Рабочая программа 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39»

Города Дзержинска Нижегородской области

Принята Утверждена

на педагогическом совете приказом директора МБОУ СОШ №39

от 29.08.2014 года протокол № 10 от 29.08.2-14 год №342-n



Рабочая программа

по истории нового времени

7-класс




Разработала

учитель обществознания

Козлова.Т.В.

2014год.

Пояснительная записка

документ

Рабочая программа создана на основе авторской программы Юдовской.А.Я. и Ванюшкина. Л.М. для изучение курса «Новой истории» с рубежа XV-XVI вв. до начала XX в. Для учащихся 7-8 классов основной школы и рассчитана на реализацию разработанного Министерством образования РФ концентрического подхода к школьному историческому образования «Программы общеобразовательных учреждений» история, обществознание авторы: Юдовская.А.Я, Ванюшкин.Л.М.- М. «Просвещение»2008

Программа ориентирована на учебники «Новая история.1500-1800» и «Новая история 1800-1913»авторов А.Я. Юдовской П.А.Баранова Л.М.Ванюшкиной выпущенных в издательстве «Просвещение»

Учебный материал курса новой истории 7-8 кассах основан на принципах:

гуманизации нравственности и духовных ценностей

проникновения учащимися в глубь явлений, развития творческого мышления и культурного кругозора.

Курс рассчитан на 34 часа в 7 классе и 34 часа в 8 классе

Цели курса:

1. В результате изучения курса «Новой истории» учащиеся 7-8 классов должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за триста лет - с конца XV до начала XX в.: о понятии Нового времени и его периодизации; о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революций и о реформах как об альтернативном пути развития общества; о дальнейшем развитии индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; о бурном экономическом развитии в Европе и США, приведшем к зарождению и развитию империализма; о новой социальной структуре общества и его движении к социальным реформам как к средству разрешения социальных противоречий; о даль нейшем развитии правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формировании гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; об использовании индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; о международных конфликтах, приводивших к войнам; об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, религиозной терпимости; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека; об изменениях в повседневной жизни человека.

2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги, существующих в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам работы с учебной книгой, в том числе и способам самостоятельной

работы.

  1. Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания со временности; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.

  2. Курс предполагает помочь учащимся анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими - руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.

Основная функция курса: формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:

  • определять и объяснять понятия;

  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

  • рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

  • анализировать исторические явления, процессы, факты,
    обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

  • определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы,
    ролевых играх;

  • определять цели своей деятельности и уметь представлять
    ее результаты;

  • уметь выбирать и использовать нужные средства для учеб
    ной деятельности;

  • осуществлять самоконтроль и самооценку.

Распределение часов в программе является примерным. Учитель может определить в зависимости от конкретных условий количество часов на изучение отдельных тем. Вопросы, отмеченные знаком *, являются необязательными для изучения.

Программа предусматривает проведение интегрированных уроков совместно с курсом МХК при изучении вопросов художественной культуры в школах, где этот курс изучается.

Методика работы с учебником в процессе изучения курса

Предлагаемая программа ориентирована на учебники по новой истории «Новая история. 1500-1800» (первое издание - 1997 г.) и «Новая история. 1800-1913» (первое издание называется «Новая история. 1800-1918», вышло в 1998 г.) авторов А. Я. Юдов-ской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной, выпущенных в издательстве «Просвещение».

В учебниках сочетаются авторский текст, документы, извлечения из трудов ученых, философов, публицистических произведений, в которых раскрываются поставленные проблемы. Применение таких разнообразных источников делает учебники более интересными по содержанию и позволяет использовать при изучении курса более разнообразные методы.

Для облегчения усвоения достаточно сложного материала каждая глава разбита на параграфы (как правило, один параграф рас-

считан на один урок). Некоторые параграфы в учебниках сдвоены, сделано это в тех случаях, если изучение какой-либо темы рассчитано на два урока. Такая организация учебного материала предоставляет возможность самому учителю распределить содержание темы по урокам в зависимости от уровня подготовленности класса, интересов учащихся и творческого почерка самого учителя, тех методов и приемов работы, которые будут им использованы. Параграфы разбиты на разделы, каждый из них представляет собой как бы самостоятельный пункт сложного плана.

