Конспект урока - игры Крестовые походы в 6 классе

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: «Христианская церковь в ХI-ХIII веках. Крестовые походы»

История средних веков. 6 класс.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Время проведения: 45 минут.

Цель урока: повторение и закрепление изученного материала по теме, интеллектуальное развитие средствами изучаемой учебной дисциплины; развитие мировоззренческой и коммуникативной культуры.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- закрепить у учащихся понятие о христианской церкви, как особой организации в феодальном обществе; о возникновении в Европе двух церквей - православной и католической; о ересях и еретиках; о крестовых походах;

- закрепить у учащихся знания исторических фактов в их хронологической последовательности и взаимосвязи;

- раскрыть роль хронологии в изучении истории.

2.Развивающие:

- продолжить формирование умения работы с историческими источниками и картой;

- активизировать познавательную деятельность учащихся через сочетание различных активных методов и форм обучения;

- способствовать развитию основных мыслительных операций, развивать умение выделять главное, делать простейший сравнительный анализ, учить различным видам сравнения, совершенствовать опыт доказательства и опровержения, полученный ранее.

3.Воспитательные:

- способствовать формированию положительной мотивации к учению;

- формировать интерес к предмету, желание знать больше;

- воспитывать уважение к чужому мнению через коллективные и индивидуальные формы работы, формировать взаимопомощь.

Дидактические средства.

Метод: эвристический (частично-поисковый)

Технология: интеллектуальная игра.

Оборудование урока: карточки - даты, поощрительные жетоны, историческая карта «Крестовые походы», атласы по истории средних веков.

В результате ученик:

Структура урока - игры:

Ход урока:

1. Оргмомент, мотивация. Слова

Класс делится на три команды и рассаживается за столы. Учитель создает позитивный настрой урока.

2. Урок - игра, состоящая из четырех этапов.

I этап - «Аукцион знаний».

На этом этапе разыгрывается определенное количество дат. Задача участников - называть как можно больше событий, связанных с датой. Выигрывает дату та команда, которая назовет больше фактов, связанных с ней.

Учитель показывает карточку с датой « 1054 г.» (Окончательное разделение христианской церкви на католическую и православную). Школьники называют факты, связанные с этим событием. Когда ответы иссякают, учитель говорит: «Продано!» и называет команду - обладательницу даты и вручает ей карточку - дату.

Учитель: «Выставляется на лот следующие даты»:

1095г. (выступление римского папы Урбана II в городе Клермоне и призыв к крестовым походам)

1096г. (первый крестовый поход)

1099г. (взятие г. Иерусалима крестоносцами)

1204г. (крестоносцы штурмом овладели византийской столицей во время IV крестового похода)

1212г. детский крестовый поход)

Когда все карточки - даты «проданы», учитель подводит итог и называет команду - победительницу I этапа игры.


Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся, тренировку памяти, развивает коммуникативные качества, концентрирует внимание.

Группы учащихся стараются получить как можно больше карточек - дат. При этом ребята закрепляют знание исторических фактов в их хронологической последовательности.

Прогнозируемый результат - ребята очень быстро включаются в работу, появляется азарт, как в любой игре, и появляется чувство товарищества, т.к. они играют в командах.


II этап «Вопрос - ответ»


Начинается второй этап игры. Он называется «Вопрос - ответ». Каждой команде будет задан вопрос. За каждый правильный ответ команда получает поощрительный жетон. Если команда не знает ответа или отвечает неверно, то осуществляется переход хода к другой команде.


Вопросы:

Ответы:

1. За счет чего церковь была такой богатой?

За счет церковной десятины; платы за обряды; индульгенций; плата за прикосновение к святым мощам; за счет продажи должностей

2.В средневековой Европе крупнейшим феодалом была католическая церковь. Какая часть всей возделанной земли принадлежала церкви?

В средневековой Европе католической церкви принадлежало около трети всей возделанной земли

3. Кто входил в церковную феодальную иерархию?

