Урок по истории Строительство Санкт-Петербурга

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока истории для 8 класса «Строительство Санкт-Петербурга» (1 слад)

Учитель: Лукьянова Юлия Эдуардовна

Цели урока:

- повторить тему "Начало Северной войны";

- познакомить детей с историей основания Санкт-Петербурга;

- научить детей применять полученные знания на практике (решение кроссворда). (2 слайд)

Задачи:

Образовательная - создание у учеников общего представления об истории основания Санкт-Петербурга.

Коррекционная - расширение кругозора, запаса знаний и представлений детей, развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса детей.

Воспитательная - развитие интереса к предмету, формирование эстетических чувств.

Оборудование и материалы:

Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «История России»

Презентация «Строительство Санкт-Петербурга»

Кроссворд на тему «Строительство Санкт-Петербурга»







Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка их готовности к уроку.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на успешную работу.

Проверка домашнего задания

Предыдущей темой была тема "Начало Северной войны". (3 слайд)

  1. Устный (фронтальный) опрос:

- Когда началась Северная война?

- Почему Петр I решил воевать со шведами?





- Что такое регулярная армия?

- Кто такие рекруты?

2) Решение теста «Начало Северной войны».

Сопровождается показом слайд-шоу.

С каким государством воевала Россия? (Слайд 4)

  • С Англией

  • С Францией

  • С Швецией

  1. Выход к какому морю хотел завоевать Петр I? (Слайд 5)

  • К Охотскому морю

  • К Балтийскому морю

  • К морю Лаптевых

  1. Кого набирали в новую регулярную армию? (Слайд №6)

  • Рекрутов

  • Офицеров

  • Матросов

  1. Какую крепость основал Петр I после победы? (Слайд 7)

  • Кронштадт

  • Петропавловскую крепость

  • Шлиссельбург

Вспоминают тему домашнего задания.





Дают полный ответ (Северная война началась осенью 1700 года)

Дают полный ответ (хотел захватить крепости Нарва и Нотебург и завоевать выход в море; построить на Балтийском море российский военный флот; обеспечить морскую торговлю России с Европейскими странами)



Дают полный ответ (в ней солдаты служили постоянно, определенный срок)

Дают полный ответ

(новобранцы для регулярной армии)



Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.

Изложение нового материала

Объяснительный рассказ учителя.

Свой рассказ учитель сопровождает показом слайд-шоу.

Как мы только что вспомнили, после победы Петр I повелел построить в устье реки Невы крепость, которую назвали в честь апостолов Петра и Павла Петропавловской. А затем в 1703 году вокруг этой крепости начали строить новую столицу Российского государства город Санкт-Петербург (Слайд 8).

Тема нашего урока - строительство Санкт-Петербурга (Слайд №9).

Устами Петра в произведении одного писателя говорится:

Как бы миру мне на славу

Тот построить городок

Чтоб порадовать державу

Исполинскую он мог.

Чтобы русские гордились

Чудным городом всегда

Чтоб ему все поклонились

В целом мире города. (Слайд 10)

Санкт-Петербург сравнительно молодой город. Он был построен по точному плану и задуман изначально как столица страны. Петербург был построен в совершенно непригодных для человека природных условиях. Многие считают, что основатель города, император Петр I, ошибся, и называют город проклятым. Петербург - самый большой город, который находится так далеко на севере. Зимой почти весь день здесь темно; во время короткого лета, в июне наступает, наоборот, время белых ночей (Слайд 11) - солнце практически не заходит. Санкт-Петербург считают самым европейским городом России, потому что он был построен по европейским образцам и его жители старались жить по-европейски. В отличие от других русских городов его центр сразу был построен из камня, а не из дерева.

Местность в устье Невы была болотистая. Строить город приходилось на нескольких островах, со всех сторон окруженных водой.

Петр сам руководил строительством (Слайд 12). Иногда он брался за топор и работал наравне с простым и мастерами. Его высокую фигуру можно было видеть то на верфи (Слайд 13), то на строительстве крепости. Верфь - место постройки и ремонта судов. (Слайд 14) Без устали целыми днями он ходил от одной стройки к другой. Для него соорудили небольшой деревянный домик на берегу Невы (Слайд 15). Это было самое первое жилое здание, построенное здесь (за три дня). Это бревенчатый «домик Петра I» на Березовом острове. Его строителями были обыкновенные солдаты. Осенью 1703 года на строительстве города трудилось около 20 тысяч подкопщиков. На следующий год Пётр издал указ прислать на работы ещё 20 тысяч человек. Подкопщиками называли присылаемых из разных городов России рабочих. Они получали хлебное и денежное жалованье. Подкопщики работали в три смены.

