Программа История чувашского народа (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к курсу « История чувашского народа»

5 класс

Важным условием развития современного общества является возросший интерес россиян к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения самобытности. Поэтому краеведение становится приоритетным направлением в образовании. Этому способствует введение в учебный процесс регионального компонента, предусмотренного Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», в котором одним из целевых ориентиров является защита национальных культур и региональных культурных традиций.

Республика Татарстан - многонациональное государство.

Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они в истории, культуре и языке. Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Обращение к прошлому собственной национальной культуры помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить ее с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории края и страны. Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура.

Настоящая программа курса имеет краеведческое направление. Она предусматривает изучение материала о родном крае, что позволяет усилить интерес обучающихся к своей малой родине. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Поэтому создание данного курса вызвано стремлением помочь обучающимся лучше узнать историю своего народа и края, познакомиться с людьми, которые вложили большой вклад в его развитие и процветание.

Программа адресована учащимся 5-го класса, рассчитана на 35 часов. Поэтому создание данного курса вызвано стремлением помочь обучающимся лучше узнать историю своего народа и края, познакомиться с людьми, которые вложили большой вклад в его развитие и процветание.

Цель курса «История чувашского народа » - расширение знаний о родном крае и его людях, развитие творческих способностей учащихся, активизация их познавательной деятельности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к истории и культуре региона и страны, народов их населяющих.

Задачи программы:

  • овладение методами исторического познания, умение работать с различными историческими источниками информации

  • формирование речевой культуры и культуры общения школьников

  • развитие умений рассказывать о важнейших исторических событиях своей родины, их участниках; давать описание исторических событий и памятников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (сочинений, рефератов, отчетов об экскурсиях)

  • активизация познавательной активности учащихся, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных, форм работы наряду традиционными. В программе дано содержание курса, основные понятия курса, учебно-тематический план, примерная тематика творческих проектов, список литературы.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Лекции;

  • Практикумы;

  • Беседы;

  • Сюжетно- ролевые игры.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.

Оценки за занятие в курсе не ставится. Оценить действия ученика можно при помощи слов или жестов.

Наряду с традиционными с традиционным устным и письменным опросом, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: интервьюирование, анкетирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в реальной и учебной ситуации, выполнение проектов, исследования.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:

В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:

  • Устойчивый интерес к истории своей Родины

  • Умение устанавливать связи между прошлым и современностью

  • Способность творчески мыслить и рассуждать

Способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах

Критериями успешности учащихся по окончании занятий является: представление и защита творческой работы, выступление с сообщением, написание реферата, защита исследовательских работ на научно-практической конференции.

Примерная тематика творческих проектов обучающихся:

  1. История происхождения чуваш.

  2. .Экскурсия «Интерьер чувашской избы».

  3. Путеводитель: «Экскурсия по деревне Иж-Борискино».

  4. Традиции и обряды чувашского народа.

  5. Герои Отечественной войны нашего села

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Содержание обучения, разделы, темы.

Количество часов

Формы и приемы обучения

Обеспечения

1.

Введение. Мой край. Моя малая родина.

1

Распределение тем сообщений, докладов

Материалы из сайта, СМИ

2

Прародина чувашей

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

3

Древнейшие жители Поволжья.

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

4.

Устное народное творчество - источник древнейшей истории народа.

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

5

Предки чувашского народа в составе Волжской Булгарии

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

6

Защита проекта

«История возникновения чуваш»

1

Проект

Материалы из сайта, СМИ

7

Население Чувашского Поволжья в составе Золотой Орды

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

8

Чуваши в Казанском ханстве

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

9

Формирование чувашской народности

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

10

Материальная культура чувашей.

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

11

Духовная культура предков чувашей.

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

12

Религиозные верования чувашей в древности.

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

13

Чувашские обычаи и обряды. Народные знания.

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

14

Защита проекта

« Традиции и обряды чуваш»

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

15

Присоединение Чувашии к Российскому государству

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

16

Хозяйственные занятия чувашей Республики Татарстан

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

17

Расселение чувашей в Х - ХVӀӀ вв.

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

18

История возникновения нашего села «Иж-Борискино»

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

19

Поселения, хозяйственные постройки, жилище в чуваш в нашей деревне « Иж-Борискино»

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

20

Экскурсия «Интерьер чувашской избы»

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

21

Крещение чувашей

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

22

Чуваши вХVӀӀӀв.

