Открытый урок Крестовый поход

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по всемирной истории в 6 классе по теме

«Крестовые походы»

Цель: раскрыть причины и последствия крестовых походов

Задачи: 1) познакомить с главными событиями первого и четвёртого крестовых походов;

2) дать представление о движущих силах крестовых походов, а также духовно-рыцарских орденах и культурном воздействии крестовых походов на европейцев;

3) проанализировать исторические факты и документы о крестовых походах;

4) воспитывать чувство сострадания и сочувствия к народам, подвергшимся разграблению и уничтожению крестоносцами.

Форма урока: объяснения нового материала с элементами игры и практического занятия

Оборудование и материалы к уроку: мультимедиапроектор, настенная карта «Европа в Х-ХIIIвв. Крестовые походы», фонозапись речи папы Урбана II в Клермоне, таблица «Причины крестовых походов», исторические документы «Разграбление храмов в Константинополе», «Поведение крестоносцев в Константинополе»

Понятия и термины: крестовые походы, крестоносцы, религиозная война, духовно-рыцарские ордены, великий магистр

Ход урока

I этап

Урок начинается с показа видеофрагмента «Крестоносцы»

Учитель:

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке? Что Вы слышали или знаете о крестовых походах и крестоносцах? Какие книги читали или какие смотрели фильмы?

Крестовые походы - одно из уникальных и ярких событий в истории средневековья, именно в них рождались представления о рыцарстве и рыцарских подвигах.Историки насчитали 8 крупных крестовых походов и длились они с 1095 г. по 1291 г. А начало походам было положено весной 1095 года, когда церковный собор в Пьяченце обсуждал вопрос о «Божьем мире», а из Константинополя прибыли послы от императора Алексея, которые просили помощи против подступавших к городу тюрок. Папа римский Урбан II ухватился за эту мысль, а именно: провозгласить крестовый поход против тюрок, за освобождение Святой Земли, Иерусалима и отправить туда всех рыцарей - разбойников и установить в Европе «Божий мир».

Осенью папа созвал новый собор в центре раздираемой войнами Галлии, в Клермоне. Он пригласил туда не только священников, но и рыцарей всей Европы. На широкой равнине под Клермоном, папа римский Урбан IIобратился к ним с убедительной речью:

(Ученик в образе папы римского обращается с речью к верующим, звучит фонограмма речи папы римского Урбана)

"Народ франков, к вам обращается моя речь, к вам несутся слова моих убеждений. Я хочу вам поведать, что привело меня в ваши пределы, какая ваша крайность и всех верных заставила меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота. И прежде часто доходило до нашего слуха, будто народ персидского царства, народ проклятый, чужеземный, далекий от бога, отродье, сердце и ум которого не верит в господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил… Церкви же божии или уничтожил до основания, или обратил на свое богослужение… Кому же может предстоять труд отомстить за то и забрать из их рук награбленное, как не вам… Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого…И других ваших властителей… В особенности же к вам должна взывать святая гробница спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы… Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны, задремлет междоусобие. Предпримите путь к гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините её себе. Земля та… "течет медом и молоком". Иерусалим - плодоносный пуп земли, второй рай на земле…

Вопросы учителя:

- Для чего папа римский призывал участвовать в походе христиан?

(Папа призывал освободить Святую землю и Гроб Господень от «неверных» и спасти «братьев христиан»)

- Что обещал Урбан II всем участникам похода в г. Иерусалим?

(Крестоносцы были уверены, что идут сражаться за святое дело и их ждет награда на небесах)

- Чем привлекали участников похода эти земли?

(Люди верили, что в новых землях они обретут богатство и славу)

Учитель:

Французский поэт Конон де Бетюн в ХІІ веке также призывал к участию в крестовых походах:

Ученик в образе поэта читает:

…За нас Христос, исполненный Любови,

Погиб в земле, что турку отдана.

Зальём поля потоком вражьей крови

Иль наша честь навек посрамлена!

…Не будет смерти. Для прозревших внове

Блаженные наступят времена,

А славу, честь и счастье уготовит

Вернувшимся родимая страна.

