Рабочая программа по истории России 9 класс

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

142300, Московская область, г. Чехов, ул. Лопасненская, стр.1/1

Телефоны: 8(49672)2-38-70; 8(49672)6-52-74



Утверждена

приказом директора МБОУ СОШ№3

28 августа 2015 года




Рабочая программа

по истории России

(базовый уровень)

9 д класс



Составитель: Мастюков Е.А.

учитель истории и обществознания





2015 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа курса истории России для 9 класса составлена в соответствии с

  • программой Вяземского Е.Е, Стреловой О.Ю.: История России XX - начало XXI века. 9 класс. Программы общеобразовательных учреждений. История "Академический школьный учебник" М., Просвещение, 2010 г.

Федеральный базисный учебный план основного общего образования отводит 68 часов на базовом уровне учебного предмета «Истории» в 9 классе из расчёта 2 часа в неделю.

Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре образования в средней школе. В планировании отражены различные уроков: комбинированные уроки с элементами самостоятельных работ, дискуссии, решение познавательных задач. Данные типы уроков позволяют реализовать основные цели образования по истории, усвоение учащимися определенной суммы знаний.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей, учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса новой истории и истории России XX - начала XXI века в 9 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, политическом обществе.

Цели и задачи курса

  • освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XX- XXI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной истории XX века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе.

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческомпроцессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

  • подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы;

  • обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

Основное содержание

Модернизация в России: 1894-1917 гг.

Самодержавное правление: 1894-1904 гг. Россия и мир на рубеже XIX-XXвв. Первые годы правления Николая II. Серьезные реформы нужны, но откладываются.

От самодержавного правления к думской монархии: 1904-1917 гг. Война с Японией: 1904-1905 гг. Формирование первых политических партий. Революция 1905-1907 гг.

Думская монархия: 1906-1917 гг.Столыпинские реформы. К Великой России. Культура Серебряного века. Последняя война Российской империи.

Революция 1917 г. Февральская революция. От Февраля к Октябрю: двоевластие. От Февраля к Октябрю: два пути выхода из кризиса. Российская империя на закате своей истории.

История СССР: 1917-1991 гг.

Становление Советской власти: 1918-1920 гг.Начало большевистских преобразований. Гражданская война.

Преодоление последствий смуты: 1921-1928 гг. Гражданская война закончилась, война продолжается? Итоги и новые проблемы. Культура революционной эпохи.

Эпоха мобилизационного развития: 1929-1939 гг. Индустриальная революция 1930-х гг. Коллективизация сельского хозяйства. Бремя индустриального скачка. «Страна победившего социализма». «Мы наш, мы новый мир построим…».

Советский Союз во Второй мировой войне: 1939-1945 гг. Мир на пути ко Второй мировой войне. Советский Союз накануне Великой Отечественной Войны: 1939-1941 гг. Начало Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы войны. На оккупационной территории. Коренной перелом в ходе войны. Разгром Германии и Японии. Советский Союз и союзники по антигитлеровской коалиции. «И помнит мир спасенный..».

СССР в послевоенные годы: 1945-1953 гг. От «горячей» войны к «холодной». Создание ракетно-ядерного щита. Трудное возрождение. Идеология и духовная жизнь. Последние годы правления Сталина.

Десятилетие Н.С. Хрущева: 1953-1964 гг. Смена власти в стране. Курсом реформ. Утро космической эры. Последние годы правления Н.С. Хрущева.

От стабилизации к кризису: 1964-1984 гг. Стабилизация по-брежневски. Путь в тупик. Между разрядкой и конфронтацией.

Перестройка: 1985-1991 гг. Истоки перестройки. Экономические реформы в годы перестройки. Общественно-политическая жизнь в годы перестройки. Внешняя политика М.С. Горбачева. Крушении СССР. Консерваторы и реформаторы.

Современная России: 1991-2008 гг.

Россия на перепутье: 1991-1993 гг. Новая российская государственность. Экономические преобразования. Российское общество в условиях рыночных реформ. Внешняя политика России в конце XXв. Время компромиссов. Россия на пороге XXI в. (2000-2007 гг.). Россия сегодня.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Должны знать:

  • даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.

