Рабочая программа факультатива История Удмуртии

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Можги Удмуртской Республики

Рассмотрена

на заседании ШМО

протокол № от

«_» ___________ 20__г.

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № __ от

___________ 20__г.

Утверждена:

Приказ № ____ от

____________ 20__г.

Директор__________

/С.П.Кузнецова/

Рабочая программа

факультативного курса

«История Удмуртии»

11 класс.


Составитель: Еременко Елена Александровна,

учитель истории и обществознания

I категории, МБОУ СОШ № 3;

Рецензент: Смирнова Елена Вячеславовна,

учитель истории и обществознания

высшей категории, МБОУ СОШ № 1

г. Можга,

2014 год

Программа факультатива в 11 классе «История Удмуртии» предусматривает изучение истории Удмуртии в составе Российского государства в ХХ веке. Актуальность данной темы возрастает в связи с тем, что факультатив позволит выпускникам сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. В отличие от предшествующих столетий в истории Удмуртии ХХ в. происходили глобальные явления: революции и войны, ускоренный процесс модернизации. Кардинальные изменения произошли в экономике, политической системе и духовной жизни. В начале ХХ в. развернулось национальное движение, в результате которого удмуртский народ обрел государственность. В конце столетий Удмуртия стала суверенной республикой в составе Российской Федерации. Программа факультатив в единстве с историей России отражает общую логику развития общества в эпоху новейшего времени - от разрушения аграрного общества в начале ХХ в. до становления индустриальной модели советского общества и его последующего кризиса. Структура программы соответствует хронологии периодов новейшего времени и особенностям истории Удмуртии.

Благодаря факультативу «История Удмуртии» у выпускников будет возможность более углубленно познакомиться с историей и культурой своей малой Родины. Введение факультатива в 11 классе «История Удмуртии», как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что национально-региональный компонент в историческом образовании рассматривается как фактор духовно-нравственного развития народа, формирует у выпускников чувство национального достоинства. Данный факультатив позволит выпускникам сформировать объективный подход к историческим событиям на основе толерантного отношения к истории и культуре народов Удмуртии.

Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как история, обществознание. Программа факультатива «История Удмуртии» ориентирована на применение материала энциклопедии по Истории Удмуртии ХХ века, дополнительной литературы по истории Удмуртии.

Программа адресована учащимся 11 класса, а также может быть частично использована в 9 классе, как дополнительный материал при изучении истории России.

Программа рассчитана на обучение в течение 34 часов (1 час в неделю)

Закон РФ «Об образовании» устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по национально-региональному компоненту. Национально-регионального компонента в историческом образовании рассматривается как фактор духовно-нравственного развития народа, формирует у учащихся чувство национального достоинства . Предметом национально-регионального компонента в истории является прошлое народов Удмуртии, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей Удмуртии как полиэтнического пространства.

Данная программа имеет цель: формирование объективного подхода к историческим событиям ХХ века на основе толерантного отношения к истории и культуре народов Удмуртии.

В ходе её достижения решаются задачи:

- через знакомство с историей края формировать гражданские позиции учащихся, развить интерес к истории, показать взаимосвязь и взаимозависимость судеб народов, живущих в Удмуртии.

-изучая культуру, традиции и обычаи народов республики, включить учащихся в тесный контакт с социальной средой, помочь им овладеть культурными навыками жизненного самоопределения самих себя, своих возможностей и постепенно приблизить к сознанию своего предназначения в жизни, учить строить цивилизованные отношения друг с другом и с окружающим миром

- способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

- создать условия для воспитания активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям.

- способствовать освоению знаний по Истории Удмуртии ХХ века

- развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях рыночной экономики и наукоёмких производств.

- формировать опыта применения полученных знаний в повседневной жизни

- расширять и углублять знания по краеведению Удмуртской Республики.

- совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.

- развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.

- показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, исторических явлений в природе.

- формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям об истории Удмуртии.

Подходы и принципы:

- принцип научности позволяет сформировать четкую систему знаний по истории, географии родного края;

- принцип регионализации способствует детальному изучению области с позиций принадлежности к процессам глобализации и уникальности;

- краеведческий подход основан на народных и научных знаниях и применяется как форма познания;

- принцип гуманизации рассматривает центральное положение человека, как главного действующего лица цивилизации, от действий которого зависит будущее родного края;

- индуктивный подход благоприятствует организации самостоятельных исследований учащихся по истории, географии родного края, соответствует возрастным особенностям психической деятельности подростков;

- картографический предполагает к изучению курса привлекать карты УР - главный источник географических знаний.

