Асы люфтваффе мифы и реальность

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Воздушная война на восточном фронте 1941-1945 гг., её особенности…7

2.Немецкие асы люфтваффе краткий обзор…………………………………...10

3. Советские летчики асы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг......................................................................................................................12

4.Методика подсчета побед в люфтваффе…………………………………...17

5. Разоблачение мифов о победах люфтваффе…………………….………..21

Заключение……………………………………………………………………..28

Использованная литература и источники……………………………………..29

Введение.

1Актуальность исследования. В последнее время в обществе и печати появилась устойчивый интерес к истории второй мировой войны и применению в ней авиации. Появляются многочисленные публикации по данной тематике в целом и попытки фальсификации истории в частности. В обществе началось переосмысление общественно политических процессов прошлого периода. Силами отдельных энтузиастов идет трудный процесс, сохранения истории авиации. К этому можно отнести: многочисленные работы исследователей занимающиеся данной тематикой.

Объектом исследования: являются процесс изучения истории Второй мировой войны, в период 1941-1945 годов

Предмет исследования: является изучения и осмысления источников показывающих действия авиации Германии и СССР на Восточном фронте, и проблемы изучения событий данного периода..

Территориальные рамки: охватывают территорию западной части СССР охваченной боевыми действиями 1941-1945гг. года. Именно данными территориальными рамками мы ограничиваем процесс изучения событий происходящие на указанной территории.

Хронологические рамки исследования период-1941-1945 год период интенсивных боевых действий. Данные хронологические рамки позволят нам исследовать проблему результативности советских, и немецких летчиков.

Целью исследования является исследование процессов, которые привели к началу такой кровопролитной войны и роли в ней непосредственно авиации противника, но и пропаганды. Кроме этого отметим прямую взаимосвязь между политикой, экономикой и авиационной отраслью в целом.

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи исследования:

  1. выделить этапы развития боевого мастерства наших пилотов и пилотов противника и их особенности;

  2. найти причинно-следственную связь между социально-политическими процессами в стране и отражением их на авиации в целом·

  3. Изучить материально- техническую базу авиации СССР и Германии.

Методологию составили как общенаучные, так и специальные методы научного исследования. Среди общенаучных методов наиболее широкое использование получили два главных принципа исторического исследования - объективность и историзм, основывающиеся на необходимости всестороннего анализа всей совокупности достоверных фактов, комплексном рассмотрении источников, предполагающем исключение политизированных и идеологизированных оценок. Использование методов системности, структурного, функционального и сравнительного анализа дало возможность глубже понять закономерности и тенденции функционирования и развития системы военного образования.

изученность темы. История применения авиации в Великой Отечественной войне привлекала внимание исследователей в разные исторические периоды. Многие эти исследования в большей степени были направлены на изучение военной авиации и применение авиации в ходе боевых действий. Причем эти издания были как правило очень информативными. Часто это были монографии они отражали описание какой либо конкретной проблемы или описание конкретного типа летательного аппарата. Например такое издание как: 1.БыковМ.Ю. «Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941- 1945 гг.»2 Вданом издании исследователь дает точку зрения отечественных историков на проблему освещения событий Великой отечественной войны. Другим ключевым изданием является исследование английского историка Майкла Спика, Спик. М. Асы Люфтваффе.3 В этом издании дается трактовка западных историков на проблемы изучения событий Великой отечественной войны.

Новизна работы заключается в следующем. По данному вопросу были изданы отдельные работы, но они были узконаправленны, освещали только свою сферу. Для написания данной работы была проведена систематизация исторического материала, были использованы относительно новые источники. Дело в том, что отдельные источники были под грифом «секретно», или «для служебного пользования. Не последняя роль была в том, что выпускались издания данной тематики очень ограниченным тиражом. Возможно, использованы далеко не все источники, причины указаны выше.

Источниковая база. Важное место заняли, историческая литература. А также не доступная ранее авиационно-техническая документация. Такие издания. Именно из этих источников мы берем информацию по событиям тех лет. Причем отдельные издания можно назвать уникальными. В данной работе отражены процессы в едином формате. Рассматриваем только военную авиацию. Применены отдельные периодические издания такие как журнал Авиамастер

Не обойдены вниманием и интернет ресурсы, которые содержат большое количество полезной информации. В этих источниках есть много информации о возрождении авиации.

Применены интернет ресурсы.

1 taiko2.livejournal.com пос 25.05.2013

2. AirPages пос 25.05.2013.4

3. ruknights.ru . Пос.24.05.2013.

4. oboznik.ru пос24.05.135

5. mifov.net пос 25.05.13

Данные порталы содержат большое количество интересующих нас материалов. Содержит большое количество фотографий как авиационной тематики.

airwar.ru/ Авиационная энциклопедия рассказывающий о различных типах авиационной техники. В том числе о авиатехнике которая интересует нас в рамках темы исследовательской работы.

Практическая значимость. Практической значимостью данного вопроса является следующее. Изучение опыта прошлого совершенствования практики настоящего, и сохранение и приумножение наработанного материала, дать четкий ответ различным фальсификаторам истории. Данное исследование полностью или частично может использоваться на уроках военно - технических дисциплин в кадетских классах.

Структура работы построена по хронологическому принципу. Весь период разбит на пять частей:

Воздушная война на восточном фронте 1941-1945 гг., её особенности.

Немецкие асы люфтваффе краткий обзор.

Советские летчики асы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг

Методика подсчета побед в люфтваффе.

Разоблачение мифов о победах люфтваффе.

Такая структура позволит нам более полно изучить проблему

1. Воздушная война на Восточном фронте 1941-1945 гг., её особенности.

Тема, широко представленная в зарубежной (а в последнее время и в нашей) печати. Основная мысль: советские асы времен Великой Отечественной войны - не такие уж и асы, а вот германские - те, да…

В доказательство обычно приводятся данные из западных источников, по которым лучший немецкий ас - Эрих Хартманн - сбил 352 самолета, а его сотоварищи - от двухсот до трехсот. В то же время лучшие из наших летчиков Кожедуб и Покрышкин сбили соответственно 62 и 59 самолетов противника.

Сразу оговорюсь, что вести речь о точном числе сбитых Хартманном самолетов не приходится, уже хотя бы потому, что ни один из сбитых им самолетов не был подтвержден фотоконтролем, меж тем полностью отрицать приведенные данные - тоже неверно. Причиной же столь высоких результатов его побед следует считать тот метод, благодаря которому Хартманну удалось добиться столь внушительных результатов: сбивал сей ас преимущественно истребителей (по уточненным данным ему приписывается: 303 истребителя , 30 штурмовиков Ил-2, 15 срединих двухмоторных бомбардировщиков, 3 связных самолета, и 1 не идентифицированный), при этом излюбленной его тактикой был удар из засады. Используя мощный двигатель своего Bf-109G, Хартманн атаковал по вертикали из слепой зоны противника, либо сверху в крутом пике. Его любимым приемом был огонь с короткой дистанции и стремительный отрыв от возможного преследования противника.6 В т.н. "собачь свалки" - бой с охранительным соединением бомбардировщиков, Хартманн предпочитал вообще не ввязываться, т.е. стремительно отстрелялся и столь же стремительно оторвался от возможного преследования - именно данная тактика позволила ему и показать столь внушительные результаты и потеряв за войну 14 самолетов, самому ни разу не быть даже раненым. Необходимо таже иметь ввиду, что Люфтваффе использовало свои ВВС значительно интенсивнее, чем это было в Советской армии (в крупных боевых операциях немецкие летчики совершали до 6 боевых вылетов за день), в итоге тот же Эрих Хартманн совершил в общей сложности 1404 боевых вылета (по иным данным - 1425), Герхард Баркхорн - 1104, Вальтер Крупински (197 побед) - 1100, тогда как, к примеру, Кожедуб, лишь 330. Т.е. если соотнести число вылетов с числом побед, показатели получаются абсолютно сопоставимыми: 4-5 вылетов на 1 победу и в Люфтваффе и в советских ВВС.