В целях активизации мыслительной деятельности учащихся главы учебников начинаются введением, где коротко формулируется основная проблема, которую им предстоит узнать, проанализировать и сделать самостоятельные выводы. В заголовки параграфов и разделов внесены ключевые слова («Люди в движении», «Бунт или подвиг?», «Торговля следует за флагом» и др.), и этот прием позволяет привлечь внимание учащихся, создать у них дополнительную мотивацию обучения. Каждая глава заканчивается заключением - «Подведем итоги» с вопросами для итогового повторения.

Учебники снабжены современным аппаратом ориентировки: предисловием, оглавлением, рубрикацией, указателями, символами ориентировки, колонтитулами.

Внутреннее образовательное пространство учебников значительно расширено за счет большого числа рисунков, цветных иллюстраций, схем, таблиц и карт. Часть рисунков - это жанровые сцены, позволяющие учащимся получить образные представления о людях, социальной структуре и быте разных слоев социума в изучаемую эпоху.

Такое образовательное пространство дает возможность учителю реализовать в процессе работы основные принципы гуманистической психологии, основанные на том, что:

  • обучение есть процесс становления и развития самореализующейся личности;

  • характер и способы обучения для каждого школьника индивидуальны;

  • процесс обучения основан на внутренней мотивации, а так
    же на потребности личности вступать в полноценное общение
    с другими;

  • подросток лучше всего обучается в обстановке заботы
    и поддержки, а не формального руководства и др.

Аппарат организации усвоения в учебниках нацелен на формирование предметных и обобщенных комплексных умений. Формирование разного вида умений происходит в процессе выполнения заданий, ответов на вопросы, заполнения таблиц и пр. Аппарат организации усвоения в учебниках обеспечивает ориентацию на развитие ученика как личности, как индивидуальности и как активного субъекта, вырабатывающего свою позицию в системе взаимодействия с учителем и другими учениками. Методическое сопровождение позволяет ученику доминировать в учебном процессе, а также обеспечивает учителю реализацию принципа дифференциации, что предполагает возможность выбора со стороны учащегося заданий и форм обучения, а это помогает ему добиться успеха.

Аппарат организации усвоения в учебниках предлагает различные типы вопросов и заданий: вопросы и задания, выполняющие функцию закрепления знаний (для самопроверки); вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления и опытом творческой деятельности (самостоятельные работы по проведению анализа, синтеза, сравнения, обобщения; вопросы-задания на формулирование оценок, выводов); вопросы-задания, требующие творческого применения полученных знаний (выполнение самостоятельных работ: овладение умениями и навыками, применение знаний в новых условиях познавательной деятельности).

Содержание учебника и методическое сопровождение позволяют разнообразить формы занятий и приемы деятельности учителя, проводить фронтальную, групповую и индивидуальную организацию познавательной деятельности. Программа курса и учебники помогают конструировать учебные занятия по нарастающей, последовательно погружать школьников в суть учебной проблемы, актуализировать ранее полученные знания, вводить новые источники информации, постепенно усложнять приемы познавательной деятельности, подводить учащихся к самостоятельным выводам и оценкам прошлого. Учебники дают возможность проводить различные типы уроков: комбинированные, проблемные, с постановкой познавательных заданий, уроки-конференции малых групп, работу в группах, лабораторные работы, ролевые игры, персонификацию исторического явления, дискуссии, использование методики диалогового обучения.

В любом случае для реализации содержания учебной программы предпочтение следует отдавать методам и приемам, побуждающим мыслить, рассуждать, искать. Одним из ведущих методов может стать самостоятельная или групповая работа над источниками. Активный, творческий характер изучению источников придадут проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа учебного материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные мнения и относиться к ним терпимо.