- роль и место истории Удмуртии в ориентации учащихся на отечество как ценность.

В результате изучения факультативного курса обучающийся имеет представление о хронологических рамках периодов новейшего времени и особенностях основных событий истории Удмуртии.

Знает:

- развитие Удмуртии на начале ХХ века;

- развитие революции и Гражданской войны;

- этапы образования государственности удмуртского народа;

- социалистическую модернизацию Удмуртии;

- Великая Отечественная война;

- Удмуртия в 1950-1980-е годы;

- кризис советского общества в Удмуртии;

- современная Удмуртия;

- основные достижения культуры народов Удмуртии ХХ века;

- основные биографические сведения известных людей, прославивших Удмуртию

Умеет (деятельностно-коммуникативная составляющая результата образования):

- анализировать причинно-следственные связи в развитии экономических, политических и социальных событий;

- составлять логические цепочки и схемы;

- характеризовать социально-экономическое развитие Удмуртии;

- дать характеристику выдающимся историческим личностям; использовать первоисточники и художественную литературу.

- вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;

- определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;

- давать описание природных, хозяйственных и культурных объектов;

- вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;

Умеет применять в практической деятельности знания, полученные по истории Удмуртии;

В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия по истории Удмуртии ХХ века, этапы развития новейшего времени, владеть информацией по культуре Удмуртской республике.

Программа факультативного курса «История Удмуртии» общим объемом 34 часа, изучается в течение учебного года. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) в 11 классе.











Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение.

1

Раздел 1. Удмуртия в первые десятилетия ХХ века

4

2

Аграрные отношения

1

3

Модернизация промышленности

1

4

Первая русская революция

1

5

Первая мировая война

1

Раздел II.

Годы революции и Гражданской войны (1917-1919)

4

6

Удмуртия после победы Февральской революции

1

7

Политика советской власти в Удмуртии в 1918 г

1

8

Ижевско-Воткинский мятеж

1

9

Завершение Гражданской войны на территории края

1

Раздел III.

Образование государственности удмуртского народа

2

10

Национальное движение. 1917-1918 гг

1

11

Образование Удмуртской автономной области

1

Раздел IV. Социалистическая модернизация (1920-1940-е гг.)

8

12

Удмуртия в условиях новой экономической политики

1

13

Социалистическая модернизация

1

14

Коллективизация

1

15

Культурное строительство. 1920-1930-е гг.

1

16

Литература и искусство. 1920-1930-е гг.

1

Раздел V. Великая Отечественная война

2

17

Удмуртия - арсенал России

1

18

Боевые подвиги наших земляков

1

Раздел VI. Удмуртия в 1950-1980-е гг.

6

19

Послевоенное восстановление народного хозяйства

1

20

1950-е- начало 1960-х гг. Первые попытки реформ

1

21

Экономика (вторая половина 1960-х начало 1980-х гг.)

1

22

Идейно-политическое развитие (1960-1980-е гг.)

1

23

Духовная жизнь

1

24

Литература и искусство

1

Раздел VII. Кризис советского общества (1985-2000 г.)

6

25

Перестройка экономики и её итоги

1

26

Политические изменения в Удмуртии (1993-2000 годы)

1

27

Общественно-политическая жизнь

1

28

Социальные проблемы

1

29

Развитие системы образования

1

30

Культура и наука

1

Раздел VIII. Современная Удмуртия. (2000-2015 гг.)

4

31

Экономика и население Удмуртии

1

32

Общественно-политическая жизнь

1

33

Основные тенденции развития культуры и науки

1

34

Удмуртия и глобальные проблемы современного мира

1

Итого:

34 часа













Содержание тем учебного курса.п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Содержание учебной темы

план

факт

Цели, задачи

Дидактические единицы

1

Введение.

1

Знакомство с логикой развития общества в эпоху новейшего времени

Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Удмуртии к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;


Раздел 1. Удмуртия в первые десятилетия ХХ века

4

2

Аграрные отношения

1

Знакомство с развитием сельского хозяйства Удмуртии в начале ХХ века . Охарактеризовать итоги аграрных реформ и переселенческой политики в Удмуртии в начале ХХ века

3

Модернизация промышленности

1

Особенности быта и труда рабочих на заводах Удмуртии. Модернизация в развитии промышленности Удмуртии

4

Первая русская революция

1

Причины революции в Удмуртии и особенности революционного процесса в Удмуртии

5

Первая мировая война

1

Особенности развития промышленности Удмуртии в период Первой мировой войны. Знать признаки нарастающего социально-экономического кризиса Удмуртии


Раздел II.

