Урок по теме Древнейший Рим 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Ильинская СОШ

Белокалитвинского района,

Ростовской области.


Тема: Древнейший Рим

Учитель истории: Нефедова Наталья Васильевна

Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Древнего Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII - VI вв. до н.э.;

  • опираясь на изученный материал, расширить представления учащихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки учащихся;

  • способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.

Развивающие:

  • в ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью;

  • в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;

  • способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционально - ценностного отношения к изучаемому прошлому;

  • воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)

Форма урока: урок-путешествие.

Методы ведения урока:

  1. Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);

  2. Методы стимулирования (новизна, занимательность);

  3. Методы контроля (тестовая проверка, викторина, фронтальный опрос) и др.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, исторические документы, рекламный проспект, мультимедийная презентация, компьютер.

Новые термины и понятия:

Этруски, латины, Весталка, Веста, Марс, ликторы, патриции, плебеи, сенат.

Структура урока

Этапы

Время

1.

Организационный этап

0,5

2.

Этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала

5

3.

Этап постановки цели

1

4.

4.1.



4.2.

4.3.

4.4

Этап усвоения новых знаний

Географическое положение и природно-климатические условия Древнего Рима

Народы, населяющие Апеннинский полуостров

Легенда об основании Рима

Город на семи холмах и его обитатели

Управление в Древнейшем Риме

28,5



Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала (проводится в форме вопросов и проблемных задач после изучения каждого раздела темы урока)


5.

Этап закрепления новых знаний

7

6.

Этап подведения итогов урока

2

7.

Этап информации и инструктажа домашнего задания

1


Ход урока.

1. Организационный этап

  1. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

  2. Определение отсутствующих.

  3. Проверка внешнего состояния классного помещения.

  4. Проверка подготовленности учащихся к уроку.

  5. Организация внимания.

- Здравствуйте. Садитесь. Сели все правильно и приготовились к уроку.

- На прошлом уроке мы с вами закончили изучать тему Древняя Греция. И сегодня мы продолжим наше путешествие на историческом корабле по странам древних государств. Давайте вспомним, в каких странах мы уже побывали. Я подготовила для вас небольшую викторину. Работа простая, на экране будут появляться предметы, которые были изобретены в разное время и в разных странах, вы должны вспомнить в каких. (Появляется презентация) Слайд 1.

Ребята, посмотрите , пожалуйста, на следующий слайд. Слайд 2.

-Какой исторический памятник, мы видим? (Я вижу исторический памятник Сфинкс)

- В какой стране находиться, этот памятник? (Этот памятник находиться в Египте)

-Что это за архитектурное сооружение? (Это архитектурное сооружение «Великая китайская стена». Находится в Китае.)

-А это что за исторический памятник? (Это Фаросский маяк, он находится на острове Фарос).

- Что это за архитектурный объект, и в какой стране, мы с ним познакомились? (Это здание Древнегреческого театра. Мы с ним познакомились в Греции)

Молодцы, вы все верно называете. Но в нашем курсе истории 5 класса остается еще одно неизученное государство.

И сейчас мы с вами отправляемся в путешествие, наш корабль покидает берега Греции и держит курс на запад на нашем пути появляется новая страна Италия, древнейшее государство Рим.

За время пребывания в этой стране мы узнаем много интересного и нового. Знания, полученные в этом путешествии, будут необходимы вам продолжительное время.

Ребята откройте туристические блокнотики, это будут ваши тетради и сделайте первую запись «Древнейший Рим». Слайд 3

Обратите внимание, что название государства «Рим» мы пишем с заглавной буквы. Это имя собственное, название города и одноименного древнего государства.

В наши дни мы с вами тоже встречаем название «Рим». Что сегодня оно означает? (столица государства Италия). А в древности Римом называлось целое государство, историю которого мы начинаем изучать.

/Записывают тему урока/

Постановка целей и задач урока Слайд 4

Вы уже знаете тему нашего занятия, знаете, что мы начинаем знакомство с историей нового для нас государства и народа. Глядя на тему урока, определите, чем нам предстоит заняться в первую очередь?