Впрочем, цифры количества самолетов, сбитых нашими летчиками, тоже вызывают сомнения. Историки утверждают, что в отличие от немецких, советские напротив - сильно занижены. К примеру боевые товарищи Покрышкина утверждали, что в последний год войны он уже просто не считал свои победы, да и зачастую записывал их на счет своих подчиненных и друзей.

А другой советский ас - Виталий Иванович Попков, сбивший 47 немецких самолетов и послуживший прототипом сразу двух героев фильма «В бой идут одни старики» - командира эскадрильи Титаренко и новобранца Кузнечика, рассказывал, что за 16 сбитых самолетов давали Звезду Героя, а за 24 - вторую. Те же, кто набирал это количество, впоследствии просто «отдавали» очки ведомым. Вот и получилось, что в полку у Попкова было 11 Героев Советского Союза.

Если же сравнивать количество сбитых самолетов и количество боевых вылетов, то лучшим среди наших летчиков будут отнюдь не Кожедуб и не Покрышкин. Среди оставшихся в живых летчиков лучший показатель отмечен у майора Николая Гулаева - 57 личных побед в 240-а боевых вылетах. Жаль, что ныне это имя мало кому известно…

7

Речь пойдёт об одном из устойчивых мифов Второй мировой войны - мифе о тотальном превосходстве немецких пилотов над своими противниками. Например, английские историки Р. Толивер и Т. Констебл пишут: «...лучшие летчики Второй мировой воевали в рядах люфтваффе... Первую десятку асов люфтваффе возглавляют Эрих Хартман и Герхард Баркхорн, одержавшие более 300 воздушных побед каждый. Далее Толивер и Констебл утверждают: «В рядах самих немецких пилотов имеется четкое различие между победами на Русском фронте и победами на Западе. Пилот с сотней сбитых английских или американских машин стоял гораздо выше на иерархической лестнице, чем летчик, одержавший двести побед против русских. Немцы обычно объясняют это тем, что лучшие пилоты находились на западе».i

Здесь надо отметить различные подходы к применению авиации. Если в РККА главной задачей было сопровождение и прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков ил-2. То в люфтваффе допускалось использование тактики свободной охоты в виде тактической еденицы пары ,и в объективности действий данного вида боевой еденицы можно сомневаться. О том же пишут некоторые российские историки авиации. Вот пример: «...командование люфтваффе считало, что легче сбивать русские самолеты на Восточном фронте, чем сражаться с "Мустангами", "Тандерболтами" и "Москито" на Западе...».8

Но как тогда быть с тем, что лучший английский ас - полковник Д.Джонсон сбил всего 38 немецких самолётов, а лучший французский ас - лейтенант (подполковник английских ВВС) П. Клостерман сбил всего 33 немецких самолёта. В то время как Иван Никитич Кожедуб, летая исключительно на советских самолётах, с 1943 года сбил 62 немецких самолёта. Как быть с тем, что в Королевских воздушных силах Великобритании всего 3 (три) лётчика сбили по 32 самолёта и более, а в советских ВВС таких пилотов было 39 (тридцать девять). К этому надо добавить, что британские и французские союзники сражались с немцами в полтора раза больше по времени, чем лётчики РККА.

Как быть с признанием Герда Баркхорна в книге «Хорридо»: «...В начале войны русские летчики были неосмотрительны в воздухе, действовали скованно, и я их легко сбивал неожиданными для них атаками. Но все же нужно признать, что они были намного лучше, чем пилоты других европейских стран, с которыми нам приходилось сражаться».

9

2.Немецкие асы люфтваффе краткий обзор

Есть мнение, что асы люфтваффе, которые воевали на Восточном фронте, были «ненастоящими» - оно появилось ещё в годы «холодной войны» и время от времени появляется и в современное время. Уж очень оно хорошо вписывается в «черный миф» об «отсталости» русских. Согласно этому мифу, «русские фанеры» с «плохо обученными» сталинскими соколами было намного легче сбивать, чем англо-саксонских пилотов на «Спитфайрах» и «Мустангах». Когда же асов с Восточного фронта перебрасывали на Западный фронт, они быстро гибли.

Основанием для таких измышлений стала статистика по ряду пилотов: так, Ганс Филипп, пилот-ас из 54-й истребительной эскадры «Зелёные сердца», одержал около 200 воздушных побед, 178 из них на Восточном фронте и 29 на Западном фронте. 1 апреля 1943 года его назначили командиром 1-й истребительной эскадры в Германии, 8 октября 1943 года он сбил один бомбардировщик и был сбит, погиб. За 6 месяцев он смог сбить только 3 самолета противника. Есть и другие подобные примеры: первый ас Рейха Э. Хартманн сбил всего 7 (по другим данным 8) истребителей ВВС США Р-51"Мустанг" над Румынией и в небе над Германией (всего 352 победы). Герман Граф - 212 побед (202 на Востоке, 10 на Западе). Вальтер Новотны сбил 258 самолетов, из них на Востоке - 255. Правда, Новотны большую часть времени на Западе осваивал новый реактивный Me-262, борясь с его недостатками, отрабатывая тактику его применения.

Но есть и другие примеры, когда немецкие асы вполне успешно воевали на обоих фронтах, так, Вальтер Даль - всего 128 побед (77 - Восточный фронт, 51 - Западный фронт), причём на Западе он сбил 36 четырехмоторных бомбардировщиков. Равномерное распределение побед на Западе и Востоке характерно для асов люфтваффе. Всего он одержал 192 победы, из них 61 победа в Северной Африке и на Западном фронте, включая 34 бомбардировщика В-17 и В-24. Ас Эрих Рудорфер сбил 222 самолета, из них 136 на Восточном фронте, 26 самолетов в Северной Африке и 60 на Западном фронте. Ас Херберт Илефельд всего сбил 132 самолета: 9 в Испании, 67 на Восточном фронте и 56 на Западном фронте, включая 15 бомбардировщиков В-17.10

Некоторые немецкие асы успешно воевали на всех фронтах и на всех типах самолетов, так, Хайнц Бэр одержал 220 побед в воздухе: 96 побед на Восточном фронте, в Северной Африке одержал 62 победы, Бэр сбил примерно 75 английских и американских самолетов в Европе, из них 16, пилотируя реактивный Me 262.11

Были пилоты, которые на Западе одержали больше побед, чем на Востоке. Но говорить о том, что сбивать англо-саксов было легче, чем русских, также глупо, как и обратное. Герберт Ролльвейг из 102 сбитых самолетов, только 11 сбил на Восточном фронте. Ханс "Асси" Хан одержал 108 побед, из них в боях на Востоке - 40. Он был одним из ведущих пилотов в битве за Британию во 2-й истребительной эскадре; на Востоке воевал с осени 1942 года, 21 февраля 1943 года из-за отказа двигателя (возможно, после атаки старшего лейтенанта П.А. Гражданинова из 169-го истребительного авиаполка) совершил вынужденную посадку, после этого 7 лет провёл в советском плену.

