- Преподавателю
- История
- Урок по теме Древнейший Рим 5 класс
Урок по теме Древнейший Рим 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нефедова Н.В. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ Ильинская СОШ
Белокалитвинского района,
Ростовской области.
Тема: Древнейший Рим
Учитель истории: Нефедова Наталья Васильевна
Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Древнего Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности.
Задачи урока:
Образовательные:
-
сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII - VI вв. до н.э.;
-
опираясь на изученный материал, расширить представления учащихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки учащихся;
-
способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.
Развивающие:
-
в ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью;
-
в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;
-
способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
-
содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционально - ценностного отношения к изучаемому прошлому;
-
воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.
Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)
Форма урока: урок-путешествие.
Методы ведения урока:
-
Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);
-
Методы стимулирования (новизна, занимательность);
-
Методы контроля (тестовая проверка, викторина, фронтальный опрос) и др.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, исторические документы, рекламный проспект, мультимедийная презентация, компьютер.
Новые термины и понятия:
Этруски, латины, Весталка, Веста, Марс, ликторы, патриции, плебеи, сенат.
Структура урока
№
Этапы
Время
1.
Организационный этап
0,5
2.
Этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала
5
3.
Этап постановки цели
1
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4
Этап усвоения новых знаний
Географическое положение и природно-климатические условия Древнего Рима
Народы, населяющие Апеннинский полуостров
Легенда об основании Рима
Город на семи холмах и его обитатели
Управление в Древнейшем Риме
28,5
Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала (проводится в форме вопросов и проблемных задач после изучения каждого раздела темы урока)
5.
Этап закрепления новых знаний
7
6.
Этап подведения итогов урока
2
7.
Этап информации и инструктажа домашнего задания
1
Ход урока.
1. Организационный этап
-
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
-
Определение отсутствующих.
-
Проверка внешнего состояния классного помещения.
-
Проверка подготовленности учащихся к уроку.
-
Организация внимания.
- Здравствуйте. Садитесь. Сели все правильно и приготовились к уроку.
- На прошлом уроке мы с вами закончили изучать тему Древняя Греция. И сегодня мы продолжим наше путешествие на историческом корабле по странам древних государств. Давайте вспомним, в каких странах мы уже побывали. Я подготовила для вас небольшую викторину. Работа простая, на экране будут появляться предметы, которые были изобретены в разное время и в разных странах, вы должны вспомнить в каких. (Появляется презентация) Слайд 1.
Ребята, посмотрите , пожалуйста, на следующий слайд. Слайд 2.
-Какой исторический памятник, мы видим? (Я вижу исторический памятник Сфинкс)
- В какой стране находиться, этот памятник? (Этот памятник находиться в Египте)
-Что это за архитектурное сооружение? (Это архитектурное сооружение «Великая китайская стена». Находится в Китае.)
-А это что за исторический памятник? (Это Фаросский маяк, он находится на острове Фарос).
- Что это за архитектурный объект, и в какой стране, мы с ним познакомились? (Это здание Древнегреческого театра. Мы с ним познакомились в Греции)
Молодцы, вы все верно называете. Но в нашем курсе истории 5 класса остается еще одно неизученное государство.
И сейчас мы с вами отправляемся в путешествие, наш корабль покидает берега Греции и держит курс на запад на нашем пути появляется новая страна Италия, древнейшее государство Рим.
За время пребывания в этой стране мы узнаем много интересного и нового. Знания, полученные в этом путешествии, будут необходимы вам продолжительное время.
Ребята откройте туристические блокнотики, это будут ваши тетради и сделайте первую запись «Древнейший Рим». Слайд 3
Обратите внимание, что название государства «Рим» мы пишем с заглавной буквы. Это имя собственное, название города и одноименного древнего государства.
В наши дни мы с вами тоже встречаем название «Рим». Что сегодня оно означает? (столица государства Италия). А в древности Римом называлось целое государство, историю которого мы начинаем изучать.
/Записывают тему урока/
Постановка целей и задач урока Слайд 4
Вы уже знаете тему нашего занятия, знаете, что мы начинаем знакомство с историей нового для нас государства и народа. Глядя на тему урока, определите, чем нам предстоит заняться в первую очередь?
