Конспект урока истории на тему Дворцовые перевороты

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: история России класс 7

Учитель: Шинякова Галина Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Алексеевская СОШ Корочанского района»

УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г.. История России. Конец XVI -XVIII век 7 класс:. учебник для общеобразовательныхорганизаций. - 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2014.-272с..

Тема урока: «Дворцовые перевороты»

Класс: 7

Тип урока урок формирования новых знаний с элементами проблемной деятельности

Методы, приемы работы частично поисковый

Оснащение урока учебник, компьютер, презентация, дополнительный материал

Планируемые результаты:

Предметные: систематизировать материал об эпохе дворцовых переворотов; объяснять значение понятий дворцовый переворот, Верховный тайный совет, временщики, « кондиции», престолонаследник; осознать роль главы государства в судьбе страны, народа.

Метапредметные: уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения; принимать участие в обсуждении проблемных вопросов, сформулированных учителем и учениками во время урока; способствовать формированию культуры межличностного общения.

Личностные: высказывать свою точку зрения о характере правителей в эпоху дворцовых переворотов; задуматься о том, какие правители вызывали наибольшую симпатию, а какие неприятие.



Предмет

история

Класс

7класс

Тема урока

Место урока по теме

Дворцовые перевороты

Первый и второй урок по теме «Россия в 1725-1762 гг.»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение нового материала

Фронтальная, работа в паре. Урок - практикум, составление хронологической таблицы, продуктивные методы

Цель урока

Задачи урока

Выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

1.Познакомить учащихся с понятиями: дворцовый переворот, Верховный Тайный совет, временщики, конституционная монархия, фаворитизм, кондиции.

2. Выявить причины и сущность дворцовых переворотов и показать роль гвардии в их осуществлении.

3. Раскрыть феномен фаворитизма.

4. Проследить смену монархов на российском престоле в 1725-1762г 5. Сформировать личное представление о правителях эпохи дворцовых переворотов.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

-причины и сущность дворцовых переворотов;

-монархов эпохи дворцовых переворотов.

- устанавливать причинно-следственные связи меду указом 1722г. Петра Первого и началом дворцовых переворотов;

-анализировать источники и выявлять особенности эпохи;

-давать характеристику императорам эпохи дворцовых переворотов;

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, обучения в сотрудничестве

мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов


ХОД УРОКАЦель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/

УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

I этап: организационный 1 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Здравствуйте, ребята!

Приветствие учителя

1)Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2)Личностные:

-смыслообразование (Я должен посмотреть…)



Включение в учебный процесс

II этап: актуализация знаний 5 мин.

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Задает вопросы классу:

1)Что вы знаете о деле царевича Алексея?

2)Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

Учитель предлагает прослушать документ:«Зловещим местом был град Санкт-Петербург, столица новоявленной миру Российской империи, в январе 1725 года… В жалких лачугах поселилось тяжкое ожидание. Во дворце, надежно окруженном гвардейскими полками, умирал первый император Всероссийский, Отец Отечества, царь Петр Великий, которого, впрочем, и современники, и потомки нередко именовали «Окаянным».
Кучками теснятся во дворце сенаторы, генералы, всех Коллегий чины, гвардейские и морские офицеры. Не решаются присесть, бросая друг на друга подозрительные взгляды. Что день грядущий готовит, кто сядет на престол, где завтра окажешься - в опале или милости? Лихорадочно проигрываются в уме варианты и комбинации. Что и говорить, нелегкое это дело - быть царедворцем… Здесь и близкие царя. Опухшее от слез лицо императрицы Екатерины Алексеевны, потерявшей сон и покой. От нее не отходит светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. Шепчет на ухо, уговаривает, убеждает: «Тебе царствовать, боле некому!»
Лицо Петра сводит судорога, начинается новый приступ. От криков больного, слышных во всем дворце, придворные жмутся, втираются в стены, как будто становясь даже меньше ростом. Боли отпускают царя, он требует бумагу. Некогда могучая рука из последних сил выводит еле различимые слова: «Все отдать»… Перо выпадает из разжавшихся, ныне бессильных пальцев. Царь едва слышно произнес несколько слов, присутствующие разобрали: зовет любимую дочь Анну. Ее долго ищут, она бежит по коридорам к отцу, но Петр уже потерял сознание. На следующий день, 28 января 1725г., так и не оставив наследника престола, умер преобразователь России, император Петр I».

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1)В чем необычность ситуации описанной в документе?

2)Как вел себя Меншиков А.? Почему?

3)Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшее правителя?

4)А были в истории России такие периоды раньше?





Приложение 1

1)Познавательные:

- извлечение необходимой информации из текстов,

- подведение под понятие,

2)Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

- аргументация своего мнения и позиции


Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

III этап: постановка темы, цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Учитель предлагает учащимся прочитать документ и ответить на вопросы к нему:

«В первые 16-17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренились, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой - в особенностях той среды, которая управляла делами».

