План-конспект урока по теме: Микены и Троя

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАВОДСКАЯ СОШ











План-конспект урока по теме:

«Микены и Троя»

(история Древнего мира, 5 класс)













Учитель

истории и обществознания ВКК

Трощенко

Антонина Анатольевна











  1. Тема урока: «Микены и Троя».

  2. Цель урока - сформировать у учащихся полноценное представление о взаимоотношениях двух крупнейших центров античного мира.

  3. Задачи урока:

а) образовательные:

1) сформировать у учащихся представление о могуществе Микен и Трои, уникальности культуры этих городов;

2) подвести учащихся к пониманию истинной причины Троянской войны,

3) подвести учащихся к осознанию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.

б) воспитательные:

1) продолжить формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету;

2) продолжить формирование у учащихся уважения к культуре других народов;

3) продолжить формирование у учащихся ответственности не только за себя, но и за членов команды.

в) развивающие:

1) способствовать развитию и активизации познавательной деятельности;

2) способствовать развитию у учащихся логического мышления, воображения;

3) способствовать развитию у учащихся умения ориентироваться в тексте учебника и дополнительных источниках информации, находить ответы на заданные вопросы; работать с картографическим материалом, кластером;

4) способствовать развитию умения работать в команде;

5) продолжить развивать коммуникативные навыки.

4. Тип урока: комбинированный.

5. Планируемые результаты:

Предметные:

  • называть назвать основную причину Троянской войны.

  • анализировать исторические документы.

  • чарактеризовать жизнь жителей Микен по археологическим источникам.

  • давать характеристику событиям и героям Троянской войны

Личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

  • понимает причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,

  • учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • владение основами самоконтроля, самооценки

Познавательные

  • ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально, в паре и в группах.

  • слушает и понимает речь других;

5.Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично - поисковый.

6.Формы обучения:

  • фронтальная работа;

  • групповая;

  • индивидуальная.

7. План урока.

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

2. Постановка проблемы, цели, задач урока.

3. «Открытие» новых знаний с первичным закреплением.

4. Применение нового знания.

5. Рефлексия.

8. Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: информационные, проблемно - диалогового обучения, групповые, игровые.

9.Оборудование:

1) учебник - Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. - М., 2012г.

2) мультимедийная установка, презентация «Микены и Троя»;

3) раздаточный материал.


Приветствует обучающихся:

-На улице не очень ясно

И на душе так не прекрасно.

Но стоило увидеть Вас,

Неординарно умный класс

И хочется мне сразу улыбаться,

А значит и историей заняться!

-Ясас! Мэ ленэ Антонина Анатольевна! Пистэво та йинуме фили!

Как вы думаете, на каком языке я поздоровалась? А это значит, что сегодня мы продолжаем изучать историю древней Греции! Я предлагаю вам совершить морское путешествие (сл.1)

Используя приём «цветовой жребий» делит класс на две группы.

-Займите места на верхних палубах своих кораблей согласно выданным билетам.

Инструктирует о правилах работы групп.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.







По цвету полученных «билетов» делятся на группы, занимают места.

II этап: постановка проблемы, цели, задач урока.

Актуализирует опорные знания.

-В любом путешествии нужен маршрут. Во II тыс. до н.э. на территории Балкан существовали города-государства, дела которых имели огромное значение. Каждый «корабль» направляется к своему городу. Используя карту на стр.115 учебника и описание маршрута, определите город - цель вашего путешествия.

Проверка правильности задания: информация на сл.2.

Подводит обучающихся к формулированию

темы, постановке задач урока, составлению плана работы. ( Делает соответствующие записи опорного конспекта на доске).

- Сформулируйте тему урока? Предположите, что нам необходимо узнать?




По инструкции каждая команда находит на карте свой город «Микены» и «Троя», обозначает его на настенной исторической карте.


Определяют тему «Микены и Троя». (сл.3) Предполагаемые версии: узнать особенности городов, в чём их сила, какие сложились между ними сложились отношения.

III этап: «открытие» новых знаний с первичным закреплением.

-(сл.4.) Перед вами портрет Генриха Шлимана, жившего в сер. XIX века. Он известен своей любовью к древней истории. Командам предстоит определить, какое отношение к вашему городу он имеет.

Ставит перед обучающихся ПЗ:

- Предлагаю командам сойти на берег и совершить экскурсию по древнейшим городам. Вам потребуется внимание, чтобы справится с заданием: составить список отличительных черт городов.

Даёт краткую характеристику городам. Рассказ сопровождает показом слайдов презентации.

(Микены: сл.5-8; Троя: сл.9-12)

Проверяет выполнения задания ( сл.13.)


Побуждающим диалогом организует выход на основную проблему урока.

- Древнейшие города имели мощные крепостные стены. Предположите, что вынудило жителей их воздвигать?

Выслушивает версии обучающихся.



- Как вы думаете, к какому вопросу мы с вами подошли?

Ответ фиксирует на доске: «Троянская война»

(сл.14)

Физкультминутка.

-Эта война была значительным событием в жизни греков. Волнует историков и сегодня.

Строит диалог по поиску решения.

-На что необходимо обратить внимание при изучении военных событий, какие вопросы нам нужно рассмотреть?