(определить географическое положение и природные условия, узнать, какие народы населяли эти территории, чем они занимались, как было устроено их общество).
Все верно, итак, сегодня на уроке мы отметим на карте местоположение Рима, познакомимся с легендой о возникновении города, узнаем о природных условиях и занятиях жителей древней Италии, рассмотрим строение древнеримского общества. Слайд 5
Для этого мы продолжим учиться работать с исторической картой, текстом учебника и документа, продолжим учиться размышлять, решать исторические задачи, оформлять схемы и вести записи в тетради.
Для чего, как вы думаете, вам потребуются знания, полученные сегодня на уроке?
(для дальнейшего изучения истории древнего мира и всеобщей истории в целом, на уроках литературы, ИЗО, МХК, географии, в путешествиях и просто для кругозора).
И так мы определили план наших действий и начинаем путешествие согласно этого плана. Все на корабль.
Этап усвоения новых ЗУН
Перед тем как сойти с корабля, мы с вами должны определить климат и географическое положение Италии.
- Давайте вспомним, какой источник, мы используем при изучении географического положения? /Карту Слайд 6,7
Откройте учебники на странице 203. Приготовьте ручку, повернутую обратным концом.
Как называется полуостров, на котором находится Рим? (На Апеннинском полуострове.)
- На берегу, какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр.)
- Какие моря омывают Италию? (
- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? (Апеннинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции.)
- Какие горы прикрывают Италию с севера? (Это Альпийские горы
-Итак Рим располагается на Апеннинском полуострове, который еще с древности называют Италией.
-На что похож по своим очертаниям Апеннинский полуостров? (сапог, пинающий камень). У носка этого сапога расположен остров Сицилия.
На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горАми. Через весь полуостров протянулся невысокий горный хребет - Апеннины. Со всех сторон света (кроме северной) Апеннинский полуостров омывается морями. Назовите стороны света и покажите по карте моря, омывающие Италию. (Адриатическое, Тирренское, Ионическое, Средиземное море).
-А какой еще полуостров омывается водами Средиземного моря? (Балканский). Какие государства на нем располагались? (Греция, Македония, Спарта, Афины).
Давайте заполним таблицу «Сравнительная характеристика природных условий Греции и Италии» (раздатка-заготовка), которую вы дома вклеите в свои тетрадочки.
на доске появляются записи. Обратить внимание на написание слов.
Греция Рим
На Балканском полуострове
На Апеннинском полуострове
Климат жаркий
Климат тёплый, благодатный
Омывается Эгейским и Ионическим морями
Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским.
Горы Олимп
Горы Альпы
Рельеф горный, мало равнинных мест
Рельеф - долины, равнины, холмистые местности
Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.
виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов
Как вы думаете, где было легче заниматься земледелием и разведением скота: в Греции или Риме? Почему? (Рим. Этому способствовали природные условия)
Давайте еще раз обратимся к карте. Найдите на стр. 203 в учебнике на карте названия племен, которые населяли древнюю Италию (ищут, затем вызываю к доске одного, чтоб показал).
(галлы, этруски, умбры, латины, самниты, апулы)
Какое племя занимало самую большую территорию? (этруски) Слайд 8
Какое племя заселяло территорию близ города Рима? (латины)
Согласно древнеримской легенде именно латинами был основан город Рим.
Легенда об основании Рима
- Наш туристический путь лежит в древнейшее государство Рим.
Слайд 9 Вот ребята мы находимся у стен Рима. Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На экране изображена схема Рима и написаны холмы, на которых он расположился.
Существует легенда о том, как появился этот город. И сейчас легенду об основании Рима нам расскажет мой помощник экскурсовод Васильченко Павлик Ребята, будьте внимательны после его сообщения вам предстоит ответить на вопросы. Слайды ,10,11,12
Задание « Вставьте пропущенные буквы» ( карточки- заготовки)
(Обменялись листочками проверили задания, выставили оценки)
Физкультминутка Слайд13
Слайд 14
-Давайте запишем в тетрадь дату основания города Рима - 753 год до н.э
- А сейчас, ребята я предлагаю вам решить такую задачку Слайд 15
1) Сколько лет городу Риму ( 2013-753= 2066 лет)
2 Сколько лет нашему хутору, если он основан в 1763 году ( 2013-1763= 250 лет)
3) На сколько лет Рим старше нашего хутора ( 2066-250= 2516 лет)
И так ребята мы уже знаем где располагался Древний Рим, особенности его климатических условий, знаем чем занималось население. У нас остался один не рассмотренный вопрос : какое управление было в древнем Риме?