Командир 27-й истребительной эскадры Вольфганг Шеллманн - 12 побед в небе Испании (второй по результативности ас «Легиона Кондор»). К началу войны с Советским Союзом имел 25 побед, считался специалистом по манёвренному бою. 22 июня 1941 года в 3.05 «мессеры» 27 истребительной эскадры во главе с Шеллманном поднялись в воздух, они получили приказ нанести штурмовые удары по советским аэродромам в районе города Гродно. Для этого на "Мессершмитты" были подвешены контейнеры с осколочными бомбами SD-2Также надо учесть разницу в воздушных боях на Западе и Востоке. Восточный фронт был растянут на сотни километров и «работы» было много, истребительные эскадры люфтваффе бросали из боя в бой. Были дни, когда 6 вылетов были нормой. К тому же на Востоке воздушный бой обычно заключался в том, что истребители немцев атаковали сравнительно небольшую группу ударных самолетов и их прикрытие (если было), обычно асы немцев могли достигнуть численного преимущества над эскортом «бомберов» или штурмовиков.12

На Западе же разыгрывались настоящие «воздушные сражения», так, 6 марта 1944 года Берлин атаковали 814 бомбардировщиков под прикрытием 943 истребителей, они находились в воздухе почти весь день. Плюс они были сосредоточены в сравнительно небольшом пространстве, в итоге получалось нечто похожее на «генеральное сражение» атакующей стороны и истребителей ПВО. Немецким истребителям приходилось атаковать плотную группу самолетов, на Восточном фронте такие бои были редкостью. Немецкие пилоты-истребители были вынуждены не искать «добычи» как на Востоке, а играть по чужим правилам: атаковать «летающие крепости», в это время истребители англо-саксов могли «подловить» их самих. Жесткое сражение, без возможности сманеврировать, отойти. Поэтому англо-американским ВВС было легче использовать своё численное преимущество.13

3. Советские летчики асы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В царской России, а затем и во вновь созданных ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии понятие "ас" употреблялось достаточно редко, да и подразумевалось под ним нечто иное, чем в остальном мире. Если за рубежом асами называли пилотов, имевших, прежде всего, весомый личный счет сбитых вражеских самолетов, то в отечественной ли-тературе и прессе термин "асс" (первое время писали именно так, с двумя "с") обозначал, как правило, отчаянного храбреца, сорвиголову. Возможно, не в последнюю очередь это было связано с малой интенсивностью воздушных боев (а следовательно - и с небольшим количеством сбитых самолетов) как на Восточном фронте Первой мировой войны, так и на фронтах войны Гражданской. Однако, к сожалению, через 20 лет после окончания Первой мировой недостатка в воздушных боях у советских летчиков уже не ощущалось…14

Начиная с осени 1936 года, когда на помощь республиканскому правительству Испании в начавшейся Гражданской войне было решено отправить советских добровольцев, последовала целая череда больших и малых войн и конфликтов - Китай, Халхин-Гол, Польша, Финляндия, - в которых пилоты ВВС РККА оттачивали свое мастерство. Уже по результатам этих боев появились первые советские асы в привычном для нас понимании этого слова, с несколькими сбитыми самолетами противника на счету. Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, количество результативных летчиков-истребителей стало измеряться сотнями и тысячами - такой масштабной воздушной войны с огромным количеством участвовавших в ней авиационных частей и соединений история не знала до нынешних времен. Именно советским летчикам-асам, одержавшим 10 и более личных побед в 1941-1945 годах, и посвящено настоящее справочное издание.

Что же понимается под воздушной победой? Победой, или, если быть точнее, "засчитанной" или "подтвержденной победой", является самолет противника, сбитый согласно докладу пилота-истребителя (то есть "заявленный"), подтвержденный свидетелями и утвержденный вышестоящими инстанциями - штабом авиационного полка, дивизии и т. д. Для подтверждения воздушной победы требовалось предъявить свидетельства других летчиков - участников боя, наземных очевидцев, "вещественные доказательства" в виде обломков сбитого самолета, фотографии с места его падения или снимков фотопулемета. Видоизменяясь в течение войны на бумаге, эти требования в целом кочевали из приказа в приказ. Для примера можно привести выдержку из "Положения о наградах и премиях для личного состава военно-воздушных сил Красной 15Армии, Авиации Дальнего Действия, истребительной авиации ПВО, ВВС Военно-Морского Флота за боевую деятельность и сохранение материальной части", подписанного командующим ВВС КА маршалом авиации Новиковым 30 сентября 1943 г.:

"Сбитие в воздушном бою или уничтожение на земле самолетов, а также нанесенный ущерб противнику засчитывать при одном из следующих показателей:

а) при наличии письменного подтверждения от наземных войск, кораблей, партизанских отрядов или донесений агентуры;

б) при наличии письменного подтверждения от местного населения, заверенного местными органами власти;

в) при наличии фотоснимков, подтверждающих сбитие самолета или нанесенный другой ущерб противнику;

г) при наличии подтверждения от постов ВНОС и других систем наведения и оповещения;

д) при наличии письменного подтверждения двух и более экипажей самолетов, действовавших в данной группе, или экипажа, высылаемого с целью контролирования успешного бомбометания при условии невозможности получить другого вида подтверждения;

е) личный рапорт одиночного охотника-истребителя или штурмовика-торпедоносца по утверждении его командиром авиаполка…" (1)

Следует обратить внимание на слова "при одном из следующих показателей" . Реальность воздушной войны оказалась такова, что необходимым и достаточным условием для занесения на счет истребителя победы было свидетельство других летчиков - именно по этому критерию официально подтверждено подавляющее большинство воздушных побед не только советских истребителей, но и летчиков других стран - участников войны. 16

Все другие виды доказательств играли роль в различного рода спорных ситуациях, когда, допустим, летчик вел бой в одиночку. Кроме того, достоверность всех остальных свидетельств чаще всего была невысокой, а иногда они были просто технически невозможны. Доклады наземных наблюдателей зачастую были лишены практической ценности, так как, даже если бой и происходил непосредственно над наблюдателем, определить, кем конкретно сбит самолет, какого типа, и даже установить его принадлежность было достаточно проблематично. Кроме того, значительная часть воздушных схваток происходила за линией фронта либо над морем, где свидетелей попросту не было. По тем же причинам очень часто невозможно было предъявить и обломки поверженного противника - сбитые самолеты падали в реки и болота, в лесные массивы, за линию фронта. Найденные же нередко разрушались при падении до такой степени, что их идентификация была невозможна. Фотопулеметы на советских истребителях практически до самого конца войны устанавливались в крайне малых количествах, а при наличии таковых очень часто к ним не было расходных материалов - пленки, реактивов для проявления и т. д. Да и проявленные кадры в большинстве случаев не позволяли однозначно подтвердить факт уничтожения, фиксируя лишь нахождение противника в прицеле или попадания по нему.

Естественно, "подтвержденная победа" по множеству разных причин в ряде случаев, если не в большинстве - это совершенно не одно и то же, что реально сбитый самолет противника. На объективность донесений летчиков, как авторов победы, так и ее свидетелей, не в лучшую сторону влияли сами условия динамичного группового воздушного боя, проходившего с резкими изменениями скоростей и высот - в такой обстановке следить за судьбой поверженного врага было практически невозможно, а зачастую и небезопасно, так как шансы самому тут же превратиться из победителя в побежденного были очень высоки. Кроме того, нельзя не принимать во внимание пресловутый "человеческий фактор" - достаточно распространены были подтасовки результатов боев по различным причинам (попытки "пустить пыль в глаза" командованию, скрыть собственные неудачные действия и высокие потери, желание получить награду и т. п.). В качестве иллюстрации можно привести характерную цитату из телеграммы командующего 16-й Воздушной армией С.И. Руденко, направленной им командирам 1-й гвардейской, 234-й, 273-й и 279-й иад после первых дней Курской битвы: "За все дни сбито мизерное количество бомбардировщиков, а истребителей "набили" столько, сколько их и не было у противника. … Пора, товарищи летчики, прекратить позорить советских истребителей" .

