- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа по истории (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Григорова Ю.А. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
МБОУ «СОШ № 2»
_________________
Т. И. Фролова
Протокол № 1
от «__»________2014
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_____________
В.А. Караулова
«___»________2014
«Утверждено»
Директор
МБОУ «СОШ № 2»
___________
О.В. Бородачева
«___»__________2014
Рабочая программа
по истории для 6 классов
(уровень: общеобразовательный)
Учитель: Григорова Юлия Анатольевна
_1_квалификационная категория
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторских программ А. А. Вигасина О. С. Сороко - Цюпы «Всеобщая история. Рабочие программы по Всеобщей истории 5-9 классы. и А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной ««История России».
Цели курса:
1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
История Средних веков.
Введение 1ч. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Становление Средневековой Европы 2ч. Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность.
Византийская империя и славяне 2ч. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Арабы в XVI - XI вв. 2ч. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Феодалы и крестьяне 2ч. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город и его обитатели 2ч. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Католическая церковь 2ч. Византия и арабский мир. Крестовые походы. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Народы Азии и Америки в эпоху Средних веков 1ч. Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Образование централизованных государств в Западной Европе 6 ч. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации.
Германия и Италия в XIV-XV вв. 2ч. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Западная Европа в средние века 5ч. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Славянские государства и Византия 2 ч. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России.
Древняя Русь в VIII- в первой половине XIII вв. 9 ч.. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русь удельная (начало XII - первая половина XVIвв.) 9 ч..
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).
Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель.
Московская Русь в XIII-XVII вв. 19 ч. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Место курса в учебном плане:
Курс рассчитан на 68 часов в год, по 2 ч. в неделю, «История Средних веков» - 34 ч., «История России» - 34 ч.
Учебно - тематический план
История Средних веков
№
п/п
Глава
Кол-во часов
Форма контроля
Введение
1
опрос
«Становление Средневековой Европы»
5
Тест
«Византийская империя и славяне в VI по XI вв.»
2 ч.
зачёт
«Арабы в VI - XI вв.»
2 ч.
(Сообщения)
«Феодалы и крестьяне»
2 ч.
Тесты
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
2 ч.
Презентации
Католическая церковь в XI XIII вв. крестовые походы
2 ч.
Сост. контурн. карты
Образование централизованных государств в Западной Европе(XI-XV вв.)
6 ч.
Тест
Германия и Италия в XIII - XVвв.
2
Зачёт
Славянские государства в Византии в XIV-XV вв.
2 ч.
Зачёт
Культура Западной Европы в Средние века
5 ч.
Рефераты
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
1ч.
Сообщения
Итоговое повторение
2 ч.
Контр. работа
Итого:
34 ч.
История России:
№
п/п
Глава
Кол-во часов
Форма контроля
Введение. Глава 1 Древняя Русь в VIII вв. в пер. половине XIIIв.
9
Зачёт
Глава 2 Русь Удельная XII - XVIII в.в
9
Тест
Глава 3 Московская Русь в XIV - XVI вв.
18
Контрольная работа
Итого:
34 ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории ученик 6 класса должен знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории России и мира в средние века;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
Критерии оценивания.
Критерии
5 (ОТЛ.)
4 (ХОР.)
3 (УД.)
2 (НЕУД.)
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
50-59% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы - тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Учебно- методическое обеспечение
-
А.А. Вигасин, О.С. Сороко-Цюпа Программа «Всеобщая история, 5-9 классы», Просвещение, 2013 г.
-
«Рабочая программа по учебникам «История Средних веков», Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, «История России», А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной. - Волгоград: Учитель, 2013.
-
УМК Е. В. Агибалова, Г. М. Донской История Средних веков, 2009.М.: Просвещение
-
Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь 2010 М.: Просвещение
-
Сост. Колесниченко Н.Ю. История Средних веков. 6 кл: поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского 2010. Волгоград: Учитель
-
Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское слово, 2005.
-
Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
Календарно-тематическое планирование по истории
Класс __6_______________
Учитель Григорова Ю. А._
Количество часов:
Всего ___68__ час; в неделю __2__ час.