Фиксирует ответы на доске, составляет основу кластера (изображение нового знания), объясняет правила работы с ним.

Организует деятельность по изучению причин Троянской войны. Подводящим диалогом создаёт проблемную ситуацию через просмотр отрывка из к/ф «Троя».

- Можно ли считать этот фильм историческим источником? Почему? Какие нужны источники?

-До XIX века не было археологических подтверждений о событиях Троянской войны. Лишь раскопки Трои Шлиманом доказали существование этого города. Основным источником изучения долгое время считалась поэма Гомера «Илиада». (сл.15).

Опираясь на межпредметные связи (литература-история) ставит вопрос:

-Однако долгое время, благодаря поэме, считали, что Троянская война - вымысел, сомневались, что это событие было в действительности. Как вы думаете, почему?

Актуализирует знания обучающихся по содержанию мифа о начале Троянской войны: рассказывает о споре трёх богинь (сл.16), организует комментированное чтение мифа по тексту учебника.

-Какой реальный факт может нам это миф подтвердить (сл.17)?

- Можем ли мы определить действительную причину войны?

Делает записи на доске, заполняет кластер.

Переходя к вопросу об основных событиях войны, фиксирует на доске, в кластере, имена основных участников (Приам, Гектор, Парис, Агамемнон, Ахиллес, Одиссей.), обращает внимание на изучение этого вопроса на следующем уроке.

-Гомер нам сообщает, что троянцы сражались как герои и только хитрость и происки врагов привели город к гибели.(сл.19).

Организует обсуждение итогов войны (сл.21), заполняет кластер.

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Команды знакомятся с текстом, обсуждают, формулируют вывод: Г.Шлиман-археолог, Проводил раскопки, в ходе которых доказал существование этих городов.

Анализируют информацию, изображения, коллективно обсуждают, формулируют отличительные черты. (Микены: красивый, златообильный, сильный, могущественный город. Троя: большой, богатый, сильный, неприступный город).

Основная версия: возможной причиной строительства мощных крепостных стен могло стать то, что Греция была расколота на множество городов-государств, которые воевали между собой. Стремясь защититься от нападения соседей, греки строили укрепления.

Микены и Троя воевали между собой.



Участвуют в диалоге, выдвигают версии: необходимо знать причины, основные события и итог войны.


Высказывают мнение, актуализируют знания об исторических источниках.


Припоминая знания,

участвуют в обсуждении. Основная версия: «Илиада» - это миф. Важно учитывать: где правда, а где вымысел.


Участвуют в обсуждении:

- Микены напали на Трою.

- Стремление греков утвердиться на восточном побережье Эгейского моря, сильная и могущественная Троя мешала в этом.(сл.18)



Припоминают миф о Троянском коне. (сл.20).

Основное содержание ответов:

1) поражение троянцев;

2) разорение и сожжение Трои.

IV этап: применение нового знания.

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Проводит контроль и коррекцию знаний в форме игры- викторины между командами.

Вопросы:

1.Когда началась Троянская война?

2. Сколько лет длилась война?

3. Кто возглавил греков в военном походе?

4. Имя принца, укравшего Прекрасную Елену?

5.Второе название Трои?

6.Полуостров, где находилась Троя?

7. Полуостров, где находились Микены?

8. Троянский царевич, руководивший обороной Трои?

9. Задание «Кот в мешке»: по изображению

( яблоко или конь) определить крылатое выражение с ним связанное и объяснить его значение.

V этап: рефлексия.

Организует и проводит самооценку обучающимися успеха/неуспеха учебной деятельности (сл.22)

Оценивают свои достижения с помощью цветных сигнальных карточек, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

Литература:

1. Арасланова О. В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и Ф. А. Михайловского. 2-е изд., исп. и доп. - М.: ВАКО, 2005

2. Годер Г. И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс: для учителей общеобразовательных учреждений /Г. И. Годер. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Ташкент, 1986 г.

4. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира. - М., 1994.





ПРИЛОЖЕНИЕ


1.Маршрутные листы для команд.


Маршрут вашей команды:

  • от острова Крит на север по Ионическому морю

  • Южная Греция

  • Горы на юго-востоке

  • Южнее Коринфа

  • Ваш город…

Маршрут вашей команды:

  • Пересечь Эгейское море на восток от Греции

  • Полуостров Малая Азия

  • Северо-западное побережье

  • Ваш город…

2. Тексты об открытиях Г. Шлимана.

Команда «Троя».

В 1868 г. Шлиман отправился на поиски древней Трои. Осенью 1871 года он начал здесь раскопки, которые производил на свои средства. Результатом раскопок было открытие на холме Гиссарлык семи сменявших друг друга городов. По мнению Шлимана на третьем уровне находилась легендарная Троя.

Команда «Микены».

Местонахождение Микен было известно: они располагались на полпути между Аргосом и Коринфским перешейком. В феврале 1876 года Генрих Шлиман устремился в Микены. В 1876 г. он начал раскопки и вскоре открыл двойное кольцо каменных плит, алтарь, несколько каменных стел с изображением сцен из военной жизни и пять гробниц.

© 2010-2022