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

23

Село Иж-Борискино вХVӀӀӀ в.

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

24

Чуваши в ХӀХ в.

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

25

Село Иж-Борискино в ХӀХ в

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

26

Просвещение у чувашей

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

27

Первые учителя в ХӀХ в в селе «Иж-Борискино»

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

28

Выдающиеся земляки чувашей

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

29

Село «Иж-Борискино в годы революции и гражданской войны»

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

30

Село « Иж-Борискино» в годы коллективизации

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

31

Село «Иж-Борискино» в годы Великой Отечественной войны

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

32

Герои - земляки Отечественной войны

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

33

Защита проекта

« Герои-земляки Отечественной войне»

1

Проект

Материалы из сайта, СМИ

34

Село Иж-Борискино в 20-21 веках

1

Беседа, работа с текстом сайта

Материалы из сайта, СМИ

35

Путеводитель: «Экскурсия по деревне Иж-Борискино».

1

Путеводитель

Материалы из сайта, СМИ



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема:1 Введение. Общая характеристика курса. Понятие «малой Родины», «патриота», «патриотизма». Мой край, моя страна. Панорамное видение малой Родины (село - район - город). Чувства и образы Родины. Любовь к родному краю. Понятие «патриот», «патриотизм».

Тема 2: Прародина чувашей. Протоболгары. Болгары и сувары наСеверном Кавказе. с 60-х гг. VII в. находились в составе Хазарского каганата. Хазары использовали сувар в войнах против народов Закавказья, Ирана, Византии и против арабской экспансии на Кавказе.

Тема3: Древнейшие жители Поволжья. Предки чувашей в 1 тысячелетии до н.э. - 1 тысячелетии н.э. Хунну, гунны, сувары, болгары, хазары

Тема 4: Устное народное творчество - источник древнейшей историинарода. Мифы чувашей и других тюркоязычных народов. Чувашские народные сказки. Чувашские легенды и исторические сказания.

Тема 5: Предки чувашского народа в составе ВолжскойБулгарии. Сувар. Савиры.

Тема 6:Защита проекта «История возникновения чуваш»

Тема 7:Население Чувашского Поволжья в составе Золотой Орды. На периферии Болгарского улуса сохранили исконный «р»-язык, т. е. язык чувашского типа.

Тема 8: Чуваши в Казанском ханстве. Казанское ханство.Границы Казанского ханства не везде были устойчивы, но Чувашский край полностью входил в состав ханства, западные границы которого проходили по р. Суре.

Тема 9:Формирование чувашской народности. В Х-ХI вв. в Волжской Болгарии сложились предпосылки для зарождения и развития характерных свойств народности, которые привели к формированию в ХI - начале ХIII в. единой болгарской народности. 06 этом свидетельствуют, в частности, русские источники, в которых в ХII - начале ХIII в. население Болгарии именуется одним собирательным именем - «болгары». Арабская форма этнонима «су-ваз» уже тогда произносилась, как полагают ученые, в виде «сювазь». Это слово впоследствии трансформировалось в "чаваш».

Тема 10:Материальная культура чувашей.Чувашские селения («ял», тюрк, «аул») находились, как правило, у воды, в оврагах. Селения жителей северных и центральных районов Чувашского края располагались гнездами вокруг одного, более крупного населенного пункта кварталами.
Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш - передний двор (т.е. собственно двор) и задний - анкарти.
К жилому дому (сурт, пурт) пристраивалась клеть. Баня (мунча).

Тема 11: Духовная культура предков чувашей. Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения устраивались во все времена года. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и нескольких селений, собиралась на открытом воздухе на хороводы уяв (вайа, така, пуху). Зимой устраивались посиделки (ларни) в избах, где временно отсутствовали старшие хозяева. Праздник хёр сари (дословно - девичье пиво).
Тема12: Религиозные верования чувашей в древности. Верховный бог Турă. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог.

Тема 13: Чувашские обычаи и обряды. Народные знания. Обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно связаны с их языческими религиозными воззрениями и строго соответствовали хозяйственно-земледельческому календарю.Сурхури (овечий дух). Саварни (масленица). «Ссаварни» (саварникарчакё). Манкун (совпавший затем с православной пасхой).Калам кун . Серен или вирём. Тамги (тавры).Счетные документы: земельные брусы и бирки - знаки сборщиков денежных и хлебных податей, заемные бирки, пастушьи бирки, домашние записные бирки и т. П.

