Урок по истории Куликовская битва 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории для обучающихся 6 класса

Сидоренко М.Т.

Учитель истории

Урок-исследование по теме «Куликовская битва и истоки русского национального самосознания».

Цели урока:

-подвести учащихся к пониманию причин способствующих победе русских войск на Куликовом поле ,значимости этой победы в истории России;

-на примере деятельности Сергия Радонежского показать роль русской православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле, способствовать воспитанию гордости за свой народ, восставший на защиту Родины;

- содействовать формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценки исторических событий.

Оборудование урока: карты «Русь в 13 -14 вв.», «Русь в 12 в.», портреты Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, картины, тексты «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище», раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный этап урока.

(Запись тема, приветствие детей, фиксация отсутствующих.)

  1. Подготовка к изучению нового материала.

План урока: (записан на доске)

  1. Подготовка к сражению, поход на Дон.

  2. Сергий Радонежский.

  3. Сражение на Куликовом поле.

  4. Причины и историческое значение победы русских войск.

  5. Укрепление Москвы как центра сплочения сил для дальнейшей борьбы с монголо - татарами.

Для учителя: В начале урока нужно обратить внимание учеников на факт окончательного перехода Владимирского престола после 1327 года московским князьям. Москва стремительно возвышается, и это сдерживает процесс дробления северо-восточной Руси, что позволило собирать эти земли в единое целое. Москва, избежавшая раздробления, в итоге стала центром объединения русских земель и сосредоточила все свои усилия на борьбе с Ордой.

  1. Этап изучения нового материала.

Учащимся предлагается выполнить ряд индивидуальных заданий. Для этого ученики делятся на группы. Отслеживать результативность учебного процесса будет группа из 2-3 хорошо подготовленных учащихся. В конце урока они комментируют и оценивают работу одноклассников.

Эпиграф на доске: «Ныне же пойдем за Дон,

и там или победим

и все от гибели сохраним,

или сложим свои головы…»

( Дмитрий Донской «Сказание о Мамаевом побоище».)

Проблемный вопрос: Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Объясните успех русских войск в Куликовской битве. Было ли это неожиданностью для обеих сторон?

Учитель: В 1359 году московским князем стал сын Ивана Красного Дмитрий. Именно с ним связано начало борьбы за освобождение Руси от ига Орды.

Сообщение ученика о Дмитрии Донском.

Работа по группам:

Первая группа: Почему сражение на реке Воже стало первым, которое русская рать смогла выиграть у Орды?

Вторая группа: Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?

Третья группа: Чем князь Дмитрий мотивировал свое решение избавиться от ига Орды?

Четвертая группа: Как монголо-татары могли отреагировать на решение о прекращении выплаты дани?

Учитель: Мамай собрал огромное войско и выступил в поход. По пути к Дону русское войско остановилось у Троицкого монастыря, где получило благословение Сергия Радонежского.

Сообщение ученика о Сергии Радонежском.

Задание учащимся: На карте показать Куликово поле.

Работа в группах:

Первая группа: Почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле?

Вторая группа: Какое сражение и почему считают генеральной репетицией Куликовской битвы?

(Обоснованием для ответа должны стать строки из поэмы «Задонщина»)

Третья группа: Рязанский князь обещал помочь хану Мамаю. Как вы оцениваете позицию рязанского князя Олега? Можете ли вы его как-то оправдать?

Четвертая группа: Чем вы объясните успех русского войска в Куликовской битве? Почему археологи во время раскопок не нашли ни одного меча?

Учитель: Итак Куликовская битва завершилась разгромом Мамая.

Работа в группах:

Первая группа: Каково значение Куликовской битвы?

Вторая группа: Составьте обобщенные характеристики князя Дмитрия и хана Мамая как персонажей «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище».

Третья группа: Чем можно объяснить обращение автора «Задонщины» к событиям двух вековой и полутора вековой давности:

  • Стремлением следовать традиции;

  • Желанием опереться на авторитет предшественников;

  • Пониманием исторической важности битвы;

  • Стремлением создать произвольную схему развития Руси;

  • Случайным совпадением.

Четвертая группа: Объясните почему через два года хан Тохтамыш взял Москву, но ярлык на великое княжение все равно достался московскому князю.

  1. Подведение итогов урока.

Созданная в начале урока экспертная группа подводит итоги работы учащихся. Учитель корректирует ответы учащихся, если это необходимо.

  1. Домашнее задание: Подготовить развернутый ответ на вопрос «Свидетельствует ли появление произведений подобных «Задонщине» и «Сказанию о Мамаевом побоище», становлению национального самосознания жителей московского княжества?»

  2. Рефлексия: Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать

Урок: - привлек меня тем…

- показался интересным…

- взволновал…

- заставил задуматься…

- навел меня на размышления…



© 2010-2022