- Преподавателю
- История
- Конспект урока для 6 класса на тему Город мастеров
Конспект урока для 6 класса на тему Город мастеров
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова С.Б. |
Дата | 05.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок истории в 6 классе
Город мастеров
(ролевая игра конкурсного типа)
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о средневековом ремесле, цеховой организации городов и различных слоях средневековых ремесленников, подвести их к выводу о значительной роли городов в экономической жизни Западной Европы ХП-ХШвв. Исполнение ролей горожан и «участие» в решении проблем ремесленников того времени призвано способствовать развитию образных и логических умений - рассуждать, анализировать, объяснять понятия, аргументировать позицию от лица участников событий.
Опережающее задание: класс разбивается на 5-6 групп по специальностям городских ремесленников. Внутри группы выбирается мастер - руководитель, подмастерья и ученики. Они выполняют предварительные задания: готовят вывеску-эмблему цеха, адрес своей мастерской, девиз и приветствие командам других ремесленников, изучают дополнительную литературу.
Список дополнительной литературы:
1. Басовская Н.И. Средневековый город. // Книга для чтения по истории средних веков. / Под ред. Запорожец Н.И. М.,1986.
-
Брандт М.Ю. История средних веков. М., 2000.
-
Художественно-историческая хрестоматия. Средние века. Сост. Волобуев О.В., Секеринский С.А. М., 1965.
-
История средних веков. // Книга для чтения. / Под ред. Будановой В.П. М., 1999.
-
Миллард Э. История от средних веков до 1914 года. М., 1996.
-
Сванидзе А.А. Ученик ювелира. // Рассказы по истории средних веков. М., 1996.
-
Слезкина О. Оловянная рука. М., 1956.
-
Эпштейн А.Д. Средневековый город. Средневековые ремесленники. // Книга для чтения по истории средних веков. / Под ред. СказкинаС.Д. М., 1969.
-
Хрестоматия по истории средних веков. Сост. Степанова Е.В., Шевеленко А.В. Ч 1. М., 1988.
Вводная часть игры. Учитель отмечает, что сегодня в нашем городе собрались мастера со своими учениками, которые примут участие в необычном состязании между ремесленниками различных специальностей. Мы выясним, кто из них знает лучше средневековый город, цех и ремесло. Жюри из почетных членов городского патрициата и членов городского Совета будет судить выступления.
Выбирается жюри из 4-5 человек. В начале игры ребята рассаживаются по своим «мастерским» под заранее приготовленными вывесками, сообщающими об их ремесле (см. рис. 6). Например, могут быть такие: пекарня, портные, золотых дел мастера, пивовары, оружейники, сапожники.
Учителю следует обратить внимание учеников на то, что тогда многие люди не умели читать, поэтому вывески должны быть без подписей. Нужно изображать свое ремесло с помощью рисунков и знаков.
Каждая команда приветствует других, называет свой адрес и девиз, объясняет профиль мастерской. Например, адрес мастерской может быть таким: «Улица святого Якоба, дом синего сапога, справа». Девиз пекарей: «Хлеб - всему голова».
Основное содержание и ход игры. Она начинается со сдачи всеми присутствующими «профессионального экзамена», который должен подтвердить знание ими основ цехового ремесла и причастность к средневековому ремеслу.
Вопросы экзамена:
Задание 1. Из какого средневекового города приехали мастера данной команды? (В названии города обязательно должна быть часть слова, означающая «порт», «мост», «замок», «холм», «святой».) Выбрав какой-либо город, каждая команда должна будет назвать как можно больше городов с соответствующими приставкой или корнем. Например, команда 1 называет своим родным городом Франкфурт («свободный брод»). Члены команды должны придумать как можно больше городов с корнем «фурт» - «брод» (Оксфорд, Эрфурт и др."). Команда 2 называет Страсбург («крепость на дороге»). Члены команды добавляют: Магдебург, Гамбург, Эдинбург и др.
Задание 2. Командам необходимо объяснить крылатые выражения, высказывания: а) «вечные подмастерья» - невозможность пробиться в мастера; б) «голубой понедельник» - дополнительный выходной день, за который боролись мастера; в) «заповедная миля» - запрет нанимать работников в ремесло в окрестностях города радиусом в одну милю; г) «аттестат о добром поведении» - требования к подмастерьям; д) «городской воздух делает свободным!» - человек, проживший в городе один день, получал свободу; е) «улица одного человека» - очень узкие улицы города (такая улица существовала и по сей день существует в Брюсселе); ж) «Пузырь народной спеси, страх королевству, тлен для духовенства!» - писал хронист Ричард Девизский о городской коммуне; з) «ремесло - наш общий источник пропитания», - средневековая пословица.
Задание 3. Определить, какие из цехов (мастерских), вами представляемых, были самыми богатыми, какие - менее. Вот
перечень «старших» (т.е. богатых) и «младших» цехов по мере снижения их общественного статуса и богатства:
золотых дел мастера,
пекари,
мясники,
оружейники,
портные и сапожники,
строители и гончары.
(сведения заимствованы из материалов Мельникова Г.П. о городе. // Книга для чтения по истории средних веков. М., 1999.)