С. Ф. Платонов

Вопросы:

1) О каком историческом периоде идет речь?

2) Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?

3)Определите цели урока?

План работы:

1.Причины и сущность дворцовых переворотов.

2.Претенденты на российский престол.

3.Смена правлений.

Выдвигают варианты формулировок темы, цели, задач участвуют в их обсуждении.





Предполагаемые ответы:

1)Дворцовые перевороты

2) о дворцовых переворотах

3)

Учащиеся начинают заполнять рабочий лист урока

Приложение 2

Учебно-познавательная

1)Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

Появление темы, цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

IV этап: первичное усвоение новых знаний 21 мин.

Учитель предлагает материал для изучения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

Вопрос № 1

Причины и сущность дворцовых переворотов.

Период с 1725 по 1762 год в истории России называют «эпохой дворцовых переворотов». За 37 лет на российском престоле сменилось 6 правителей.

Задание: определите хронологические рамки «эпохи дворцовых переворотов».

Задание: на доске написан ряд слов сложите из них определение понятия «дворцовый переворот». Слова: власть, смена,дворянство, гвардейские полки.

Показывает слайд… для того, чтобы дети сравнили свои записи в тетради с текстом слайда.

Задание: Запишите причины дворцовых переворотов, используя текст историка С. Ф. Платонова и материал учебника (§20-21 п. 1 с.164)



Словарная работа:

Кто такая гвардия?

Кого называли фаворитами?

Что такое привилегии?



Вопрос № 2

Претенденты на российский престол.

Задание : Кто же мог претендовать на российский престол? Почему?

Претенденты :

1)жена - Екатерина;

2)внук - Петр;

3)дочери - Анна и Елизавета;

4)родня по линии старшего брата Ивана Алексеевича.

Вопрос № 3

Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами

«Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц ».

А.К.Толстой

Учащимся было дано опережающее задание - подготовить выступление о действующих лицах эпохи дворцовых переворотов. В рамках своего выступления рассказать о своём герое (укажите черты, присущие ему как личности и как политическому деятелю, прокомментируйте внутреннюю и внешнюю политику). Время вашего выступления не должно превышать 3 минут.

Задание: в ходе прослушивания выступлений, учащиеся начинают заполнять таблицу «Эпоха дворцовых переворотов».

Задание: Подчеркните одной чертой имена монархов, занявших престол законным путем, двумя чертами - путем переворота.


  • Что общего между правителями в эту эпоху?


  • Кто из правителей был «чужд» России и по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?

  • Почему период после смерти Федора Ивановича назывался Смутой, а период после смерти Петра I - дворцовыми переворотами?



Ответ : 1725-1762гг.

Выполняют задание в тетради. Сравнивают свои записи с текстом слайда.

Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся узким кругом дворян и гвардейскими полками.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.

Предполагаемый ответ:

Причины дворцовых переворотов:

1)Усиление роли гвардии в государственных делах страны.

2)Указ Петра I о престолонаследии.

3)Появление дворянских группировок, борющихся за власть.

Записывают в тетрадь понятия:

Гвардия - отборная, привилегированная часть войска.

Фаворит - придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

Привилегии - исключительные права, которых нет у других людей.



Предположения детей.

Сравнивают свои ответы с информацией на слайде.




Выступления учащихся

(по 3мин.)

Заполняют таблицу

«Эпоха дворцовых переворотов».I

1725-1727г

Александр Меньшиков

Петр II.

1727-1730г

Долгорукие

Анна Ивановна

1730-1740г

Э.И.Бирон

Иван Антонович (VI)

1740-1741г

Анна Леопольдовна

Елизавета Петровна

1741-1761г

А.Г.Разумовский

П.И.Шувалов

М.И.Воронцов.

Петр III

1761-1762г

Екатерина II

1762-1794г

А.Г.Орлов, Потемкин

Предполагаемый ответ: правителями были дальние и близкие родственники Петра. Их поддерживали гвардия, дворянство, расширение и укрепление привилегий дворянства.

Все они царской крови и могли претендовать на престол.

Учебно-познавательная

1)Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2)Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания,

3)Общеучебные:

- моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4)Коммуникативные:

- аргументация своего мнения и позиции,

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

КОЗ составление хронологической таблицы «Северная война»

Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

V этап: первичная проверка понимания 3 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Составить «тонкие» и «толстые» вопросы по новой теме.

Работа в паре

Учебно-познавательная, коммуникативная

1)Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества,

- аргументация своего мнения и позиции,

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Работа в паре

Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал, составляет критерии и шкалы оценивания

VI этап: первичное закрепление 5 мин.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Решение заданий в группах:

1)О каком правителе идёт речь?

1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца. (Елизавета)

2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование - одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…» (Анна Ивановна)

3.А.С. Мыльников - современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости».