Учитель:

Ребята, как оценивала феодальная мораль участие в крестовых походах? На что рассчитывали феодалы, принимая в них участие?

(Феодалы рассчитывали захватить богатую добычу и новые земли)

Итак, сделаем вывод, что же такое крестовые походы и кто такие крестоносцы? (Делается запись в тетрадях)

II этап урока

2.Работа с историческим источником № 1(из воспоминаний современника)

Учитель зачитывает отрывок из документа:

-Графы еще думали о своих приготовлениях, рыцари едва начинали о них помышлять, как народ уже кинулся в движение с неудержимым пылом. Никто из бедняков не думал о недостаточности своих средств и о трудностях такого пути. Каждый покидал свой дом, виноградник, свое наследие, продавал их за низкую цену и с радостью шел в поход. Франция страдала тогда от голода; неурожаи, следовавшие один за другим, подняли цены на хлеб до необычайной высоты. Богатые по своему обыкновению пользовались общим бедствием. Хлеба было мало, и он был дорог. Бедные заменяли его кореньями и дикими травами…

Трудно описать толпы детей, юношей, стариков отправляющихся таким образом на священную войну. Во главе каждого отряда был проповедник. Самым известным странствующим проповедником был Пётр Пустынник. Народ окружал его толпами, приносил ему дары и прославлял его святость с таким усердием… Многие выдирали шерсть его мула, чтобы хранить её как святыню».

Вопросы к тексту документа:

- Какие слои населения приняли участие в первом Крестовом походе?

(В первом Крестовом походе приняли участие, как бедняки, так и феодалы)

- Что заставило этих людей отправиться в поход?

(Бедняки рассчитывали обрести свободу и богатства, а феодалы надеялись основать новые государства)

- Как вели себя участники похода по отношению к местному населению?

(Местных жителей насильно превращали в лично зависимых, грабили и убивали)

3. Работа с картой или атласом:

- Жители крупных европейских государств приняли участие в первом Крестовом походе? Покажите их на карте и в атласе.

Ответ: В первом Крестовом походе приняли участие жители Франции, Германии и Италии

Учитель:

Во время первого крестового похода был захвачен Иерусалим. Как это было? Послушаем сообщения учеников о взятии святого города Иерусалима.

1-й ученик:

В 1099 году крестоносцы оказались у стен Иерусалима. Осада затянулась на месяц. Взяв укрепленный город после ожесточенного штурма, рыцари учинили страшную резню мусульман.

Участник похода писал о взятии Иерусалима: «Не пощадили ни женщин, ни малюток. Крестоносцы разбрелись по домам горожан, захватывая все,что в них находилось».

На узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Местных жителей - мусульман и христиан - завоеватели насильно превращали в лично зависимых. Новые господа взимали с крестьян от одной трети до половины урожая зерна, такую же часть сбора с фруктовых деревьев, олив и винограда. Кроме того покоренные народы должны были платить налоги королю и десятину католической церкви.

Для обороны и расширения владений крестоносцы вскоре после Первого крестового похода в Палестине создали духовно-рыцарские ордены: тамплиеров, госпитальеров, а позднее возник и Тевтонский орден, объединивший немецких рыцарей. Члены орденов были одновременно и монахами и рыцарями. Они подчинялись только папе и не зависели от местных властей. Их возглавляли великие магистры. Чтобы ничто не отвлекало рыцарей от исполнения долга, им было запрещены брак и светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, лишние разговоры и громкий смех.

2-й ученик:

В конце 12 в. мусульмане создали сильное государство. Во главе стоял египетский правитель Салах ад-Дин. В европейских хрониках его называли Саладин. Саладин разгромил в сражении крупные силы крестоносцев. В 1187 году после шестидневной осады сдался Иерусалим. Салах ад-Дин обошелся мягко с жителями христианами.

