Урок по истории на тему Жизнь египетского вельможи (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Класс: 5

ФазыловаД.Р.

Учитель МБОУСОШ№1

с.Стерлибашево, Стерлибашевский район Р.Б.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож.

2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Задачи:

Учебные:

выяснить условия жизни знатных египтян;

определить отношение фараона к вельможам;

Развивающие:

умение выделять главное и формулировать выводы;

учить детей приемам самостоятельной работы.

Воспитательные:

уважать мнение других при работе в группах;

стремиться к самостоятельному решению поставленных на уроке проблем.

Планируемый результат освоения темы

Личностный: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; проявление уважения к культуре других народов, толерантности. Проявление интереса к теме.

Метапредметный

Познавательные умения: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственную связь, логически рассуждать, делать выводы.

Регулятивные умения: адекватно оценивать себя и друг друга при выполнении заданий.

Коммуникативные умения: адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные умения: развить и сохранить способности: 1) применять аппарат исторического знания (фараон, вельможа, гробница) и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; 2) умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.

Ресурсы: Учебник А.А.Вигасина Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: -М. «Просвещение», 2014; мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентация на Microsoft Office PowerPoint 2007, дидактический материал. Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», тесты, учебные картины.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах.

Технологическая карта урокаДеятельность учеников

Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к уроку.

Отмечает отсутствующих в классе.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучаем?

- Что вы узнали о Древнем Египте на прошлых уроках?

Тест.

1) Где находится Египет?

а) в северо-восточной части Африки

б) в центральной Азии

в) в центральной Африке

2) Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте.

а) рельеф

б) оазис

в) шадуф

3) Что ввозили торговцы в Древний Египет?

а) папирус

б) древесину

в) хлеб

4) Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств

б) союз богов неба и земли

в) царство мертвых и царство живых

5) Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

а) из шкур животных

б) из пальмовых листьев

в) из тростника

6) Как называлась первая столица египетского государства?

а) Мемфис

б)Фивы

в) Атон

Ключ к тесту: 1 - а; 2 - в; 3 - б; 4 - а; 5 - в; 6 - а.



Выдвигают варианты ответов, аргументируют. Демонстрируют знания по теме. Показывают по карте Древнего Египта.


Выполняют самостоятельную работу (тест).

Затем учащиеся меняются тетрадями, учитель открывает правильный ответ и учащиеся сравнивают результаты товарищей с правильным ответом:

Без ошибок: «5»

1,2 ошибки: «4»

3,4 ошибки: «3»

5 и более ошибок: «2»

Актуализация знаний.

На доске вам представлены слова: фараон, вельможа, писцы, войны, ремесленники и крестьяне

- скажите, что их объединяет?

- о ком из жителей Египта мы говорили?

- о ком хотелось бы вам узнать?

- как назовём нашу тему урока?

- как бы вы сформулировали тему нашего урока. (Тема нашего урока «Жизнь египетского вельможи»)

Записывают новые слова.

Ответы:1) жители Египта

2) крестьяне и ремесленники

3) вельможа

Создание проблемной ситуации

Что вы хотели бы узнать о жизни вельможи ?

ответы обучающихся: в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались, чем занимались вельможи, как фараон относился к вельможам, кому он подчинялся

Изложение нового материала

Рассказ учителя сопровождается показом презентации.

Дополнительная информация:

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. Главной задачей государства была защита интересов господствующего класса. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет - фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождаются египетской «Книги мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное - призрачный двойник человека, его жизненная сила называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, - тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим - иначе как же Ка опознает свой облик? Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Исторический документ.

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности).

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель).

(Назначение судей).

... его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей - верховным сановником, в случае любого тайного дела...

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше).

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами).

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта).

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.-С. 33-34.

Вопросы по тексту документа.

  • Кто такой вельможа?

  • Чем занимался вельможа по поручению царе Египта?

  • Как выполнял свои обязанности этот вельможа?

  • Как относится к своему царю этот вельможа?

  • Творческая задача.

Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины.



Ученики слушают и смотрят презентацию



Работа с историческим документом.

Примерные ответы: 1)смотрел за работой арендаторов царских земель, был судьей, организовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона..

2) выполнял так, что царь его хвалил..

3)он его боготворит, пытается выслужиться..


Решение творческой задачи.

(Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми признавал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали его равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)

Открытие новых знаний и применение нового знания.

Задание для 1 группы:

«Вставьте пропущенные слова в текст»:

Для вельможи еще при его жизни строили ..…, стены которой украшали …… Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому ……приказывал изобразить в ……… себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде. У ……. Был красивый дом. Рядом с домом росли ……….., был …….. Одежда вельможи …… Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений ………… На столах вельможи была вкусная еда …… Развлекали вельможу …… . Носили вельможу в ……

Слова для справок

Вельможа; специальном кресле с навесом; каменную гробницу; гробнице; мясо, хлеб, печенье, фрукты, сладости, пиво; надписями, рисунками; пруд; вельможи; фруктовые деревья, цветы; из тонких льняных тканей; золотые браслеты, кольца, ожерелья; музыканты, красивые танцовщицы.

Задание для 2 группы:

Рассеянный профессор исторических наук составил для себя конспект лекции о жизни египетских вельмож. Когда он разложил листки перед собой, подул ветер, и всё перепуталось. Файл в компьютере он нечаянно стёр. Помогите историку исправить ошибки и отобрать те предложения, где речь идёт о вельможах.

  1. Вельмож хоронили в гробницах

  2. Обед состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы

  3. Фараон мог приказать побить его палками

  4. Подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз

  5. Пахал землю у себя на участке

  6. Распоряжался работами в каменоломнях

  7. Носил много украшений

  8. Фараон считал их своими слугами

Вставляют слова в текст(работа с раздаточным материалом)




Помогают историку исправить ошибки и отбирают те предложения, где речь идёт о вельможах.

Контроль усвоения

Игра "Да" или "Нет"

Учитель: Я утверждаю, что…

Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)

Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

Вельможа не работал. (Нет.)

Вельможа носил много украшений. (Да.)

Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

На основе изученного материала составьте синквейн (нерифмованное пятистишье)

  1. Существительное «ВЕЛЬМОЖА»

  2. Два прилагательных

  3. Три глагола

  4. Фраза из 4 слов

  5. Одно слово- синоним первого «вельможа»

Форма проверки - фронтальный опрос





Работа в группах

Рефлексия (итог урока).

Задание 1(самоанализ)

Дополните предложение:

Я считаю, что изучение данной темы было нужно и полезно, потому что

Задание 2 (самооценка)

Закончите предложение:

Я очень/не очень доволен (довольна) своей работой на уроке, потому что

Проговаривают ,что они узнали на уроке ,чему научились, как оценивают ,усвоенные знания

Домашнее задание

Составьте ребусы или шарады по значениям новых терминов и 2-3 вопроса о жизни египетских вельмож своим одноклассникам.

Записывают.



© 2010-2022