- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по Истории Древнего мира в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по Истории Древнего мира в соответствии с ФГОС
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Турусова О.С. |
Дата | 11.05.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Рассмотрено на Согласовано Утверждено
заседании ШМО с зам. директора по УВР директором школы
________________ _____________________ ___________________
Протокол №_____ от Протокол №_______ от
«___» __________ 2015 г. «___»___________ 2015 г.
рабочая учебная программа
по истории ДРЕВНЕГО МИРА
5 класс
Турусова Оксана Сергеевна, учитель истории и обществознания
Арсеньевский городской округ
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории Древнего мира» для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории древнего мира и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях - «ступень развития» и «культурная общность»).
При составлении рабочей учебной программы произошло четкое распределение учебных часов по разделам курса, учтена рекомендуемая последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Цели программы обучения:
-
формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
-
развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
-
приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Задачи программы обучения:
-
формирование исторического мышления учащихся;
-
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
-
формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на проблемные вопросы;
-
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
-
формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
-
формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
-
формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
-
формирование правовой культуры школьников;
-
формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
-
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
-
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
-
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Основные умения, которыми должны овладеть учащиеся 5-го класса
-
умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
-
умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
-
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
-
умения дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
-
умения анализировать исторический источник;
-
умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова.
-
умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Учащиеся должны использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
-
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
-
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 5-м классе
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
-
основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении - раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни - государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре - религия, наука, искусство);
-
временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
уметь:
-
пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
-
сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
-
спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
-
оперировать историческими понятиями и датами.
-
работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
-
анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
-
предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
-
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Учебно-методический комплект
Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2014.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск I. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. 9-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск II. Древняя Греция. Древний Рим. 9-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2014.
Содержание программы (70 ч.)
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (8 ч.)
Глава 1. Первобытный мир (4 ч.)
Первобытные люди. Наука и религия о происхождении человека. Родство человека с животным миром и основные его отличия от животных. Воссоздание биологической эволюции человека по останкам древних людей. Древнейшие орудия труда. Среда обитания древних людей и возможности их выживания. Занятия и жизнь древнего человека.
Родовые общины охотников и собирателей. Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Появление «человека разумного». Присваивающее хозяйство человека древнего каменного века: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к родовому строю. Стоянки древних людей. Расселение человека по планете.
Возникновение искусства и религиозных верований. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Первобытные мифы. Появление религиозных представлений.
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)
Древнейшие земледельцы и скотоводы. Совершенствование орудий труда в новом каменном веке. Переход к производящему хозяйству - возникновение скотоводства и земледелия. Начало развития ремесла и торгового обмена. Род и племя. Развитие религиозных представлений. Разложение родового строя у племен оседлых земледельцев и скотоводов-кочевников.
Выделение родоплеменной знати. Развитие ремесла. Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Войны между общинами и племенами, роль вождей. Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Город и городская культура - новая ступень развития общества. Появление письменности. Первые очаги цивилизаций на планете (Африка, Европа, Азия, Америка).
Глава 3. Счет лет в истории (2 ч.)
Как начался современный отсчёт времени. Счёт лет до новой эры и после нашей эры. Что значит до Рождения Иисуса Христа и после.
Раздел 2. Цивилизации Древнего Востока (21 ч.)
Глава 4. Цивилизация Древнего Египта (8 ч.)
Государство на берегах Нила. Возникновение Древнеегипетской цивилизации. Предпосылки и причины образования Древнеегипетского государства. Северное и Южное царства. Объединение Египта в конце IV тыс. до н. э. Общественное устройство Древнего Египта.
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Значение реки Нил для развития земледелия в Древнем Египте. Оросительная система. Шадуфы. Труд земледельцев - основа существования древнеегипетской цивилизации. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.
Жизнь египетского вельможи. Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи (государственная служба, положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства.
Военные походы фараонов. Войско фараонов. Завоевания Тутмоса III и Рамзеса П. Могущество Древнеегипетского государства. Рабская судьба пленных.
Религия Древнего Египта. Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь и подготовка к «жизни вечной». Жрецы и религиозные обряды. Обожествление фараона. Пирамиды.
Искусство Древнего Египта. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта.
Школа в Древнем Египте. Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская литература. Жрецы - хранители научных знаний.
Глава 5. Западная Азия в древности (8 ч.)
Государства Древнего Междуречья. Местоположение, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов Древнего Междуречья. Возникновение городов-государств и жизнь в них. Боги и храмы Междуречья. Научные открытия жрецов. Клинопись. «Сказание о Гильгамеше» - древний эпос Междуречья.
Древнее Вавилонское царство. Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе. Священный характер царской власти в Вавилонии. Город Вавилон - «ворота богов». Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии.
Финикия. Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние путешествия финикийца. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности.
