- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока Победа греков над персами в Марафонской битве (5 класс)
Методическая разработка урока Победа греков над персами в Марафонской битве (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Арефьева С.В. |
Дата | 11.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Победа греков над персами в Марафонской битве
Цели урока:
образовательные: содействовать формированию целостного знания и представления о героической борьбе греков против персидской агрессии, познакомить учащихся с военной историей греков, пониманию причин победы греков в Марафонской битве, продолжить формирование навыков работы с исторической информацией, анализа и отбора необходимой информации;
развивающие: содействовать формированию умения учащихся выделять главное (причины исторических фактов), устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать (соотношение сил воюющих сторон), работать с исторической картой (обозначать направления главных ударов), работать с историческими источниками;
воспитательные: способствовать сопереживанию, сочувствию, состраданию (народам, подвергшимся акту агрессии), формированию чувства справедливости, содействовать формированию определенных качеств личности - мужества, смелости;
Личностные УУД: интерес к новому учебному материалу; осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, развитие базовых способностей (мышление, воображение, сопоставление), чувство гражданской идентичности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.д. ( УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные).
познавательные УУД: работать с информацией, осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно- следственные связи, создавать высказывания в устной и письменной форме, использовать общие приемы решения задач( УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
коммуникативные УУД: контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
-
Оргмомент
Сл. 1
- Сегодняшний урок мы с вами будем строить на основе индивидуальных карт. На листах запишите свою фамилию, имя, класс. Все пункты нашего урока на листе указаны, вам надо будет по ходу урока заполнять эти графы.
-
Мотивационно-целевой этап
Сл. 2
- Ребята, ответьте мне на вопрос: любите ли вы путешествовать?
- Вот и я очень люблю отправляться в путешествия. Сегодня я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени. Мы с вами вновь отправляемся в сказочную и загадочную Древнюю Грецию. Мы свами отправляемся в VI в. до н.э.
-
Формулирование темы урока, постановка проблемы
Сл.3
- Давайте посмотрим на карту. Мы видим место, где происходили великие события того времени. Скажите, а как называлось самое крупное Древневосточное государство того времени? (Персидское царство)
- Где находилась территория этой страны? (На побережье Персидского залива)
- Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Вавилон, Лидию, Египет)
- Кто был могущественным царем Персидской державы в VI в. до н.э.? (Дарий I)
- Ребята, к границам какого государства приблизилось Персидское царство?
- Что вы можете вспомнить о греках?
- Как эллины называли все остальные народы? Почему?
- Вспомните, как могли развиваться отношения между греками и варварами?
- Давайте посмотрим видео сюжет. В фильме нам и покажут как развивались отношения между этими государствами. Вы все должны очень внимательно его посмотреть и ответить на мои вопросы. Что произошло, как развивались отношения? Кто является участником событий? И чем это событие окончилось? (ВИДЕО 1)
- Как будет звучать наша тема? (Победа греков над персами) Сл. 4. Запишите тему в ваших листах.
- Какую же проблему мы будем решать? (Почему греки победили персов?)Сл. 5. Запишите проблему.
-
Составление плана урока
- Составим план. Чтобы решить проблему на какие вопросы нам надо ответить? Сл. 6. Это и будет план урока.
-
Поиск решения проблемы
- Давайте же выясним, почему между персами и греками началась война?
- Откройте учебник на с.154. Прочитайте этот абзац и первый пункт на с. 155. Запишите причины в ваших индивидуальных листах. Как теперь вы можете определить причины войны?
Сл. 7
- Что ответили греческие полисы персам?
Сл. 8
- Какое событие показано на картинке?
- Какой мы можем сделать вывод по первому пункту плана? (Войны началась по вине персов)
-
Физминутка ( из дополнительного файла)
Вижу, что вы немного устали, давайте отдохнем
-
Поиск решения проблемы
Сл. 10
- Ребята, давайте вновь обратимся к нашей карте. Сравним размеры этих двух государств.
