- Преподавателю
- История
- Урок по истории Куликовская битва 6 класс
Урок по истории Куликовская битва 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидоренко М.Т. |
Дата | 03.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок истории для обучающихся 6 класса
Сидоренко М.Т.
Учитель истории
Урок-исследование по теме «Куликовская битва и истоки русского национального самосознания».
Цели урока:
-подвести учащихся к пониманию причин способствующих победе русских войск на Куликовом поле ,значимости этой победы в истории России;
-на примере деятельности Сергия Радонежского показать роль русской православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле, способствовать воспитанию гордости за свой народ, восставший на защиту Родины;
- содействовать формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценки исторических событий.
Оборудование урока: карты «Русь в 13 -14 вв.», «Русь в 12 в.», портреты Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, картины, тексты «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище», раздаточный материал.
Ход урока:
-
Организационный этап урока.
(Запись тема, приветствие детей, фиксация отсутствующих.)
-
Подготовка к изучению нового материала.
План урока: (записан на доске)
-
Подготовка к сражению, поход на Дон.
-
Сергий Радонежский.
-
Сражение на Куликовом поле.
-
Причины и историческое значение победы русских войск.
-
Укрепление Москвы как центра сплочения сил для дальнейшей борьбы с монголо - татарами.
Для учителя: В начале урока нужно обратить внимание учеников на факт окончательного перехода Владимирского престола после 1327 года московским князьям. Москва стремительно возвышается, и это сдерживает процесс дробления северо-восточной Руси, что позволило собирать эти земли в единое целое. Москва, избежавшая раздробления, в итоге стала центром объединения русских земель и сосредоточила все свои усилия на борьбе с Ордой.
-
Этап изучения нового материала.
Учащимся предлагается выполнить ряд индивидуальных заданий. Для этого ученики делятся на группы. Отслеживать результативность учебного процесса будет группа из 2-3 хорошо подготовленных учащихся. В конце урока они комментируют и оценивают работу одноклассников.
Эпиграф на доске: «Ныне же пойдем за Дон,
и там или победим
и все от гибели сохраним,
или сложим свои головы…»
( Дмитрий Донской «Сказание о Мамаевом побоище».)
Проблемный вопрос: Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Объясните успех русских войск в Куликовской битве. Было ли это неожиданностью для обеих сторон?
Учитель: В 1359 году московским князем стал сын Ивана Красного Дмитрий. Именно с ним связано начало борьбы за освобождение Руси от ига Орды.
Сообщение ученика о Дмитрии Донском.
Работа по группам:
Первая группа: Почему сражение на реке Воже стало первым, которое русская рать смогла выиграть у Орды?
Вторая группа: Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?
Третья группа: Чем князь Дмитрий мотивировал свое решение избавиться от ига Орды?
Четвертая группа: Как монголо-татары могли отреагировать на решение о прекращении выплаты дани?
Учитель: Мамай собрал огромное войско и выступил в поход. По пути к Дону русское войско остановилось у Троицкого монастыря, где получило благословение Сергия Радонежского.
Сообщение ученика о Сергии Радонежском.
Задание учащимся: На карте показать Куликово поле.
Работа в группах:
Первая группа: Почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле?
Вторая группа: Какое сражение и почему считают генеральной репетицией Куликовской битвы?
(Обоснованием для ответа должны стать строки из поэмы «Задонщина»)
Третья группа: Рязанский князь обещал помочь хану Мамаю. Как вы оцениваете позицию рязанского князя Олега? Можете ли вы его как-то оправдать?
Четвертая группа: Чем вы объясните успех русского войска в Куликовской битве? Почему археологи во время раскопок не нашли ни одного меча?
Учитель: Итак Куликовская битва завершилась разгромом Мамая.
Работа в группах:
Первая группа: Каково значение Куликовской битвы?
Вторая группа: Составьте обобщенные характеристики князя Дмитрия и хана Мамая как персонажей «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище».
Третья группа: Чем можно объяснить обращение автора «Задонщины» к событиям двух вековой и полутора вековой давности:
-
Стремлением следовать традиции;
-
Желанием опереться на авторитет предшественников;
-
Пониманием исторической важности битвы;
-
Стремлением создать произвольную схему развития Руси;
-
Случайным совпадением.
Четвертая группа: Объясните почему через два года хан Тохтамыш взял Москву, но ярлык на великое княжение все равно достался московскому князю.
-
Подведение итогов урока.
Созданная в начале урока экспертная группа подводит итоги работы учащихся. Учитель корректирует ответы учащихся, если это необходимо.
-
Домашнее задание: Подготовить развернутый ответ на вопрос «Свидетельствует ли появление произведений подобных «Задонщине» и «Сказанию о Мамаевом побоище», становлению национального самосознания жителей московского княжества?»
-
Рефлексия: Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать
Урок: - привлек меня тем…
- показался интересным…
- взволновал…
- заставил задуматься…
- навел меня на размышления…