(определить географическое положение и природные условия, узнать, какие народы населяли эти территории, чем они занимались, как было устроено их общество).

Все верно, итак, сегодня на уроке мы отметим на карте местоположение Рима, познакомимся с легендой о возникновении города, узнаем о природных условиях и занятиях жителей древней Италии, рассмотрим строение древнеримского общества. Слайд 5

Для этого мы продолжим учиться работать с исторической картой, текстом учебника и документа, продолжим учиться размышлять, решать исторические задачи, оформлять схемы и вести записи в тетради.

Для чего, как вы думаете, вам потребуются знания, полученные сегодня на уроке?

(для дальнейшего изучения истории древнего мира и всеобщей истории в целом, на уроках литературы, ИЗО, МХК, географии, в путешествиях и просто для кругозора).

И так мы определили план наших действий и начинаем путешествие согласно этого плана. Все на корабль.

Этап усвоения новых ЗУН

Перед тем как сойти с корабля, мы с вами должны определить климат и географическое положение Италии.

- Давайте вспомним, какой источник, мы используем при изучении географического положения? /Карту Слайд 6,7

Откройте учебники на странице 203. Приготовьте ручку, повернутую обратным концом.

Как называется полуостров, на котором находится Рим? (На Апеннинском полуострове.)

- На берегу, какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр.)

- Какие моря омывают Италию? (

- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? (Апеннинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как по­луостров Греции.)

- Какие горы прикрывают Италию с севера? (Это Альпийские горы

-Итак Рим располагается на Апеннинском полуострове, который еще с древности называют Италией.

-На что похож по своим очертаниям Апеннинский полуостров? (сапог, пинающий камень). У носка этого сапога расположен остров Сицилия.

На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горАми. Через весь полуостров протянулся невысокий горный хребет - Апеннины. Со всех сторон света (кроме северной) Апеннинский полуостров омывается морями. Назовите стороны света и покажите по карте моря, омывающие Италию. (Адриатическое, Тирренское, Ионическое, Средиземное море).

-А какой еще полуостров омывается водами Средиземного моря? (Балканский). Какие государства на нем располагались? (Греция, Македония, Спарта, Афины).

Давайте заполним таблицу «Сравнительная характеристика природных условий Греции и Италии» (раздатка-заготовка), которую вы дома вклеите в свои тетрадочки.

на доске появляются записи. Обратить внимание на написание слов.

Греция Рим

На Балканском полуострове

На Апеннинском полуострове

Климат жаркий

Климат тёплый, благодатный

Омывается Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Горы Олимп

Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.

виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов

Как вы думаете, где было легче заниматься земледелием и разведением скота: в Греции или Риме? Почему? (Рим. Этому способствовали природные условия)

Давайте еще раз обратимся к карте. Найдите на стр. 203 в учебнике на карте названия племен, которые населяли древнюю Италию (ищут, затем вызываю к доске одного, чтоб показал).

(галлы, этруски, умбры, латины, самниты, апулы)

Какое племя занимало самую большую территорию? (этруски) Слайд 8

Какое племя заселяло территорию близ города Рима? (латины)

Согласно древнеримской легенде именно латинами был основан город Рим.

Легенда об основании Рима

- Наш туристический путь лежит в древнейшее государство Рим.

Слайд 9 Вот ребята мы находимся у стен Рима. Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На экране изображена схема Рима и написаны холмы, на которых он расположился.

Существует легенда о том, как появился этот город. И сейчас легенду об основании Рима нам расскажет мой помощник экскурсовод Васильченко Павлик Ребята, будьте внимательны после его сообщения вам предстоит ответить на вопросы. Слайды ,10,11,12

Задание « Вставьте пропущенные буквы» ( карточки- заготовки)

(Обменялись листочками проверили задания, выставили оценки)

Физкультминутка Слайд13

Слайд 14

-Давайте запишем в тетрадь дату основания города Рима - 753 год до н.э

- А сейчас, ребята я предлагаю вам решить такую задачку Слайд 15

1) Сколько лет городу Риму ( 2013-753= 2066 лет)

2 Сколько лет нашему хутору, если он основан в 1763 году ( 2013-1763= 250 лет)

3) На сколько лет Рим старше нашего хутора ( 2066-250= 2516 лет)

И так ребята мы уже знаем где располагался Древний Рим, особенности его климатических условий, знаем чем занималось население. У нас остался один не рассмотренный вопрос : какое управление было в древнем Риме?