Вполне понятно, что множество засчитанных по всем правилам на счета летчиков "сбитых" вражеских самолетов, зачастую абсолютно невредимые, благополучно возвращались на свои аэродромы. В свою очередь, в некоторых случаях картина могла быть обратной: атакованный самолет, падение которого не наблюдалось, не заносился на 17боевой счет истребителей как сбитый, тогда как на самом деле он из-за полученных в бою повреждений где-то падал или совершал вынужденную посадку на нашей территории. Однако подобных эпизодов было неизмеримо меньше, чем описанных выше. В среднем соотношение записанных на счета летчиков и реально уничтоженных самолетов для всех ВВС воюющих сторон колебалось в пределах 1:3-1:5, доходя в периоды грандиозных воздушных сражений до 1:10 и более.

Поэтому установление количества реально уничтоженных вражеских самолетов даже для отдельно взятого пилота является очень сложной задачей, а составление глобальной картины в целом по советским ВВС для небольшого коллектива исследователей становится практически нереальным. Необходимо также остановиться на классификации воздушных побед, принятой в ВВС Красной Армии. В советской истребительной авиации, в отличие от союзников СССР по антигитлеровской коалиции (Великобритании и США), не было принято считать воздушные победы, одержанные в групповых боях, в дробных числах. Существовало только две категории сбитых самолетов противника - "лично" и "в группе" (правда, иногда в последнем случае, но далеко не всегда, присутствовало уточнение - "в паре", "звеном"). Однако, предпочтения, к какой категории отнести заявку на сбитый самолет, с ходом войны существенно менялись. В начальный период боевых действий, когда удачно проведенных воздушных схваток было гораздо меньше, чем поражений, а неумение наших летчиков взаимодействовать в бою стало одной из главных проблем, всячески поощрялся коллективизм. Вследствие этого, а также для поднятия боевого духа пилотов, все (или почти все) заявленные сбитыми в воздушном бою самолеты противника нередко заносились как групповые победы на счет всех участников боя, вне зависимости от их количества. Кроме того, такая традиция действовала в ВВС РККА со времен боев в Испании, на Халхин-Голе и в Финляндии. Позже, с накоплением боевого опыта и с появлением четко привязанной к количеству сбитых самолетов на счету летчика-истребителя системы награждений и денежных поощрений, предпочтение стало отдаваться личным победам. На системе поощрений успешных действий авиации ВВС КА, включавшей в себя наградную систему и систему денежных выплат, стоит остановиться подробнее. Если в начальный период войны системы поощрений как таковой попросту не существовало, то уже к середине 1942 года она была достаточно четко выработана. Для летчиков-истребителей эта система была ориентирована, прежде всего, на уничтожение ударной авиации противника - так, в приказе Народного комиссара обороны И.В. Сталина от 17 июня 1942 г. размеры денежных выплат разграничивались в зависимости от типа уничтоженного вражеского самолета - если за сбитый истребитель автор победы получал 1000 рублей, то за бомбардировщик платили вдвое больше (ранее размер выплат был единым).18

Также в приказе оговаривалось, что летчик, сбивший 5 бомбардировщиков противника, представлялся к присвоению звания Герой Советского Союза - истребителей для получения "Звезды" надо было "настрелять" в два раза больше.19

По мере того, как советские летчики чувствовали себя в небе все увереннее, "нормативы" сбитых самолетов на представление к наградам росли и окончательно была закреплены в сентябре

Также было регламентировано представление к наградам и денежным выплатам за успешные боевые вылеты на сопровождение ударной авиации и прикрытие объектов:

"…За боевые вылеты на сопровождение штурмовиков, бомбардировщиков, минно-торпедной авиации, разведчиков и корректировщиков, а также за боевые вылеты на прикрытие боевых порядков наземных войск на поле боя, морских баз, коммуникаций и других объектов: к первой награде - за 30 успешных боевых вылетов; к последующим наградам - за каждые следующие 30 успешных боевых вылетов. За боевые вылеты на штурмовые действия и разведку войск противника: к первой награде - за 20 успешных боевых вылетов; к последующим наградам - за каждые следующие 30 успешных боевых вылетов Отдельные выплаты и награды полагались за уничтожение наземных целей, а также ведомым результативных летчиков и командирам всех уровней за успешные действия вверенных им подразделений. Оговаривалось, что в случае групповой победы премиальные деньги должны быть равномерно разделены между участниками.

Несмотря на четко оговоренные условия представления к наградам, бывали исключения, и достаточно часто. Иногда на первое место выходил фактор личных отношений между летчиком и командованием, и тогда представление к награждению "строптивого" аса могли "придерживать" достаточно долго, а то и вовсе "забыть" про него. Еще более частыми были случаи, когда летчики не награждались по причине того, что в чем-то "проштрафились", и сбитые ими самолеты шли как бы в счет "погашения" судимостей и наложенных взысканий. Нередкими были и обратные ситуации, когда самую высокую награду пилот мог получить за какое-то значительное разовое достижение, ничем не проявив себя ни до него, ни после, и тогда появлялись "герои одного подвига". Кроме того, согласно воспоминаниям ветеранов, бывало и так, что командование, преследуя цели престижа части или соединения, искусственно "делало" Героя, намеренно записывая кому-то одному лично победы, одержанные в группе (или даже самолеты, сбитые индивидуально другими летчиками).

При сопоставлении наград каждого пилота с количеством засчитанных ему побед необходимо учитывать, что специфика применения истребительной авиации предоставляет воздушным бойцам неравные условия для самореализации. Не все летчики-истребители имели возможность отличиться - гораздо меньше шансов для наращивания боевого счета имели истребители ПВО и летчики, занимавшиеся в основном сопровождением ударных самолетов, а также специалисты по воздушной разведке (в ВВС КА во время войны существовал ряд авиационных полков, номинально остававшихся истребительными, но на деле выполнявших в основном разведывательные функции - 31-й гиап, 50-й иап и др.). 20

4. Методика подсчета побед в люфтваффе

Любопытно, что на Восточном фронте в начале войны Дубовые Листья к Рыцарскому Кресту давались летчику за 40 «побед» (сбитых самолетов???), но уже в 1942 г. - за 100, в 1943 - за 120, а к концу 1943 - за 190. Это как понять?

Ясно, что в начале войны наши лётчики были готовы намного хуже, чем немецкие, но затем подготовка резко улучшилась. Об этом пишут в мемуарах и наши ветераны и немецкие. Подготовка же немецких пилотов становилась всё хуже и хуже. - Об этом также пишут21 сами немецкие ветераны. Ряд авторов выдвигают предположение: немцы занимались приписками, преувеличивая потери противной стороны. Для таких предположений существуют основания.22

Известно, что для награждения Рыцарским Крестом требовалось 40 "побед". А немецкие летчики Западного фронта Х. Лент и Г. Ябс получили эти Кресты, сбив 16 и 19 самолетов. Это действительно самолеты, а не «победы», поскольку в биографиях пилотов даны марки сбитых самолетов. То есть, 40 баллов или 40 "побед" реально означали 16-19 сбитых самолета.

Другой факт: в середине войны в боях на Кубани наша авиация в воздушных боях, от огня наземного противника и по другим причинам потеряла 750 самолетов (из них 296 истребителей). А немецкие асы в это время заполнили акты на сбитые ими на Кубани 2280 наших самолетов. А можно ли верить нашей статистике? Может быть и советскую статистику надо сокращать? Сокращать ее уже некуда. К примеру, Покрышкин считал, что сбил 70 самолетов, но ему считают, все же только 59.Не случайно летчик-истребитель Василий Сталин за войну из старшего лейтенанта стал генерал-лейтенантом, но сбитых самолетов у него числилось всего 3 (три). Если бы в ВВС СССР существовали приписки сбитых самолетов (не в Совинформбюро - там их приписывали беспощадно), то уж Василию Сталину приписали их хотя бы для того, чтобы сделать его асом.

