Рабочая программа по истории России 11 класс

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО Заместитель директора Директор школы

учителей предметов по учебно-воспитательной _____/В.Г.Толкнова

гуманитарного цикла работе Приказ № 86

Протокол №1 __________/Т.А. Гогова/ «28» августа 2015 от «26» августа 2015г « 27» августа 2015 г

Руководитель ШМО

__________ /С.С.Макарова/

Рабочая программа

по истории России

на 2015-2016 учебный год

11 класс

Учитель истории: Косова С.И.

Год составления: 2015 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа:

Рабочая программа по истории России составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования ( одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089), примерной программы по истории 10-11 классы, авторской программы Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. «История Отечества 20 начало 21 века»,2003. , а также примерной программы курса «История Татарстана».

Данная рабочая программа по ( истории России 11 класс) составлена на основании следующих документов:

- Федерального закона (от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.8, п.9;)

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)

- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год, приказ № 78 от 24.08.2015 ;

- Учебного плана МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год, приказ № 78 от 24.08. 2015 г.

Структура документа

Рабочая программа по Новой истории представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методической литературы.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений (базовый уровень) Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «история» на этапе среднего общего образования из расчёта 2 часа в неделю. Так как в 11 классе 34 учебных недели по базисному учебному плану календарно-тематическое планирование расчитано на 24 часа Всемирной истории, 44 часа на изучение истории России (с середины 19 века) и истории России XX-XXI в.в., В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 44 часа, но в связи с включением национально-регионального компонента сокращена на 10 часов. История Татарстана изучается в интегрированном курсе «История» в объеме 10 часов.

Уровень обучения - базовый.

Срок реализации программы - 1 год.

Календарно-тематический план для 11 класса по истории России ориентирован на использование учебника:

-Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская история России(вторая половина XIX века) учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений под редакцией Н.И. Павленко - 6-е издание,стереотип.- М.: Дрофа, 2010.-382,[2]с.: ил., 8л. цв.вкл. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко история России (XX-начало XXI века) 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень-2 издание-М: Просвещение, 2008.-384 с., [16] л. ил., карт.: ил. Учебник полностью соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов общего образования и входит в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Российской Федерации на 2012/2013 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на уровне среднего общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Изучая историю на ступени среднего общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени среднего общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

Цели курса:

  • Способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;

  • углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей, явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;

  • помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

  • формирование исторического мышления учащихся;

  • развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

  • формирование навыков ответа на фактологические и проблемные вопросы;

  • формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

  • расширение и обобщение знаний по истории;

  • изучение истории через сравнение разных стран, хронологическую синхронизацию событий в мире, анализ конкретных событий и их влияния на историю;

  • рассмотрение истории как многофакторного процесса.

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  • формирование правовой культуры школьников;

  • формирование представлений об общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

  • развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

  • формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

  • развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:

Знать/Понимать:

  • основные виды исторических источников;

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с -древности до конца XIX в., выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:

  • работать с хронологией;

  • работать с историческим источником;

  • работать с исторической картой;

  • описывать исторические события и памятники культуры;

  • анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :

  • понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;

  • анализировать причины текущих событий в России и мире;

  • высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;

  • использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

В связи с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2012 года № 1089 внести следующие изменения:

Позицию «Российская Федерация (1991-2003г.г.)» дополнить абзацем следующего содержания: «Основные итоги развития России с древнейших времён до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны». Данный раздел в рабочей программе рассчитан на 2 часа.

Структура примерной программы

Структура рабочей программы

Количество часов

Обоснование

Примерная

программа

Рабочая

программа

1.

Раздел «Россия во второй половине XIX

начале XXвека»

Данный раздел в рабочей программе разделён на три раздела:

«Россия в царствование Александра II. Эпоха великих реформ».

«Россия в царствование Александра III. Ревизия реформ». «Россия в начале XX века».

6 часов


4 часа

3 часа

5 часов

Большинство учащихся выбирают для итоговой аттестации

(ЕГЭ) экзамен по выбору, а именно история, поэтому необходимо более подробное

изучение некоторых

разделов. В связи с

этим количество часов в данных разделах

увеличено.