Должны уметь:

  • сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий,

  • уметь дискутировать, анализировать исторический источник,

  • самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение,

  • читать историческую карту,

  • группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

Владеть компетенциями:

  • коммуникативной,

  • смыслопоисковой,

  • компетенцией личностного саморазвития,

  • информационно-поисковой рефлексивной компетенцией,

  • учебно-познавательной,

  • профессионально-трудовой.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;

  • использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX -начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.



Учебно-тематическое планирование

История России. XX- начало XXI века (Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е.)

п/п


Разделы/Темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

I

Модернизация в России: 1894-1917 гг.

19

19

1

Самодержавное правление: 1894-1904 гг.

4

4

2

От самодержавного правления к думской монархии: 1904-1917 гг.

4

4

3

Думская монархия: 1906-1917 гг.

6

6

4

Революция 1917 г.

5

5

II

История СССР: 1917-1991 гг.

36

36

5

Становление Советской власти: 1918-1920 гг.

4

4

6

Преодоление последствий смуты: 1921-1928 гг.

5

5

7

Эпоха мобилизационного развития: 1929-1939 гг.

5

5

8

Советский Союз во Второй мировой войне: 1939-1945 гг.

7

7

9

СССР в послевоенные годы: 1945-1953 гг.

4

4

10

Десятилетие Н.С. Хрущева: 1953-1964 гг.

5

5

11

От стабилизации к кризису: 1964-1984 гг.

3

3

12

Перестройка: 1985-1991 гг.

5

5

III (13)

Современная России: 1991-2008 гг.

8

8

14

Итоговое повторение

2

2


Итого:

68

68




Календарно-тематическое планирование по истории России для 9 класс

к учебнику «История России. XX - начало XXI века» Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. (68 часов)

Тема 1. Самодержавное правление: 1894-1904 гг. (4 часа)

1 (1)

2.2.2
2.10 - 2.13

Россия на рубеже XIX - XX веков

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

2 (2)

2.2.2
2.10 - 2.13

Первые годы правления Николая II

Урок-исследование

3 (3)

2.2.3, 2.2.5
1.14

Серьезные реформы нужны, но откладываются

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

4 (4)

2.2.4.

Внешняя политика России в начале ХХ века

Комбинированный урок

Тема 2. От самодержавного правления к думской монархии (4 часа)

5 (5)

2.2.6
2.3 - 2.4

Война с Японией 1904-1905 гг.

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

6 (6)

2.2.7
2.5, 2.8

Формирование политических партий

Урок-практикум

7 (7)

2.2.7
1.4, 2.1

Причины и основные события революции 1905-1907 гг.

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

8 (8)

2.27.

Итоги и значение революции 1905-1907 гг.

Повторительно-обобщающий урок

Тема 3. Думская монархия: 1906-19917 гг. (6 часов)

9 (9)

2.2.8
2.5, 2.8

Столыпинские реформы

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

10 (10)

2.2.8
2.5, 2.8

Аграрная реформа Столыпина

Лабораторная работа (анализ документов)

11 (11)

2.2.8
2.7

К Великой России

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

12 (12)

3.1
2.6 - 2.7

Культура Серебряного века

Урок-презентация

13 (13)

2.2.9
1.4, 2.1

Последняя война Российской империи1914-1918 гг.

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

14 (14)

Обобщение по теме: "Думская монархия1906-1917 гг."

Повторительно-обобщающий урок

Тема 4. Революция 1917 г. (5 часов)

15 (15)

3.1.1
1.4, 2.1

1917 год: февральские события в Петрограде и последствия

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

16 (16)

3.1.2
2.5, 2.8

1917 год: от Февраля к Октябрю. Двоевластие

Урок-практикум

17 (17)

3.1.1
2.5, 2.8

1917 год: от Февраля к Октябрю: возможныевыходы из кризиса

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

18 (18)

3.1.2
2.7

Октябрьская революция. Первые декреты Советской власти

Комбинированный урок с элементами
лекции

19 (19)

2.6 - 2.7

Повторительно-обобщающий урок:"Россия в начале XX века"

Контрольная работа в формате ОГЭ

Раздел II. История СССР: 1917-1991 гг. (36 часов)

Тема 5. Становление советской власти: 1918-1920 гг. (4 часа)

20 (20)

3.1.3
2.5 - 2.6

Начало большевистских преобразований

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

21 (21)

3.1.4
1.4

Гражданская война. Политика военного
коммунизма

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

22 (22)

3.1.4
2.8

Политика "военного коммунизма"

Урок-практикум

23 (23)

3.1.4.

