Конспект урока на тему Консервативная революция в экономике

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ.

Цель: Изучить возможные варианты индустриализации, ее сущность и итоги.

Задачи:

  1. Образовательные. Рассмотреть возможные варианты проведения индустриализации. Обеспечить усвоение обучающимися причин, сущности, последствий индустриализации страны. Продолжать формирование умений работать с историческими документами, картой, установить причинно-следственные связи между историческими явлениями, самостоятельно составляя конспект в тетрадях.

  2. Воспитательные. Формирование морально-этической помощи обучающихся.

  3. Коррекционно-развивающие. Формирование компетенций: информационных, коммуникативных, историко-познавательных.

Корригировать устойчивое внимание путем самостоятельно выполненных заданий.

Коррекция и развитие зрительных восприятий при изучении карты и анализе исторических документов.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Виды познавательной деятельности обучающихся: аналитическое чтение текста учебника, анализ документа, заполнение таблицы «Экономические школы СССР в 1920-1930-е годы», оформление контурной карты «СССР в годы пятилеток», решение проблемных задач.

Оборудование:

«Карта СССР в годы 1-х пятилеток»

Мультимедийная презентация по данной теме

Учебный фильм «НЭП в промышленности»

Комплект информационных материалов

План изучения темы:

  1. Принципы государственного планирования советской экономики, способы их реализации в разработке первых пятилетних планов.

  2. Особенности первой пятилетки (1928-1933 гг.): цели, приоритеты, способы реализации, достижения.

  3. Цена индустриального скачка.

ХОД УРОКА:

  1. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

(учебный фильм«НЭП в промышленности»)

Вопрос к обучающимся: Какие проблемы решал НЭП? (по фильму)

Осуществление НЭП к концу 20-х годов помогло решить задачу восстановительного эффекта народного хозяйства СССР. Однако этим не достигалось главной цели. НЭП в принципе, создавал предпосылки перехода к назревшим экономическим преобразованиям.

Конечно, этот путь предполагал сравнительно длительные сроки выхода на планируемые рубежи, что не устраивало руководство. Поэтому была необходима стратегия, обеспечивающая кратчайшие сроки осуществления модернизации экономики.

Задание обучающимся: Перед вами лежат 2 документа №1 и №2. Проведите, пожалуйста, историко-логический анализ содержания и скажите: 1) Что общего между этими документами? 2) Есть ли противоречие между ними?

Примерный ответ: 1) Оба автора характеризуя развитие промышленности, говорят о том, что России придется строить ее фактически заново. Главной проблемой является поиск источников финансирования будущей индустриализации.

2) Историко-логический анализ источника показывает противоречие авторов данных источников по проблеме накопления внутренних ресурсов для проведения индустриализации.

Вопрос к обучающимся: Вспомните из курса 9 класса. Какой путь решения проблемы был в итоге реализован на практике?

Отсюда следует проблема урока- как ее поставим?

ПРОБЛЕМА УРОКА: Что помогло Советскому Союзу провести индустриализацию в сжатые сроки?

II.Актуализация знаний.

Сложные вопросыо путях индустриализации встали тогда и перед экономическими школами "генетиков" и "телеологов". Где взять капиталы для финансирования промышленности? Какие темпы индустриализации дадут стабильный, устойчивый рост? Какую цену готово заплатить за неизбежные лишения общество? К 1927 г. Определились два основных подхода.

  1. Принципы государственного планирования советской экономики, способы их реализации в разработке первых пятилетних планов.

Работа по учебнику:

Задание обучающимся на основе текста учебника (§23, п.1) сформулируйте основные подложения экономических школ "генетиков" и "телеологов" и сопоставьте их при заполнении таблицы "Экономические школы СССР в 1920-1930гг."

