РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ, 6 класс

Рабочая программа ориентирована на учебник  «История средних веков»  Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского (8-е изд. - М.: Просвещение, 2009) и учебник «История России с древнейших времен до конца ХVI века» А.А. Данилова, Л.Г. Косулина ( 4-е изд. - М.: Просвещение, 2009). Хронологические рамки курса «Истории Средних веков»  включают исторический период: с V по  XV вв. - для Западной Европы  (от падения Западной Римской  империи до начала эпохи Великих географических открытий).  Курс дает возможность...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 407



«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей

Протокол № ________

от «__»________2014 г.

на

Руководитель МО:

__________________

«Принято»

Педагогический совет

От ___ _________ 2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________О.В. Тарелкина

«____» __________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса истории для 6 класса,

основное общее образование

срок реализации программы: 2014/2015 учебный год


2 часа в неделю (всего 68 часов), из них:

28 часов - История средних веков,

Учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского

40 часов - История России с древнейших времен до конца ХVI века; Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулина

Составитель: учитель истории

Филина Галина Николаевна



Санкт-Петербург

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с единой концепцией исторического образования, на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, а также на основе: Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) - 2007 г.; Примерной (типовой) образовательной программы по истории, рекомендованной МО РФ - 2004 г; Примерной программы основного общего образования по истории 5 - 9 класса для образовательных учреждений - 2008; авторской программы под редакцией В.А. Ведюшкина «История средних веков», изд. «Просвещение», 2008 г.

Программа ориентирована на учебник «История средних веков» Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского (8-е изд. - М.: Просвещение, 2009) и учебник «История России с древнейших времен до конца ХVI века» А.А. Данилова, Л.Г. Косулина ( 4-е изд. - М.: Просвещение, 2009).

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, учебный курс рассчитан на 68 часов (2 ч. в неделю) для обязательного изучения истории на базовом уровне, в 2 ступени основного общего образования учащихся 6 класса, в возрасте 12 лет.

Хронологические рамки курса «Истории Средних веков» включают исторический период: с V по XV вв. - для Западной Европы (от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий). Для стран Востока Средневековье несколько отличалось и начиналось хронологически со II-III вв., продолжаясь вплоть до XIX вв.

Курс дает возможность проследить вклад и значение событий средневековья в складывании основ современного мира, последовательно открывая для учащихся, как в Средние века формировались государственные, правовые, культурные, религиозные и другие социальные институты, вошедшие в современную цивилизацию. При этом в рамках курса учащиеся могут увидеть и самобытные черты феодального уклада средневекового мира Запада, его непохожесть на античный рабовладельческий или совре­менный капиталистический мир. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками, «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли средневековых людей, их вещи, искусство, отношения, через события, которые с ними происходили.

В учебном курсе применяется проблемный подход к каждому хронологическому этапу исторического развития (в период Раннего, Высокого и Позднего Средневековья) государств Европы, а также Азии, Африки, Америки Метод сравнительного анализа позволяет выделить непосредственную связь их исторического пути, в том числе, с историей России.

Реализация данной программы преподавания истории предполагает:

- широкое использование межпредметных связей: с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием;

- применение компетентностного, системно-деятельного, личностно-ориентированного подходов.

Рабочая программа позволяет вариативно распределять учебные часы по разделам курса, в соответствии с логикой учебного процесса и требованиями государственного образовательного стандарта.

Цель учебного курса Изучение основ Всеобщей истории и истории Российского государства в период Средневековья.

Задачи курса

Личностные задачи:

  • воспитание патриотизма, законопослушания, уважения к государственным институтам общества, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями народов;

  • развитие интеллектуальных способностей, аналитического и творческого мышления, памяти, грамотной речи и свободного изложения материала.

Предметные задачи:

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной и отечественной истории в их взаимной связи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умения самостоятельно работать с различными источниками информации; воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

  • применение полученных знаний и представлений об исторически сложившихся социальных нормах и ценностях в повседневной жизни в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе.

Метапредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания и др.;

  • развитие способности решать творческие задачи в коллективном сотрудничестве, взаимодействуя с социальным окружением;

  • применение приобретенных знаний и навыков в дальнейшем процессе обучения в школе, а так же в повседневной жизни и последующей профессиональной деятельности;

  • формирование умения применять полученные знания для критического осмысления сущности современных общественных явлений (в общении с другими людьми в современном обществе), понимания и оценки мотивов поступков исторических и политических деятелей.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6-го класса по истории средних веков.

Учащиеся 6 класса должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVI в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVI в.; изученные виды исторических источников.

Учащиеся 6 класса должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

Учащиеся 6 класса должны развивать коммуникативные способности, информационно-поисковые навыки, рефлексивные, учебно-познавательные и профессионально-трудовые навыки, стремление к личностному саморазвитию.

Программа реализуется через следующие формы обучения:

  • традиционные комбинированные уроки, включающие в себя: рассказ учителя и учащихся с применением справочного материала исторических карт, тематических и обобщающих таблиц, составление опорного конспекта в рабочей тетради, работу с документами, анализ иллюстраций учебника, эвристической беседы, мозговой штурм, беседы и диалога с учащимися;

  • элементы самопроверки и тестовой проверки домашнего задания;

  • выполнение творческих заданий: написание сообщений, рефератов, работа с энциклопедиями, справочной литературой, поисковыми системами Internet.

Программа реализуется через следующие методы обучения:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельные, несамостоятельные.

  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование и мотивация интереса к учению, стимулирование долга и ответственности в учении.

  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устного контроля и самоконтроля (индивидуальный/групповой контроль), фронтальный контроль, взаимный контроль, самоконтроль, контрольный диктант

Учебно-методические материалы по курсу

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Москва. Просвещение. 2009.

  2. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. Москва. Просвещение. 2009.

  3. Горбачев Н.А. Тесты по истории для 6 класса средней школы. Москва. ЮНВЕС. 1997.

  4. Чеботарева Н.И. Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий, сгруппированные по классам. Часть 1,2. Волгоград. «Учитель». 2003.

  5. Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до XVIII в.: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1988;

  6. Бабич И.В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т./ Бабич И.В., Захаров В. Н., Уколова И.Е. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.

  7. Серия «Эрудит». История с древнейших времен до XV века.- М.: ООО «ТД», «Издательство Мир книги», 2006.

  8. .Серия «Эрудит». История XV - XX веков. - М.: ООО «ТД», «Издательство Мир книги», 2006.

  9. Энциклопедический словарь. Детям - обо всем на свете. Ридерс

  10. Дайджест. Для детей среднего школьного возраста. Германия, 2005.

  11. Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. Москва, 1992.

  12. Горский А.А. Древнерусская дружина. Москва, 1989.

  13. Дементьев В.В. Монастыри и храмы России. Москва. Вече. 2006.

  14. Быков А., Кузьмина О. Эпоха Куликовской битвы. - Москва. Вече, 2006.

  15. Королев А.Загадки первых русских князей. - Москва. Вече, 2006.

  16. Кузьмин А. Начало Руси. - Москва. Вече, 2006.

  17. История. Учебно-справочное пособие. Санкт - Петербург, филиал Издательства «Просвещение», 2007.

  18. Бузюмова Н.Н., Солодская Н.А., Божескова О.А. История. 5-11 классы.

  19. Развернутое тематическое планирование. Издательство «Учитель». Волгоград, 2009.

  20. CD - проект «Романовы», «Мировая историческая энциклопедия».

  21. Видеофильмы: «Невская битва», «Куликовская битва», «Как жили древние славяне» и др..

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

История Средних веков

Великое переселение народов. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства.

Империя Карла Великого. Политическая раздробленность. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии.

Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Столетняя война. Крестьянские восстания. Ереси. Гуситское движение.

Византийская империя.

Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Османская империя.

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья.

История России

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Русь в IX - начале XII вв.

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда».Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда.Экспансия с Запада. Александр Невский. Великое княжество Литовское. Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

Российское государство во второй половине XV-XVI вв.

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Опричнина.

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVI в.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII - начале XIII вв.

Монгольское завоевание и русская культура.

Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров.

7


© 2010-2022