Древнееврейские государства. Еврейские племена скотоводов-кочевников во II тыс. до н. э. и завоевание ими Палестины. Мифы и предания древних евреев. Религия. Распад древнееврейского государства. Израильское и Иудейское царства.
Ассирийская держава. Положение Ассирии до конца II тыс. до н. э. Перемены в хозяйстве и в военном деле. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание первой мировой державы. Отношение ассирийцев к побежденным народам. Столица Ассирии - Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии. Библиотека Ашшурбанипала.
Нововавилонское царство и Персидская держава. Образование Нововавилонского царства. Расцвет города Вавилона. Строительство Вавилонской башни и библейские сказания о ней. Хозяйство и население древнего Ирана. Персидский царь Кир и легенда о его происхождении. Восстание персов против индийского царя. Персидские завоевания. Персидская держава при Дарии I - «царство стран». Религия древнего Ирана, Авеста.
Глава 6. Индия и Китай в древности (5 ч.)
Древняя Индия. Природные условия. Население и его основные занятия. Особенности хозяйства индийской сельской общины. Загадка древнейших городов-государств долины Инда (Мохенджо-Даро и Хараппа). Вторжение на Индостан племен ариев. Индийские «Веды». «Махабхарата» и «Рамаяна». Представления о богах и переселении душ.
Государство и общество в Древней Индии. Древнейшие государства в Индии. Роль религии в жизни древнеиндийского общества. Варны. Учение Будды. Буддизм. Особенности государства в Индии. Держава Ашоки. Культура Древней Индии.
Природа и занятия населения Древнего Китая. Зарождение китай-ской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Учителя мудрости - Конфуций и Лао Цзы. Китайская религия и мифология.
Государство в Древнем Китае. Единое китайское государство (династии Цинь и Хань). Деятельность Цинь Шихуанди. Власть китайского императора. Китай и окружающие его народы и государства. Представления китайцев об их стране и ее месте в мире. Сыма Цянь об истории Древнего Китая. Достижения хозяйства. Великая китайская стена. Культура Древнего Китая.
Раздел 3. Цивилизация Древней Греции (19 ч.)
Глава 7. Зарождение древнегреческой цивилизации (4 ч.)
Природа и население Древней Греции. Природа материковой и островной Греции. Занятия древних греков. Легенды и предания. Источники знаний по истории Древней Греции.
Крит и Микены. Древнейшее Критское царство. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Кносский дворец. Использование достижений критской культуры. «Златообильные Микены». Гибель Критского царства и Микен. Наступление «темных веков».
Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник. Троянская война и ее причины. Вторжение северных греческих племен - дорийцев. Упадок и гибель Микенского царства. Отражение исторических событий в народных легендах и преданиях. Миф о суде Париса и похищении Елены Прекрасной. Боги и герои в поэме Гомера. «Открытие» Г. Шлиманом Трои.
Поэма Гомера «Одиссея». Одиссей и его спутники. Долгий путь домой. Приключения Одиссея. Возвращение на родную Итаку.
Религия Древней Греции. Боги - покровители сил природы и человеческих занятий. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Цикл мифов о Геракле. Культура - объединяющий стержень древнегреческой цивилизации.
Глава 8. Города. Государства. Культура Древней Греции (11 ч.)
Древнегреческие города-государства. Освоение железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Образование полисов. Особенности полисной организации. Граждане полисов. Система ценностей древнегреческого полиса.
Древние Афины. Местоположение и особенности природных условий Аттики. Занятия населения. Афины - главный город Аттики. Политическое господство аристократии. Положение простых земледельцев.
Зарождение демократии. Демос и аристократия. Законы Драконта. Законодательство Солона: отмена долгового рабства и перемены в управлении государством. Борьба с тиранами в Афинах. Основные черты афинской демократии.
Древняя Спарта. Природа и хозяйство Лаконики. Законодательство Ликурга. Плутарх о спартанцах. Отношения между спартанцами и илотами. Управление и военное дело в Спарте. Спартанское воспитание. Власть аристократии в спартанском полисе.
Греческая колонизация. Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в Средиземноморье и Причерноморье. Взаимоотношения греческих колоний и варварских племен (на примере скифов).
Общегреческие праздники. Олимпийские игры. Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей. Легенды о знаменитых атлетах древности.
Греко-персидские войны. Причины греко-персидских войн. Угроза порабощения эллинского мира. Мильтиад. Марафонская битва и ее значение.
Вторжение персов под предводительством царя Ксеркса. Подготовка эллинов к новой войне. Создание Афинского морского союза. Фемистокл. Бой в Фермопильском ущелье и Саламинское сражение. Разрушение Афин персами. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией.
Возвышение Афин и расцвет демократии. Возвышение Афин. Афинский союз - инструмент поддержания господства Афин в эллинском мире. Положение афинских граждан и их союзников. Афины при Перикле. Война со Спартой (Пелопоннесская война). Народное собрание, его функции и порядок работы. Суд черепков. Система государственных должностей и плата за них.
