Урок истории в 8 классе Реформы Александра Второго

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 8 - м классе по теме «Реформы Александра Второго»

Выполнила: Смирнова Светлана Геннадьевна,

учитель истории и обществоведения

МАОУ СШ п.Парфино

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся знаний о сути и характере реформ 60-70г.XIX века в России и роли Александра II в их проведении.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование знаний о сущности и основных направлениях либеральных реформ Александра II

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории, формирование уважения к личности царя.

Метапредметные : развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; формирование умения работать с учебником, находить в тексте определения, высказывать собственное суждение.

Оборудование урока:

1. Учебник: Данилов А. А, Косулина Л. Г " История России 19 в",М, 2010 г.

2. Портреты Александра Второго, Н. А. Милютина, Я. И. Ростовцева и других государственных деятелей России.

3. Комплекты заданий для групповой работы.

4. Карточки с понятиями для тематического формирования групп

Опережающее домашнее задание: изучение материалов о личности Александра Второго и проводимых им реформах.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Форма урока: урок групповой работы

План урока:

1. Мотивационный блок

1.1 Организационный момент

1.2 Введение в тему. Осознание учащимися темы и формулировка цели урока.

1.3. Формирование групп для работы.

2. Информационный блок

Самостоятельная работа учащихся в группах.

3. Аналитический блок

3.1 Подведение итогов работы групп.

3.2 Заключение.

4 Рефлексия. Оценка работы учащихся.

5. Домашнее задание с рекомендациями по его выполнению: обязательной и вариативной части.

Ход урока.

Эпиграф к уроку: " Его сердце обладало инстинктом к прогрессу".

(Ф. Тютчев)

I Мотивационный блок.

  1. Организационный момент. Ученики продолжают фразу: « От урока я жду…»

2. Введение в тему

Учитель: " Об этом царе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта, а современники называли его царем - Освободителем. О ком идет речь?"

Ученики: " Об Александре Втором".

Учитель: " В феврале 1855 г. умер Николай Первый, и Россия вступила в новую эпоху. На первый взгляд казалось, что ничего кроме смены на императорском престоле не произошло. По-прежнему шла Крымская война, и впереди еще были падение Севастополя и позор Парижского мира; по-прежнему благосостояние общества и государства покоилось на принудительном труде миллионов полурабов. Но все это было не более, чем инерцией предыдущего, николаевского царствования. Не пройдет и года, как новый император начнет разворачивать тяжелый и неповоротливый российский корабль на новый курс.

После поражения в Крымской войне стало совершенно ясно, что старая Россия просто нежизнеспособна... Как вы считаете, что необходимо было сделать, чтобы вдохнуть жизнь в Россию?

- Реформы

Назовите тему урока".

Ученики называют тему урока : " Реформы Александра Второго".

Учитель: " Отношение к реформам Александра Второго у современников и потомков противоречивое. Для одних реформы - крепостнические, являющиеся обманом народа, для других - Великими, самыми удачно продуманными реформами в истории России.

Сформулируйте цель нашего урока".

Ученики формулируют цель урока: " Высказать свое отношение по проблеме: Реформы Александра Второго - крепостнические или Великие?"

3. Формирование групп.

Формируются 5 групп по названию реформ: крестьянская реформа, реформа местного самоуправления, судебная реформа, военная реформа, реформы в области просвещения. Порядок формирования групп таков. Каждый ученик получает карточку и по ней определяет свою группу.

Карточки для группы " Крестьянская реформа ": отрезки, надел, выкуп, уставная грамота, мировой посредник.

Карточки для группы " Реформы местного самоуправления ": земство,земская управа, городская дума, земское собрание, городской голова.

Карточки для группы " Судебные реформы": мировые судьи, суд присяжных, гласность, состязательность, открытость.

Карточки для группы "Военные реформы": рекрутская повинность, всеобщая воинская повинность, Д. А. Милютин, Устав 1874 года, нарезное оружие.

Карточки для группы " Реформы просвещения": классическая гимназия, реальная гимназия, Высшие женские курсы, вольнослушатель, автономия для университетов.

II Информационный блок

Работа в группах.

Каждая группа выполняет задание и заполняет таблицу по своему вопросу

Реформы в России во второй половине XIX- века.

Задание для группы №1 " Крестьянская реформа "

1. Изучите материал учебника на с. 125 - 129 и документ "Речь Александра Второго в Государственном совете 28 января 1861 года " и самостоятельно заполните графу " Крестьянская реформа " в соответствии с пунктами таблицы.

2. Какова роль Александра Второго в проведении реформ?

3. Сделайте вывод о значении крестьянской реформы для развития страны?

Задание для группы №2 " Реформа местного самоуправления "

1. Изучите материал учебника на стр. 130 - 132 и документ " Из положения о губернских и уездных земских учреждениях " на стр 140 и самостоятельно заполните графу " Реформы местного самоуправления " в соответствии с пунктами таблицы.

2. Какие черты личности, на ваш взгляд, проявились при проведении этих реформ?

3. Сделайте вывод о значении реформы местного самоуправления для развития страны?

