Сценарий учебного занятия по теме Семья

урок будет полезен для учителей истории и обществознания.Цель – предмет (предметный результат)Обучающиеся научатся характеризовать особенности семьи, приводить примеры типов и функций семьи, объяснять нравственные качества членов семьи.Цель – способ (метапредметный результат)Обучающиеся овладеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать и обобщать факты, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

Сценарий учебного занятия по предмету



Сценарий учебного занятия по теме СемьяСценарий учебного занятия по теме СемьяСценарий учебного занятия по теме Семья

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Исыпова Ольга Михайловна

Район

Сергачский

Место работы

МБОУ Лопатинская СОШ

Должность

учитель истории и обществознания


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Обществознание, обществознание

Класс

6

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

С.И.Козленко, И.В.Козленко. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных школ. М.: «Русское слово», 2007 год

А.И. Кравченко, Е.А.Певцова . Учебник «Обществознание». М. : «Русское слово» 2009.

Тема учебного занятия

Социальная сфера общества

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Семья

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Учебная задача

Раскрыть и сформировать у обучающихся чёткое представление о социальной сфере общества.

Овладеть теоретическими знаниями в области обществознания, основными терминами и понятиями темы.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель - предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся характеризовать особенности семьи, приводить примеры типов и функций семьи, объяснять нравственные качества членов семьи.

Обучающиеся получат возможность самостоятельно определять понятие «семья», основные виды семьи и права ребёнка; представлять отличия семьи от других социальных групп; понимать для чего люди создают семьи.

Цель - способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать и обобщать факты, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

Обучающиеся получат возможность формирования умения делать и обосновывать логические выводы, развитие навыков анализа и сравнения, самостоятельного поиска информации по алгоритму, оценивать различные точки зрения на проблему.

Цель - ценность (личностный результат)

Обучающиеся осмыслят значение семьи в жизни человека, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Обучающиеся получат возможность для формирования понимания отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека; формирования навыков индивидуальной и коллективной работы.

Исходное состояние обучающихся:

Обучающиеся умеют анализировать полученную информацию, могут сравнивать и аргументировать свои ответы, знают факты и имеют опыт работы по данной тематике

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку



Учебно - информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно - информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник «Обществознание» А.И. Кравченко, Е.А.Певцова М. : «Русское слово» 2009.

Конституция РФ

Семейный кодекс РФ

Е.Б. Биянова Поурочные разработки по обществознанию 6 класс Москва ВАКО 2010 г.

festval.1september.ru rusedu.ru/

openclass.ru

Электронные словари:

Словарь афоризмов и цитат: all-aforizm.info/semja.html;

Словарь пословиц и поговорок: slovarick.ru/category/s/

Презентация

Видеоролик к песне «Гимн семьи» (сл. - И. Резник, муз. - А. Лунёв);

Печатный раздаточный материал (рабочий лист, карточки с заданиями для групп, схема «Какой должна быть семья», цветные геометрические фигуры и ватман для упражнения «Коллаж»).

Техническое обеспечение

Проектор, ноутбук


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого - педагогическое обоснование
Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого - педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)



1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности

  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания - не знания», «умения - неумения», «понимания - не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации - это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее - определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся




2. Операционно - исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)


Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать "плотью"

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково - символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно - оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения


Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь оценку «5».

Молодцы. У нас всё готово к уроку? Сели все правильно, удобно.

Учащиеся проверяют своё рабочее место, настраиваются на положительные эмоции.



1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Ребята, тема нашего урока в загадках. Первые буквы слов - загадок составляют слово, скрытое в квадратах. СЛАЙД № 1

  1. Как называется состояние человека, когда ему « летать хочется»? (счастье)

  2. Дерево, украшающее дом в Новый год. (ель)

  3. Она - жена, он -…? (муж)

  4. Его подбросила греческая богиня ссор и раздоров на пир богов. (яблоко)

Учащиеся отгадывают загадки и называют тему урока «Семья».


1.3. Создание проблемной ситуации

Чтение и обсуждение притчи. «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово… Какое это слово?

Вопрос учителя классу: как вы думаете, в чем смысл притчи? Какое отношение притча имеет к нашему уроку? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?





2. Операционно - исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Какие знания мы должны с вами сегодня сформировать?

Сегодня мы с вами будем работать по группам. Давайте вспомним правила работы в группе. Записи мы будем делать в рабочих листах, которые вы дома вложите в тетрадь по обществознанию, и на которых вы будете выполнять домашнее задание.


Мы выясним, что такое семья, какие отношения существуют в семье, какой должна быть семья, какие выполняет функции, как государство заботиться о семье

Учащиеся называют правила работы в группе:

1. Внимательно читай задания.

2. Распределите обязанности в группе.

3. Умей выслушать других и высказаться сам.

4. Будь доброжелательным.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Итак, приступаем к работе. Каждая команда получает и выполняет своё задание.

Учащиеся должны выбрать ту позицию, которая им ближе и аргументировать её.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

1 группа («Языкознайки»): Определить значение понятия «семья» и функции семьи

Найдите наиболее точное определение понятия «семья». Кратко обоснуйте свой выбор.

- «Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми)» (С.И. Ожегов)

- «Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» (Э. Гидденс)

- «Основанная на браке или кровном родстве социальная группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью» (Энциклопедический словарь)

- «Экономическая ячейка общества» (Ф. Энгельс)

- «Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности» (Л.Н. Боголюбов).

2 группа («Мудрецы»): Определить, черты настоящей семьи

Вам необходимо прочитать пословицы и поговорки о семье, и определите, какой должна быть семья (выбрать черты из предложенного перечня).