Сл. 11
- Сравните соотношение сил: в 490 г. до н.э. в Греции встретились 10 тыс. воинов из Афин и тысяча воинов из греческого города Платеи. Со стороны Персидского царства во главе с Дарием I прибыло 60 тысяч воинов. Кто должен победить при таком соотношении сил?
(Сл.12)
Но делать исторические прогнозы - не благодарное дело. Персы, несмотря на численное преимущество и огромный опыт побед в других странах проиграли.
Сл. 13
Итак, персидское войско на своих боевых кораблях отправилось в Грецию. Посмотрите, какой они проделали путь.
Сл. 14
Стратегом у греков был избран Мильтиад непримиримого врага Дария I . Найдите по учебнику, что значит, это слово и запишите в индивидуальной карте.
Мильтиада избрали стратегом, потому что он некогда служил в персидском войске и был хорошо знаком с тактикой персов. За помощью послали в Спарту: ее жители обещали помочь, но потом отказались, ссылаясь на древний обычай, запрещавший вступать в бой до полнолуния.
Все способные носить оружие встали в строй. В Афинах остались лишь женщины, старики и дети. Десятитысячное пешее войско двинулось на встречу к врагу. Вспомните, кто служил в афинском войске.
Сл. 15 - 16
От Марафона до Афин 42 км. Когда греческое войско достигло холмов, окружающих Марафонскую бухту, они увидели обширный лагерь врага и их корабли. Мильтиад поостерегся вступить в бой. «Дадим бой здесь, на холмах, преградим путь врагу к Афинам!» - сказал Мильтиад. Ему возразили остальные военачальники: «А если персы посадят конницу на корабли и с моря нападут на Афины?» - «Не тревожьтесь, - ответил Мильтиад, - наши разведчики вовремя сообщат об этом»
Целых 7 дней стояли противники друг против друга. Персидский военачальник негодовал: «Пусть эти трусы стерегут свои холмы! Завтра Афины будут наши!» Он приказал коннице сесть на корабли, с тем чтобы обогнуть Аттику и захватить безоружный город. Почему персы считали, что это им удастся?
Но разведчики Мильтиада недаром прятались на берегу моря. Едва рассвело, как они повернули свои бронзовые щиты навстречу солнцу и солнечными зайчиками подали Мильтиаду условный сигнал. Узнав, что конница посажена на корабли, греки немедленно спустились на равнину и построились фалангой. Найдите на с.157, что обозначает данное построение. (Сл. 17)
По команде воины Мильтиада устремились в бой. Давайте посмотрим как развивалось это событие (ВИДЕО 2)
Кто же победил в Марафонском сражении? Запишите на своих листах.
Сделайте вывод, почему греки смогли победить?
Сл. 18
Еще не перевязали раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов сообщить о победе в Афины.
Сл. 19
Сколько километров ему предстояло пробежать?
В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. «Радуйтесь, мы победили!» - чуть слышно произнес он и упал замертво. Сердце воины не выдержало огромного напряжения.
- Знаете ли вы какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши? (Сл. 20)
После наступления полнолуния прибыли спартанцы. Опоздав к сражению, они все же отправились к Марафону рассмотреть поле боя. Как выдумаете почему?
У нас с вами остался последний пункт нашего плана. Посмотрите, как он звучит. Какой мы можем дать ответ на данный вопрос?
Теперь сделаем вывод, что означала победа греков над персами? (Сл.21)
-
Закрепление
Почему греки победили?
За что они боролись?
-
Рефлексия
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, а понравился ли вам наш урок?
- Что нового вы узнали изучая эту тему?
- Подумайте, что было непонятно и что вы хотите уточнить?
-
Д/З, выставление оценок
Сл. 22
Запишите домашнее задание на следующий урок.
- Спасибо вам за урок. Мне было приятно с вами работать, надеюсь что и вам тоже.