Годы революции и Гражданской войны (1917-1919)

4

Освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.

6

Удмуртия после победы Февральской революции

1

Политическая ситуация в Вятской губернии и в Удмуртии весной-летом 1917 г. Знать основные политические партии и их программные требования

7

Политика советской власти в Удмуртии в 1918 г

1

Особенности и этапы национализации в Удмуртии. Первые мероприятия советской власти

8

Ижевско-Воткинский мятеж

1

Причины и последствия Ижевско-Воткинский мятежа

9

Завершение Гражданской войны на территории края

1

Основные этапы Гражданской войны на территории Удмуртии в 1918-1919 гг». Охарактеризовать военную операцию Азинской дивизии по взятию Ижевска

Раздел III.

Образование государственности удмуртского народа

2

10

Национальное движение. 1917-1918 гг

1

Национальная интеллигенция- инициатор самоопределения удмуртского народа. Всероссийские съезды удмуртов

11

Образование Удмуртской автономной области

1

Характеристика образования и развития Удмуртской автономии. Объяснить и сравнить позиции М.П.прокопьева, Т.К.Борисова, И.А.Наговицына по форму государственности удмуртов


Раздел IV. Социалистическая модернизация (1920-1940-е гг.)

8

12

Удмуртия в условиях новой экономической политики

1

Охарактеризовать последствия первой мировой и Гражданской войны для экономики края. НЭП в Удмуртии. Знать причины детской беспризорности в Удмуртии и способы борьбы с ней. Частно-предпринимательская деятельность в хозяйственной жизни Удмуртии в период нэпа. Сельское хозяйство в период НЭПа

13

Социалистическая модернизация

1

Особенности индустриализации в Удмуртии. Формы социалистического соревнования

14

Коллективизация

1

Своеобразие общественных отношений в удмуртской деревни в 1920-е гг. Сущность политики «ликвидации кулачества как класса» и особенности её проведения в Удмуртии. Знать почему события в деревне Лудорвай стали «великим переломов» в проведении коллективизации

15

Культурное строительство. 1920-1930-е гг.

1

Задачи культурного строительства в Удмуртии в 1920-1930-е гг. Знать понятие «ликвидация неграмотности». Формы и методы обучения взрослых

Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Советская интеллигенция. Оппозиционные настроения в обществе. Достижения советского образования, науки и техники.

16

Литература и искусство. 1920-1930-е гг.

1

Знать почему репрессии 1930-х гг. нанесли сокрушительный удар по удмуртской интеллигенции. Особое внимание развитие народного театра.Цель и формы Пролеткульта. Массовые виды искусства

Раздел V. Великая Отечественная война

2

17

Удмуртия - арсенал России

1

Вклад в научно-техническое развитие Удмуртии эвакуированных ученых. Значение социалистического соревнования в годы войны. Доказать, что республика являлась арсеналом России

18

Боевые подвиги наших земляков

1

Дать определение понятию «героизм». Герои Советского Союза: А.Н.Сабуров, Е.М.Кунгурцев, В.А.Сивков, Т.Н.Барамзина, А.С.Черезов. Знать формы боевых действий и участников войны-уроженцев Удмуртии


Раздел VI. Удмуртия в 1950-1980-е гг.

6

19

Послевоенное восстановление народного хозяйства

1

Трудности восстановления экономики Удмуртии в послевоенный период

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.

20

1950-е- начало 1960-х гг. Первые попытки реформ

1

Ресурсы развития экономики Удмуртии в 1950-1960-е гг. Экономика Удмуртии. Цель создания в Удмуртии совнархоза

21

Экономика (вторая половина 1960-х начало 1980-х гг.)

1

Направление реформ в экономики в Удмуртии в 1969-е гг. и причины нарастания негативных явлений в социально-экономическом развитии Удмуртии в середине 1980-х гг. Объяснять понятие «оборонный заказ» и его значение для развития экономики Удмуртии

22

Идейно-политическое развитие (1960-1980-е гг.)

1

Знать основные черты идейно-политической жизни Удмуртии. Антирелигиозная политика государства. Подвиг Н.Курченко.