Афины в V в. до н. э. Восстановление города после разрушения его персами. Быт простых граждан. Расцвет искусства, ремесла и торговли. Гавани Пирея. Труд рабов и их положение в обществе.
Афинские школы. Система образования и воспитания афинских граждан (школы, палестры и гамнасии). Кто учился в афинских школах. Чему и как учили. Греческий алфавит. Домашнее образование. Педагоги.
Искусство Древней Греции. Представления древних греков о красоте. Скульптура. Канон классических статуй и образ идеального гражданина. Творения Мирона и Поликлета. Расцвет древнегреческой архитектуры в классический период. Система ордеров. Фидий и его творения. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.
Возникновение древнегреческого театра. Праздники в честь Диониса. Отец трагедии - Эсхил. Творцы комедий и трагедий. Устройство театров и актеры. Значение театров в общественной жизни полисов.
Научные знания у древних греков. Древнегреческая философия и наука. «Любители мудрости» - Сократ, Платон и Аристотель, их жизненный путь и учения о человеке, природе, обществе. Древнегреческие историки. Геродот - «отец истории». Фукидид, Ксенофонт и их произведения.
Глава 9. Эллинистический период древнегреческой цивилизации (4 ч.)
Возвышение Македонии. Подчинение Эллады. Македонское царство в IV в. до н. э. - природа, особенности хозяйства, организация войска. Царь Филипп и подчинение им Греции. Приход Александра к власти.
Создание и распад державы Александра Македонского. Походы Александра Македонского на восток. Гибель Персидского царства и создание державы Александра. Идея всемирного завоевания и поход в Индию. Смерть Александра. Распад державы Александра Македонского.
Эллинистическая культура. Развитие изобразительного искусства в эпоху эллинизма. Расцвет науки и достижения техники. Знаменитые чудеса эллинистического мира (Фаросский маяк, Александрийская библиотека и Музеум, Пергамский алтарь).
Раздел 4. Цивилизация Древнего Рима (21 ч.)
Глава 10. Становление римской цивилизации (3 ч.)
Природа и население древней Италии. Цивилизация этрусков и греческие колонии на территории Италии. Миф об основании Рима. Возникновение римской гражданской общины. Этруски и Рим. Особенности хозяйства и общественной организации в раннем Риме, представления о «римском народе». Верования и обычаи древних римлян. Предания о первых римских царях. Установление республики в Риме и ее аристократический характер. Борьба плебеев и патрициев и ее влияние на систему управления.
Завоевание Римом Италии. Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге гражданина). Покорение народов Италии и война с царем Пирром. Образование и структура римско-италийского союза.
Глава 11. Могущество и гибель Римской республики (4 ч.)
Пунические войны. Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. 1-я Пуническая война. Образование первых римских провинций (Корсика, Сардиния и Северная Италия). 2-я Пуническая война. Вторжение Ганнибала в Италию, битва при Каннах. Поражение Карфагена. Сципион Африканский. Новые римские владения и принцип управления ими.
Завоевание Римом Восточного Средиземноморья. Взаимоотношения с эллинистическими государствами. Разгром Сирии и подчинение Македонского царства. Союзы греческих городов под властью Рима. Установление римского господства на всем Средиземноморье (разрушение Коринфа и Карфагена, контроль над морскими путями и зависимыми территориями).
Жизнь и быт римлян в период расцвета Римской республики. Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Значение рабства в экономике Рима. Рабство и гладиаторские бои. Жизнь и быт римлян. Городская культура. Римская вилла.
Гражданские войны и восстания рабов в Римской республике. Кризис полисной организации в Римской республике. Разорение земледельцев и законодательство братьев Гракхов. Перемены в комплектовании армии и их значение. Гражданские войны в Римской республике. Гай Марий и Луций Сулла. Восстание Спартака - причины, ход и значение его для римской истории.
Падение республики в Риме. Кризис республики в Риме. Первый триумвират и возвышение Юлия Цезаря. Завоевание Галлии. Установление диктатуры Цезаря. Заговор против Цезаря и его гибель. Новые гражданские войны и падение республики. Октавиан Август - первый римский император.
Глава 12. Римская империя - мировая держава (15 ч.)
Власть римских императоров. Установление внутреннего мира при Октавиане Августе. Взаимоотношения Августа с сенатской аристократией и римским плебсом. Градостроительная и законодательная деятельность Августа. Покровительство культуре. Управление империей. Роль чиновников и армии в укреплении государственной власти. Римские историки о первых императорах.
Военное дело у римлян. Комплектование армии. Вооружение. Организация римского легиона. Римский военный лагерь. Военная дисциплина: наказание и награды. Военные машины римлян. Военное искусство римских полководцев.
Превращение Рима в мировую державу. Взаимоотношения Римской империи с ее соседями. Захват новых владений и оборона старых. Распространение римского гражданства и романизация жителей провинций. Рим и германцы. Император Траян - «лучший из императоров». Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам. Пограничные римские укрепления.