Содержательные единицы, заложенные в программе:

  • уровень развития индустриального и традиционного обществ (условия гармонического развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие ценности на материале стран Европы, Америки, Азиии Африки);

  • прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении, роль террора в историческом развитии;

личность в истории, соотношение объективного и субъективного факторов в историческом процессе;

  • принцип неравномерного развития стран в эпоху индустриальной революции;

  • модернизация как ответ на вызов времени, неоднозначные последствия модернизации и индустриальной революции для человека (экологические проблемы, грозящие существованию человечества, зависимость человека от источников энергии и т.д.);

  • роль революций и реформ в развитии общества, движение
    общества к реформам, необходимость разумного компромисса в по
    литической жизни;

  • демократизация общественного и государственного устройства;

  • формирование правового государства и гражданского общества (на примере истории стран Европы и США).

В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного. культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.

Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:

  1. в отборе учебного материала (внимание историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);

  2. в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний и ценностных ориентации, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);

  3. в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; обращение к диалоговому обучению; создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);

  4. в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;

  5. в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений: на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории - того, что развивает способность понимания исторических эпох;

  6. в развитии творческого мышления учащихся, их культурно
    го кругозора;

  7. в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным условием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).

Учебная программа курса «Новая история» позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриальногои традиционного обществ в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.



ПРОГРАММА

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV- XVIII в. 7 класс

Введение (1 ч)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.



Эпоха Великих. Географических открытий 2 часа

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.

Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Европа: от Средневековья к Новому времени 4 часа

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх - помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи - менялась мода. Костюм - «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения 3 часа

От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.

Развитие новой науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» - ядро учения Николая Коперника.
Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Реформация и контрреформация в Европе 4 часа

Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер - вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII - «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон - * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.





Ранние буржуазные революции.

Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) 4 часа

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества.

Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI - XVIII вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Западноевропейская культура XVIII в. 2 часа

Просветители XVIII в.- наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Промышленный переворот в Англии 1 час

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети - дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки 2 часа

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин - великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Великая французская революция XVIII в. 3 часа

Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.- начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.



Колониальный период в Латинской Америке 1 час

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации 2 часа

Основные черты традиционного общества: государство - верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сё-гунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

Обобщение повторение 5 часов







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По Истории Нового времени. 7 КЛАСС

№ п/п

Раздел, тема урока

Тип

урока

часы

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды учебной деятельности

Д/З

Дата проведения

план

факт

Глава 1: Мир в начале Нового времени.

Великие географические открытия.

Возрождение. Реформация.

1

От Средневековья к Новому времени

Вводный урок

1

Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)


7.09


2

Технические открытия и выход к Мировому океану

Урок изучения нового материала

1

Уметь составлять таблицу: достижения, автор и значение. Понимать причинно-следственные связи

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Энрике Мореплаватель. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)


14.09


3

Великие географические открытия.

Урок с применением ТСО

1

Знать основные открытия. Уметь составлять хронологическую таблицу

Путешествия Христофора Колумба. А. Веспуччи. Ф. Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Значение Великих географических открытий.

работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником


21.09


4

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. абсолютизм в Европе

Урок изучения нового материала

1

Знать основные понятия: абсолютизм, ливр, мировой судья, меркантилизм. Уметь анализировать исторические явления, выявлять причинно-следственные связи и давать свою оценку. Знать основные положения и понятия урока. Выяснять и понимать разницу между различными формами правления, давать на это свою оценку

Усиление королевской власти. Абсолютизм. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Создание национальных государств и национальной церкви

Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных.



28. 09


5

Дух предпринима-тельства преобразует экономику

Комбинированный

1

Знать основные положения урока. Делать сравнение признаков феодального и капиталистического общества.

Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Зарождение капитализма

постановка и решение практических задач


5.10


6

7

Европейское общество в раннее Новое время.

комбинированный

2

Знать основные понятия

урока: капиталист, батрак, новое дворянство. Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия, новое дворянство. Низшие слои населения. Законы о нищих. Основные черты повседневной жизни.

Самостоятельное составление таблиц, схем, планов


12.10 19.10


8

Великие гуманисты Европы.