Так же, как и в Афинах, социальная структура римского общества была неоднородной. Вы помните, что коренные жители Афин назывались гражданами. В Риме же потомков древних жителей Рима называли патриции. А переселенцев в Италии называли плебеями.
Вспомните, могли ли переселенцы принимать участие в управлении Афинами? (нет)
А как вы думаете, могли ли плебеи участвовать в управлении Римом? (тоже нет). Слайд 16
На ваших столах лежат карточки- схемы управления древним Римом, но в них пропущены некоторые слова. Закончите схему управления древним Римом. Работайте в паре. Используйте текст учебника на стр. 208.
Слайд17
Вопросы
-
Кому принадлежала высшая власть в Риме? Народному собранию
-
Кто входил в народное собрание? В народное собрание входили мужчины патриции.
-
Где заседали старейшины родов? Они заседали в сенате.
-
Как называли переселенцев из завоеванных Римом латинских поселений? Их называли плебеями
-
Какие вопросы решались на народном собрании? Народное собрание решало следующие вопросы: объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно.
По легендам, Римом поочередно правило 7 царей. Первого звали Ромул, последнего - Тарквиний Гордый. Тарквиний был очень жестоким и несправедливым царем, власть он захватил силой, убив многих знатных патрициев. Римляне восстали против нового царя и изгнали его. Больше царей они решили не выбирать. Как называется такая форма правления, когда вся власть принадлежит народу? (демократия)
Где появилось это слово и что оно означает?
Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)
Записать понятие в тетрадь словарные работа:
плебеи - переселенцы из разных частей Италии.
патриции - потомки древнейших жителей Рима.
Сенат - заседание старейшин родов.
Народное собрание - высший орган власти управления Римом.
5. Этап закрепления знаний учащихся. Слайд 4
- Путешествие по Риму подошло к концу. Давайте подведем итог нашего путешествия, и ответим на вопросы почемучки.
Вопросы:
1.На каком полуострове расположен Рим? (Апеннинском)
2. Река, на берегах которой возник Рим (Тибр);
3.Патриции - это: ( Потомки древнейших жителей Рима)
4. Предание гласит, что матерью Ромула и Рема была: (Рея Сильвия)
5. Бог войны у римлян (Марс);
6. Совет, в котором заседали старейшины родов (сенат);
7.Легендарный основатель Рима (Ромул);
8. На каком языке говорили древние римляне? (Латинском)
Ребята, а что у вас вызвало интерес, о чем бы вы хотели узнать поподробнее?
Сегодня на уроке мы начали знакомство с историей величайшего государства древности. На последующих уроках вам предстоит узнать еще много интересного. А я предлагаю вам дома самостоятельно продолжить знакомство Домашнее задание (на выбор): Слайд 18
1. Подготовить пересказ одной из легенд, связанных с основанием Рима, выяснить, что в них является вымыслом, а что основано на реальных событиях.
2. Составить рассказ о Древнем Риме, используя иллюстрации учебника к параграфу 44.
Вставьте пропущенные буквы
1.Племя проживающее по левому берегу Тибра называлось л……………………ы.
2. Царь правивший в одном из городов латинов Н………………………р.
3.Младший брат Нумитора, злой и завистливый А…………………………..й.
4.Жрицы богини огня и домашнего очага в…………………………..и
5.Сыновей Реи Сильвии Р……………..м и Р……………………л.
Вставьте пропущенные слова
1.Бога войны у латинов- М……………с.
2.Кто помог братьям-близнецам выжить в…………………….а
3.Первый царь Рима- Р……………..л.
4.На латинском языке Рим обозначает- Р………а.
5.Охрана из 12 воинов - л………………………ы.
13