23

Духовная жизнь

1

Основные направления реформы образования. Кризис национальных школы.

24

Литература и искусство

1

На примере художественного произведения охарактеризовать использование принципа социалистического реализма .Скульптура и архитектура. Музыкальное и театральное искусство


Раздел VII. Кризис советского общества (1985-2000 г.)

6

25

Перестройка экономики и её итоги

1

Специфика перестройки в экономике Удмуртии. Этапы приватизации

овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;

26

Политические изменения в Удмуртии (1993-2000 годы)

1

Общественно-политическое движение и реформы государственной власти в Удмуртской республике

27

Общественно-политическая жизнь

1

Политические процессы в Советской Удмуртии.

28

Социальные проблемы

1

Развитие социальной политики в Удмуртии. Здравоохранение.

29

Развитие системы образования

1

Образовательная система в Удмуртской республике

30

Культура и наука

1

Проблемы возрождения национального языка и национальной культуры

Раздел VIII. Современная Удмуртия. (2000-2015 гг.)

4

31

Экономика и население Удмуртии

1

Трансформация экономики

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.

32

Общественно-политическая жизнь

1

Политические изменения в Удмуртии

33


Основные тенденции развития культуры и науки

1

Знать основные тенденции развития культуры и науки

34

Удмуртия и глобальные проблемы современного мира

1

Особенности развития Удмуртии на современном этапе. Глобальные проблемы и их решения













Список литературы для учителя

Бехтерев С.Л. Политическое развитие Удмуртии на завершающем этапе советской истории, Ижевск, 2004

Бехтерева Л.Н. Рабочие оборонной промышленности Удмуртии в 1920-е годы, Ижевск, 2004

Владыкин В.Е., Иванова М.Г., Семёнова В.А. Вопросы археологии Удмуртии. Ижевск, 1976.

Владимирова Р.А., Никулина Т.Е.История Удмуртии в школе. Примерные планы- конспекты уроков Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск: Удмуртия, 1996.

Генин В.Ф. История населения Удмуртского Прикамья.

История Удмуртии в школе: Материалы научно - практической конференции по проблемам преподавания истории Удмуртии/Отв.ред. Басов Б.Л. Ижевск: Издательство ИУУ, 1994.

История Удмуртии: ХХ век. Ижевск, 2005

Куликов К.И. Дело «СОФИН», Ижевск, 1997

Никулина Т.Е. История Удмуртии. ХХ век. Ижевск: Удмуртия, 2010

Павлов Н.П.Трофим Борисов: Научно-документальный очерк. Ижевск, 1998

Пермяк Е. Воспоминания и письма. Воткинск, 1922

Перевощиков А.П. Ижевск. Экономико-географический и социальный очерк. Ижевск,1995.

Тронин А.А. В семье социалистических наций. Ижевск, 1981

Удмуртия в Великой Отечественной войне. 1941-1945: Сб.документов, Ижевск, 1974

Список литературы для учащихся

Алексеев А.А. Страницы из гражданской войны: Воспоминания участника гражданской войны в Удмуртии, Ижевск, 1959

Варгин Л.И. Рассказы по истории Удмуртии. Ижевск: Издательство Удмуртского ИУУ. 1995

Дмитриев П.Н. Куликов К.И. Мятеж в Ижевско-Воткинском районе. Ижевск, 1992

Ермаков Ф.К. Кузебай Герд. Жизнь и творчество. Ижевск, 1996

История Удмуртии: ХХ век. Ижевск, 2005

Куликов К.И. Национально-государственное строительство восточно-финских народов в 1917-1937 гг. Ижевск, 1993

Культурное строительство в Удмуртии. 1917-1940 гг: Сб.документов и материалов. Ижевск, 1970

«Мы за ценой не постоим…» Из истории строительства железной дороги Ижевск-Балезино: Документы и материалы. Ижевск, 2005

Никулина Т.Е. История Удмуртии. ХХ век. Ижевск: Удмуртия, 2010

Обзор Вятской губернии за 1914 г Вятка, 1914

Фалалеев Ф.Я. В строю крылатых. Из воспоминаний. Ижевск, 1970

Федерализм в фокусе отношений между центром и регионами. Ижевск, 2001

Хрестоматия по истории Удмуртии. Ижевск, 1973, т.2. Ижевск, 2007

Христолюбова Л.С. Учёные-удмурты: Библиографический справочник. Ижевск, 1997.



© 2010-2022