2.

Раздел «СССР в первые послевоенные десятилетия».

Данный раздел в рабочей программе разделён на два раздела:

«Последние годы Сталинского правления».

«СССР в 1953-1964 г.г.: попытки реформирования советской системы».

4 часа

1 час

2 часа

Количество часов в

данном разделе уменьшено так как из рабочей программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме

содержания основных

образовательных программ для основной школы.

3.

Раздел «СССР в середине 1960 начале

1980г.г.».

Данный раздел в рабочей программе называется:

«СССР в последние годы своего существования».

3 часа

4 часа

Данный раздел увеличен на 1 час так

как этот час учебного времени выделен на обобщение пройденного материала в

качестве проверочной работы.





Учебно-тематический план по истории России 11 класс (включая 10 часов по истории Республики Татарстан)

( 2 часа в неделю 44 часа )

УМК Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская история России(вторая половина XIX века) учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений под редакцией Н.И. Павленко - 6-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2010.-382,[2]с.: ил., 8л. цв.вкл. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко история России (XX-начало XXI века) 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень-2 издание- М: Просвещение, 2008.-384 с., [16] л. ил., кар. ил.

Учебник: А.Г. Галлямова, А.А. Иванов, Пискарев В.И., Б.Ф. Султанбеков История Татарстана и татарского народа XX - начало XXI века: учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений - Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2009.- 255 с.: ил.

Наименование темы

Количество

часов

Из них

Самостоятельные

работы

Контрольное

тестирование

Проверочные

работы

Раздел 1: Россия в царствование Александра II.

4 часа.

1.

Народничество 1870: идеология и практика. Общественный подъём 70-80 г.г. на рубеже XIX века. Кризис самодержавия.

1 час

к/т №1

Раздел 2: Россия в царствование Александра III. Ревизия

реформ.

3 часа.

2.

Вступление на престол Александра III. План контрреформ как основа внутренней политики Александра III.

1 час

с/р №1

Раздел 3: Россия в начале XX века.

6 часов.

3.

Русская культура конца XIX начала XX веков.

1 час

п/р №1

Раздел 4: Россия в революции 1917 года.

5 часов.

4.

Обобщение: Основные этапы Гражданской войны.

1 час

к/т №2

Раздел 5: Россия, СССР: годы НЭПа.

6 часов.


Раздел 6: Великая Отечественная война.

7 часов.

5.

Борьба за линией фронта.

1 час

с/р №2

6.

Обобщение: Итоги Великой Отечественной войны.

1 час

к/т №3

Раздел 7: Последние годы сталинского правления.

2 часа.


Раздел 8: СССР в 1953-1964 г.г.: попытки реформирования советской системы.

2 часа.


Раздел 9: СССР в последние десятилетия своего существования.

5 часов.

7.

Перестройка и её итоги. Распад СССР.

1 час

с/р №3

8.

Обобщение: Проблема войны и мира в годы перестройки.

1 час

п/р №2

Раздел 10: Основные итоги развития России с древнейших времён до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории- угроза национальной безопасности страны.

4 часа.


Итого:

44 часа.

Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса

Раздел 1: Россия в царствование Александра II. Эпоха великих реформ.

Вступление на престол Александра II. Подготовка и проведение крестьянской реформы. Реформы 1860-х-1870-х г.г. Сельское хозяйство и промышленность в 60-70 г.г Общественное движение 60-х г.г. XIX в. Внешняя политика России в 60-70 г.г. Русско-турецкая война 1877-1878 г.г. Народничество 1870-х г.г.: идеология и практика. Общественный подъём на рубеже 70-80 г.г.XIX века. Кризис самодержавия.

Раздел 2: Россия в царствование Александра III. Ревизия реформ 60-70 г.г.

Вступление на престол Александра III. План контрреформ как основа внутренней политики Александра III. Российская промышленность. Сельское хозяйство. Общественная жизнь 80-90 г.г. Культура России во втор. пол. XIX века.