Культура Римской империи. Рим («вечный город») - столица средиземноморского мира. Центры городской жизни. Дома и образ жизни знати и плебса. Римские достижения в архитектуре. Портретная скульптура, фрески и мозаика. Древнеримская литература. Окончательное слияние греческих и римских традиций.
Возникновение и распространение христианства в Римской империи. Особенности восточных провинций Римской империи. Иудея под римским владычеством. Евангелие о земной жизни Иисуса Христа. Складывание книг Нового Завета. Деятельность апостола Павла. Первые христианские общины и их состав. Гонения на христиан. Распространение христианства в Римской империи.
Кризис хозяйства и управления в Римской империи в III в. н. э. Борьба за власть во времена «солдатских императоров». Упадок хозяйства. Постепенная замена рабского труда колонатом. Усиление натиска варварских народов и восточных соседей на границы империи.
Поздняя Римская империя. Реформы Диоклетиана и Константина по укреплению империи. Создание новой формы правления. Армия поздней Римской империи. Указ императора Константина и перемены в положении христиан. Христианская церковь и императорская власть в поздней Римской империи.
Падение Западной Римской империи. Начало Великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную в конце IV в. н. э. Натиск германских племен на Западную Римскую империю. Взятие Рима готами и вандалами. Распад и гибель Западной Римской империи.
Календарно-тематическое планированеи (70 ч.)
| |||||||||
№ п/п | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | Форма урока | ХАРАКТЕРИСТИКА УУД | Планируемые результаты | Домашнее задание | ||||
ЛИЧНОСТНЫЕ
| РЕГУЛЯТИВНЫЕ | КОММУНИКАТИВНЫЕ | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | ||||||
знания | умения | ||||||||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (8 ч.) Глава 1. Первобытный мир (4 ч) | |||||||||
| Что изучает наука история. | Урок «открытия» нового знания
| Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Раскрывать значение терминов история, папирус, исторический источник, письменные источники. | О том, что изучает история. | Определять роль археологических раскопок и значение письменных источников в изучении истории Древнего мира. | Стр.6-8, выучить термины |
| Древнейшие люди. Историческая карта | Изучение и закрепление новых знаний | Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Показывать на карте места расселения древнейших людей. | Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. | О среде обитания, орудиях труда, присваивающем хозяйстве, родоплеменном строе. | Давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо. Описывать условия существования древнейших людей. Излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека | §1, выучить термины, стр. 13 вопрос 4 |
| Родовые общины охотников и собирателей. | Изучение и закрепление новых знаний | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. | Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. | Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. | Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. | Причин изменения орудий труда и жизни людей. | Давать определение понятий: родовая община, род, племя. Сравнивать и описывать орудия труда. | §2, выучить термины, стр. 17 вопрос 1 |
| Возникновение искусства и религиозных верований. | Изучение и закрепление новых знаний | Освоение общемирового культурного наследия. | Охарактеризовать первобытные верования людей. | Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах | Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. | О причинах зарождения искусства и религии. | Давать определение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа. Называть характерные черты религиозных верований. Высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства. Называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей. | §3, выучить термины, стр. 20 зад. 3 |
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.) | |||||||||
| Древнейшие земледельцы и скотоводы. | Изучение и закрепление новых знаний | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. | Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. | О зарождении ремесла, торговом обмене, земледелии и скотоводстве, соседской общине. | Давать определение понятий: боги, духи, старейшина, идол, обряд. Высказывать суждение по вопросу о причинах появления земледелия и скотоводства. | §4, выучить термины, стр. 25 работа с картой |
| Выделение родоплеменной знати. | Изучение и закрепление новых знаний | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. | Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. | Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. | О причинах выделения родоплеменной знати | Описывать образ людей. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | §5, выучить термины, стр. 29 вопрос 5 |
Глава 3. Счет лет в истории ( 2 ч.) | |||||||||
| Измерение времени по годам. | Изучение и закрепление новых знаний | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. | Уметь определять историческое время по ленте времени. | Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | Четкое разграничение понятий до нашей эры и наша эра. | Объяснять особенности обозначения дат до нашей эры и значение понятий: год, век, столетие, тысячелетие. | Стр. 29-32, выучить термины |
| Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Жизнь первобытных людей» | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. | Анализировать эволюцию людей. | Сравнивать образ жизни разного периода. | Составлять кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). | Всех терминов предыдущих уроков. | Подводить итоги, выделять главное, ориентироваться в событиях и исторических фактах. | Повторить термины |
Раздел 2. Цивилизации Древнего Востока (21 ч) Глава 4. Цивилизация Древнего Египта (8 ч) | |||||||||
| Государство на берегах Нила. | Урок «открытия» нового знания
| Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. | Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. | Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. | О среде обитания, орудиях труда, ороситель- ной системе | Работать с картой, описывать условия существования, | §6, выучить термины, стр. 37 зад. 1 |
| Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | Изучение и закрепление новых знаний | Экологическое сознание. | Оценивать достижения культуры. | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. | Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. | Об основных сословиях Египта | Называть черты основных групп населения | §7, составить рассказ от имени египетского земледельца (с.42, вопрос №2) |
| Жизнь египетского вельможи. | Изучение и закрепление новых знаний | Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм | Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. | Учиться работать в малой группе над общим заданием.
| Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. | О государстве и государственной власти; жизни египетских вельмож. | Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. | §8, выучить термины, стр. 46 зад. 1 |
| Военные походы фараонов. | Изучение и закрепление новых знаний | Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. | Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. | Причин, последствий и характера военных походов фараонов Древнего Египта. | правильно показывать на карте объекты, использовать документы как источник знаний. | §9, выучить термины, стр. 51 зад. 1 |
| Религия древних египтян. | Изучение и закрепление новых знаний | Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Характеризовать религию древних египтян. | Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
| Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. | О религиозных верованиях древних египтян обрядах и храмах, предназначении пирамид. | Анализировать факты на элементарном уровне, формировать несложные выводы, пересказывать. | §10, выучить термины, стр. 56 вопрос 4 |
| Искусство Древнего Египта. | Изучение и закрепление новых знаний | Освоение общекультурного наследия древних египтян. | Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. | Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | О древнеегипетской культуре: архитектуре и скульптуре (строительство пирамид и храмов). | Строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты. | §11, выучить термины, составить рассказ по картине (стр. 61 зад 1) |
| Письменность и знания древних египтян. | Изучение и закрепление новых знаний | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. | Осуществлять познавательную рефлексию. | Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. | Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | О условиях обучения в египетской школе. | строить рассказ на основе информации. | §12, выучить термины, стр. 65 работа с документом |
| Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Цивилизации Древнего Востока». | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. | Анализировать достижения в земледелии. | Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). | Всех терминов предыдущих уроков. | Подводить итоги, выделять главное, ориентироваться в событиях и исторических фактах. | Повторить термины |
Глава 5. Западная Азия в древности (8 ч) | |||||||||
| Древнее Двуречье. | Урок «открытия» нового знания
| Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. | Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. | Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | Климатических условий и местоположения на карте Древнего Двуречья. | Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне. | §13, выучить термины, стр. 69 работа с документом |
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Изучение и закрепление новых знаний | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим | Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. | сути законов Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. | анализировать документы, делать выводы, строить рассказ. | §14, выучить термины, стр. 73 работа с картой |
| Древняя Финикия | Изучение и закрепление новых знаний | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей | О среде обитания, занятиях населения, религиозные верования. | Показывать на исторической карте место- расположение государства | §15, выучить термины, стр. 77 вопрос 3 |
| Библейские сказания. | Изучение и закрепление новых знаний | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен | Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям | Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами | О среде обитания, занятиях населения, религиозные верования; о библейских сказаниях про героев. | Библейские сказания Ветхого и Нового завета. | §16, выучить термины, стр. 81 работа с документом |
| Древнееврейское царство. | Изучение и закрепление новых знаний | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Дать оценку поступков Давиду и Самсону | Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) | Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | О среде обитания, занятиях населения, религиозные верования; о библейских сказаниях про героев. | Различие библейских героев Ветхого и Нового завета. | §17, стр. 85 работа с картой |
| Ассирийская держава | Изучение и закрепление новых знаний | Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. | Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала | Определять причины падения Ассирийской державы | О причинах возникновения и гибели Ассирии. | Показывать на карте месторасположение государства. | §18, выучить термины, стр. 90 работа с документом |
| Персидская держава «царя царей». | Изучение и закрепление новых знаний | Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях | Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы | Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. | Установить причины возникновения Персидской державы | О истории создания Персидской державы и ее устройстве. | Работать с историческими источниками, картой, делать выводы. | §19, стр. 94 вопрос 1,3 |
| Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Западная Азия в древности». | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. | Анализировать деятельность государства, жителей, царей. | Сравнивать образ жизни и методы правления разных царей. | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). | Всех терминов предыдущих уроков. | Подводить итоги, выделять главное, ориентироваться в событиях и исторических фактах. | Повторить термины |
Глава 6. Индия и Китай в древности ( 5 ч.) | |||||||||
| Природа и люди Древней Индии. | Урок «открытия» нового знания
| Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии | Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах) | Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | О занятиях, религиозных верованиях жителей Древней Индии. | Работать с картой, сравнивать природные условия стран. | §20, стр. 100 работа с картой |
| Индийские касты. | Изучение и закрепление новых знаний | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану | Подготовить сообщение о жизни Будды | Доказывать, что брахманы - хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | О религиозных верованиях Древней Индии. | Называть характерные черты положения групп населения. | §21, выучить термины, подготовить сообщение |
