Конспект урока для 6 класса на тему Город мастеров

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 6 классе

Город мастеров

(ролевая игра конкурсного типа)

Цель занятия: сформировать у учащихся представление о средневековом ремесле, цеховой организации городов и различных слоях средневековых ремесленников, подвести их к выводу о значительной роли городов в экономической жизни Западной Европы ХП-ХШвв. Исполнение ролей горожан и «участие» в решении проблем ремесленников того времени призвано способствовать развитию образных и логических умений - рассуждать, анализировать, объяснять понятия, аргументировать позицию от лица участников событий.

Опережающее задание: класс разбивается на 5-6 групп по специальностям городских ремесленников. Внутри группы выбирается мастер - руководитель, подмастерья и ученики. Они выполняют предварительные задания: готовят вывеску-эмблему цеха, адрес своей мастерской, девиз и приветствие командам других ремесленников, изучают дополнительную литературу.

Список дополнительной литературы:

1. Басовская Н.И. Средневековый город. // Книга для чтения по истории средних веков. / Под ред. Запорожец Н.И. М.,1986.

  1. Брандт М.Ю. История средних веков. М., 2000.

  2. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века. Сост. Волобуев О.В., Секеринский С.А. М., 1965.

  3. История средних веков. // Книга для чтения. / Под ред. Будановой В.П. М., 1999.

  4. Миллард Э. История от средних веков до 1914 года. М., 1996.

  5. Сванидзе А.А. Ученик ювелира. // Рассказы по истории средних веков. М., 1996.

  6. Слезкина О. Оловянная рука. М., 1956.

  7. Эпштейн А.Д. Средневековый город. Средневековые ремесленники. // Книга для чтения по истории средних веков. / Под ред. СказкинаС.Д. М., 1969.

  8. Хрестоматия по истории средних веков. Сост. Степанова Е.В., Шевеленко А.В. Ч 1. М., 1988.

Вводная часть игры. Учитель отмечает, что сегодня в нашем городе собрались мастера со своими учениками, которые примут участие в необычном состязании между ремесленниками различных специальностей. Мы выясним, кто из них знает лучше средневековый город, цех и ремесло. Жюри из почетных членов городского патрициата и членов городского Совета будет судить выступления.

Выбирается жюри из 4-5 человек. В начале игры ре­бята рассаживаются по своим «мастерским» под заранее при­готовленными вывесками, сообщающими об их ремесле (см. рис. 6). Например, могут быть такие: пекарня, портные, золотых дел мастера, пивовары, оружейники, сапожники.

Учителю следует обратить внимание учеников на то, что тогда многие люди не умели читать, поэтому вывески должны быть без подписей. Нужно изображать свое ремесло с помощью рисунков и знаков.

Каждая команда приветствует других, называет свой адрес и девиз, объясняет профиль мастерской. Например, адрес мастерской может быть таким: «Улица святого Якоба, дом синего сапога, справа». Девиз пекарей: «Хлеб - всему голова».

Основное содержание и ход игры. Она начинается со сдачи всеми присутствующими «профессионального экзамена», который должен подтвердить знание ими основ цехового ремесла и причастность к средневековому ремеслу.

Вопросы экзамена:

Задание 1. Из какого средневекового города приехали мастера данной команды? (В названии города обязательно должна быть часть слова, означающая «порт», «мост», «замок», «холм», «святой».) Выбрав какой-либо город, каждая команда должна будет назвать как можно больше городов с соответствующими приставкой или корнем. Например, команда 1 называет своим родным городом Франкфурт («свободный брод»). Члены команды должны придумать как можно больше городов с корнем «фурт» - «брод» (Оксфорд, Эрфурт и др."). Команда 2 называет Страсбург («крепость на дороге»). Члены команды добавляют: Магдебург, Гамбург, Эдинбург и др.

Задание 2. Командам необходимо объяснить крылатые выражения, высказывания: а) «вечные подмастерья» - невозможность пробиться в мастера; б) «голубой понедельник» - дополнительный выходной день, за который боролись мастера; в) «заповедная миля» - запрет нанимать работников в ремесло в окрестностях города радиусом в одну милю; г) «аттестат о добром поведении» - требования к подмастерьям; д) «городской воздух делает свободным!» - человек, проживший в городе один день, получал свободу; е) «улица одного человека» - очень узкие улицы города (такая улица существовала и по сей день существует в Брюсселе); ж) «Пузырь народной спеси, страх королевству, тлен для духовенства!» - писал хронист Ричард Девизский о городской коммуне; з) «ремесло - наш общий источник пропитания», - средневековая пословица.

Задание 3. Определить, какие из цехов (мастерских), вами представляемых, были самыми богатыми, какие - менее. Вот

перечень «старших» (т.е. богатых) и «младших» цехов по мере снижения их общественного статуса и богатства:

золотых дел мастера,

пекари,

мясники,

оружейники,

портные и сапожники,

строители и гончары.

(сведения заимствованы из материалов Мельникова Г.П. о городе. // Книга для чтения по истории средних веков. М., 1999.)