Дополнительное задание: Почему именно в понедельник подмастерья добивались выходного дня? (Многие из них жили в пригородах и возвращались после выходных в город. Жилье они арендовали только на одну неделю. В каждый новый понедельник подмастерья стремились на рынок, где хотели наняться подороже и поменять себе хозяина.)
После сдачи экзамена начинаются конкурсы.
1 конкурс. Сочините «похвальное слово» своему городу или своему ремеслу.
Зачитывается отрывок из «Похвального слова городу Нюрнбергу»:
Уставы, стражи и законы
В сем граде создают препоны
Для всяких злостных покусительств,
И лучшее из всех правительств -
Наш магистрат - ценим вельми
Любого звания людьми.
2 конкурс. Представьте участников своей команды - мастера, подмастерьев и учеников. Каждый рассказывает о своем персонаже. Заслушиваются по 3 человека от каждой «мастерской».
В рассказ должны войти следующие сведения: Ученик: с 7 лет жил в семье мастера, а его отец платил за обучение. Был на побегушках мастера, обращались жестоко. После 3, 5 или 7 лет (в зависимости от договора) ученик переходил в подмастерье.
Подмастерье: имел очень маленькое жалованье, мог переходить к другому мастеру, «давить» на мастеров. Он всегда недоволен, требует увеличения жалованья, опасается остаться «вечным подмастерьем». Чтобы ему выбиться в мастера, надо продемонстрировать шедевр - образец его умения и успехов в ремесле, а также устроить пир для членов цеха.
Мастер: имел свой дом, мастерскую, входил в бюргерское сословие.
Жюри оценивает «лучшие» истории мастера, подмастерья и ученика, выбирает призеров.
В заключение конкурса зачитывается средневековое стихотворение о средневековом мастере и ремесленнике:
Красильщик, плотник, шапочник и ткач,
Обойщик с ними - не пускались вскачь,
Но с важностью, с сознанием богатства,
В одежде пышной цехового братства
Могучего, молясь все время Богу,
Особняком держались всю дорогу.
Сукно добротное, ножи в оправе -
Не модной, а серебряной.
Кто равен Богатством, мудростью таким мужам
Совета и почтенным старшинам,
Привыкнувшим к труду, довольству, холе?
(Дж. Чосер, XV в.)
«Мастерским» предлагается подтвердить цитатами, что мастер являлся уважаемым лицом в средневековом городе.
Конкурс 3. Хозяин мастерской должен зачитать договор о найме ученика. Учащиеся всех групп принимают участие в обсуждении формы и содержания договора с точки зрения их соответствия историческим условиям.
Пример: «Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю золотых дел мастеру Айльфу Бруверу моего сына Тениса для изучения ремесла в Кельне. Тенис обязан служить верою 8 лет без перерыва. Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Если случится, что вышеназванный Тенис, убежит от своего мастера и станет заниматься ремеслом до истечения 8 лет, то я обязан уплатить мастеру штраф».
Конкурс 4. Командам надо рассказать кратко о процессе изготовления изделий в своем цехе (операциях) и дать описание ассортимента товаров. (Подробная информация содержится в «Книге для чтения по истории средних веков». Под ред. Сказкина С.Д. (любое издание)). Далее представляются и обсуждаются шедевры команд. Затем разбирается документ «Из устава ювелиров города Любека»:
«Желающий занять положение самостоятельного мастера в цехе должен сделать золотое колечко ажурной работы, английское запястье, даримое при обручении, гравированное и черненое, и кольцо для рукоятки кинжала».
Задание: Подумайте, трудно ли было сделать шедевр? Почему подмастерья должны были сделать шедевр за свой счет?
Конкурс 5. Каждая «мастерская» должна представить устав своего цеха. Основное содержание всех уставов было направлено на:
запрещение проникновения чужаков;
защиту тайны своего ремесла;
определение четких условий покупки сырья;
установление условий производства и сбыта продукции;
регламентирование параметров изделий, количество готовой продукции и цены;
установление количества работников;
установление времени рабочего дня и запрещение работать при свечах ночью.
Принципиальные правила устава всех цехов (см. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Ионов И.Н., Короткова М.В. Историческое образование в современной России. М., 1997, С. 85):
-
Работу всех мастерских начинать строго по удару колокола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.
-
Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя не более 4 учеников, не считая собственных детей.
-
Мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами, предметами своего домашнего обихода.
-
В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока претенденты изготавливают шедевры.
-
Если же для ремесленной мастерской требуется сырье, а оно есть в нашем городе, то мастеру запрещается приобретать такое же в других местах, даже будь оно лучшего качества.
-
Мастер, который приобретает станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тайне от других и пользоваться им единолично.
-
Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.
В заключительной части урока обсуждается проблема роли цехов в развитии ремесла. Анализируется документ 1412 года:
«Да будет известно, что к нам в Кельн явился Вальтер Кезингёр, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, Совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, никогда-либо впоследствии».
Учащимся предлагается найти доводы для обратного утверждения: «Цехи способствовали развитию ремесла».
Домашнее задание: напишите сочинение от имени мастера, подмастерья или ученика о своем ремесле, труде и жизни.