Итоги Гражданской войны

Семинар

Тема 6. Преодоление последствий смуты: 1921-1928 гг. (5 часов)

24 (24)

3.1.5
1.4, 2.1

Гражданская война закончилась, но война продолжается?

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

25 (25)

3.1.5
2.5, 2.8

НЭП

Лекция

26 (26)

3.1.5
2.5, 2.8

Итоги НЭПа и новые проблемы

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

27 (27)

3.1
2.7

Культура революционной эпохи

Урок - панорама

28 (28)

3.1.5.

Проблемы и противоречия социально-экономического развития СССР в 1920-е гг.

Повторительно-обобщающий урок

Тема 7. Эпоха мобилизационного развития: 1929-1939 гг. (5 часов)

29 (29)

3.1.7
1.4, 2.1

Индустриальная революция 1930-х гг.

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

30 (30)

3.1.7
2.5, 2.8

Коллективизация сельского хозяйства

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

31 (31)

3.1.7
2.5, 2.8

Бремя индустриального скачка

Урок - практикум

32 (32)

3.1.7
2.7

"Страна победившего социализма"

Урок - дискуссия

33 (33)

3.1
2.6 - 2.7

"Культурная революция" в СССР в 1930-е гг.

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

Тема 8. СССР во Второй мировой войне: 1939-1945 гг. (7 часов)

34 (34)

3.1.9
1.4, 2.1

СССР накануне Великой Отечественнойвойны

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

35 (35)

3.1.9
2.5, 2.8

Начало Великой Отечественной войны

Урок - панорама

36 (36)

3.1.10
2.5, 2.8

Коренной перелом в ходе войны

Комбинированный урок с элементами
дискуссии

37 (37)

3.1.1
2.7

Тыл в годы войны

Лабораторная работа

38 (38)

3.1.12
2.6 - 2.7

СССР и союзники

Комбинированный урок с элементами
практикума

39 (39)

3.1.12
1.4, 2.1

Разгром Германии и Японии

Комбинированный урок

40 (40)

Повторительно-обобщающий урок по теме:
"СССР в 1920-1940-е годы"

Письменная работа с элементами ОГЭ

Тема 9. СССР в послевоенные годы: 1945-1953 гг. (4 часа)

41 (41)

3.1.14
1.4, 2.1

Начало "холодной войны"

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

42 (42)

3.1.14
2.5, 2.8

Создание ракетно-ядерного щита

Комбинированный урок

43 (43)

3.1.15
2.5, 2.8

Трудное возрождение

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

44 (44)

3.1.15
2.7

Последние годы правления Сталина

Комбинированный урок

Тема 10. Десятилетие Н.С. Хрущева: 1953-1964 гг. (5 часов)

45 (45)

3.1.16
1.4, 2.1

Смена власти - смена курса

Комбинированный урок с элементами
лекции

46 (46)

3.1.16
2.5, 2.8

Экономическое соревнование СССР с Западом

Комбинированный урок

47 (47)

3.1.16
2.5, 2.8

Итоги соревнования двух систем

Урок - суд

48 (48)

2.7.

Социально-политическая и экономическая ситуация в стране в результате реформаторской деятельности Н.С.Хрущева

Комбинированный урок с элементами
дискуссии

49 (49)

В чем величие "великого десятилетия?"

Повторительно-обобщающий урок -
конференция

Тема 11. От стабилизации к кризису: 1964-1984 гг. (3 часа)

50 (50)

3.1.16
1.4, 2.1

Стабилизация по-брежневски

Комбинированный урок с элементами
лекции

51 (51)

3.1.16
2.5, 2.8

От стабилизации к застою

Комбинированный урок

52 (52)

3.1.18
2.5, 2.8

Между разрядкой и конфронтацией

Урок - расследование

Тема 12. Перестройка: 1985-1991 гг. (5 часов)

53 (53)

3.1.18
1.4, 2.1

Экономические реформы и общественно-политическая жизнь в начале перестройки

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

54 (54)

3.1.17
2.5, 2.8

Внешняя политика М.С. Горбачева и еерезультаты

Урок "Студия международных
проблем"

56 (56)

3.1.18
2.5, 2.8

Политическая реформа 1988 года и ее последствия

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

57 (57)

3.1.18
2.7

Свежий ветер гласности

Урок - дискуссия

58 (58)

Повторительно-обобщающий урок по теме:
"Перестройка. На пути к новой России"

Практикум

Раздел III. Современная Россия: 1991-2008 гг. (8 часов)

59 (59)

3.1.19
1.4, 2.1

Россия на перепутье: 1991-1993 гг.