В течение 40 дней им разрешали, уплатив выкуп, покинуть город. Тамплиеры и госпитальеры выкупили не только себя, но и часть бедняков. Всё же около 15 тысяч христиан было продано в рабство. Пытаясь вернуть Иерусалим западные феодалы организовали Третий крестовый поход (1189 - 1192). Первыми выступили немецкие рыцари. Английские и французские рыцари выступили в поход лишь через год после немцев. Трижды они подходили к Иерусалиму, но отвоевать город так и не сумели.

Шуточный тест: (на слайде)

1) Как называли владельца феода:

а) нувориш; б) шеф; в) феодал

2. Рыцарские состязания в силе и ловкости в средние века:

а) спарринг; б) турнир; в) матч

3. Правитель государства в средние века:

а) царь-батюшка; б) король; в) князь

4. Плата церкви государству:

а) десятина; б) оброк; в) обдираловка

5. Дворянские разборки в средние века назывались:

а) дуэль; б) междоусобицы; в) « выйдем на пару ласковых!»

6. Кем стал Карл Великий в 800 г.:

а) папой римским; б) императором; в) президентом всех франков

5.Работа с историческим источником № 2 (знакомство учащихся с четвертым крестовым походом, со штурмом Константинополя по учебному пособию).

А) Осада и взятие Константинополя латинами (1204 г.) Ограбление храмов в Константинополе

Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!.. Божественное тело и кровь Христова была разлита и разбросана по земле…

Б) Поведение крестоносцев в Константинополе

…всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, в храмах жалобные стоны.

Знатные родом бродили опозоренными, почтенные старцы плачущими, богатые - нищими. Так - на площадях; так - в закоулках; так - в открытых общественных местах; так и в тайных убежищах!

Таким образом…беззаконничали западные войска против населения христова, не оказывая решительно никому ни малейшего снисхождения, но всех лишая денег и имущества, жилищ и одежд и совершенно ничего не оставляя тем, кто имел что-нибудь!

Вопросы к документу:

- Как встретили жители Константинополя пришельцев?

(Жители Константинополя встречали освободителей Гроба Господня как в торжественных случаях с крестами и изображениями Христа)

- Как вели себя крестоносцы?

(Крестоносцы же стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады.)

III этап урока

7.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 4 и 5 стр. 121-122.

- Каковы последствия и итоги Крестовых походов? (Составить схему)

(на слайде)

1. Крестовые походы не достигли своей цели - завоевание стран Востока.

2. Погибло много людей: и участников походов и жителей стран, где проходили крестоносцы.

3. Разрушено много городов и населенных пунктов.

4. Оживилась торговля между Западом и Востоком.

5. Народы Запада и Востока познакомились с культурой друг друга.

IV этап урока

Закрепление изученного материала на уроке.

Какая точка зрения более правильная и убедительная, на Ваш взгляд:

  1. Крестовые походы принесли много полезного Европе.

  2. Крестовые походы были напрасными. Было много жестокости, крови, жертв, а то полезное, что получила Европа, могло быть приобретено в ходе мирных торговых и культурных контактов.

Блиц-опрос на обобщение и закрепление материала:

1.Назовите дату крестовых походов.

(1096-1291гг.)

2.Почему походы называются «крестовыми»?

На одежде участников вышит крест

3.Дайте определение термину «Крестовые походы»

Крестовые походы-военно- колониальное движение западных феодалов против мусульман.

4.Кто возглавил поход бедноты?

Проповедник Петр Пустынник

5.Какое государство образовали крестоносцы в результате второго крестового похода?

Иерусалимское государство.

6.Какое государство образовали крестоносцы в результате четвертого крестового похода?

Латинское царство.

V. Выставление отметок и рефлексия:

Время быстро пролетело, подводить пора итог.

Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?

Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,

Оранжевый поднимите выше (очень этого я жду!)

Ну а белый, то не страшно, дома можно всё ответить! И всем на следующем уроке получить желаю «10»

Домашнее задание: Прочитать параграф № 11 учебника, выполнить задания по контурной карте, повторить все новые термины из параграфа

Подготовить устный рассказ «Один день из жизни рыцаря-крестоносца» или написать небольшое сочинение «Взятие Иерусалима глазами местного жителя-мусульманина» или составить синквейн «Крестовые походы»

6


© 2010-2022