Так же, как и в Афинах, социальная структура римского общества была неоднородной. Вы помните, что коренные жители Афин назывались гражданами. В Риме же потомков древних жителей Рима называли патриции. А переселенцев в Италии называли плебеями.

Вспомните, могли ли переселенцы принимать участие в управлении Афинами? (нет)

А как вы думаете, могли ли плебеи участвовать в управлении Римом? (тоже нет). Слайд 16

На ваших столах лежат карточки- схемы управления древним Римом, но в них пропущены некоторые слова. Закончите схему управления древним Римом. Работайте в паре. Используйте текст учебника на стр. 208.

Слайд17

Урок по теме Древнейший Рим 5 класс.

Вопросы

  1. Кому принадлежала высшая власть в Риме? Народному собранию

  2. Кто входил в народное собрание? В народное собрание входили мужчины патриции.

  3. Где заседали старейшины родов? Они заседали в сенате.

  4. Как называли переселенцев из завоеванных Римом латинских поселений? Их называли плебеями

  5. Какие вопросы решались на народном собрании? Народное собрание решало следующие вопросы: объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно.

По легендам, Римом поочередно правило 7 царей. Первого звали Ромул, последнего - Тарквиний Гордый. Тарквиний был очень жестоким и несправедливым царем, власть он захватил силой, убив многих знатных патрициев. Римляне восстали против нового царя и изгнали его. Больше царей они решили не выбирать. Как называется такая форма правления, когда вся власть принадлежит народу? (демократия)

Где появилось это слово и что оно означает?

Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)

Записать понятие в тетрадь словарные работа:

плебеи - переселенцы из разных частей Италии.

патриции - потомки древнейших жителей Рима.

Сенат - заседание старейшин родов.

Народное собрание - высший орган власти управления Римом.

5. Этап закрепления знаний учащихся. Слайд 4

- Путешествие по Риму подошло к концу. Давайте подведем итог нашего путешествия, и ответим на вопросы почемучки.

Вопросы:

1.На каком полуострове расположен Рим? (Апеннинском)

2. Река, на берегах которой возник Рим (Тибр);

3.Патриции - это: ( Потомки древнейших жителей Рима)

4. Предание гласит, что матерью Ромула и Рема была: (Рея Сильвия)

5. Бог войны у римлян (Марс);

6. Совет, в котором заседали старейшины родов (сенат);

7.Легендарный основатель Рима (Ромул);

8. На каком языке говорили древние римляне? (Латинском)

Ребята, а что у вас вызвало интерес, о чем бы вы хотели узнать поподробнее?

Сегодня на уроке мы начали знакомство с историей величайшего государства древности. На последующих уроках вам предстоит узнать еще много интересного. А я предлагаю вам дома самостоятельно продолжить знакомство Домашнее задание (на выбор): Слайд 18

1. Подготовить пересказ одной из легенд, связанных с основанием Рима, выяснить, что в них является вымыслом, а что основано на реальных событиях.

2. Составить рассказ о Древнем Риме, используя иллюстрации учебника к параграфу 44.











Вставьте пропущенные буквы

1.Племя проживающее по левому берегу Тибра называлось л……………………ы.

2. Царь правивший в одном из городов латинов Н………………………р.

3.Младший брат Нумитора, злой и завистливый А…………………………..й.

4.Жрицы богини огня и домашнего очага в…………………………..и

5.Сыновей Реи Сильвии Р……………..м и Р……………………л.

Вставьте пропущенные слова

1.Бога войны у латинов- М……………с.

2.Кто помог братьям-близнецам выжить в…………………….а

3.Первый царь Рима- Р……………..л.

4.На латинском языке Рим обозначает- Р………а.

5.Охрана из 12 воинов - л………………………ы.

13



© 2010-2022