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

60 (60)

3.1.20
2.5, 2.8

Новая российская государственность

Урок изучения нового материала

61 (61)

3.1.19
2.5, 2.8

Экономика России в 1993-1998 гг.

Урок - практикум

62 (62)

3.18
2.7

Внешняя политика России в конце XX века

Лабораторная работа

63 (63)

3.1.20
2.6 - 2.7

Время компромиссов: 1996-1999

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

64 (64)

3.2, 3.2.1
1.4, 2.1, 2.5, 2.8

Россия на пороге XXI века. Основные направления государственной политики в 2000-2004 гг.

Комбинированный урок с элементами
лекции, дискуссии, практикума

65 (65)

3.2.2
2.5, 2.8

Российское общество и государство на современном этапе

Комбинированный урок

66 (66)

3.2.2
2.7

Внешняя политика России в начале ХХI века

Урок - практикум

Итоговое повторение (2 часа)

67 (67)

Обобщение по теме: "Россия в XX веке"

Урок - обобщения

68 (68)

Обобщение по теме: "Это наша с тобоюстрана. Это наша с тобой биография"

Урок - панорама история в лицах

Перечень программно-методического обеспечения

А) Учебно-методическая литература:

  1. Вяземский Е.Е., Шестаков В.А., Горинов М.М.: История России XX - начало XXI века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Просвещение. 2011 г.

  2. Вяземский Е.Е. История России XX - начала XXI века. 9 класс. Рабочая тетрадь 2010

  3. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю.: История России. 9 класс. Поурочные разработки Просвещение, 2010 г.

  4. Атлас народов России для школьника: История. Обычаи. Территории \ О.А. Ботякова, авт.-сост. - СПб.. М., 2000.

  5. Вяземский Е.Е., Н.В. Елисеева. СССР - Россия от М.С. Горбачева до В.В. Путина (1985-2002) - М., 2003.

  6. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник \ Ред.- сост. Блохин В.Ф. - Смоленск, 1999.

  7. История России: 1917-1940. Хрестоматия \ Под ред. М.Е.Главацкого.Челябинск, 1994.

  8. Россия, которую мы не знали. 1939-1993. Хрестоматия \ Под ред. М.Е. Главацкого. - Челябинск. 1995.

  9. Словарь терминов и понятий по отечественной истории XX века \ Науч. ред. В.Ф. Кривошеев. - М., 2003.

  10. Соболева Н.А. Символы России: Очерки истории государственной символики / Соболева Н.А., Артамонов В.А. - М., 1993.

  11. Уткин А.И. Вызов Запада и ответ России. - М., 2002.

  12. Хрестоматия по истории России первой половины XX века. Спорные вопросы историиСост. И.С. Хромова. - М.. 1994

Б) Интернет - ресурсы

  • Всемирная история в лицах rulers.narod.ru

  • Вторая мировая война 1939-1945.net

  • Внешняя история militera.lib.ru

  • Правители России praviteli.org/

  • Сайт с подборкой материалов по истории России: документы, таблицы, карты, ссылки lants.tellur.ru/history/

  • Компьютер на уроках истории, обществознания и права lesson-histo17.narod.ru

  • Сайт Всероссийских олимпиад rusolymp.ru/

  • Ресурсы в помощь учителям истории, обществознания и права на сайте ТОИПКРО edu.tomsk.ru/13.html?title=7

  • Портал информационной поддержки ЕГЭ ege.edu.ru/

«Согласовано»

Протокол заседания ШМК истории и общественных наук

от «27» августа 2015 г.

№ 1

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_______________ М.В. Самсонова

«28» августа 2015 г.

12

© 2010-2022