| Чему учил китайский мудрец Конфуций. | Изучение и закрепление новых знаний | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая | Определять и формировать особенности китайской религии | О взглядах китайского мудреца Конфуция. | Показывать на карте месторасположение государства | § 22, подготовить сообщение |
| Первый властелин единого Китая. | Изучение и закрепление новых знаний | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации | Составлять кроссворды по тематике урока | Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены | О значении образования единого Китая и изобретений китайцев. | Строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. | §23, повторить термины |
| Самостоятельная работа по разделу: «Цивилизации Древнего Востока». | Контроль, оценка и коррекция знаний |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Цивилизация Древней Греции (19 ч.) Глава 7. Зарождение древнегреческой цивилизации (4 ч.) | |||||||||
30. | Греки и критяне. | Урок «открытия» нового знания
| Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Работать с картой, заданиями рабочей тетради | Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах) | Называть отличительные признаки критской культуры | О древнейшем периоде греческой истории; о географических и природных условиях Древней Греции. | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран. | §24, выучить термины, стр. 120 работа с картой |
31. | Микены и Троя. | Изучение и закрепление новых знаний | Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации | Показывать по карте местоположение Микен | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты | Выделять различия между микенской и критской культурой | О причинах войны и ее итогах. | Характеризовать события и их участников. | §25, стр. 124 работа с картой подготовить сообщение |
32. | Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея». | Изучение и закрепление новых знаний | Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации. | Характеризовать образы основных героев «Илиады» и «Одиссеи» | Принимать участие в ролевой игре. В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой | Раскрывать кратко суть поэмы Гомера. Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события | О создании поэм; содержание поэм Гомера. | Использовать поэмы Гомера как источник знаний. | §26-27, стр. 134 вопрос 1, подготовить сообщение |
33. | Религия древних греков. | Изучение и закрепление новых знаний | Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. | Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) | Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» | Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами | Основных древнегреческих богов. | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями. | §28, подготовить сообщение о подвигах Геракла |
Глава 8. Города. Государства. Культура Древней Греции (11 ч.) | |||||||||
34. | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. | Изучение и закрепление новых знаний | Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции. Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции | Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь. Дать собственную оценку поступкам Солона | Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) | Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом. Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия» | О среде обитания, занятиях населения. Причины проведения реформ Солона и их значение. | Показывать на карте месторасположение государства. Давать характеристику событиям и их участникам. | §29-30 выучить термины, стр. 146 вопрос 1,3
|
35. | Древняя Спарта.
| Изучение и закрепление новых знаний | Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию | Показывать на карте расположение Спарты | Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. | Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты | Общественное и государственное устройство Спарты. | Сравнить государственное устройство Спарты с Афинами. | §31, стр. 150 работа с картой |
36. | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | Изучение и закрепление новых знаний | Осознавать принадлежность греков к единой культуре | Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты | Составлять план «Причины переселения греков» | Объяснять причины и значение возникновения колоний | О причинах переселения греков в колонии. | Работать с исторической картой, составлять рассказ. | §32, стр. 155 работа с картой, подготовить сообщение |
37. | Олимпийские игры в древности | Изучение и закрепление новых знаний | Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека | Описывать основные правила проведения Олимпийских игр | С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя | Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции | История возникновения олимпийских игр, знаменитых атлетов древности. | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями, дополнительной литературой. | §33, стр. 160 работа с картой |
38. | Победа греков над персами в Марафонской битве. | Изучение и закрепление новых знаний | Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства | Описывать ход боевых действий между персами и греками | Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве | Объяснять причины победы греков в Марафонской битве | О героической борьбе греков против персидской агрессии, причины победы греков. | Составлять рассказ, анализировать документы, делать несложные выводы, показывать на карте объекты. | §34, ср. 165 вопрос 3,4 |
39. | Нашествие персидских войск на Элладу. | Изучение и закрепление новых знаний | Описывать чувства человека-защитника своего государства | Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения | Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника | Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства | О героической борьбе греков против персидской агрессии, причины победы греков. | Составлять рассказ, анализировать документы, делать несложные выводы, показывать на карте объекты. | §35, стр. 170 зад. 1 |
40. | В гаванях афинского порта Пирей. | Изучение и закрепление новых знаний | Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» | Устно описывать торговый порт Афин | Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа | Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции | Знать о морской торговле греков и роли Афин в истории Древней Греции. | Уметь обобщать события; работать с иллюстрациями учебника и документами. | §36, выучить термины, стр. 175 работа с картой |