(Петр III)

4. В.И. Буганов -советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко - для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России». (Екатерина I)

5. Е.В. Анисимов - современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался - свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». ( Петр II).

6. С.Н. Синегубов - современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов».

(Анна Леопольдовна)

2) «Идентификация» вам нужно за 1 минуту соотнести имена правителей эпохи «Дворцовых переворотов» и их портреты.

Конспект урока истории на тему Дворцовые переворотыРисунок 1 Конспект урока истории на тему Дворцовые перевороты Рисунок2 Конспект урока истории на тему Дворцовые перевороты Рисунок 3

Конспект урока истории на тему Дворцовые перевороты Рисунок 4 Конспект урока истории на тему Дворцовые перевороты Рисунок 5 Конспект урока истории на тему Дворцовые перевороты Рисунок 6 Конспект урока истории на тему Дворцовые переворотыРисунок 7

Пётр I, Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Пётр III

3) Приведите в соответствие:

Екатерина I 1741-1761г.г.

Петр II 1730-1740г.г

Анна Ивановна 1725-1727г.г.

Иван Антонович 1727-1730г.г.

Елизавета Петровна 1740-1741г.г.

ПетрIII 1762-1796г.г.

Екатерина II 1761-1762г.г.

Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи.

Ориентируется в информации.

Группы проверяют друг у друга правильность выполнения заданий.

Приложение 3


















Приложение 4




Предполагаемый ответ:

рисунок 1 - Пётр II

рисунок 2 - Пётр III

рисунок 3 - Пётр I

рисунок 4 - Елизавета Петровна

рисунок 5 - Екатерина I

рисунок 6 - Анна Иоанновна

рисунок 7 - Иван Антонович















Приложение 5



Ответ:

Екатерина I 1725-1727гг.

Петр II 1727-1730гг.

Анна Ивановна 1730-1740гг.

Иван Антонович 1740-1741гг.

Елизавета Петровна 1741-1761гг.

ПетрIII 1761-1762гг.

Екатерина II 1762-1796гг.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

1)Коммуникативные:

- аргументация своего мнения и позиции,

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- координирование в сотрудничестве разных позиций.

2)Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации,

- смысловое чтение,

Предметная.

Умение ориентироваться в содержании предмета.

Информационная.

Умение использовать информацию из разных источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативная.

Освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

Социальная.

Уточнение собственных возможностей и ограничений.

VII этап: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 3 мин.

Организовать действие по обобщению:

анализ признаков объекта;

выделение главных признаков;

объединение словом или предложением;

оформление вывода о понятии, явлении, предмета через таблицу, схему, план.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.

Коллективно-распределенная деятельность.

Проективная деятельность.

Работа с дополнительной литературой.

Тест (раздаточный материал)

Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Взаимопроверка по критериям.

Приложение 6

Коммуникативная,учебно-познавательная

1)Регулятивные:

- прогнозирование,

- контроль

- коррекция,

- оценка.

Работа в парах, самостоятельная работа по карточкам.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умение систематизировать, обобщать изученное.

Соединять части в целое.

Высказывать суждения по результатам сравнения.

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия.

Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.

VIII этап: рефлексия 4 мин.

осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение:

Удалось ли достичь цели?

Я встретился с трудностью при …

У меня хорошо получилось…

Как я усвоил материал?

Домашнее задание:

1. Прочитать §20-21
2. Выучить новые термины.
3. Написать мини-сочинение «Мне симпатичен (на) или (не) симпатичен (на)…».

4.Составить синквейн

Анализирует деятельность по достижению цели


Лист самооценки ученика(цы)

Приложение 7


Учебно-познавательная

1)Личностные:

- самооценка на основе критерия успешности,

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности,

2)Регулятивные:

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Рефлексия с использованием клеше

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.


Список литературы:

1. Династия Романовых.Издательство «Альфа - Колор», 2006.

2.История России конец XVI - XVIII век 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Данилов А.А., Косулина Л.Г. - М.: «Просвещение», 2014.- 272с.

3.История России. Разноуровневые задания. 7 класс / Сост. Э.В.Уткина.-М.: ВАКО, 2014.- 96с. (Дидактические матенриалы).

4.Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.

5.Комплексная тетрадь для контроля знаний. История России. 7 класс / Автор-сост. И.В.Быкова, А.И.Ивонина.- М.: АРКТИ, РАНОК, 2014.- 40с.

6.Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

7.Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII века. М., Вако, 2014, с.115.
8.Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. М., Экзамен, 2014, с. 211.

9.Ситников В.П,. Шалаева Г.П, Ситникова Е.В. Кто есть кто в истории России. Детская энциклопедия

10.Соловьёв С.А. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

11.Тайна январской ночи А. Толстиков //Предупреждение №1, 2003, с. 7.
12.Хронос: всемирная история в интернете.

13.«Я познаю мир», М., «АСТ-Слово», 2010.


© 2010-2022