План конспект по теме: «Предпосылки Петровских преобразований»

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План конспект по теме: «Предпосылки Петровских преобразований»

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России.

Развивающая: развитие мышления, умение работать самостоятельно по учебнику, умение четко формулировать выводы

Воспитательная: воспитать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.





Ход урока:Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Посмотрите все внимательно на свои парты! У всех есть учебники и письменные принадлежности? Молодцы! А теперь попрошу вашего внимания!

Настраиваются на работу

Проверка домашнего задания

Проверка таблицы

(сдают творческую работу)


План урока

1. Причины и основные направления реформ.

2. Усиление иностранного влияния.

3. Симеон Полоцкий.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

5. В.В.Голицын и его планы.

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I .

В конце урока вы должны будите ответить на вопрос: почему реформы в нач. 18 века были неизбежны?

- Дайте определение понятию реформа?

1. Причины и основные направления реформ.

Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

прошёл промышленный переворот , во многих странах прошли буржуазные революции, успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления.

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

Давайте выделим основные причины реформ: (слайд 2)

  • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)

  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли

  • Отсталая армия и флот

  • Непродуманный государственный аппарат

  • Слаборазвитая экономика

Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

Из причин выделяем направления реформ: (слайд 3)

Попытайтесь выделить основные направления реформ.

  • Выход к морю

  • Реформа экономики

  • Реформа армии

  • Государственная реформа

  • Реформа культуры и образования

2. Усиление иностранного влияния.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

3. Симеон Полоцкий.

- Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.

Откройте свои учебники, 1й ряд страница 94-прочитайте пункт про Симеона Полоцкого, 2й ряд- страница 95 пункт о реформах А.Л.Ордина - Нащокина, 3й ряд страница 96 пункт - преобразовательные планы В.В Голицина.

Задание: вы должны прочитать и ответить на вопросы - Какую роль в сближение с западом сыграл С.Полоцкий?

-выделите основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина;

-какие реформаторские замыслы были у В.В. Голицына? Почему они так и остались нереализованны?

1й ряд Вывод (записывают в тетрадь): (слайд 5)

Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа

  • обучал дьяков (служителей) в приказах.

  • придворный поэт

Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

2й ряд: (слайд 6)

Военное дело: сократил дворянское ополчение, увеличение стрелецких полков, введение рекрутской повинности.

- ввел элементы самоуправления по европейскому образцу;

-экономика: отменил привилегии иностранных компаний предоставил льготы русским купцам.

3й ряд: (слайд 7)

Вывод:

В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

  • открыл Славяно-греко-латинскую академию

  • отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти

  • начал вводить европейские формы быта

  • предлагал освободить крестьян от помещиков

  • ввести "поголовную" подать

  • неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97














Записывают в тетради причины реформ





Записывают в тетрадь направления реформ









(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)



© 2010-2022