- Преподавателю
- История
- Урок по истории Древнего мира Финикийские мореплаватели 5 класс
Урок по истории Древнего мира Финикийские мореплаватели 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Захарова Н.И. |
Дата | 26.07.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Захарова Надежда Ивановна, учитель истории
Урок истории, 5 класс
Тема урока: Финикийские мореплаватели
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Сформировать представление у учащихся о финикийцах.
Задачи урока:
-
Обучающая: обеспечить представление о месторасположении и природных условиях Финикии, определить главные занятий жителей страны и достижения финикийцев.
-
Развивающие: продолжать формировать умения работы с картой, учебником, историческим источником, анализировать получаемую на уроке информацию.
-
Воспитательная: помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории.
Форма проведения урока: индивидуальная, групповая
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный.
Ресурсы для проведения урока:
-
карта
-
Мультимедийная презентация: «Финикийские мореплаватели»;
-
Карточки - задания для обучающихся;
План урока
-
Организационный момент (1-2 мин).
-
Проверка знаний учащихся по теме (7-10 мин).
-
Постановка проблемы (1-2 мин).
-
Выступление учащегося (5мин.)
-
Изучение новой темы (15-20 мин).
-
Закрепление и обобщение нового материала (3-5 мин).
-
Домашнее задание (1-2 мин).
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи»
- Ответьте « верно или неверно» представленное утверждение:
1. В борьбе за господство между городами Двуречья победил город Вавилон.
2. Самым могущественным царём был Хаммурапи.
3. Более 100 лет назад был найден свиток, с ровными рядами клинописи, на котором были записаны законы.
4. В Древнем Вавилоне преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причинили своей жертве.
5. Все в Вавилоне были равны: и свободные люди, и рабы.
6. Ростовщики - это люди очень высокого роста.
7. Законы в Вавилоне отражали только интересы богатых людей.
ОТВЕТ: Финикия
3. Сообщение темы и целей урока.
- Какое слово у вас получилось?
- Как вы думаете, почему я выбрала именно его?
- тема нашего сегодняшнего урока « Финикийские мореплаватели».
- Исходя из темы урока, чтобы вы хотели сегодня узнать?
Сегодня на уроке мы познакомимся с народом, отношение к которому было двойственным. Одни хвалили и прославляли этот народ, а другие только проклинали.
Финикия располагалась на Восточном побережье Средиземного моря.
- Работать мы будем по плану ( сл. 2) :
1. Города финикийцев.
2. Торговцы и морские разбойники.
3. Финикийские колонии.
4. Древнейший алфавит.
( сл. 3) задание на урок:
Почему отношение к финикийцам не может быть однозначным?
4. Изучение нового материала.
1. Города финикийцев.
1) работа в группах.
- На протяжении нескольких уроков наше путешествие в прошлое пока проходило вдали от моря, на выжженных, засушливых плоскогорьях, пересеченных только реками, которые и давали жизнь людям. Сегодня на уроке мы изменим маршрут и направимся в порт на восточном берегу Средиземного моря. Здесь располагалась Финикия, а в настоящее время находится государство Ливан.
( сл. 4)
Финикия - государство, расположенное на восточном побережье Средиземного моря.
Сегодня к нам на урок прибыл гость из Финикии. Он расскажет нам о своей стране. А вы слушайте внимательно и будьте готовы ответить на вопросы.
( сл. 5) 1. Каковы природные особенности Финикии.
2. Занятия финикийцев.
Гость:
- Моя страна небольшая, но её расположение очень удобное. Сюда выходят торговые пути Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрёстке торговых путей расположены три хорошо развитых города: Библ, Тир и Сидон. Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей, пригодных для пастбищ.
У нас не было плодородных почв. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди выдавливали тёмно-красный сок, который мы в последствие
превращали в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино мы обменивали на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Брёвна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников - ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все наши жители прекрасные мореходы.
Ответы на поставленные в начале урока вопросы. Подведение итогов:
- Давайте подведём итог и запишем выводы в тетрадь:
Финикия +Восточное побережье Средиземного моря + города: Тир, Библ, Сидон.+по воде торговля с Египтом, Грецией, Римом.+ Природа: крупных рек нет, почва неплодородная, мало пастбищ, ливанский кедр, +
выращивали: виноград, оливковые деревья: вино, масло- меняли на пшеницу
( сл. 6) Местоположение:
1. На побережье Средиземного моря.
2. Рек нет.
3. Почва неплодородная.
4. Много строительного леса.
( сл. 7) Основные занятия финикийцев:
1) мореплавание; 4) выращивание оливок и винограда
2) торговля;
3) ремесло ( ювелирное, резчики по слоновой кости и дереву)
( сл. 8)
- Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Вдоль бортов сидели прикованные к скамьям гребцы-рабы. Хозяин приказывал доверху загрузить судно товаром.
( сл. 9) В финикийских городах было много искусных ремесленников, изготовлявших украшения из золота и серебра, резчиков по дереву и слоновой кости.
Однажды Финикийский корабль вез груз соды. Он пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели костер, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости.
