными государствами. Однако цари не имели такой деспотической власти, как фараоны в Египте. Они должны были прислушиваться к мнению городского совета из знатных и богатых финикийцев.

Творческая работа учащихся по теме «Занятия финикийцев». Индивидуальные сообщения, рисунки учащихся (слады 2-5).

Ребята, мы переходим к заполнению второй колонки нашей схемы. Какие товары финикийцы вывозили из своей страны и продавали? (лес, вино, оливковое масло, пурпурные ткани, изделия из стекла, ремесленные изделия) (Ученики записывают информацию во вторую колонку)

Какие товары финикийцы приобретали в других странах и торговали им (янтарь, олово, рабов, льняное полотно) (ученики записывают информацию в первую колонку)

Учитель: ответим на второй вопрос фараона, чем занимались финикийцы? (мореплаванием, торговлей, ремеслом, выращивали виноград, оливки)

Учитель: как вы думаете, в чем значение изобретения стекла?

Ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, с изобретением глиняной посуды, с появлением ткачества. Правы ли ученые? Обоснуйте свою мысль.

Подобно глиняной посуде и ткани, стекло в готовом виде в природе не существует. Его изобретение одно из самых крупных в истории человечества. И в наши дни стекло играет большую роль в обиходе, в каждом доме есть оконные стекла и разнообразные стеклянные предметы. Ребята, посмотрите стекло, которое мы с вами видим, - это изобретение финикийцев. Именно они впервые начали смешивать чистый белый песок с содой и плавить эту смесь, как медную руду.

Учитель: отвечаем на третий вопрос фараона, зачем и куда плавают финикийцы? (слайд «Колонии»)

Учитель: Что такое Финикия? Клочок земли. Россыпь песка. Груда скал. Словно тюрьма, из которой не вырваться. Почти со всех сторон света сюда приходили армии, чтобы разграбить несколько финикийских городов. Лишь одна дорога свободна от врагов - дорога на запад. Морская дорога. Она уходить вдаль, в бесконечность. По краем ее - на берегах и островах - много пустующих земель, где можно строить новые города, с прибытком торговать, не боясь ни египетского царя, ни ассирийского. И когда у финикийцев появились быстролетные корабли, (такие великолепные парусно-гребные суда с массивным килем могли двигаться в любом направлении. Финикийское слово «галера» вошло во многие европейские языки) они отрядами и общинами стали покидать родину и переселяться в заморские страны. Там они основывали свои колонии, поскольку их небольшая страна не могла прокормить их. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать свои поселения - колонии.

Колонии - поселения на чужой земле (запись термина в тетрадь).

Учитель: ребята, откройте атласы на стр. 11, найдите финикийские колонии.

Учитель: Финикийцы вели в удобных бухтах, обширную торговлю по всему Средиземному морю и основывали на его берегах свои поселения, или колонии. Они возникали в удобных бухтах, где финикийцы постоянно, из года в год, вели торговлю с местным населением. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шел уже с соплеменниками, и даже с родственниками. В свою очередь колонисты сами завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары. Торговля сразу пошла живее. Из колоний финикийцы могли отправляться и в новые, еще более далекие путешествия. Постепенно в колонию переселялось все больше финикийцев, поселение росло и превращалось в город. Бывало, что из финикийского города сразу уезжала часть жителей - из-за перенаселения или внутренних распрей. Именно так в 9 в. до н. э. на африканском побережье возник город Карфаген, который основала Элисса, царевна Тира. Она боролась против власти своего брата, царя Тира, но потерпела поражение. Вместе со многими знатными людьми и жрецами царевна отправилась на кораблях искать новую родину. Карфаген стал впоследствии главным городом крупного государства. Так постепенно в 10 - 6-м веках до н. э. вдоль побережья Средиземного моря появились финикийские колонии. На этой карте обозначен путь финикийских кораблей. (Слайд). Греки подчинили своему влиянию северное побережье моря, южное и западное заняли финикийцы, также остров Сардинию, Корсику, а Сицилию поделили. Финикийские колонии были образованы по побережью Средиземного моря - в Северной Африке, Испании, на о. Кипр. Сардиния, Сицилия. (Учитель на карте показывает колонии финикийцев, учащиеся работают с атласами)

Учитель: Отвечаем на вопрос фараона, зачем и куда плавают? (побережье Средиземного моря, основывают колонии, занимаются торговлей)

Учитель: Я расскажу вам еще об одном удивительном путешествии финикийцев. Средиземное море омывает три части света - Африку, Азию и Европу. Оно потому и названо Средиземным, что лежит среди земель. При выходе из Средиземного моря в Атлантику, на берегах Гибралтарского пролива, возвышаются остроконечные скалы. Финикийцы называли их столпами Мелькарта - по имени своего бога, покровителя мореплавания. Самое удивительное плавание они совершили около 600 года до н. э., когда отправились по Красному морю, держа курс на юг вдоль берегов Африки. На третий год плавания корабли вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив. А это значит, что финикийцы первыми в мире обогнули Африку. Финикийская морская экспедиция по поручению египетского фараона Нехо II в конце 7 века до н. э. обогнула Африку и вышла из Индийского океана в Атлантический океан более чем за 2 тысячелетия до португальца Васко да Гама. Вернувшись, путешественники рассказывали много удивительного. Они видели, как солнце двигалось по небу в обратном направлении: всходило на западе, а опускалось за горизонтом на востоке. Геродот тоже написал об этом в своей книге, но добавил: Я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет. Однако в Южном полушарии солнце движется именно так, и этот рассказ финикийцев как раз доказывает, что они действительно обогнули Африку.

Учитель: послушайте рассказ еще об одном открытии финикийцев.

Творческая работа учащихся (презентация) по теме: «Финикийский алфавит»

Учитель: Ребята, как вы представляете Финикию. Для меня Финикия - это вода, соль и песок. Вода - символ мореплавания, соль - морские путешествия, песок - дальние берега и изготовление стекла. Вы должны написать письмо фараону и представить ему Финикию.

Работа в группах: учащиеся составляют проекты, представляют и защищают свои проекты.

Учитель подводит итог урока.

Домашнее задание: п.15; ответить на вопросы

Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля



Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля

© 2010-2022