- Преподавателю
- История
- План конспект по теме: «Предпосылки Петровских преобразований»
План конспект по теме: «Предпосылки Петровских преобразований»
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Якупова Л.М. |
Дата | 04.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План конспект по теме: «Предпосылки Петровских преобразований»
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России.
Развивающая: развитие мышления, умение работать самостоятельно по учебнику, умение четко формулировать выводы
Воспитательная: воспитать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.
Ход урока:Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Посмотрите все внимательно на свои парты! У всех есть учебники и письменные принадлежности? Молодцы! А теперь попрошу вашего внимания!
Настраиваются на работу
Проверка домашнего задания
Проверка таблицы
(сдают творческую работу)
План урока
1. Причины и основные направления реформ.
2. Усиление иностранного влияния.
3. Симеон Полоцкий.
4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина
5. В.В.Голицын и его планы.
Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".
Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"
На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I .
В конце урока вы должны будите ответить на вопрос: почему реформы в нач. 18 века были неизбежны?
- Дайте определение понятию реформа?
1. Причины и основные направления реформ.
Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?
прошёл промышленный переворот , во многих странах прошли буржуазные революции, успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления.
Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.
Давайте выделим основные причины реформ: (слайд 2)
-
В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)
-
Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
-
Отсталая армия и флот
-
Непродуманный государственный аппарат
-
Слаборазвитая экономика
Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.
Из причин выделяем направления реформ: (слайд 3)
Попытайтесь выделить основные направления реформ.
-
Выход к морю
-
Реформа экономики
-
Реформа армии
-
Государственная реформа
-
Реформа культуры и образования
2. Усиление иностранного влияния.
Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?
Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.
При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.
3. Симеон Полоцкий.
- Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.
Откройте свои учебники, 1й ряд страница 94-прочитайте пункт про Симеона Полоцкого, 2й ряд- страница 95 пункт о реформах А.Л.Ордина - Нащокина, 3й ряд страница 96 пункт - преобразовательные планы В.В Голицина.
Задание: вы должны прочитать и ответить на вопросы - Какую роль в сближение с западом сыграл С.Полоцкий?
-выделите основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина;
-какие реформаторские замыслы были у В.В. Голицына? Почему они так и остались нереализованны?
1й ряд Вывод (записывают в тетрадь): (слайд 5)
Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:
-
выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
-
обучал дьяков (служителей) в приказах.
-
придворный поэт
Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.
2й ряд: (слайд 6)
Военное дело: сократил дворянское ополчение, увеличение стрелецких полков, введение рекрутской повинности.
- ввел элементы самоуправления по европейскому образцу;
-экономика: отменил привилегии иностранных компаний предоставил льготы русским купцам.
3й ряд: (слайд 7)
Вывод:
В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:
-
открыл Славяно-греко-латинскую академию
-
отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти
-
начал вводить европейские формы быта
-
предлагал освободить крестьян от помещиков
-
ввести "поголовную" подать
-
неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.
Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.
Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97
Записывают в тетради причины реформ
Записывают в тетрадь направления реформ
(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)