День и ночь стучали топоры: Петр велел каждому приехавшему знатному человеку строить себе дом. Для строительства везли отовсюду все самое необходимое: лес, железо, камень, различный инструмент, одежду, посуду.

Прежде всего возводили военные укрепления. Сразу после основания Санкт-Петербурга в 1703 году возникла проблема защиты новой столицы со стороны моря. Поэтому уже в следующем году начались работы по созданию оборонительных сооружений. На одном из соседних островов была заложена мощная крепость Кронштадт (Слайд №16). Петербург должен был стать не только городом-крепостью для борьбы со шведами, но и крупным торговым портом: сюда могли бы приходить торговые корабли со всего света, а российский торговый флот вез бы отсюда отечественные товары в другие страны. Поэтому здесь возводились портовые сооружения и верфь, чтобы начать строить собственный балтийский военный и торговый флот. Царь приказал всем российским мастерам-корабельщикам приезжать на строительство нового города. Из других стран пригласили лучших мастеров. В городе строились различные мастерские и заводы, школы для подготовки моряков, лоцманов (Слайд 17) и военных. Лоцман - морской специалист, который проводил корабли из моря в порт. Своих моряков для российского флота не хватало, поэтому Петр распорядился принимать на военную службу иностранных моряков.

Петр сам нарисовал план будущего города с красивыми прямыми улицами. Центральная улица города - Невский проспект - начиналась от Петропавловской крепости (Слайд 18). Вдоль нее расположились торговые ряды, площадь для проведения торжеств и военных парадов, административные здания.

За несколько лет на берегах Невы вырос прекрасный город с дворцами и домами, портом и верфью, церквами и школами, заводами и мастерскими, каменными набережными и мостами. Петр I полюбил этот город, называл его «земным раем». Через несколько лет после начала строительств город Санкт-Петербург был объявлен столицей Российского государства.

Почти 200 лет Санкт-Петербург являлся столицей России, и лишь в начале ХХ века столицей снова стала Москва.



Словарные слова школьники записывают в тетрадь.





Ученики записывают тему в тетрадь

Слушают учителя





















Находят объяснения слов в учебнике





Физкультминутка

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.) (слайд 19)



Учащиеся повторяют движения учителя

Первичное закрепление материала

Устный опрос (слайд 20)

- В каком году началось строительство Санкт-Петербурга? (в 1703)

- Кто руководил строительством города? (Сам Петр I)

- Какая крепость была заложена для защиты Санкт-Петербурга? (Кронштадт)

- Кто такой лоцман? (морской специалист, который проводил корабли из моря в порт)

- Что такое верфь? (Место постройки и ремонта судов)

- Как называется центральная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)

- Сколько лет Санкт-Петербург был столицей России? (Почти 200 лет)

Решение кроссворда (см. Приложение 1). (слайд 21)

На доске нарисован кроссворд.

Учитель вслух читает вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы









Школьники по очереди выходят к доске и отвечают на вопросы кроссворда.

Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу на уроке

Слушают комментарии учителя

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания. Прочитать параграф в учебнике и ответить на вопросы в конце его.

Записывают задание в дневник.

Итог урока

- Что мы сегодня изучали?

- Что вам больше всего запомнилось? (слайд 22)

Ученики отвечают на вопросы









Приложение 1

Кроссворд «Строительство Санкт-Петербурга»

Урок по истории Строительство Санкт-Петербурга

Вопросы:

По горизонтали:

  1. Присланный для строительства Санкт-Петербурга рабочий

  2. Морской специалист, который проводил корабли из моря в порт

  3. Новобранец для регулярной армии

  4. Место постройки и ремонта судов

По вертикали:

  1. Крепость, построенная в устье Невы после победы

  2. Мощная крепость, заложенная для обороны Санкт-Петербурга

  3. … проспект - центральная улица Санкт-Петербурга

  4. Море, за выход к которому Петр I воевал со шведами

Ответы:

По горизонтали:

  1. Подкопщик

  2. Лоцман

  3. Рекрут

  4. Верфь

По вертикали:

  1. Петропавловская

  2. Кронштадт

  3. Невский

  4. Балтийское



© 2010-2022