41. | В городе богини Афины | Изучение и закрепление новых знаний | Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились | Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие | Описывать произведения древнегреческой архитектуры | Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей | Знать о богине Афине, и ее деятельности | Уметь обобщать события; работать с иллюстрациями учебника и документами. | §37, выучить термины, стр. 181 вопрос 3,4 |
42. | В афинских школах и гимнасиях. | Изучение и закрепление новых знаний | Описывать собственные представления о важности образования | Описывать особенности древнегреческого воспитания | Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте | Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции | О условиях обучения в афинской школе; что греческая культура была в основе своей единой, хот развивалась в условиях независимых полисов. | Работать с учебной и дополнительной литературой, составлять рассказ. | §38, сравнить обучение в современной школе и в афинской |
43. | В театре Диониса. | Изучение и закрепление новых знаний | Высказывать суждения о роли театра в жизни греков | Объяснять отличия трагедий и комедий | Сравнивать современный театр и древнегреческий | Рассказывать о развитии древнегреческого тетра | Значение и роль театра для греков | Отличать разные эпохи и строение театров того времени. Описание театра по иллюстрации | §39, выучить термины, стр. 190 работа с документом |
44. | Афинская демократия при Перикле. | Изучение и закрепление новых знаний | Объяснять значение участия граждан в управлении государством | Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле | Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте | Характеризовать афинскую демократию при Перикле | Знать о расцвете афинской демократии в правление Перикла | Работать с текстом учебника и документами, обобщать отдельные события | §40, стр. 195 работа с документом |
Глава 9. Эллинистический период древнегреческой цивилизации (4 ч) | |||||||||
45. | Города Эллады подчиняются Македонии. | Урок «открытия» нового знания
| Описывать значение потери Грецией независимости | Показывать на карте места сражений | Характеризовать македонское войско | Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии | О среде обитания, занятиях населения, торговых соседях. | Показывать на исторической карте место расположение государства, | §41, выучить термины, стр. 200 работа с документом |
46. | Поход Александра Македонского на Восток. | Изучение и закрепление новых знаний | Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей | Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского | Составлять исторический портрет (характеристику)Александра Македонского | Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского | Организация войска македонян причинах похода на Восток и распаде империи Александра. | показывать на исторической карте поход А. Македонского, его соседей и союзников, места важнейших сражений. | §42, стр. 205 вопрос 4,5 |
47. | В древней Александрии Египетской. | Изучение и закрепление новых знаний | Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней | Составлять рассказ- описание города Александрия | Объяснять причины распада державы Александра Македонского | Значение города Александрии, чем он был знаменит. | показывать на исторической карте место расположение государства | §43, стр. 213 зад 1 |
48. | Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Цивилизация Древней Греции». | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Планирование последовательности действий | Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения. | Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. | всех терминов предыдущих уроков. | подводить итоги, выделять главное, ориентироваться в событиях и исторических фактах. | Повторить термины |
Раздел 4. Цивилизация Древнего Рима (21 ч.) Глава 10. Становление римской цивилизации (3 ч.) | |||||||||
49. | Древнейший Рим. | Урок «открытия» нового знания
| Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | Планирование последовательности действий | Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками | Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия | Истории возникновения Рима; о среде обитания, занятиях населения. | Сравнивать и описывать природные условия двух стран, работать с картой. | §44, выучить термины, стр. 218 работа с картой |
50. | Завоевание Римом Италии. | Изучение и закрепление новых знаний | Формирование мотивации к обучению и познанию | Планирование последовательности действий | Организация и планирование работы в группе | Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. | О причинах возвышения Рима, черты политического строя. | Показывать на исторической карте изучаемые события. | §45 выучить термины, стр. 222 работа с картой |
51. | Устройство Римской республики. | Изучение и закрепление новых знаний | Формирование активной позиции в учебной деятельности | Организация самоконтроля и самооценивания | Овладение средствами решения коммуникативных задач | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом | Устройство Римской республики, значения принятых законов. | Показать на карте место расположения Римской республики | §46 выучить термины, стр. 227 вопрос 4,5 |
Глава 11. Могущество и гибель Римской республики (4 ч.) | |||||||||
52. | Вторая война Рима с Карфагеном. | Изучение и закрепление новых знаний | Характеризовать цели и поступки Ганибала | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Анализировать ответы одноклассников | Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. | О причинах пунических войн и их итогах. | Показывать на карте месторасположение государства и места сражений; обобщать отдельные события, формулировать выводы. | §47, стр. 232 вопрос 3,4 |
53. | Господство Рима в Средиземноморье. | Изучение и закрепление новых знаний | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Работать с картой в процессе изучения событий. | Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме | О причинах возвышения Рима и итогах образования Римской державы. | Показывать на карте месторасположение государства и места сражений; обобщать отдельные события, формулировать выводы. | §48, выучить термины, стр. 238 зад. 1,2 |
54. | Положение рабов в Древнем Риме. | Изучение и закрепление новых знаний |