Догадайтесь, что открыли финикийцы.( Стекло)
Где же его применяли? Стекло в древние времена не вставляли, как теперь в оконные переплеты. Из него делали различные украшения, сосуды, которые очень ценились; стеклом отделывали и стены домов. Мастера смешивали чистый белый песок с содой и плавили эту смесь как медную руду. Из стеклянной массы они выдували изящные сосуды для благовоний - разнообразных душистых веществ.
Царской роскошью считались ткани, окрашенные в пурпурный, то есть лилово-красный, цвет. Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет. Они не выгорали на солнце и не линяли при стирке. А секрет этих тканей был таков: финикийцы на дне моря находили особые раковины и из улиток добывали пурпурную краску.
В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан. Название же Финикия этой стране дали греки.
Рассмотрите наряд финикийца. Он одет в ткань пурпурного цвета.
Финикия - по- гречески: красноватые или точнее красящие в лилово красный цвет.
- Какие изобретения принадлежат финикийцам? ( стекло и пурпурная краска)
2. Торговцы и морские разбойники.
Ни один народ в старину не объехал столько стран, как финикийцы. Им хорошо были известны извилины берегов Средиземного моря, проливы его, стоянки на островах, удобные гавани и опасные скалы или мели. Они открыли для народов Востока большую часть южноевропейских стран. От двух названий, которые они дали своей родине и новооткрытым землям - асу (восход) и эреб (закат), - произошли имена двух материков, Азия и Европа.
( сл. 10) Подумайте, что могли покупать и продавать финикийцы?
- Путешествую, искусные мореходы получали немалую прибыль. Когда финикийский корабль входил в гавань, местные жители с радостью их встречали.
Финикийцы везли на запад по большей части изделия вавилонского и египетского ремесла: ткани, посуду, оружие, предметы роскоши, стеклянные вещи, а вывозили
с запада в Азию доставляли сырые материалы: металл, красную краску, добывавшуюся из пурпуровой улитки. С берегов Балтийского моря они получали янтарь для изготовления украшений, а из нынешней Англии - олово, необходимое в приготовлении бронзы.
- Финикийцы нередко пользовались выгодой своего положения: они обращались в морских разбойников, захватывая на чужом берегу беззащитных жителей, особенно женщин и детей, и везли продавать в рабство на азиатские рынки.
- Сейчас я предлагаю вам прочитать, как финикийцы похищали женщин.
( стр.76 - в синей рамке)
- Как эти деяния характеризуют финикийцев?
3. Финикийские колонии.
( сл. 11) Колонии - новые поселения.
Финикийские колонии. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения (мы называем их колониями). Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шёл уже с соплеменниками, даже с родственниками. В свою очередь жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары.
В 9-м веке до н. э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства.
Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан. Из Северной Европы отважные мореплаватели привозили олово и янтарь.
4. Финикийский алфавит.
Вавилоняне заимствовали клинопись у жителей Южного Междуречья. Познакомились с клинописью и финикийцы. Знание письма было необходимо финикийским купцам. Неграмотному человеку трудно было рассчитывать на успех в торговле. Но овладеть письмом как клинописным, так и египетским было одинаково сложно. Финикийцы стали думать над созданием более простого письма.
( сл. 12) Около трёх тысяч лет назад они создали древнейший алфавит. В нём не было таких значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов, - букв было всего двадцать две. Но для гласных звуков финикийцы букв не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться - чтздснпсн! В финикийской азбуке было всего 22 знака-буквы. Все эти буквы были согласные и имели простую для написания форму. На эту финикийскую азбуку похожи все позднейшие европейские азбуки (греческая, латинская, немецкая, славянская).
- Финикийский алфавит ещё в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Некоторыми буквами, у финикийцев выражавшими согласные, в греческой письменности стали передавать гласные. Сами названия греческих букв тоже взяты у финикийцев: финикийская буква «алеф» - греческая «альфа» (а), финикийская «бет» - греческая «бета» (б). От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.
5. Подведение итога урока.
- Вернёмся к вопросу, который мы записывали в начале урока. Кто попробует на него ответить. Почему отношение к финикийцам не может быть однозначным?
Игра « Верно или неверно»
1. В финики не было полноводных рек и плодородных почв ( да)
2. Финикийцы занимались разведением животных ( нет)
3. Положение Финикии было удобным для торговли ( да)
4. Именно финикийцам принадлежит изобретение стекла, пурпура ( да)
5. Финикийцы были отличными мореплавателями ( да)
6. Торгуя с другими странами, они не стеснялись и занимались разбойничеством ( да)
7. В тех краях, где часто бывали финикийцы, они основывали колонии ( да)
8. Финикийский алфавит имел гласные и согласные звуки ( нет)
9. От финикийского алфавита произошли почти все алфавиты в мире ( да)
6. Домашнее задание:
§15, дифференцированные задания:
-
Сообщение на тему «Путешествия финикийских мореплавателей».
-
Подготовить сообщение об одном из изобретений финикийцев.
-
Ответить на вопросы 1-3 §15.