Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В 2010 году будем отмечать 175 лет со дня события на Сенатской площади, которое произошло 14 декабря 1825 года. Урок-семинар «Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади» должен показать учащимся восьмого класса историю создания Северного и Южного обществ; раскрыть содержание программ декабристов и их отличие, и революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; рассмотреть героический подвиг участников восстания, впервые в истории сознательно, с оружием в руках поднявшихся против самодержавия и крепостничества; объяснить историческое значение восстания декабристов.









Урок-семинар

Тема: Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади

Сидоренко Людмила Николаевна

учитель истории

МБОУ СОШ №2 города Вилючинска

Цель урока:

  • показать развитие революционного движения в России в первой четверти ХIХ века, раскрыть историческое значение восстания декабристов на Сенатской площади;

  • развивать творческое мышление учащихся;

  • воспитывать интерес к истории Отечества, чувство патриотизма, гражданственности, самостоятельность мышления.

Оборудование: учебник § 8-9 (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России ХIХ век. Москва, «Просвещение», 2013), портреты декабристов, картина «Восстание декабристов на Сенатской площади», компьютер, проектор

Ход урока.

I. Организационный период.

В начале урока учитель называет тему семинара, цель. Объясняет ход урока: перечисляет вопросы в той последовательности, как будут рассматриваться учащимися (вопросы желательно написать на доске). Предлагается проблемный вопрос «Могли участники восстания на Сенатской площади изменить политический строй в России?»

II. Изложение материала.

Вопросы:

  1. Возникновение Северного и Южного обществ. «Конституция» Н.М.Муравьева.

  2. «Русская правда» П.И.Пестеля.

  3. Смерть Александра I. Междуцарствие.

  4. Декабристы на Сенатской площади.

  5. Историческое значение движения декабристов. А.С.Пушкин о восстании на Сенатской площади.

Помним, что когда учащиеся отвечают на вопрос «Декабристы на Сенатской площади», они пользуются поисковым материалом (который подготовили) о декабристах, чьи биографии связаны с тем краем, где проводится урок. С Камчаткой связано имя Владимира Ивановича Штейнгеля. В.И.Штейнгеля (1783-1862) привезли на Камчатку полугодовалым ребенком. Отец его был назначен капитан-исправником Нижне-Камчатского острога. Отец, прямой и честный человек «встал на сторону камчадал». На всю жизнь запомнил Штейнгель общение с обыкновенными камчатскими жителями-мореходами, охотниками, промышленниками. Позднее он писал о них: «…смелые, предприимчивые промышленники на таких судах и с такими кормчими, говоря словами Ломоносова, более дерзостью, нежели счастьем предводимые, вступали в обладание океана и ярких ветров. Оставляя за собой туманное море Охотское, они пробирались по грядам Курильских и Алеутских и производили промыслы». Вновь Владимир Иванович очутился на Камчатке уже в 1805 году. За его плечами к тому времени были Морской кадетский корпус, где он учился с будущем первооткрывателем Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузеном, плавания по Балтийскому и Северному морям, посещения Голландии и Англии. На Камчатку из Охотска Штейнгель доставил провиант для экспедиции И.Ф.Крузенштерна. В письме в 1811 году Крузенштерн поддержал его мысли о Камчатке и заверил, «что участь местных жителей будет облегчена». Штейнгель участвовал в Отечественной войне 1812 года, за боевые подвиги был награжден орденами, участвовал в восстановлении сожженной Москвы. Владимир Ивановия горячо протестовал против крепостного права, писал «о возможности уничтожить в нашем Отечестве гнусную продажу людей, не негров-россиян». Знакомство с декабристами, а особенно с К.Ф.Рылеевым, побудило Штейнгеля вступить в Северное общество. По просьбе Рылеева он составил «Манифест к русскому народу». Штейнгель -активный участник подготовки восстания. Приговоренный к 20 годам каторги, Штейнгель разделил судьбу товарищей по тайному обществу, отправленных «во глубину сибирских руд». Возвратился Владимир Иванович из Сибири в 1856 году. Живя в Петербурге, опубликовал ряд работ по исследованию и освоению Дальнего Востока, Камчатки, Алеутских островов, Русской Америки.

По ходу рассмотрения темы, учитель задает учащимся вопросы, чтобы помочь проанализировать события.

  • Почему М.Муравьев-Апостол говорил: «Мы были дети 1812 года»

  • Что общего было в программах Северного и Южного обществ? Чем отличалось содержание документов?

Учитель подчеркивает, что общества декабристов выдвигали сложнейшие и благороднейшие патриотические цели, но почему восстание 14 декабря 1825 года потерпело поражение?

После выступления учащихся по вопросу «Декабристы на Сенатской площади», учитель предлагает провести разбор причин поражения. Учащиеся называют и записывают в тетрадь.

  • Срыв первоначального плана восстания

  • Оторванность от народа, боязнь обратиться к народу на площади

  • Поведение Трубецкого и Якубовича в момент восстания

  • Численное превосходство и лучшее вооружение царских войск

  • Недостатки в подготовке восстания

  • Выжидательная тактика, нерешительность восставших.

Выслушав рассказ учащихся о расправе царизма с декабристами,можно задать вопрос: «Почему Николай I так жестоко поступил с представителями дворянства?»

Говоря об историческом значении, учащиеся отмечают широкую популярность политических стихов А.С.Пушкина, его отношение к друзьям-декабристам. Читают стихи А.С.Пушкина «Арион, «Во глубине сибирских руд…», воспоминания о П.И.Пестеле «…Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю», о сходах у «умного и пылкого» Никиты Муравьева, строки из писем К.Рылеева и И. Пущина Александру Сергеевичу.

На вопрос учителя «Что связывало А.С.Пушкина (и от чего он не отказался) со многими декабристами. несмотря на то, что политические взгляды поэта и членов тайных обществ нередко разнились?», учащиеся, как правило, приходят к мысли, что крепкая дружба связывала Александра Сергеевича с декабристами.

Обобщая выступления, учащиеся записывают в тетради основные положения значения движения декабристов.

  • Движение декабристов было первым революционным выступлением против самодержавия

  • Движение декабристов было исторически закономерным и глубоко прогрессивным

  • Движение декабристов было глубоко патриотичным

  • Своим горьким опытом декабристы показали следующим поколениям, что протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа

  • Движение декабристов оказало огромное влияние на освободительную борьбу в России. По словам Герцена «пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение», которое прямо осознало свою связь с декабристами.

III. Закрепление материала.

Задание: составить тест к теме «Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади» (6 заданий).

IY. Домашнее задание.

Повторить: учебник § 8-9

Литера

тура:

  • Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в ХYIII-ХIХ века. М., 1994

  • Киянская О.И. Пестель. М., 2006

  • Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992

  • Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 1992

© 2010-2022