Плановых контрольных уроков _2__, зачетов _4__, тестов _4__ ч. творческое задние ;
Планирование составлено на основе А.А. Вигасин, О.С. Сороко-Цюпа Программа «Всеобщая история, 5-9 классы», «Рабочая программа по учебникам «История Средних веков», Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, «История России», А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной. - Волгоград: Учитель, 2013.
Учебник : УМК Е. В. Агибалова, Г. М. Донской История Средних веков, 2009
М.: Просвещение
Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь 2010 М.: Просвещение
Дополнительная литература : Сост. Колесниченко Н.Ю. История Средних веков. 6 кл: поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского 2010. Волгоград: Учитель
Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское слово, 2005.
Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
Календарно-тематическое планирование
№п\п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата проведения
корректировка
1
Введение Что изучает история Средних веков
1
2
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
5
2.1
Древние германцы и Римская империя
1
2.2
Королевство франков и христианская церковь
1
2.3
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
1
2.4
Западная Европа в IX-XI вв
1
2.5
Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения
1
3
Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ
2
3.1
Византия - государственное устройство и культура
1
3.2
Образование славянских государств
1
4
Глава III. АРАБЫ В VI-XI ВВ
2
4.1
Арабский халифат и его распад
1
4.2
Культура стран халифата
1
5
Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ
2
5.1
В рыцарском замке
1
5.2
Средневековая деревня и ее обитатели
1
6
Г л а в а V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
2
6.1
Средневековый город
1
6.2
Горожане и их образ жизни
1
7
Г л а в а VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
2
7.1
Католическая церковь в Средние века
1
7.2
Крестовые походы
1
8
Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
6
8.1
Объединение Франции
1
8.2
Что англичане считают началом своих свобод
1
8.3
Столетняя война
1
8.4
Крестьянские восстания во Франции и Англии
1
8.5
Усиление королевской власти во Франции и Англии
1
8.6
Реконкиста
1
9
Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ.
2
9.1
Усиление власти князей Германии
1
9.2
Расцвет итальянских городов
1
10
Г л а в а IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ
2
10.1
Гуситское движение в Чехии
1
11.2
Завоевание турками- османами Балканского полуострова
1
12
Глава Х. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
5
12.1
Образование и философия, литература, искусство
1
12.2
Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения
1
13
Глава XI Народы Африки, Азии и Америки в Средние века
3
13.1
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
2
13.2
Итоговое повторение по курсу «Средние века»
1
13.3
Контрольная работа «Средневековье»
1
ИТОГО:
34
ИСТОРИЯ РОССИИ
14
Глава I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII В.
9
14.1
Введение. Древнейшие народы на территории России
1
14.2
Восточные
славяне
1
14.3
Формирование Древнерусского государства
1
14.4
Первые киевские князья
Владимир Святославович. Принятие христианства
1
14.5
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
1
14.6
Культура Древней Руси
1
14.7
Быт и нравы Древней Руси
1
14.8
Обобщающее повторение «Древняя Русь в VIII -
первой половине XII в.»
1
15
Глава II. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В ХII ХIII ВВ.
9
15.1
Начало раздробленности Древнерусского государства
1
15.2
Главные политические центры Руси. Северо-Восточная Русь
1
15.3
Главные политические центры Руси. Новгородское и Галицко- Волынское княжества
1
15.4
Нашествие с Востока
1
15.5
Борьба Руси с западными завоевателями
1
15.6
Русь и Золотая Орда
1
15.7
Русь и Литва
1
15.8
Культура Руси в XII-XIII вв.
1
15.9
Обобщающее повторение «Русь в период политической раздробленности»
1
16
Глава III. МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV-XVI ВВ.
18
16.1
Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжеств
1
16.2
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
1
16.3
Московское княжество в конце XIV- середине XV в.
1
16.4
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
1
16.5
Московское государство в конце XV- начале XVI в
1
16.6
Церковь и государство в конце XV- начале XVI в
1
16.7
Реформы Избранной рады
1
16.8
Внешняя политика Ивана Грозного
2
16.9
Опричнина
2
16.10
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв
1
16.11
Архитектура и живопись в XIV-XVI вв
1
16.12
Быт в XV- XVI вв.
1
16.13
Обобщающее повторение «Русь Московская»
1
16.14
Итоговое повторение «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.»
2
16.15
Контрольное тестирование
1
16.17
Защита проектов
1
Всего
34
ИТОГО:
68
10