Раздел 3: Россия в начале XX века.

Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-начале XX века. Внутренняя и внешняя политика самодержавия. Российское общество: национальные движения. Революция 1905-1907 г.г.: начало, подъём, отступление. Становление российского парламентаризма. Социально - экономические модернизационные процессы. Революция 1905-1907 г.г. в Казанском крае. Третьеиюньская политическая система. Наведение порядка и реформы. Россия в Первой мировой войне. Русская культура конца XIX-начала XX века.

Раздел 4: Россия в революции 1917 г.

По пути демократии. Приход большевиков к власти. Первые месяцы большевитского правления. Гражданская война. Почему победили красные? Казанская губерния в революциях 1917 года. Гражданская война в крае. Обобщение: Основные этапы Гражданской войны.

Раздел 5: Россия, СССР: годы НЭПа.

Социально-экономическое развитие страны. Общественно-политическая жизнь. Культура. Образование СССР. Внешняя политика и Коминтерн. Кардинальные изменения в экономике. Общественно-политическая жизнь. Культура. НЭП. Борьба с «национал-уклонизмом» в Казанском крае. «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура. Внешняя политика: СССР и Германия. Накануне грозных испытаний. Колхозное строительство и индустриализация. «Большой террор в Татарии».

Раздел 6: Великая Отечественная война.

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. В общем строю защитников Отечества. Борьба за линией фронта. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы войны Тыл в годы войны. Наука и культура республики в годы войны. Освобождение СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Обобщение: Итоги Великой Отечественной войны.

Раздел 7: Последние годы сталинского правления.

Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях. Восстановление и развитие народного хозяйства. Власть и общество. Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь республики.

Раздел 8: СССР в 1953-1964 г.г. попытки реформирования советской системы.

Изменения в политике и культуре. Преобразования в экономике. СССР и внешний мир.

Раздел 9: СССР в последние десятилетия.

Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 г.г. Общественно-политическая жизнь. Культура. Социально-экономическая жизнь: достижения и проблемы. Перестройка и её итоги. Распад СССР. Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны». Обобщение: Проблема войны и мира в годы перестройки.

Раздел 10: Основные итоги развития России с древнейших времён до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России- угроза национальной безопасности страны.

Начало кардинальных перемен в стране. Российское общество в первые годы реформ Социально-экономическое развитие республики в 1990-е годы. Политические реформы. Татарстан на рубеже 20 -начала 21 веков .Ситуация в стране в конце XX века. Россия сегодня. Внешняя политика Росс

Календарно-тематическое планирование

( 2 часа в неделю 44 часа )

УМК Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская история России(вторая половина XIX века) учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений под редакцией Н.И. Павленко - 6-е издание,стереотип.- М.: Дрофа, 2010.-382,[2]с.: ил., 8л. цв.вкл. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко история России (XX-начало XXI века) 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень-2 издание-М: Просвещение, 2008.-384 с., [16] л. ил., кар. ил.

Учебник: А.Г. Галлямова, А.А. Иванов, Пискарев В.И., Б.Ф. Султанбеков История Татарстана и татарского народа XX - начало XXI века: учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений - Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2009.- 255 с.: ил.

Тема

сроки

Теории

(элементы содержания)

Практика

Количество

часов

контроль

Примечание

Факти

чески

По

плану

Раздел 1: Россия в царствование Александра II. Эпоха великих реформ.


4 часа.

1.

Вступление на престол Александра II. Подготовка и проведение крестьянской

реформы.

7.12

Отмена крепостного права. Самодержавие и сословный строй.

Работа с документами

1 час.

.

2.

Реформы 1860-1870 г.г Сельское хозяйство и промышленность.

9.12

Военная реформа, судебная реформа, земская реформа, университетская реформа.

Таблица

1 час.

тест

3.

Общественное движение

60г. XIX в. Внешняя политика России в 60-70 г.г.Русско-турецкая война 1877-1878 г.г.

14.

12

Битва за г. Плевна. Шипкинский перевал. Генерал Скобелев. Адрианопольский мир.