"генетики"

"телеологи"

  1. Представители школы


  1. Принципы планирования


  1. Методы управления экономикой


  1. Особенности планов по Сталину


  1. Перспективы внедрения планов

Вывод по таблице: В конце 1927 г. были составлены директивы к пятилетнему плану, в основном базировавшиеся на первом подходе. Однако уже в начале 1928 г. И.В.Сталин потребовать пересмотреть плановые задания в сторону их резкого увеличения, сторонники старых цифр были заклеймены как носители «правого» уклона, а их политические лидеры во главе с Н.Бухариным подвергнуты шельмованию. Возобновил курс на форсирование индустриализации: за 10 лет «пробежать расстояние 50-100 лет», на которые отстал СССР от передовых стран Европы».

(физкульминутка)

  1. Особенности первой пятилетки (1928-1933 гг.): цели, приоритеты, способы реализации, достижения.

Итак, первый подход означал проведение индустриализации при сохранении НЭПа и рынка, второй-отказ от НЭПа, переход к командной, предельно централизованной экономике.

Задание обучающимся: По вашим учебникам и документам, по слайдам презентации выделите особенности первой пятилетки. Каковы ее итоги? Ваш ответ должен содержать характеристику того времени, должны быть использованы слова и выражения: сверхиндустриализаторство, хозрасчет, приписки, «Пятилетку- в четыре года!» и др.

Примерный ответ: Выполнение пятилетнего плана, намеченного на 1928-1932 годы, официально началось 1 октября 1928г. Был утвержден из двух планов: отправного и оптимального без всяких споров- оптимальный. Он предусматривал ежегодный рост промышленного производства на 21-25%, т.е. несколько более высокий темп, что прогнозировал в 1925 г.Троцкий, обвиненный тогда за это в «сверхиндустриализаторстве»

СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства (общий рост в 4,5 раза); сократился разрыв между СССР и странами Запада по показателю промышленного производства на душу населения; были построены десятки крупных промышленных предприятия (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы и другие; возникли новые отрасли промышленности; исчезла безработица. СССР стал одной из немногих стран, способных производить все виды современной промышленной продукции. Вместе с тем намеченные темпы роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их постоянному падению.

Таким образом, решая задачи первой пятилетки, сталинское руководство становится на путь пересмотра и без того завышенных планов. Страх перед репрессиями породил систему приписок, что привело к дальнейшему раскручиванию спиралей репрессий.

Вывод: За годы первой и второй пятилеток страна превратилась в грандиозную стройку:

  1. Создана вторая угольно-металлургическая база на Востоке.

  2. Вторая нефтяная база в Башкирии.

  3. Мощные объекты электроэнергетики.

  4. Новые отрасли промышленности: цветная металлургия, подшипниковая и др.

  5. Новые линии железных дорог.

Происходили важные сдвиги в управлении всем промышленным комплексом СССР. Ежегодно закладывалось множество новых проектов, но не доводились до конца из-за нехватки ресурсов.



  1. Цена индустриального скачка.

Задание обучающимся: Используя документ №3 и слайды нанесите на контурную карту « СССР в 1930-е годы» стройки первой пятилетки.

(демонстрация слайдов)

«Цена индустриализации» - индустриализация в любой стране сложна и тяжела для населения из-за сокращения средств на нужды людей. Особенность индустриализации в СССР - отсутствие внешних резервов (нет притока внешних капиталов, внешних займов) и расчет только на внутренние; установка на максимальные темпы, т.н. «форсированная индустриализация».

Вопрос к обучающимся: Какой смысл по вашему мнению, скрыт в выражении «Цена индустриального скачка»?

Источники индустриализации изыскивались исключительно внутри страны:

  1. Доход легкой промышленности, сельского хозяйства.

  2. Доход от монополии внешней торговли колхозными и совхозными товарами.

  3. Выросший прогрессивный налог на нэпманов. Увеличение подоходного налога и различных цен на товары.

Итоги индустриализации:

Созданы новые отрасли промышленности.
Достигнута экономическая независимость.
Ликвидирована безработица.
Укрепление обороноспособности страны.

Все это было достигнуто очень тяжелой ценой.

Рефлексия: Почему автор учебника назвал этот период «Консервативной революцией»? Какова «тяжесть» цены индустриализации?

III. Домашнее задание: читать §23, проанализировать итоги индустриализации. Написать мини-эссе на тему: "Пятилетку в 4 года -реально?"













© 2010-2022