Тема 14: Защита проекта « Традиции и обряды чуваш»

Тема 15: Присоединение Чувашии к Российскому государству. Присоединение Чувашского края к Русскому государству в ХVI в.

Тема 16: Хозяйственные занятия чувашей Республики Татарстан. Земледелие. Скотоводство. Ремесла.

Тема 17: Расселение чувашей в Х - ХVӀӀ вв.

В монголо-татарскую эпоху чуваши вынуждены были оставить свои закамские и средневолжские земли, потеряв абсолютное большинство своей численности. Tерритория расселения чувашей сузилась в несколько раз.

Ко времени присоединения Среднего Поволжья к России в середине ХVI в. одна группа чувашей обитала в центральных и северных районах территории современной Чувашии (южная граница их земель проходила по реке Кубне), другая - в Приказанье и Заказанье. Здесь, от Казани на Восток, вплоть до Средней Камы, широкой полосой растянулась «Чувашская даруга» (позднее она называлась «3юрейской дорогой» Казанского уезда).

В южной части современной Чувашии, а также на территории юго-западных районов и закамской части Tатарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской, Саратовской областей не проживало оседлое население, это был регион кочевий ногайцев, астраханских татар и кыпчаков, а с начала ХVII в. - и калмыков.

Тема 18: История возникновения нашего села «Иж-Борискино». 2-ая половина 17 века.

Тема 19: Поселения, хозяйственные постройки, жилище в чуваш в нашем селе « Иж-Борискино». Характерной чертой чувашской избы (пÿрт) является наличие отделки луковицей вдоль конька крыши и больших въездных ворот (мăналăк)

Тема 20: Экскурсия «Интерьер чувашской избы»

Тема 21: Крещение чувашей .Царизм проводил политику насильственной русификации чувашей посредством их христианизации. Hо эта политика первоначально - в ХVI- ХVІI вв. никакого успеха не имела. Зато активно продолжалась татарская ассимиляция чувашей. Дело в том, что ислам в царской России был в оппозиции к государственной религии - православию. Поэтому чуваши, проживавшие среди татар, стали видеть в исламе средство социального сопротивления. Hо принятие ислама вело к обязательному отатариванию, так как, в отличие от православных церковников, не принуждавших чувашей при крещении к отказу от своей национальности, мусульманские миссионеры при переходе их в ислам требовали отречения и от национальности. Tак чуваши "уходили в татары» (тутаратухна), то есть, принимая мусульманство, они как бы автоматически становились и этническими татарами

Тема 22: Чуваши в ХVӀӀӀ в. По губернской реформе начала ХVIII в. территория Чувашии в 1708 г, входила в состав Казанской и Hижегородской губерний. По реформе 1780-1781 гг. нынешняя территория Чувашии оказалась в составе двух губерний - Казанской и Симбирской. При этом значительная часть чувашского этноса находилась также на землях Уфимской, Оренбургской и Саратовской губерний. География расселения чувашей на территории собственно Чувашского края в конце ХVIII - начале ХIХ в. выглядела практически так же, как и в наше время, т. е. уже тогда достаточно четко определились основные зоны расселения чувашей и других этнических групп края - русских, татар и мордвыПо губернской реформе начала ХVIII в. территория Чувашии в 1708 г, входила в состав Казанской и Hижегородской губерний. По реформе 1780-1781 гг. нынешняя территория Чувашии оказалась в составе двух губерний - Казанской и Симбирской. При этом значительная часть чувашского этноса находилась также на землях Уфимской, Оренбургской и Саратовской губерний. География расселения чувашей на территории собственно Чувашского края в конце ХVIII - начале ХIХ в. выглядела практически так же, как и в наше время, т. е. уже тогда достаточно четко определились основные зоны расселения чувашей и других этнических групп края - русских, татар и мордвы

Тема 23: Село Иж-Борискино в ХVӀӀӀ в.Население. Занятия. Обряды.

Тема 24: Чуваши в ХӀХ в.

К началу ХIХ в. в чувашских селениях увеличилось количество зажиточных крестьян, занимавшихся предпринимательством и торговлей, они содержали мельницы, мелкие предприятия, постоялые дворы, открывали в базарных селениях трактиры. Однако таких крестьян среди чувашей было гораздо меньше, чем среди русских и татар.

Тема 25: Село Иж-Борискино в ХӀХ в. Население.Занятия. Обряды.