Кроме того, нельзя не обратить внимание и на немецкую методику подсчета сбитых машин с помощью кинофотопулеметов: если трасса - по самолету, считалось, летчик одержал победу, хотя часто машина оставалась в строю. Известны сотни, тысячи случаев, когда поврежденные самолеты возвращались на аэродромы. Когда же добротные немецкие кинофотопулеметы отказывали, то счет велся самим пилотом. Западные исследователи, когда заводят речь о результативности летчиков люфтваффе, часто применяют фразу "по утверждению пилота".

К примеру, Хартманн заявил, что 24 августа 1944 г. сбил 6 самолетов за один боевой вылет, но других подтверждений этому нет.

А вот, что вспоминал известный советский ас, ставший прообразом сразу двух героев фильма «В бой идут одни старики» - «Маэстро» и «Кузнечика», дважды Герой Советского Союза В.И.Попков: «...с асом ... Графом, сбившим более пяти самолётов под Сталинградом, - сам он был сбит там же, - мы разговаривали в купе поезда, когда ехали в Волгоград. А в том купе мы заодно проверили по "гамбургскому счёту" количество самолётов, сбитых немецким пилотом. Их оказалось 47, а не 220…»

Для чего понадобились подобные приписки? Прежде всего, для того, чтобы оправдать большое число потерь со своей стороны.В России люфтваффе несли огромные потери. С момента нападения на Советский Союз по 31 декабря 1941 года боевые потери фашистской авиации на Востоке составили 3827 самолётов (82% потерь). Начались "... трудности с восполнением, потерь кто-то должен был нести ответственность. Первым "козлом отпущения" стал генерал Удет, отвечавший в имперском министерстве авиации за производство самолетов. Не выдержав тяжести свалившихся на него обвинений, 17 ноября 1941 года Удет застрелился".

Вот лишь некоторые данные о потерях люфтваффе на Восточном фронте.

С 1 декабря 1942 года по 30 апреля 1943 года (за пять месяцев) германские ВВС недосчитались 8810 самолетов, в том числе 1240 транспортных, 2075 бомбардировщиков, 560 пикировщиков, 2775 истребителей. За период с 17 апреля по 7 июня 1943 года (за месяц и двадцать дней), противник потерял почти 1100 самолетов, более 800 из них были уничтожены в воздухе.23

За период с 5 июля по 23 августа 1943 года (за месяц и 18 дней) на советско-германском фронте гитлеровцы потеряли 3700 самолетов. Это была катастрофа, и, думается, многие руководители люфтваффе понимали ее последствия. Так, генерал Ешоннек, не дожидаясь "оргвыводов" за провал своей миссии в Курском сражении, 18 августа покончил с собой.24 Система подсчета воздушных побед люфтваффе предполагала один сбитый самолет, точно определенный фотокинопулеметом или одним или двумя другими свидетелями. При этом самолет записывался на личный счет только в том случае, если он был зафиксирован разрушившимся в воздухе, объятый пламенем, покинутым своим пилотом в воздухе или зафиксировано его падение на землю и разрушение. 25

Для оформления победы летчик люфтваффе заполнял заявку, состоящую из 21 пункта.

В ней указывалось:

1. Время (дата, час, минута) и место падения самолета.

2. Имена членов экипажа, подавших заявку.

3. Тип уничтоженного самолета.

4. Национальная принадлежность противника.

5. Сущность причиненных разрушений: 26

Подписывал анкету командир эскадрильи. Основными пунктами были 9 (свидетели) и 21 (другие подразделения).

К заявке прилагался личный рапорт пилота, в котором сначала он указывал дату и время взлета, преддверие и начала боя, а потом лишь заявлял о победах и перечислял их от времени начала атаки, включая высоту и дальность. Потом указывал сущность разрушений, характер падения, свое наблюдение и зафиксированное время.

К рапорту о сбитом самолете прикладывался доклад о проведенном бое, написанный свидетелем или очевидцем. Все это позволяло перепроверить сообщения пилота о победе. Командир группы или эскадры после получения рапортов других летчиков, данных с наземных постов наблюдения, расшифровки пленок фотокинопулемета и т.п. писал на бланке свое заключение, которое, в свою очередь, служило основанием для официального подтверждения или не подтверждения победы. В качестве официального признания своей победы пилот люфтваффе получал специальное свидетельство, в котором были указаны дата, время и место боя, а также тип сбитого им самолета. Если верить источникам Германии, то немцы не делили побед. «Один пилот - одна победа», - гласил их закон. Например, пилоты союзников делили победы так: если два пилота вели огонь по одному самолету и он был сбит, каждый из них записывал по половинке.

Как показали дальнейшие события Великой Отечественной войны, фашистская Германия так и не смогла восполнить понесенные авиацией потери. Ответ ясен - с целью пропаганды на Восточном фронте немецким летчикам разрешались приписки. Причем не на какие-нибудь 10 - 20%, а в несколько раз. А чтобы их Дубовые Листья с Мечами не называли на Западе Салатом с Ложкой и Вилкой, количество «сбитых» самолетов, необходимое для награды на Востоке, все время повышалось как по отношению к сбиваемым самолетам на Западе, так и просто по мере оценки командованием величины приписок. Коэффициент приписок можно оценить. В середине войны в боях на Кубани наша авиация в воздушных боях от огня наземного противника и по другим причинам потеряла 750 самолетов (из них 296 истребителей). А немецкие асы в это время заполнили анкеты на сбитые ими на Кубани 2280 наших самолетов. Поэтому мы не ошибемся, если цифры «блестящих» побед немецких летчиков на Восточном фронте будем делить на числа от трех до шести, - ведь это и немецкое командование делало, когда их награждало.

«На североафриканском театре военных действий известен случай, когда «звено экспертов» в составе командира эскадрильи 4/JG-27 обер-лейтенанта Фогеля и его27ведомых менее чем за месяц в августе 1942 года сбило 65 самолетов противника. Действовали они просто: вылетали четверкой, расстреливали боезапас в песок, а после посадки докладывали о «сбитых» вражеских самолетах. В любой армии мира такие «победы» обернулись бы трибуналом, но в Люфтваффе, когда их действия были раскрыты, пилотов всего-навсего разбросали по разным боевым частям, а «победы», утвержденные в Берлине, так и остались на их счету. Таким образом, обыкновенные приписки побед «экспертами-охотниками» выглядели детской забавой.»

А на Западе с приписками дело обстояло непросто. Представьте, что упомянутый Рудорффер объявил бы, что он за 17 минут сбил 13 английских самолетов над Берлином, а Геббельс объявил бы об этом по радио. Его бы высмеяли как немцы, так и англичане в радиопередачах на Германию. На Западе прямо приписывать было рискованно, хотя этого риска немецкие летчики и на Западном фронте не боялись. Там поступали по-другому.

5. Разоблачение мифов о победах люфтваффе.

. Самой популярной стала тема Великой Отечественной войны - неискушенный советский человек был потрясен результатами немецких асов - танкистов, подводников и, особенно, Собственно, проблема в следующем: 104 немецких летчика имеют счет 100 и более сбитых самолетов. Среди них - Эрих Хартманн (352 победы) и Герхард Баркхорн (301), показавшие совершенно феноменальные результаты. Более того, свои все свои победы 28Харманн и Баркхорн одержали на Восточном фронте. И они не были исключением - Гюнтер Ралль (275 побед), Отто Киттель (267), Вальтер Новотны (258) - тоже воевали на советско-германском фронте.