1 час.

4.

Народничество 1870г.: идеология и практика. Общественный подъём 70-80 г.г. на рубеже XIX века. Кризис самодержавия.

16.

12.

Хождение в народ. Нечаевщина. «Земля и воля». Покушение на Александра II. Выступления разночинной интеллигенции.

Работа с

документами

Сообщения.

1 час.

Контрольный тест

№1.

Раздел 2: Россия в царствование Александра III. Ревизия реформ.


3 часа.

5.

Вступление на престол Александра III. План контрреформ как основа внутренней политики Александра III.

21.

12.

Политика контрреформ. Казнь первомартовцев.

Работа с

документами

1 час.

Самосто-

ятельная

работа №1.

6.

Российская промышленность. Сельское хозяйство.

общественная жизнь 80-90 г.

23.

12.

Утверждение капиталистической

модели экономического развития. Завершение промышленного переворота.

Таблица.

1 час.

7.

Культура России во второй половине XIX века.

Возрождение национальных

традиций в искусстве XIX века. Развитие системы образования.

сообщения

1 час.

Раздел 3: Россия в начале

XX века.


6 часов.

8.

Социально-экономическое

развитие страны в кон. XIX-нач. XXв. Внутренняя и внешняя политика самодержавия. Российское общество: национальные движения.

Российский монополистический

капитализм и его особенности.

Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение

остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война

1904-1905 г.г. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

Работа с

документами.

1 час.

9.

Революция 1905-1907 г.г.: начало, подъём, отступление.

Становление российского

парламентаризма.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков

XIX-XX веков. Итоги революции 1905-1907 г.г. Манифест 17 октября.

Таблица,

схема

1 час.

10.

Социально - экономические модернизационные процессы. Революция 1905-1907 г.г. в Казанском крае.

Национальный, социальный и конфессиональный состав населения. Развитие промышленности, транспорта, торговли. Сельское хозяйство края в условиях экономической модернизации. Причины революции 1905-1907 г.г. Политическая жизнь и татарское национальное движение. Х. Ямашев.

Работа с

документа

ми

1 час.

11.

Третьеиюньская политическая система. Наведение порядка и реформы.

Расстановка политических сил. III Государственная дума. Репрессивные меры.

Работа с

документами.

1 час.

Тест.

12.

Россия в Первой мировой

войне.

Влияние войны на российское

общество. Общественно-политический кризис накануне 1917

года.

1 час.

13.

Русская культура конца XIX начала XX в.в.

Научные достижения российских учёных. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные изыскания российской интеллигенции

в начале XX века. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Таблица.

1 час.

Проверочная работа №1.

Раздел 4: Россия в революции 1917 г.


5 часов.

14.

По пути к демократии. Приход большевиков к власти.

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой.

«Революционное оборончество»-сторонники и противники. Утверждение Советской власти.

Работа с

документами

1 час.

15.

Первые месяцы большевитского правления.

Кризис власти. Маргинализация

общества. Разложение армии,

углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины

слабости демократических сил России. Политическая тактика большевиков. Первые декреты

Советской власти. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

1 час.

тест

16.

Гражданская война. Почему победили красные?

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон.

Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения бело-

го движения.

Сообщения

1 час.

17.

Казанская губерния в революциях 1917 года. Гражданская война в крае.

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Приход большевиков к власти. М.М. Вахитов. Милли меджлис. Штат Идель - Урал. ТБССР. Создание ТАССР. Б.Х. Мансуров.

Таблица «Основные этапы Гражданской войны».

1 час.

18.

Обобщение: Основные этапы Гражданской войны.

таблица

1 час.

Контрольный тест

№2.

Раздел 5: Россия, СССР: годы НЭПа.


6 часов.

19.

Социально-экономическое

развитие страны. Общественно-политическая жизнь.

Культура.

Экономическое и политическое

положение советской России

после Гражданской войны. Переход к новой экономической

политике. Идеологические основы советского общества и культура 1920-х годов. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования.

Работа с

документами.

1 час.

20.