Творческая лаборатория

1

Знать основные положения урока. Уметь составлять и представлять устные доклады.

Сравнительная таблица достижений культуры

Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Гуманисты. Первые утопии. Томас Мор. Ф. Рабле.У. Шекспир, М. Сервантес. Музыкальное искусство. Новые тенденции в изобразительном искусстве. Леонардо да Винчи, М. Буонарроти, Рафаэль Санти. Особенности искусства Испании и Голландии XVIIв

Исследовательская


26. 10


9

Мир художественной культуры.

Творческая лаборатория

1

Исследовательская


9.11


10

Развитие научных знаний

Творческая лаборатория

1

Знать основные положения урока. Составление сравнительной таблицы. Доклады

Развитие новой науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Н. Коперник. Джордано Бруно. Г. Галилей. Научная картина мира. Философия Нового времени. Учение Д. Локка о «естественных» правах человека и разделении властей

Исследовательская


16. 11


11

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Урок изучения нового материала

1

Знать основные положения и понятия урока: Реформация, революция, протестантизм. Выявлять различие и сходство в формах народных движений

Причины Реформации и ее распространение в Европе. М. Лютер. Лютеранская церковь. Протестантизм. Т.Мюнцер. Крестьянская война в Германии: причины, события, значение

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)


23.11


12

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

Урок изучения нового материала

1

Учение и церковь Ж. Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба пап с Реформацией

Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных.



30. 11


13

Реформация в Англии.

Урок с применением ТСО

1

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII. Англиканская церковь. Елизавета I . Укрепление могущества Англии

работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником


7..12


14

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Урок-практикум

1

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Нантский эдикт. Ришелье.

наблюдение и анализ исторических событий


14. 12


Глава 2: первые революции Нового времени.

Международные отношения.

15

Освободительная война в Нидерландах

Урок изучения нового материала

1

Знать основные понятия урока. Выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий

Нидерландская революция и рождение Республики Голландии. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в.

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)


21.12


16

Революция в Англии

Урок изучения нового материала

1

Знать основные положения урока. Уметь проводить исторические параллели (Нидерландская и Английская революции), выявлять общее и различное

Причины революции. Гражданская война. Установление республики. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. Рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)


28.12


17

18

Международные отношения в XVI-XVIII вв.

Урок изучения нового материала

2

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)


Глава 3: Эпоха просвещения.

Время преобразований.

19

20

Великие просветители Европы

Творческая лаборатория

2

Знать основные положения урока. Уметь составлять и представлять устные доклады, реферат, сообщение

Просветители XVIII в. - Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер.Ш.-Л. Монтескье. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке

Исследовательская



21

Художественная культура Просвещения.

Творческая лаборатория

1

Знать основные положения урока. Уметь работать с различными источниками исторической информации

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо, Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Значение культурных ценностей эпохи. Секуляризация культуры

Исследовательская


9.02


22

На пути к индустриальной эре.

Комбинированный

1

постановка и решение практических задач


16.02


23

Английские колонии в Северной Америке.


1

Знать основные положения урока. Уметь сравнивать исторические явления (революции в Нидерландах, Англии и Америке)

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин

Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных.



2.03 обьединить с 9. 03.


24

Борьба за независимость. Создание США

Урок изучения нового материала

1

Знать основные положения урока. Выявлять главные отличия между демократическими и авторитарными началами общественного устройства Определять историческое значение образования Соединенных Штатов Америки

Причины войны североамериканских колонии за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)


9.03


25

Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции.

Урок с применением ТСО

1

Знать основные положения урока. Выявлять причинно-следственные связи общественной жизни накануне революционных событий.Начать составлять хронологическую таблицу событий революции

Франция в середине XVIII в.: социально- экономическое и политическое развитие. Людовик XVI. Созыв Генеральных Штатов. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.Революция охватывает всю страну.

работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником


16.03 пров. 6.04


26

Великая французская революция. От монархии к республике.