В это же время, 7 лучших советских асов: Кожедуб, Покрышкин, Гулаев, Речкалов, Евстигнеев, Ворожейкин, Глинка смогли преодолеть планку 50 сбитых самолетов противника. Например, Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб уничтожил в воздушных боях 64 немецких самолета (плюс 2 сбитых по-ошибке американских «Мустанга»). Александр Покрышкин - летчик, о котором, согласно легенде, немцы предупреждали по радиосвязи: «Ахтунг! Покрышкин ин дер люфт!», записал на свой счет «всего» 59 воздушных побед. Примерно столько же побед имеет малоизвестный румынский ас Константин Контакузино (по разным данным, от 60 до 69). Другой румын - Александру Сербанеску сбил на Восточном фронте 47 самолетов (еще 8 побед остались «неподтвержденными»).

Гораздо хуже ситуация у англосаксов. Лучшими асами стали МармадюкПеттл (около 50 побед, ЮАР) и Ричард Бонг (40 побед, США). Всего 19 британским и американским пилотам удалось сбить более 30 самолетов противника, при этом англичане и американцы воевали на лучших в мире истребителях: неподражаемом P-51 «Мустанг», P-38 «Лайтнинг» или легендарном «Супермарин Спитфайр»! С другой стороны, лучшему асу Королевских ВВС повоевать на таких замечательных самолетах не довелось - все свои полсотни побед МармадюкПеттл одержал, летая сначала на старом биплане «Гладиатор», а потом на неуклюжем «Харрикейне».

Немецкий Мересьев и его «Штука»В качестве интересного примера предлагаю рассмотреть невероятную историю летчика бомбардировочной авиации Ганса-Ульриха Руделя. Этот ас известен меньше, чем легендарный Эрих Хартманн. Рудель в воздушных боях практически не участвовал, вы не найдете его имени в списках лучших истребителей.

Рудель знаменит тем, что совершил 2530 боевых вылетов. Пилотировал пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87», в конце войны пересел за штурвал «Фокке-Вулф 190». За свою боевую карьеру уничтожил 519 танков, 150 САУ, 4 бронепоезда, 800 грузовиков и автомобилей, два крейсера, эсминец и тяжело повредил линкор «Марат». В воздухе сбил два штурмовика Ил-2 и семь истребителей. Шесть раз приземлялся на территории противника, чтобы спасти экипажи подбитых Юнкерсов. Советский Союз назначил вознаграждение 100 000 рублей за голову Ганса-Ульриха Руделя.

Ответным огнем с земли он был сбит 32 раза. В конце-концов, Руделю оторвало ногу, но пилот продолжал летать на костыле до конца войны. В 1948 году сбежал в Аргентину, где подружился с диктатором Пероном и организовал кружок альпинизма. Совершил восхождение на высочайшую вершину Анд - г. Аконкагуа (7 километров). В 1953 году вернулся в Европу и поселился в Швейцарии, продолжая нести чепуху о возрождении Третьего Рейха.

Вне всякого сомнения, этот незаурядный и противоречивый пилот был крутым асом. Но у любого человека, привыкшего вдумчиво анализировать события, должен возникнуть один важный вопрос: каким образом было установлено, что Рудель уничтожил именно 519 танков?(1)

Разумеется, никаких фотокинопулеметов или камер на Юнкерсе не было. Максимум, что мог заметить Рудель или его стрелок-радист: накрытие колонны бронетехники, т.е. возможное повреждение танков. Скорость выхода из пикирования Ю-87 более 600 км/ч, перегрузки при этом могут достигать 5g, в таких условиях что-либо точно рассмотреть на 29земле нереально С 1943 года Рудель пересел на противотанковый штурмовик Ю-87G. Характеристики этого «лаптежника» просто омерзительны: макс. скорость в горизонтальном полете - 370 км/ч, скороподъемность - около 4 м/с. Главным оружием самолета стали две пушки ВК37 (калибр 37 мм, темп стрельбы 160 выстр./мин), с боекомплектом всего 12 (!) снарядов на ствол. Мощные орудия, установленные в крыльях, при стрельбе создавали большой разворачивающий момент и так раскачивали легкий самолет, что стрельба очередями была бессмысленна - только единичные снайперские выстрелы.

А вот забавный отчет о результатах полигонных испытаний авиационной пушки ВЯ-23: в 6 вылетах на Ил-2 пилоты 245-го штурмового авиполка, при общем расходе 435 снарядов 30добились 46 попаданий в танковую колонну (10,6 %). Надо полагать, что в реальных боевых условиях, под интенсивным зенитным огнем, результаты будут гораздо хуже. Куда уж там немецкому асу с 24 снарядами на борту «Штуки»!Далее, попадание в танк еще не гарантирует его поражение. Бронебойный снаряд (685 грамм, 770 м/с), выпущенный из пушки ВК37, пробивал 25 мм брони под углом 30° от нормали. При использовании подкалиберного боеприпаса, бронепробиваемость увеличивалась в 1,5 раза. Также, ввиду собственной скорости самолета, бронепробиваемость в реальности была больше еще примерно на 5 мм.(2) С другой стороны, толщина бронекорпуса советских танков лишь в некоторых проекциях была меньше 30-40 мм, а о том, чтобы поразить КВ, ИС или тяжелую самоходку в лоб или борт нечего было и мечтать.

Кроме того, пробитие брони не всегда ведет к уничтожению танка. В Танкоград , Нижний Тагил, и Саратов регулярно прибывали эшелоны с подбитой бронетехникой, которую в сжатые сроки восстанавливали и отправляли назад на фронт. А ремонт поврежденных катков и ходовой части проводился прямо на месте. В это время Ганс-Ульрих Рудель рисовал себе очередной крестик за «уничтоженный» танк. Советские лётчики серьёзно уступали немецким асам в ратном искусстве. Да, действительно, при первом же знакомстве со списком личных «побед» немецких лётчиков невольно поражаешься их большому количеству. Особенно, например, когда видишь списки побед 15 лучших германских летчиков, в которых фигурируют цифры от 200 до 352 сбитых советских самолетов. А если еще и сравнить их списки со списками побед 15 наших лучших летчиков, то любой по идее-то должен впасть в уныние

А на самом-то деле было вот что. Сразу же обратим внимание на одну деталь, суть которой ярко высвечивает всю лживость попыток оскорбить наших летчиков подобными подсчетами. Под конец прошлого века в смоленском издательстве «Русич» в переводе с английского на русский язык была издана книга Майка Спика «Асы люфтваффе» (1999). В книге приводятся два списка. Первый - обширный список германских асов в количестве 260 человек, имевших не менее 60 «побед» (почему в кавычках - об этом чуть ниже). Второй - значительно короче, состоит из 123 германских асов, которые погибли в годы войны. Причём М. Спик указывает, когда и где они погибли. Так вот из 123 указанных М. Спиком 72 германских аса сложили свои буйно непутёвые головушки именно же на Восточном фронте. Остальные 51 - на всех иных фронтах.