НЭП. Борьба с «национал-уклонизмом» в Казанском крае.

Выход из разрухи. Голод в Поволжье. Социально-экономические результаты НЭПа. Культурная жизнь в условиях НЭПа. Поворот в национальной политике. «Дело Султан - Галиева». Латинизация.

сообщения

1 час.

21.

Образование СССР. Внешняя

политика и Коминтерн.

Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения

социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно-взятой стране.

1 час.

22.

Кардинальные изменения в

экономике. Общественно-

политическая жизнь. Культура.

Успехи, противоречия и кризиса НЭПа. Причины свёртывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития. Культура 1930-х г.г. Наука в СССР. Русское

зарубежье. Раскол РПЦ.

Таблица.

1 час.

23.

«Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура. Внешняя политика: СССР и Германия. Накануне грозных испытаний.

Индустриализация, её источники и результаты. Коллективизация, её социальные и экономи-

ческие последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Внешнеполитическая стратегия

СССР в период между мировыми войнами. Рост военной угрозы в нач. 1930-х г. И проблемы коллективной безопасности.

Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-Гол. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории СССР.

Работа с

документами

сообщения

1 час.

24.

Колхозное строительство и индустриализация. «Большой террор в Татарии».

Промышленное строительство в годы первой пятилетки. Вторая пятилетка. Сплошная коллективизация и итоги. Культура в предвоенные годы.

Таблица «Основные стройки первой пятилетки».

1 час.

Раздел 6: Великая Отечественная война.


7 часов.

25.

Нападение Германии на

СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий.

Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии по Москвой.

Работа с

документами

таблица

1 час.

26.

В общем строю защитников Отечества.

Подвиги М. Джалиля, М.П. Девятаева, М. Сыртлановой.

1 час.

27.

Борьба за линией фронта.

Движения Сопротивления на захваченных территориях. Партизанское движение и его вклад в Победу.

Сообщения.

1 час.

Самосто-

ятельная

работа №2.

28.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы войны.

Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге. Форсирование

Днепра Танковое сражение под Прохоровкой. Мобилизация на войну. Народное ополчение.

Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в годы войны. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

Сообщения

1 час.

тест

29.

Тыл в годы войны. Наука и культура республики в годы войны.

Казанский обвод. Всенародная помощь фронту.

Таблица «Культура в годы войны».

1 час.

30.

Освобождение СССР и военные операции Красной Армии в Европе.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Берлинская операция.

1 час.

31.

Обобщение: Итоги Великой Отечественной войны.

Цена победы. Роль СССР Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

Таблица.

1 час.

Контрольный тест

№3.

Раздел 7: Последние годы сталинского правления.


2 часа.

32.

Начало «холодной войны»:

внешняя политика СССР в новых условиях. Восстановление и развитие народного хозяйства. Власть и общество.

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановления хозяйства после войны. Идеологические кампании 1940-х г. «Холодная война и её влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.

Составить

план.

1 час.

33.

Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь республики.

Промышленность: новое строительство. Упадок сельского хозяйства. Политические репрессии 1950-х годов. Реабилитация. Проблемы татарской школы и татарского языка. Литература.

Работа с документами

1 час.

Раздел 8: СССР в 1953-1964 г.г.: попытки реформирования советской системы.


2 часа.

34.

Изменения в политике и

культуре. Преобразования в

экономике.

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В.Сталина. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма.

Экономические реформы 1950-начала 1960-х г.г., реорганизация органов власти и управления. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период

«оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения

в освоении космоса.

Работа с документами

1 час.

35.

СССР и внешний мир.

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-е-начала 1960-х г.г. Карибский кризис и его значение.

1 час.

Раздел 9: СССР в последние

десятилетия своего существования.


5 часов.

36.

Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 г.г.

Общественно-политическая

жизнь. Культура.

Экономические реформы середины 1960-х годов. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие

«теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г.