Задание для группы №3 " Судебная реформа "

1. Изучите материал учебника на стр. 133 - 134 и документ " О новом суде ( из воспоминаний популярного певца П. И. Богатырева ) на стр. 140 и самостоятельно заполните графу " Судебная реформа " в таблице.

2. Как проводимая реформа характеризует императора?

3. Сделайте вывод о значении судебной реформы для судьбы страны?

Задание для группы №4 " Военные реформы"

1. Изучите материал учебника на стр. 134 - 135 и самостоятельно заполните графу " Военные реформы " в таблице.

2. Какова роль Александра Второго в проведении реформы?

3. Сделайте вывод о значении военной реформы для России?

Задание для группы №5 "Реформы в области просвещения "

1. Изучите материал учебника на стр. 135 - 136 и самостоятельно заполните графу "Реформы в области просвещения ".

2. Как проводимая реформа характеризует императора?

3. Сделайте вывод о значении реформы просвещения для страны?

III - Аналитический этап

Подведение работы групп.

Представители групп выступают с результами проведенной работы. Группы анализируют "+" и " - " реформ, высказывают свое мнение на роль императора в проведении реформ. По ходу выступления представителей групп ученики заполняют таблицу (Приложение №1)

Разрешение проблемной ситуации.

На коллективное обсуждение выносятся два вопроса:

1. Сделайте выводы о значении реформ в истории России.

2. Выскажите свое отношение по проблеме: реформы крепостнические или Великие ?

Возможные варианты ответов учеников. Реформы начались с отмены крепостного права в России. В результате крестьянской реформы крестьяне получили личную свободу. Однако цена за освобождение была весьма высокой: экономическая зависимость от помещиков, сохранение временнообязанного положения в течение длительного времени, выкупные платежи в течение 49 лет! В результате реформ в России были созданы органы местного самоуправления, которые занимались местным хозяйством, народным образованием, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Земства и городские думы были под контролем губернаторов, большинство в них составляли дворяне и буржуазия. Тем не менее, несмотря на ограниченность, реформа была все же прогрессивной и полезной для населения. Судебная реформа дала России новый суд: состязательный, гласный, бессословный, независимый. Появился суд присяжных от всех сословий. Военная реформа уничтожила ненавистную рекрутчину в России. Предпринятые меры по техническому перевооружению армии укрепили обороноспособность страны. Реформы просвещения были так же очень необходимы стране для её развития по капиталистическим "рельсам". Открывались новые школы, гимназии. Было положено начало женскому высшему образованию, университеты получили автономию.

На основе ПОПС - формулы учащиеся формируют свою точку зрения

- Позиция (В чем заключается твоя точка зрения?

Я считаю, что…

- Обоснование (Довод в поддержку твоей позиции)

…потому, что…

- Пример (Факты, иллюстрирующие вывод)

… например,…

- Следствие (Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции)

…поэтому… ( таким образом…)

Возможный общий вывод:

Реформы второй половины 19 - века, несмотря на "минусы", непоследовательность проведения и сохранение крепостнических черт, не зря называют Великими. Это были действительно глубокие и серьёзные преобразования в социальной, экономической, политической и духовной жизни России. Они стали "переломом" в истории России. Велика и личная роль Александра Второго в проведении преобразований. Требовались огромное личное мужество, решительность, справедливость, любовь к России для проведения их в жизнь.

Завершение урока.

1 марта 1881г. около двух часов дня император, возвращаясь со смотра войск, выехал из Михайловского дворца. Александр находился в прекрасном расположении духа. Утром он подписал документ, который должен был стать ещё одним шагом в реформировании страны: проект Конституции для России.

Взрывы террористов прервали и жизнь императора и дальнейшие преобразоания в стране. В духовном завещании император писал: " Я умираю с пламенной любовью к нашей славной России, которой служил по крайнему моему разумению верой и правдой. Жалею, что не мог сделать всего добра, которого столь искренне желал".

Но в оценке нас, живущих в 21 веке, он сделал для России больше, чем кто-либо другой. И главное, он ликвидировал позор России - крепостное право, дал надежду на торжество справедливости. И не случайно в июне 2005 г. рядом с Храмом Христа Спасителя был открыт памятник Александру Второму, как свидетельство возрождения России.

Рефлексивный этап. Подведение общих итогов. Оценка работы учащихся.

Что дала групповая работа на уроке? Что получилось ? Какие трудности возникли? Что нового узнали? Оправдались ли ваши ожидания?

Домашнее задание: Стр126 -139,раскрыть суть реформ.

Для желающих составить синквейн о Александре II


Литература для подготовки к уроку:

1. Оснос О. А. " Реформы Александра Второго"- " Кафедра Исаакиевского Собора", №3, 2007г.

2. История России в портретах. - Т.1- стр. 86 - 102

3. Великие реформы в России 1856 - 1874г. Сборник. - М., 1992г

Таблица (Приложение №1)


Реформы в России во второй половине 19в


Название реформы

Время проведе-ния

Причины проведения реформы

Основ

ные документы

Основ

ное содержание рефор

мы

«Плюсы»

«Минусы»

Значение реформы

Крестьянская

реформа



Реформы

местного самоуправления



Судебная

реформа



Военная реформа



Реформы в области

Просвеще-ния




© 2010-2022