Тема 26: Просвещение у чувашей. Обучение детей нерусских народов Поволжья русской грамоте связано с политикой их русификации и христианизации. Еще Петр 1 в своей инструкции о крещеных иноверцах (1724 г.) требовал «склонять владельцев и законников их к христианскому учению... и книги нужные перевести на их язык».

Тема 27: Первые учителя в ХӀХ в в селе «Иж-Борискино».

Первые учителя : А.Григорьев,П.Е. Ивайкин, Г. Ивайкин, С. Степанов.

Тема 28: Выдающиеся земляки чувашей. Чувашскому народу еще в дореволюционное время удавалось выдвигать из своей среды талантливых людей, овладевших вершинами науки, культуры и искусства. К кругу первых деятелей культуры, просвещения и науки из чувашей принадлежали известный архитектор П. Е. Егоров (1728-1789), выдающийся ученый-востоковед H. Я. Бичурин (Иакинф) (1777-1853), видный этнограф и литератор С. М. Михайлов (1821-18б1), историк и журналист, профессор H. В. Hикольский (1878-19б1) и др.

Тема 29: Село «Иж-Борискино в годы революции и гражданской войны». Революция. Гражданская война. Абасьев И.М. - первый революционер.

Тема 30: Село « Иж-Борискино» в годы коллективизации. Коллективизация. Первые колхозы.

Тема 31: Село «Иж-Борискино» в годы ВеликойОтечественной войны. Тяжелая жизнь иж-борискинцев в годы войны. Дети войны.

Тема 32: Герои - земляки Отечественной войны. А.И. Башкиров . А.П. Егоров. И.С. Палагин.

Тема 33: Защита проекта « Герои-земляки Отечественной войне»

Тема 34: Село Иж-Борискино в 20-21 веках. Колхоз « Заря». Распад села.

Тема 35: Путеводитель: «Экскурсия по деревне Иж-Борискино». История, природа.













ИСТОЧНИКИ.

1.Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. Казань, 1902.

2.Болгары и чуваши. Сб. статей. Чебоксары, 1984.

3.Димитриев В.Д. История Чувашии ХVIII века. Чебоксары, 1959.

4.Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. Чебоксары, 1986.

5.Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары, 1993.

6.Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959.

7.Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары, 1969.

8.Егоров В.Е. Современный чувашский язык в сравнительно-историческом освещении. Чебоксары, 1971.

9.Иванов В.П. Кондратьев М.Г., Матвеев Г.Б., Трофимов А.А. Фокин П.П. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993.

10.Иванов В.П. Этническая карта Чувашии. Чебоксары, 1997.

11.Иванов В.П. Чувашский этнос. Проблемы истории и этногеографии. Чебоксары, 1998.

12.Иванов В.П. Чувашская диаспора. (Этногеографический справочник). Чебоксары, 1999.

13.История Чувашской АССР. Часть I. Чебоксары, 1980

ЛИТЕРАТУРА.

1.Н. А. Андреев. Данные языка к вопросу о происхождении чуваш .

2.П. В. Денисов. Данные этнографии к вопросу о происхождении чувашского народа

3.Н.Ф.Катанов. Чувашские слова в булгаро-татарских памятниках. Казань, 1920.

4. В.Ф.Каховский . Происхождение чувашского народа. (Основные этапы этнической истории). Чебоксары, 1965.

5.А.П.Ковалевский . Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 - 922 гг. Харьков, 1956.

6.А.П.Ковалевский. Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн-Фадлана. Чебоксары, 1965.

7. Р.Г.Кузеев . Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

8.Культура Чувашского края. Учебное пособие. Часть I. Чебоксары. 1994.

9.С.М.Михайлов . Tруды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972.

10.A. П. Смирнов. Археологические памятники Чувашии и проблема этногенеза чувашского народа

11.Б. А. Серебренников. Происхождение чуваш по данным языка


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

  1. webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-107840

  2. balkaria.info/library/i/ivanov/chuvashi.htm

  3. myunivercity.ru/История/История_и_культура_Чувашии/45129_1266016_страница1.html

  4. bulgari-istori 2010.com/booksRu/V_Prohorova_Etnogenez_Chuvast.pdf

  5. knowledge.allbest.ru/religion/3c0b65635a3ac68b4c43a89521206d26_1.html

  6. forum.na-svyazi.ru/?showtopic=978291&st=675



  7. 17


© 2010-2022