- В недружной семье добра не бывает.

- В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

- В семье, где нет согласия, добра не бывает.

- В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

- В хорошей семье хорошие дети растут.

- На что и клад, когда в семье лад.

- Намеки да попреки - семейные пороки.

- Не будет добра, коли в семье вражда.

- Семья в куче, не страшна и туча.

- Хоть тесно, да лучше вместе.

Черты семьи:

Недружная Трудолюбивая Сплоченная

Заботливая Ленивая Любящая

Большая

3 группа («Правоведы»): Выяснить, какими правами обладает ребенок

Познакомьтесь с извлечениями из Семейного кодекса РФ. Закончите предложения:

- Ребенком признается лицо, не достигшее возраста ____________.

- Каждый ребенок имеет право на _______________.

4 группа «Умельцы»

Четвертая группа будет работать в технике «КОЛЛАЖ». Группа получает ватман, а каждый ученик - набор разноцветных геометрических фигурок (квадратики обозначают папу, треугольники - маму, кружочки - детей, прямоугольники - бабушек и дедушек).

Задание: на листе ватмана каждый учащийся наклеивает «свою семью» произвольно, там, где хочется.

Приступаем к работе.

Работа в группах.









2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Итак, проверим, что у вас получилось.

ВОПРОС (1 группе): Что такое семья?

Записываем определение в рабочий лист.

Вопрос. Какие функции выполняет семья?


ВОПРОС (2 группе): Какой должна быть семья?

ВОПРОС: Чем семья отличается от других коллективов? Для ответа на вопрос заполните пропуски в схеме «Особенности семьи»:

ВОПРОС: Для чего люди создают семьи?

III. Семья и государство

Семья - обязательная часть любого общества, государства. Поэтому она находится под его защитой.

В России приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ее главные обязанности.

ВОПРОС: В одном важном документе записано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Как называется этот документ?

ВОПРОС: Когда она был принята?

ВОПРОС: Что такое «конституция»?

На основе Конституции пишутся основные кодексы РФ, которые помогают регулировать жизнь людей.

ВОПРОС: Что такое «кодекс»?

ВОПРОС: Какие кодексы существуют в нашей стране?

ВОПРОС: Как вы думаете, в каком кодексе вы можете найти информацию о семье, браке, родителях, о защите прав детей?

ВОПРОС (3 группе): Третья группа работала с Семейным кодексом РФ. Что в этом документе говорится о правах ребенка?


IV. Какие бывают семьи

Ребята, семьи бывают разные. Четвертая группа нам это доказала, выполнив интересное задание в технике «КОЛЛАЖ».

Что в силу жизненных обстоятельств в семье? иногда нет мамы или папы, но это не означает, что семья не состоявшаяся. Ведь независимо от того, сколько человек в семье, это то место, где нас любят и ждут.

ВОПРОС: С помощью иллюстраций расскажите, какие бывают семьи. слайды

В разные времена отношение к семье и браку у людей было разное. Перенесемся в Третьяковскую галерею. Перед вами картина известного русского живописца В.В. Пукирева «Неравный брак», написанная в 1862 году. Сюжет картины - нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают замуж за богатого старика.слайд

Давайте опишем эту картину.

1 группа - описывает невесту,

2 группа - описывает жениха,

3 группа - отвечает на вопрос, счастлива ли невеста,

4 группа - отвечает на вопрос, будет ли такая семья счастливой.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве социальная группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью (Энциклопедический словарь)

Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета, воспитание детей, прививает манеры поведения, моральная и материальная поддержка, организация досуга и отдыха, забота о малолетних и престарелых членах семьи.

трудолюбивая, сплоченная, заботливая, любящая, большая.

1. Общее жилище, хозяйство;

2. Совместное проведение свободного времени;

3. Чувство любви и привязанности;

4. Совместное воспитание детей.

- Желание вступить в брак, жить вместе, воспитывать детей;

- Объединение родственников, на основе желания помогать друг другу;

- Ради продолжения рода, появления новых поколений, развития общества.



Конституция РФ.

12 декабря 1993 года

Конституция - это основной закон нашего государства.

Кодекс - свод законов.

В нашей стране существует уголовный, семейный, гражданский, трудовой и другие кодексы.

В Семейном кодексе РФ.


1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье; право знать своих родителей; право на заботу; уважение человеческого достоинства; ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

Группа демонстрирует результаты работы









работа по группам

3. Рефлексивно - оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

ВОПРОС: Нужна ли человеку семья?
















А сейчас я каждой группе предлагаю составить синквейн к слову «семья».

Семья - это самые близкие и родные люди, это та благожелательная среда, которая так необходима в жизни каждому человеку для ощущения полного счастья. Есть такая народная пословица: «Вся семья вместе - так и душа на месте». Так оно и есть: «Когда в семье все хорошо - в сердце и на душе светло». Ведь никто не может так переживать, так любить друг друга, как самые родные и близкие люди.

Учащиеся составляют синквейн, а затем зачитывают.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Ребята, если вам сегодня на уроке было интересно, тепло, уютно, вы почерпнули для себя что-то новое, то отдайте свои сердечки солнышку, Если было грустно, скучно, неинтересно, то отправьте капельку на тучку.

И в заключении дети, давайте выполним задание « Незаконченное предложение»

Мне на уроке понравилось ........ Мне показалось трудным........... Я бы хотел ещё.................. Главным своим результатом я считаю.........

Выставление оценок.

Домашнее задание на выбор: Напишите мини-сочинение «Моя семья», решите задачу (на рабочем листе), составить презентацию про свою семью.


Звучит видеоролик « Гимн семьи»»







Учащиеся встают и по очереди продолжают предложенные предложения











ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

© 2010-2022