Урок изучения нового материала

1

Знать основные положения урока. Продолжить составление таблицы. Уметь по карте определять ход событий

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Казнь Людовика XVI.



Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных.



6.04


27

28

Великая французская революция. От Якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Урок изучения нового материала

2

Знать основные положения урока. Уметь проводить исторические параллели (якобинцы и жирондисты). Уметь определять ход событий. Давать характеристику и оценку личности Наполеона

Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Войны Директории. Н.Бонапарт. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства

Учебно-познавательная (прослушивание лекции)


13.04-20.04


Глава 4: Традиционные общества Востока.

Начало европейской колонизации.

29

Традиционные общества Востока в эпоху раннего Нового времени.

Комбинированный

1

Знать основные понятия урока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм, сегун, могол, сипай. Уметь работать с дополнительной литературой. Сравнивать исторические явления

Основные черты традиционного общества. Религии Востока. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Борьба за Индию. Маньчжурское завоевание Китая Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху династии Токугавы. Сословный характер общества

Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных.



27.04


30

31

Начало европейской колонизации.

Комбинированный

2

Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных.


4.05-11.05 __б.л.


32-

34

Повторительно-обобщающий урок

Урок обобщения и повторения

2

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Предметно-практическая


18.-25/05


Требования к знаниям

Уметь:

  • Определять и объяснять понятия.

  • Уметь выделять главную мысль.

  • Анализировать исторические явления.

  • Обобщать и систематизировать информацию

  • Определять свою точку зрения, ее формулировать, делать оценочные суждения.

  • Определять цели деятельности приставлять ее результаты.

  • Осуществлять самоконтроль и самооценку .



Знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Нового времени.; выдающихся деятелей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников.

  • взаимосвязь истории Нового времени с историческим процессом последующих эпох.

  • - называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний;

  • - называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;

  • - показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;

  • - описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

  • - соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений;

  • - называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;

  • - объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол;

  • - сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений;

  • - излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

Применять полученные знания и умения для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью:

  • понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;

  • высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на преставления об историческом опыте человечества;

  • использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Критерии оценивания знаний

  • правильность и полнота ответа;

  • степень осознанности, понимания изученного, аргументированность ответа;

  • речевое оформление ответа.

Оценка «5» - ответ полный, правильный; с учётом требований программы ученик показывает знание основных идей, главных положений и умение их аргументировать; правильно оценивает общественные явления, знает фактический материал, основные понятия и законы, привлекает материал по другим предметам, из периодической печати, умеет делать выводы и обобщения. Речь хорошая.

Оценка «4» - ответ в основном удовлетворяет тем же, но есть неточности в изложении, не ведущие, однако к существенному искажению содержания.

Оценка «3» - ответ в основном правильный; в ответе обнаруживается недостаточно глубокое понимание программного материала, допускаются отдельные ошибки в изложении ведущих идей и теоретических положений; проявляется умение лишь к репродуктивному изложению материала, отсутствуют самостоятельные выводы и обобщения. Часто изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся)

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

При оценке выполнения тестовых заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» - ученик выполнил все задания верно;

Оценка «4» - ученик выполнил все задания верно;

Оценка «3» - ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

Оценка «2» - ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий;





Учебная литература

  • Программа общеобразовательных учреждений история 7 класс Юдовская .А.Я. Ванюшкина .Л.М.

  • А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Новая история с рубежа XV- XVI вв. М. «Просвещение », 2009

  • Учебные карты соответствующего периода

Дидактическая литература

  • В.В.Кириллов. Новая история в схемах и таблицах М. «Просвещение» 2008

  • История 30 типовых экзаменационных работ. М., АСТ «Астрель» 2011

  • Видеохрестоматия по Новой истории . Ожившая история. 2 части. ООО «Мир знаний»

Методическая литература



  • Программа общеобразовательных учреждений история 7 класс Юдовская .А.Я. Ванюшкина .Л.М.

  • А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Поурочные разработки по новой истории 1500-1800гг. М. «Просвещение»,2001



© 2010-2022