| Составление плана и последовательности действий | Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах | Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника | О положении рабов в Древнем Риме. | Работать с историческими источниками. | §49, выучить термины, стр. 241 зад. 1 |
55. | Повторительно-обобщающий урок по главе: «Становление римской цивилизации. Могущество и гибель Римской республики». | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Формировать уважение к истории древней Рима культурным и историческим памятникам греческого народа | Планирование последовательности действий | Называть самое известное в древней Риме: название храма, место сражения, положение рабов | Объяснять значение понятий: ликтор, сенат, республика, консул, трибун, право вето | Всех терминов предыдущих уроков. | Подводить итоги, выделять главное, ориентироваться в событиях и исторических фактах. | Повторить термины |
Глава 12. Римская империя - мировая держава (15 ч.) | |||||||||
56. | Земельный закон братьев Гракхов. | Урок «открытия» нового знания | Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп | Сути закона братьев Гракхов. | Работать с историческими источниками, давать характеристику событиям и участникам. | §50, стр. 246 вопрос 4,5 |
57. | Восстание Спартака. | Изучение и закрепление новых знаний | Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака | Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» | Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. | Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения | Причин начала восстания Спартака и его поражения. | Описывать восстание рабов: причины, ход, результаты. | §51, стр. 251 вопрос 6, работа с картой |
58. | Единовластие Цезаря. | Изучение и закрепление новых знаний | Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря | Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы | Умение работать в группе | Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме. | О причинах эволюции государства от республики к империи. | Работать с картой, составлять рассказ, делать выводы. | §52, выучить термины, стр. 255 вопрос 2,3 |
59. | Установление империи в Риме | Изучение и закрепление новых знаний | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Организация и планирование работы в группе | Формирование умений работать с исторической картой. | о причинах падения республиканского строя в Риме. | строить рассказ, правильно употреблять термины. | §53, выучить термины, стр. 260 вопрос 2,4 |
60. | Соседи Римской империи в первые века нашей эры. | Изучение и закрепление новых знаний | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам | Умение составлять простой план | Обмениваться в группе результатами поиска | Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации | О жизни соседних народов Римской империи и их взаимоотношения с империей. | Составлять сложный план параграфа. | §54, стр. 264 вопрос 4, работа с картой |
61. | Рим при императоре Нероне. | Изучение и закрепление новых знаний | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | Планирование и организация деятельности | Планирование учебных действий | Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону | О усилении императорской власти в Риме после правления Октавиана Августа. | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю. | §55, составить план параграфа |
62. | Возникновение и распространение христианства. | Изучение и закрепление новых знаний | Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами | О возникновении христианской религии и образовании церкви. | Составлять рассказ, работать с текстом учебника и документами. | §56, выучить термины, стр. 274 вопрос 4,5 |
63. | Расцвет Римской империи во II веке. | Изучение и закрепление новых знаний | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты | Умение слушать и вступать в диалог | Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера | О расцвете Римской империи. | Обобщать отдельные факты. | §57, выучить термины, стр. 279 вопрос 5,6 |
64. | «Вечный город» во времена империи и его жители. | Изучение и закрепление новых знаний | Развитие эстетического сознания | Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы | Анализировать ответы одноклассников | Инсценирования виртуальной экскурсии по Риму. Изучение культурной жизни в Древнем Риме | Чем был уникален «Вечный город». | Анализировать жизнь в «Вечного городе», анализировать и сравнивать его с другими городами Рима. | §58, выучить термины, составить рассказ от имени приезжего |
65. | Повторительно-обобщающий урок по главе: «Римская империя - мировая держава». | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Формировать уважение к истории древней Рима культурным и историческим памятникам греческого народа | Планирование последовательности действий | Называть самое известное в древней Риме: название храма, причины распространения христианства, восстание Спартака. | Объяснять значение понятий: ветеран, диктатор, сенат,, империя, преторианцы, христианство | Всех терминов предыдущих уроков. | Подводить итоги, выделять главное, ориентироваться в событиях и исторических фактах. | Повторить термины |
66. | Римская империя при Константине. | Урок «открытия» нового знания | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях | О изменении характера императорской власти при Константине. | Обобщать события и формулировать выводы. | §59, выучить термины, стр. 289 вопрос 4 |
67. | Взятие Рима готами. | Изучение и закрепление новых знаний | Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей | Организация самоконтроля и самооценивания | Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем | Умение структурировать знания, строить речевые высказывания | Причины падения Римской империи. | Работать с картой, документами, делать выводы, составлять рассказ. | §60, вопрос 2,3 |
68. | Самостоятельная работа по разделу: «Цивилизация Древнего Рима» | Контроль, оценка и коррекция знаний |
|
|
|
|
|
|
|
69. | ПОУ |
|
|
|
|
|
|
|
|
70. | ПОУ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии и нормы оценки знаний,
умений и навыков обучающихся
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Аппарат контроля предполагает использование следующих форм, приемов и методов в процессе изучения дисциплины «История Древнего мира» в 5 классе:
-
Терминологический диктант - 5
-
Письменная работа частично-поискового характера - 4
-
Практическая работа с источником - 4
-
Вариативный тест - 5
-
Итоговый письменный зачет (контрольно-проверочный урок)- 3
-
Семинар -1