Развитие науки и культуры

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыКласс 5 Дата: Тема: Развитие науки и культуры Казахстана. Цель: дать представление об особенностях развития образования и культуры в Казахстане. Задачи: Образовательная: знакомство с жизнедеятельностью и трудами данных ученых. Развивающая: развитие умений выделять главное, классифицировать Воспитательная: привить осознание ценности научного и литературного наследия наших предков и уважение к нему. Тип урока: комбинированный Оборудование: ИКТ, таблица. Ход урока: I.Организационный момент (приветствие, проверка готовности учеников к уроку, проверка школьных принадлежностей) II.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях. Заполни схему.

КАЗАХСТАН

ЦЕЛИНА

III.Объяснение новой темы План 1. К.И Сатпаев- первый казахский академик. 2. Культура и искусство. 3. Казахское кино. 4. Литература

1.Огромна роль в становлении и развитии науки Казахстана К.И. Сатпаева. Каныш Имантаевич Сатпаев- первый академик Казахстана и Средней Азии. С раннего детства у Каныша проявился интерес к науке. Сначала он закончил Семипалатинскую учительскую семинарию, а затем Томский технологический институт. После окончания института он 15 лет посвящает разведке и открытию богатых рудных месторождений Жезказган- Улытауского региона. Он был талантливым горным инженером, руководителем экспедиций, видным общественным деятелем.

К.Сатпаев - основатель казахстанской геологической школы, его основные научные труды раскрывают многие проблемы геологии недр Казахстана. Он принял активное участие в исследовании рудных залежей Казахстана. Открытием богатых запасов марганца он внес существенный вклад в повышение обороноспособности в годы войны. Неоценим вклад К.И.Сатпаева в дело создания Академии наук Казахстана, подготовки научных кадров республики и оснащения технической базы Академии.

К.И. Сатпаев был избран первым президентом Академии наук Казахстана, открытой в 1946 году. За свой плодотворный труд ученый неоднократно отмечался высокими государственными наградами. Он автор более ста научных трудов. Среди них есть работы по истории, культуре и литературе казахского народа.

В 1999 г. в рамках ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования и культуры) был торжественно отмечен 100- летний юбилей академика К.И.Сатпаева. В целях увековечения его имени были выпущены сочинения ученого в 8 томах на русском и казахском языке.

2.Испокон веков казахский народ развивал и передавал от поколения к поколению свою богатую культуру. Музыка была национальным стержнем этой культуры. Среди казахов были широко распространены состязания в ораторском искусстве, айтыс, песенное творчество.

В современном Казахстане наряду с народной культуры развиваются различные отрасли профессиональной культуры- балет, киноискусства, театр, изобразительное искусство.

Одним из важных достижений этой культуры является казахская опера. На сцене оперы прославили себя как К.Байсеитова, Е.Серкебаев, Б.Тулегенова. каждый год в нашей стране проводятся международные фестивали оперного искусства, проходящие в Алматы и Астане. В них принимают участие певцы из Турции, России, Кыргыстана, Монголии.

Также ежегодно в Казахстане проводятся конкурс молодых исполнителей эстрадной песни «Жас канат». Широкую популярность приобрел международный фестиваль песни «Азия дауысы», проводимый в Астане. Проводятся фестивали молодых исполнителей «Шабыт», «Жас канат», «Жигер», «Алтын алма».

В 1996 г. Казахский государственный академический театр имени М. Ауэзова побывал на гастролях в Египте со спектаклем «Последние дни Абылая». В 2001 г. в ознаменование десятилетия независимости Казахстана была проведена выставка «Жигер- 2001», где были представлены 150 работ молодых художников.

Искусство архитектуры получило достойное продолжение в годы независимости: свидетельством этого могут служить Монумент Независимости на главной площади Алматы- площади Республики , здания пятизвездочных отелей «Анкарка», «Рахат-Палас», «Астана» в г. Алматы, а также жилищные комплексы, торговые дома и здания супермаркетов в Астане и других крупных городах страны. Особенно неузнаваемо изменился архитектурный облик нашей столицы. В Астане построены прекрасные здания Президентского центра культуры, учебных корпусов Евразийского университета имени Л.Н.Гумилева, на правом берегу р.Ишим красуются монумент «Астана- Байтерек», новые административные здания и в том числе Резиденция Президента- Акорда.

В Туркестане, являющемся духовной столицей Казахстана, к 1500-летию города была проведена масштабная реконструкция древнейшего сооружения страны- мавзолея Ходжи Ахмета Йасауи.

Международная научная конференция, посвященная 1500-летию Туркестана, собрала в 2000 году более 200 ученых- историков на разных стран мира.

После провозглашения независимости молодое государство на главное место поставило приоритет развития науки и техники во благо общества и экономики. Тем не менее, в связи с трудным экономическим положением в 1990-х годах имелись значительные проблемы в развитии науки.

3.Становление и развитие казахского кинематографа тесно связано с именем Шакена Айманова (1914-1970). Он родился на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Будучи учащимся школы г.Семипалатинска, затем педагогического техникума, активно участвовал в работе городского кружка художественной самодеятельности.

Ш.Айманов в 1933 году по приглашению писателя Г.Мусрепова приехал в Алма-Ату и был принят на работу в Казахский театр драмы в г.Алматы, где позже стал режиссером. Ш.Айманов снял такие фильмы, как «Коней атамана», «Легенда о любви», «Алдар Косе», «Атамекен». Его фильм «Горный хрусталь» в 1967 г. получил первую премию на конкурсе кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана.

Во всех работах Ш.Айманов ярко выражается национальная самобытность народа.

В годы независимости был реализован первый широко известный международный кинопроект - фильм «Кочевник». В последние годы наблюдается оживление национального кинематографа.

4.Казахская литература богата на таланты и с каждым годом она пополняется самобытной молодежью. Начиная с 1994 года молодым дарованиям присуждается премия «Дарын».

Казахская литература вносила и сейчас вносит свой вклад в сокровищницу мировой литературы. Такие писатели, как И.Есенберлин, А.Кекильбаев, Ш.Муртаза, К.Жумадилов, М.Магауин, прославились своими произведениями на тему казахской истории.

Среди них особо стоит отметить Ильяса Есенберлина (1915-1983).

В его трилогии «Кочевники» ярко отображена героическая борьба народа за государственность в XV-XIX веках. Писатель в романе «Гнев» реалистично рисует образ Кенесары Касымова, показывает национально- освободительный характер движения. Романы всегда были художественными произведениями, хранящими народную память о былых временах. Неоценима их роль в возрождении национального духа казахского народа. Закрепление:

Первый

Развитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культуры

Академии наук Казахстана1.Заполни схему «Сатпаев».

п

Общественный

Развитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культуры



н

Автор более 100

Развитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культуры

Развитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культурыРазвитие науки и культуры

2.Закрась одинаковым цветом ячейки, соотнеся имена деятелей культуры с видами искусства.

Деятель культуры

Ш.Айманов

Е.Серкебаева

К.Баисеитова

Б.Тулегенова

Р. Рымбекова

И.Есенберлин

Вид искусства

Эстрада

Опера

Кино

Литература



Рефлексия: 1.Сегодня я узнал…… 2.Было трудно….. 3.Я научился……. 4.Я попробую……. 5.Урок дал мне для жизни….. 6.Что еще хочу знать…. Домашнее задание: параграф 54 (с.184- 187) пересказ. Оценки за урок.

© 2010-2022