Диссидентское и правозащитное движение. Попытки преодоления кризисных тенденций в

советском обществе в начале1980 г. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х-начала 1980-х г.г СССР и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение

военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинский

процесс. Политика разрядки и

причина её срыва. Афганская война и её последствия. Советская культура середины 1960-х -начала 1980-х г. Новые течения в художественном творчестве .Роль советской науки в развёртывании научно-технической революции.

Таблица.

1 час.

37

Социально-экономическая жизнь: достижения и проблемы.

Строительство КАМАЗа.

Литература и образование. Наращивание производственного потенциала сельского хозяйства.

Таблица «Культура начала 1980-х годов».

1 час.

38.

Перестройка и её итоги. Распад СССР.

Попытки модернизации советской экономики и политической

системы во второй половине

1980-х г.г. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и её противоречия.

Внедрение принципов самоокупаемости и хозрасчёта, начало развития предпринимательства.

Кризис потребления и подъём забастовочного движения в 1989 г. Плюрализма в СМИ. Демократизация общественной

жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряжённости в межэтнических отношениях. Подъём национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Августовские

события 1991 г. Причины распада СССР. Декларации о суверенитете союзных республик.

Работа с

документами.

1 час.

Самосто-

ятельная

работа

№3.

39.

Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны».

Брежневская дипломатия. Новое мышление в международных делах.

Сообщения

1 час.

40.

Обобщение: Проблема войны и мира в годы перестройки.


1 час.

Проверочная рабо-

та №2.

Раздел 10: Основные итоги

развития России с древнейших времён до наших дней. Значение изучения истории Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории- угроза национальной безопасности страны.


4 часа.

41.

Начало кардинальных перемен в стране. Российское общество в первые годы реформ.

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября

1993 г. Принятие Конституции

РФ 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х годов. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка

экономики, изменение отношений собственности. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности,

экономический подъём, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических

сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Работа с

документами

1 час.

42.

Социально-экономическое развитие республики в 1990-е годы. Политические реформы.

Хозрасчёт. Многопартийная система. Рост гражданского самосознания. Национальное движение. Принятие Декларации о государственном суверенитете. М.Ш. Шаймиев.

Работа с

документами

1 час.

43.

Татарстан на рубеже 20 -начала 21 веков.


1 час.

44.

Ситуация в стране в конце

XX века. Россия сегодня.

Внешняя политика России.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. РФ в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

1 час.



Перечень учебно-методической литературы.

  • Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская история России(вторая половина XIX века) учеб. для 10 класса общеобразоват. учреждений под редакцией Н.И. Павленко - 6-е издание,стереотип.- М.: Дрофа, 2010.-382,[2]с.: ил., 8л. цв.вкл. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко история России (XX-начало XXI века) 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень-2 издание-М: Просвещение, 2008.-384 с., [16] л. ил., кар. ил.

  • Учебник: А.Г. Галлямова, А.А. Иванов, Пискарев В.И., Б.Ф. Султанбеков История Татарстана и татарского народа XX - начало XXI века: учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений - Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2009.- 255 с.: ил.

Литература для учащихся:

  • Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России,- М:, 1991. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века.- М., 1994..

  • В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.- М., 1988. Введение христианства на Руси.- М., 1987.

  • Великая Отечественная война. 1941 -1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн.- М., 1998-1999.

Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны.- М., 1995.

Дополнительная литература

А.М.Прокофьев. Тестовые задания по истории Татарстана для учащихся 6-9 классов средней школы.- Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2003.-96 с.

Мустафина Г.М., Муньков Н.П., Свердлова Л.М. История Татарстана. XIX век: Учеб.пособие для сред.общеобразоват.шк., гимназий и лицеев. - Казань: Магариф, 2003. - 255 с.: ил.

Свердлова Л.М. Методические рекомендации к курсу «История Татарстана. XIX век»: Книга для учителя. - Казань: Магариф, 2004. - 191 с.

Хрестоматия по истории Татарстана: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-х кн. - Кн.1/Под ред. В.И.Пискарева. - Казань: ТаРИХ, 2003. - 479 с.

И.М.Фокеева. Национально-региональный компонент исторического образования: Методическое пособие для учителя. - Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2003. - 175 с.



© 2010-2022