Что означают эти цифры? А означают они непреложный факт - 58,5 % германских асов погибло от рук советских летчиков! Понимаете, в чем дело-то?! Не 58,5 % всех немецких летчиков, а именно же 58,5 % германских лётчиков-асов погибло от рук славных сталинских соколов! Значит, уже выбит фундамент для любых околонаучных рассуждений о том, что-де германские летчики были лучше! Иначе не было бы такого процента гибели именно их асов именно же на Восточном фронте. Но, это, что называется, во-первых. А вот «во-вторых» и вовсе поставит жирную точку на всех этих рассуждениях. Явно по научному недосмотру М. Спик добросовестно указал, что с 22 июня 1941 г. и до конца 1943 г. на Восточном фронте погибли, пропали без вести или были захвачены в плен 41 германский ас, а на всех остальных - всего 18. А вот это означает уже факт куда более важный, чем предыдущий. В самый тяжёлый для Красной Армии и вообще для всего 31Советского Союза период, то есть до коренного перелома в войне, а он-то, как известно, был закреплен победой на Курской дуге в начале второй половины 1943 г., на Восточном фронте сгинули 57 % из всех сгинувших на этом фронте германских асов! Так что, миль пардон, о каком же превосходстве германских летчиков и тем более асов может идти речь, если славные сталинские соколы навечно успокоили 57 % асов люфтваффе в самый тяжелый для страны период?! После же Курской битвы господство в воздухе было уже за советской авиацией. А в целом в течение войны загнали в безвестные могилки 58,5 % германских асов! Так вот и спрашивается, что это были за асы такие, если славные сталинские соколы навечно успокоили их в самое тяжелое для себя время?! Да и вообще, ведомо ли мифотворцам, что, как подсчитал профессор, доктор философских наук, генерал-лейтенант авиации В. В. Серебрянников, с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. на советско-германском фронте потери советских самолетов составили 43 100 самолетов, а потери авиации агрессора - 58 900! Ну и кто же в таком случае асы, причем именно же в массовом порядке?! Надеюсь, и без особых разъяснений понятно.Если честно, то придётся признать, что подавляющая часть германских асов - дутые фигуры. И вот почему.

Так вот кто-либо может вразумительно объяснить, каким это образом «непосильным трудом» агрессоров наработанное на Восточном фронте летное мастерство германских асов вдруг начисто испарялось на Западном фронте, или, по меньшей мере, в десятки и сотни разов съеживалось до едва заметного состояния?!(1)

Не знаете?! Так ведь ответ-то буквально прет из таблицы! Дутые они асы, и точка! Точнее, просто мухлежники обыкновенные, и ничего больше! Почему мухлёжники обыкновенные?! Да потому, что, например, одно дело как в тире расстреливать стоящие на земле крыло в крыло самолеты, но другое дело вести настоящий воздушный бой с нашими соколами. Или, например, мухлежники они еще и потому, что если ВВС Красной Армии теряли, к примеру, один самолёт, то немцы записывали себе три. Так, например, случилось в битве на Кубани в середине войны. Наши тогда потеряли 750 самолётов, однако не к месту «бравые» тевтоны-летчики отчитались перед своим командованием за 2280 сбитых советских самолётов!

И не надо думать, что это единичный случай. То была система, немецкая система, в основе которой, лежал принцип «доказательства», базировавшийся на показаниях фотокинопулемёта! В переводе на нормальный язык это означает, что в качестве «победы» тевтонские летчики записывали себе факт стрельбы по советскому самолету, а не факт реального уничтожения!

Могут, правда, не без умысла припомнить, что немецкие летчики ко всему прочему заполняли целую анкету на сбитые советские самолеты, которая состояла из 21 пункта!? Вот это бюрократия и канцелярщина! Тут они даже нас перещеголяли. Кстати, пункт № 9 этой анкеты требовал подтверждения свидетелей. Однако тут вот какое дело. Немецкие летчики-истребители летали парами. И прямое провоцирование мухляжа было заложено именно этим обстоятельством! Потому что они преспокойно договаривались по очень простому принципу - сегодня ты подтвердишь, что я сбил самолет, а завтра я тебе подтвержу! И все!(1) Подтверждая подобным образом свои якобы победы, летчики люфтваффе становились асами и получали от фюрера всевозможные награды. Но асы-то они были дутые от «ать» до «ять»! Потому как если ты действительно ас, то, миль пардон, какое может иметь значение перевод с одного фронта на другой?! А ведь едва только какой-либо из этих тевтонских асов попадал на Западный фронт, их летное мастерство либо начисто испарялось, либо как минимум скукоживалось в десятки и сотни раз, вплоть до едва заметных величин! И это асы?! Не говоря уже о том, что большинство этих асов было уничтожено сталинскими соколами.

Какие это асы, если в люфтваффе широко был распространен сигнал тревоги «Ахтунг! Ахтунг! В воздухе Покрышкин»! Этим сигналом они оповещали всех своих лётчиков, чтобы они немедленно смылись из района боя, так как в воздухе появился прославленный советский лётчик-истребитель А. И. Покрышкин. А ведь у него в списке всего 59 сбитых самолётов, в то время как у «главного аса» люфтваффе Э. Хартмана - 352. Так кто же в таком случае ас - Покрышкин или Хартман, если сами немцы выдавали такой сигнал тревоги?! Надеюсь, и без подсказки ясно, кто. Таким же реальным асом был и Кожедуб, а также их славные боевые товарищи.(2)

Да и вообще, о каких германских асах можно говорить, если того же Хартмана наши сбивали 4 раза, причем однажды даже взяли в плен, но, к сожалению, сбежал мерзавец. То есть одно сбитие на 88 «побед». Имевшего 301 «победу» Г. Баркхорна сбивали 9 раз, то есть одно сбитие на каждые 33 «победы». Кстати, навечно этого аса успокоили летчики Покрышкина. Не отставала и эскадрилья Кожедуба, которая завершала «разборки» с 32очередной эскадрильей германских асов со счётом 6: 1 в свою пользу. Кичившийся своей 221 «победой» Г. Берр был сбит 18 раз, то есть одно сбитие на 12 «побед».33

О каких германских асах можно говорить, если наши авиаштрафники за пару дней расправлялись с их эскадрильей. Один из самых лучших летчиков СССР, Герой Советского Союза Иван Евграфович Федоров по прозвищу Анархист, во время войны некоторое время возглавлял штрафную авиагруппу. Так вот, самой громкой победой этой группы, нанесшей не только колоссальный боевой урон, но и непреодолимый моральный ущерб люфтваффе, явилась победа над знаменитой группой немецких летчиков-асов во главе с полковником фон Бергом. Дело в том, что создание штрафной группы Федорова совпало с появлением группы полковника фон Берга на том участке фронта, где воевали первые. Впоследствии Федоров вспоминал: «У их командира полковника фон Берга на стабилизаторе красовался трехглавый дракон. Чем же эти асы занимались? Если на каком-то участке фронта наши дерутся хорошо, то они прилетают и бьют их. Потом перелетают на другой участок… Вот нам и поручили прекратить это безобразие. И мы за два дня всех немецких асов этой группы ухлопали»! А ведь в эту группу входили 28 асов люфтваффе! Ну и что это были за асы, если, как изящно выразился И. Е. Федоров, их ухлопали за два дня?!

Конечно, все изложенное выше не должно создавать впечатления, что-де слабый был противник, в данном случае в лице люфтваффе. Ни в коем случае. Противник был, но считать его чуть ли не поголовно асами, как это пыталась представить еще во время войны геббельсовская, а после войны также и западная пропаганда, нет никаких оснований. Кстати говоря, западная пропаганда нагло крадет сбитых на Восточном фронте немецких летчиков, представляя их сбитие как достижение англо-американской авиации!? В расчете на одну советскую эскадрилью крадут в среднем от 3 до 5 сбитых германских летчиков. Понять западных мухлёжников можно. Надо же как-то показывать успехи англосаксов в той войне, а то ведь, кроме варварских бомбардировок гражданского населения Германии, за ними мало что числится! К примеру, даже по данным Геббельса, к концу 1944 г. англо-американская авиация угробила 353 тысячи мирных жителей, 457 тысяч человек ранила, а миллионы оставила без крова! Автор, конечно, весьма далек от искреннего сочувствия немецким бюргерам - как никак, но свое коричневое «счастье» они сами избрали, за то и получили по полной программе. Но все же англосаксы объявили войну нацистскому режиму, а не немцам как нации. Тем не менее прежде всего они бомбили гражданское население, причем делали это вызывающе нарочито. И в то же время чертовы союзники столь «оригинально» бомбили объекты военной промышленности рейха, что она ежемесячно увеличивала объемы производства!? И так ведь продолжалось до тех пор, пока за дело не взялась советская бомбардировочная авиация.34

А в целом надо сказать, что в ситуации хотя бы относительной безнаказанности летчики люфтваффе вели себя как настоящие варвары. Но как только появлялась сила, способная самым кровавым образом «надраить им морду лица», да еще и отправить их к праотцам, они предпочитали не связываться с такой угрозой. Особенно на Восточном фронте. Драпали они от наших летчиков так, что пятки только сверкали.