Папа, архиепископы, епископы, аббаты

4. Кто такой еретик?

Отступник от веры

5.Что такое индульгенция?

Грамота о прощении грехов

6. Какой король «ходил в Каноссу»?

В 1077г. отлученный от церкви и низложенный германский император Генрих IV, перейдя через Альпы в Италию, три дня простоял у ворот замка Каносса, где в то время находился папа Григорий VII, добиваясь приема. Выражение «идти в Каноссу» стало означать: пойти на любые уступки

7. Когда папская власть достигла наивысшего могущества? Кто был тогда на папском престоле?

В XIII веке при папе Иннокентии III (1198-1216гг)

8. Короли каких государств признали себя вассалами пап?

Короли Англии, Польши, Швеции, Дании

9. Когда и кем было сказано: «Убивайте всех, бог на небе узнает своих»?

В ходе борьбы католической церкви с альбигойцами (Южная Франция), продолжавшейся 20 лет, папский посол Амальрик сказал эти слова, то есть бог отличит еретика от католика

10.Почему походы получили название крестовых?

Отправляясь в поход, участники нашивали себе кресты на одежду. Отсюда название участников похода - крестоносцы, а походов - крестовые

11. Какой полководец, объединив мусульманские государства, разбил и изгнал крестоносцев?

Полководец Силах-ад-дин объединил под своей властью разрозненные мусульманские государства Сирии, Северной Месопотамии и Египта. Он объявил крестоносцам «священную войну», разгромил крестоносцев и взял Иерусалим

12. Сколько всего было крестовых походов?

В каком году закончился последний?

Их было восемь. Последний состоялся в 1270г


На II этапе игры на каждую команду приходится по 4 вопроса. Учитель подводит итог этого этапа, подсчитываются поощрительные жетоны, определяется команда - победительница. Данные выносятся в таблицу результатов на доске.


Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся, тренировку памяти, быстроту реакции.

Учащиеся применяют имеющиеся знания в новой ситуации, стараются отвечать на вопросы быстро и получить поощрительный жетон.


III этап - «Немое кино»

Учитель: « Ребята начинается III этап игры - «Немое кино». Каждой команде дается задание изобразить, используя подручные средства:

- рыцаря на коне;

- римского папу;

- рыцаря крестоносца.

Справившейся команде дается поощрительный жетон.

Учитель отмечает на доске в таблице данных итоги III этапа игры.

Учитель: «А сейчас мы подошли к последнему IV этапу игры, который называется - «Путешествие по карте».

IV этап - «Путешествие по карте».

Из каждой команды вызывается один участник, которому дается задание:

1. Покажите на карте маршрут I крестового похода (1096 - 1099годы)

2. Покажите на карте владения крестоносцев после III крестового похода.

3. Покажите на карте маршрут IV крестового похода (1202 - 1204г.г.)

За каждый правильный ответ каждой команде дается поощрительный жетон.

3. Систематизация, закрепление.

Подводя итог урока, учитель оценивает наиболее активных учеников. Для дальнейшей систематизации знаний и закрепления изученной темы проводится небольшая творческая работа, которая поможет проконтролировать и оценить знания всех учащихся.

Работа рассчитана на 5-7 минут, и в ней содержится следующее задание:

«Отношение к крестовым походам всегда было неоднозначным. Вот две точки зрения:

1. «Крестовые походы - напрасное дело, много жестокости, лишние жертвы, лишняя кровь. А то полезное, что получила Европа, могло быть приобретено в ходе мирных торговых и культурных контактов».

2. «Крестовые походы (натиск Запада на Восток) много полезного принесли Европе.

Продолжите вторую точку зрения. Какая точка зрения представляется вам более убедительной?»

З.Домашнее задание.

«Если бы Папа Римский не призвал к крестовым походам, состоялись бы они или нет? Какова ваша личная позиция по отношению к крестовым походам?»

Творческое домашнее задание выполняется учащимися в тетради по истории.


© 2010-2022