Дополнительное задание: Почему именно в понедельник подмастерья добивались выходного дня? (Многие из них жили в пригородах и возвращались после выходных в город. Жилье они арендовали только на одну неделю. В каждый новый понедельник подмастерья стремились на рынок, где хотели нанять­ся подороже и поменять себе хозяина.)

После сдачи экзамена начинаются конкурсы.

1 конкурс. Сочините «похвальное слово» своему городу или своему ремеслу.

Зачитывается отрывок из «Похвального слова городу Нюрнбергу»:

Уставы, стражи и законы

В сем граде создают препоны

Для всяких злостных покусительств,

И лучшее из всех правительств -

Наш магистрат - ценим вельми

Любого звания людьми.

2 конкурс. Представьте участников своей команды - мастера, подмастерьев и учеников. Каждый рассказывает о своем персонаже. Заслушиваются по 3 человека от каждой «мастерской».

В рассказ должны войти следующие сведения: Ученик: с 7 лет жил в семье мастера, а его отец платил за обучение. Был на побегушках мастера, обращались жестоко. После 3, 5 или 7 лет (в зависимости от договора) ученик переходил в подмастерье.

Подмастерье: имел очень маленькое жалованье, мог переходить к другому мастеру, «давить» на мастеров. Он всегда недоволен, требует увеличения жалованья, опасается остаться «вечным подмастерьем». Чтобы ему выбиться в мастера, надо продемонстрировать шедевр - образец его умения и успехов в ремесле, а также устроить пир для членов цеха.

Мастер: имел свой дом, мастерскую, входил в бюргерское сословие.

Жюри оценивает «лучшие» истории мастера, подмастерья и ученика, выбирает призеров.

В заключение конкурса зачитывается средневековое стихотворение о средневековом мастере и ремесленнике:

Красильщик, плотник, шапочник и ткач,

Обойщик с ними - не пускались вскачь,

Но с важностью, с сознанием богатства,

В одежде пышной цехового братства

Могучего, молясь все время Богу,

Особняком держались всю дорогу.

Сукно добротное, ножи в оправе -

Не модной, а серебряной.

Кто равен Богатством, мудростью таким мужам

Совета и почтенным старшинам,

Привыкнувшим к труду, довольству, холе?

(Дж. Чосер, XV в.)

«Мастерским» предлагается подтвердить цитатами, что мастер являлся уважаемым лицом в средневековом городе.

Конкурс 3. Хозяин мастерской должен зачитать договор о найме ученика. Учащиеся всех групп принимают участие в обсуждении формы и содержания договора с точки зрения их соответствия историческим условиям.

Пример: «Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю золотых дел мастеру Айльфу Бруверу моего сына Тениса для изучения ремесла в Кельне. Тенис обязан служить верою 8 лет без перерыва. Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Если случится, что вышеназванный Тенис, убежит от своего мастера и станет заниматься ремеслом до истечения 8 лет, то я обязан уплатить мастеру штраф».

Конкурс 4. Командам надо рассказать кратко о процессе изготовления изделий в своем цехе (операциях) и дать описание ассортимента товаров. (Подробная информация содержится в «Книге для чтения по истории средних веков». Под ред. Сказкина С.Д. (любое издание)). Далее представляются и обсуждаются шедевры команд. Затем разбирается документ «Из устава ювелиров города Любека»:

«Желающий занять положение самостоятельного мастера в цехе должен сделать золотое колечко ажурной работы, английское запястье, даримое при обручении, гравированное и черненое, и кольцо для рукоятки кинжала».

Задание: Подумайте, трудно ли было сделать шедевр? Почему подмастерья должны были сделать шедевр за свой счет?

Конкурс 5. Каждая «мастерская» должна представить устав своего цеха. Основное содержание всех уставов было направлено на:

запрещение проникновения чужаков;

защиту тайны своего ремесла;

определение четких условий покупки сырья;

установление условий производства и сбыта продукции;

регламентирование параметров изделий, количество готовой продукции и цены;

установление количества работников;

установление времени рабочего дня и запрещение работать при свечах ночью.

Принципиальные правила устава всех цехов (см. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Ионов И.Н., Короткова М.В. Историческое образование в современной России. М., 1997, С. 85):

  1. Работу всех мастерских начинать строго по удару колокола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.

  2. Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя не более 4 учеников, не считая собственных детей.

  3. Мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами, предметами своего домашнего обихода.

  4. В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока претенденты изготавливают шедевры.

  5. Если же для ремесленной мастерской требуется сырье, а оно есть в нашем городе, то мастеру запрещается приобретать такое же в других местах, даже будь оно лучшего качества.

  6. Мастер, который приобретает станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тайне от других и пользоваться им единолично.

  7. Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.

В заключительной части урока обсуждается проблема роли цехов в развитии ремесла. Анализируется документ 1412 года:

«Да будет известно, что к нам в Кельн явился Вальтер Кезингёр, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, Совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, никогда-либо впоследствии».

Учащимся предлагается найти доводы для обратного утверждения: «Цехи способствовали развитию ремесла».

Домашнее задание: напишите сочинение от имени мастера, подмастерья или ученика о своем ремесле, труде и жизни.


© 2010-2022