Однако в реальности все было иначе. Ветераны летчики всегда особо отмечают, что в действительности на фронте с этим было очень строго - с подтверждением сбитых немецких самолётов дело обстояло тяжело. Причём с каждым годом войны всё строже и строже. Необходимо было подтверждение падения сбитого немецкого самолета постом ВНОС, фотоконтролем, пехотинцами, агентурными данными, в том числе и зафронтовой разведки, а также другими источниками, включая и разведгруппами, временно находившимися за линией фронта и видевшими воздушный бой и его результат. Как правило, все это по совокупности. Со второй половины 1943 г. такой подход существовал уже не «как правило», но как строжайше соблюдавшийся принцип. Свидетельства ведомых и других летчиков в расчет не принимались, сколько бы их ни было. Принцип соблюдался настолько строго, что даже у сына Сталина Василия числится всего три лично им сбитых самолета за всю войну. А ведь кому-кому, но уж ему-то могли запросто и приписать, и найти необходимое количество соответствующих подтверждений. Однако ничего подобного не было. Подчеркиваю, что указанный принцип соблюдался очень и очень строго.(1)

Ко всему прочему хотелось бы обратить внимание и на особо четкую градацию видов боевой работы летчиков, которая фигурирует в процитированных приказах. Именно эта градация и являлась первым заслоном на пути возможного искуса приписок. Потому что в летных книжках и иных документах летчиков всегда и сразу же отражаются все его вылеты с указанием характера задания и времени суток, в период которого они выполняли боевое задание. День с ночью тут уж не спутаешь. 35

К тому же боевым вылетом считался не только тот вылет, который заканчивался воздушным боем. В эту категорию попадали и вылеты на сопровождение бомбардировщиков или штурмовиков, а также с разведывательным заданием. Так что не до искуса было. Не говоря уже о том, что на всех инстанциях чрезвычайно строго отслеживали истинное положение дел с результативностью боевой деятельности ВВС.

Вот почему у наших летчиков, в том числе и у асов, значительно меньше число сбитых немецких самолётов. При всём том, что Сталин чрезвычайно любил авиацию и летчиков, строгости в ВВС были исключительные. А какими в действительности асами были наши соколы, выше уже было показано.36

Заключение

Единственное, что можно утверждать с высокой степенью уверенности - счета всех без исключения асов завышены. Превозносить успехи лучших бойцов - стандартная практика государственной пропаганды, которая по определению не может быть честной.

Итак, даже беглый взгляд на «достижения» немецких летчиков во Второй мировой войне показывает, что эти достижения не более чем продукт немецкой пропаганды и западные историки уже давно бы с ними разобрались и высмеяли, но с 1946 года началась «холодная война» с СССР, и антисоветская пропаганда Геббельса потребовалась и Западу. Цель этой пропаганды очевидна: воодушевить летчиков Запада (немцы сбивали русских сотнями) и подорвать боевой дух тогда советских, ныне - российских летчиков. Но реальные факты о катастрофических потерях в живой силе и техники в подразделениях люфтваффе говорят об обратном. На этой ноте мы смогли в определенной степени сделать вот такие выводы. Насколько все это объективно, покажут дальнейшие исследования по данной теме.

Список использованной литературы и источников.

1.БыковМ.Ю. «Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941- 1945 гг.»: Яуза, Эксмо; Москва;314с 2007

1. Мухин Ю. Асы и пропаганда.480с М. Яуза Эксмо 2004.

2. Русецкий А. FW-190A, F,G история, описание, чертежи.64 с. Минск 1994 год.

6. Спик. М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, 432 с.1999,

3. Якубович Н..Як-3 истребитель «Победа» изд. Яуза Москва 95с.2011 год.

4. ЯкубовичН.Ла-5 Кошмарный сон бубновых тузов. изд96с. Яуза Москва 2008 год.

периодические издания.

1.Журнал "Авиамастер." А.Марданов с.2-40/№2 2006/

2. "Авиамастер." А.Марданов с.2-41./№1 2006/

интернет ресурсы.

1. taiko2.livejournal.com пос 25.05.2013

2. AirPages пос 25.05.2013.37

3. ruknights.ru . Пос.24.05.2013.

4. oboznik.ru пос24.05.1338

5. mifov.net пос 25.05.13

1

2 1.БыковМ.Ю. «Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941- 1945 гг.»: Яуза, Эксмо; Москва;314с 2007

3 Спик. М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, 432 с.1999

4

5

6 Спик. М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, .1999,С. 43

7

8 Спик. М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, .1999,С. 57.

9ЯкубовичН.Ла-5 Кошмарный сон бубновых тузов. изд96с. Яуза Москва 2008 год. С.43

10 БыковМ.Ю. «Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941- 1945 гг.»: Яуза, Эксмо; Москва 2007 с.17-21.

11 Спик. М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, .1999,С.72

12 Спик. М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, .1999,С.81.

13ЯкубовичН.Ла-5 Кошмарный сон бубновых тузов. изд96с. Яуза Москва 2008 год.С72. 2. Быков М.Ю. «Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941- 1945 гг.»: Яуза, Эксмо; Москва;314с 2007 С.34.-38.

14 Спик. М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, .1999,С.89.

15.AirPages пос 25.05.2013.

16 Спик. М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, .1999,С.104.

17 Русецкий А.FW-190A, F,G история, описание, чертежи.. Минск 1994 год.с.12-16.

18 Спик. М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, .1999,С.115.

19.mifov.net пос 25.05.13

20Спик. М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, .1999,С.124

21Мухин Ю. Асы и пропаганда.480с М. Яуза Эксмо 2004 с221-224.2. Спик.М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, 432 с.1999,М..с54-61.

22Спик. М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, .1999,С.133

23 Спик. М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, .1999,С.138.

24

2525AirPages пос 25.05.2013.

Спик.М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, 432 с.1999,с141-144.

26 Мухин Ю. Асы и пропаганда. М. Яуза Эксмо 2004 С.153.

27Журнал "Авиамастер." А.Марданов с.2-18./№1 2006/

282 . ruknights.ru . Пос.24.05.2013.

29.Мухин.Ю Асы и пропаганда. С.23

30Н.Якубович.Ла-5 Кошмарный сон бубновых тузов. изд. Яуза Москва 2008 год.с.38.

31.Спик.М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, 432 с.1999,С.171-173.

32.Мухин Ю. Асы и пропаганда.480с М. Яуза Эксмо 2004. С216-219

. AirPages пос 25.05.2013.

33

34Спик.М. Асы Люфтваффе. Смоленск: Русич, 432 с.1999,с311-317.

35 БыковМ.Ю. «Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941- 1945 гг.»: Яуза, Эксмо; Москва; 2007с131.-136.

36БыковМ.Ю. «Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941- 1945 гг.»: Яуза, Эксмо; Москва; 2007

37

38

i

29

© 2010-2022