Ступени мастерства мастер-класс Я-учитель

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здравствуйте, меня зовут Глубникова Е.П, свою преподавательскую деятельность я начала ещё в институте. Но настоящий педагогический опыт приобрела в стенах этой школы. У меня две страсти быть хорошим учителем и любимой мамой. Мой маленький сын постоянно задаёт вопросы: «Почему дождь идёт? Почему море синее?. Почему земля холодная, а ноги тёплые?». Это неуёмное желание моего сына знать всё, что есть на свете, и узнать того, чего не смогу объяснить ему я, радует и вдохновляет всегда. А вот от 12 летнего вопрос «почему» услышать можно только тогда, когда что - то ему запрещаешь. Почему так? Разве подростки не стремится познать окружающий мир, разве им не интересно? Куда же исчезли Почемучки? - На этот вопрос я и решила найти ответ.

В ФГОС заложено, что ученик среднего звена должен иметь следующий набор характеристик: любознательность, активность, умение проявлять интерес к познанию окружающего мира, владеть основами наук. Однако в классе, всё выше перечисленное оказывается мифом. Чаще на лицах учеников видишь равнодушие, нежелание работать, пассивность. Кто не сталкивался с такой проблемой на практике?

Слова, которые вы видите на экране были написаны Сухомлинским В. А. более 70 лет назад, но и сейчас мало что изменилось.

Как же заинтересовать ребёнка на уроках, вызвать желание познавать, получать знание за пределами учебного предмета, раскрыть его способности - стало для меня задачей номер 1, отсюда целью моей педагогической деятельности стало - создание условий для развития познавательных, творческих коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся средствами учебного предмета.

Что бы решить данную проблему я поставила перед собой следующие задачи, которые вы видите на экране.

-Изучить по организации учебной деятельности учащихся нормативные документы, научно-методическую и педагогическую литературу.

- Провести социальный опрос в 6-х класс с целью определения уровня мотивации и наличия проблем в изучение предмета.

-Организовать деятельность обучающихся с целью повышения мотивации к изучению истории.

Самая интересная загадка в жизни - это ты сам, но самая важная загадка - это твой ученик. Чтобы разгадать эту загадку, я смотрю на себя глазами учеников. «Удиви меня, разгадай меня, полюби меня!!!» - это и является девизом моей работы и залогом успеха каждого урока.

Чтобы узнать причину незаинтересованности детей по истории, в 6-х классах я провела анкетированный, анонимный опрос, который показал, что

у 60% учащихся понижение интереса к истории вызвано:

- повышенным содержанием учебного материала.

- не пониманием содержания параграфа и необходимостью его заучивания.

- неумением работать с картой.

- сложностью в запоминании дат.

На этом этапе своей деятельности я разгадала загадку детей.

Обратившись к источникам, я выяснила, что идея использования мотивации деятельности работы на уроках не нова, ещё в 20-х гг. прошлого века её активно применяли ведущие педагоги того времени,
Вооружившись знаниями и желанием сеять разумное, доброе, вечное я решила вернуть моих Почемучек к жизни. Для этого были разработаны приёмы и способы повышения мотивации.

1. «Удивляй» Суть этого приёма состоит в том, чтобы вовлечь обучающихся в работу с первых минут урока.

Разгадай, расшифруй и дай определение словам на экране.

Невниицертя - интервенция

Рауатмукфна - мануфактура.

Применение ИКТ. Прослушайте видеоклип (В Высоцкий Песенка о переселение душ), и ответьте на вопрос: О чём песня? Кто автор? Какую тему мы сегодня будем изучать. Просмотрите отрывок из мультфильма Маугли. Заполните таблицу сравнительная характеристика двух лидеров: Шерхан и Окелло.

Загадки можете увидеть на экране.

Пять погибло человек

Ты скажи в какой то век?

В Бостоне случилось это.

Если он нарушит клятву

Он пойдет на эшафот

У французов кальвинист он

И осталось без ответа

И зовется….

(Гугенот)

2. Живая история. История - это кладезь разнообразных приёмов и способов мотивации обучающихся. История сама по себе живая, она не прекращается и не останавливается, задача учителя только оживить её. Например. Тема: Опричнина Ивана Грозного. В начале урока учитель рассказывает историю. Однажды к одному боярину должен был приехать Малюта Скурата. Все домашние понимали, что жди беды. И вот жена его придумала такую хитрость: встречать его выйдет жена с младенцем на руках, тогда его сердце сжалится, и он не тронет хозяина. Они так и сделали, последнее, что в своей жизни видел ребёнок, пока ему не выкололи глаза, было убийство его отца. Такая ситуация позволяет пережить на себе все тяготы и сложности изучаемой исторической эпохи. Оживить историю способен только учитель и сделать это можно голосом, интонацией своего рассказа. Самое главное это оживлённые и изумлённые лица детей. Например: когда археологи впервые вошли в гробницу фараона Тутанхамона время повернулось в спять, они несколькими шагами совершили путь длиною в 3000 лет. Они попали в Египет 3000 тыс. лет назад. Ничего не изменилось, всё осталось так как было, печать с заклинаниями хранила этот путь и не давала ни кому попасть туда. В гробнице стоял трон, была посуда, слуги и сам фараон.

Словесное определение каждой страны (или личности): Какая она? Кратко и точно. Западная Европа - ночь, Византия - солнце на карте средневековья (Средние века называют тёмными веками и это справедливо, но эта страна светлая на карте средневековья), Арабский халифат - звёздочка, которая зажглась, но не погасла, а рассыпалась на несколько десятков звёздочек по всему миру.

Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому, решая поставленную проблему ученик приобретает необходимые умения и навыки. Например: "Где интереснее жить: в городе или в деревне?" учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее. Например: Византия была прилежной ученицей и самым мудрым учителем. Докажите, что это так. Например: Почему вельможа почитал и боялся фараона.

Одним из приёмов повышения мотивации, активизацию мыслей деятельности обучения является «Интеллектуальная разминка»

Поднимаю молча карточку с рисунком, фигурой, символ. Дети сами придумывают вопрос или ставят задачу. Задание для 5 класса: Как Одиссею добраться до дома из Трои. Составьте два пути по карте: сухопутный и морской с описанием стран водных преград и островов, где проплывал, проходил Одиссей.

Нестандартное решение задач и на смекалку и логику.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке «Тысяча и одна ночь», творческие сочинения. «В гостях у египетского земледельца и ремесленника» и «В гостях у вельможи». Позволяет сравнить два основных сословия в древнем Египте. «Как жили крестьяне в средние века» и «Как жили купцы и горожане в средние века».

Не менее эффективным является метод незаконченной темы. Самое интересное ребёнка ждёт впереди, когда он дома откроет учебник. Тема: Смутное время. Россия оказалась на грани гибели. Её со всех сторон раздирали на части. Ясперс сказал так: цивилизация гибнет, когда недовольны страной внутренний пролетариат и внешний пролетариат, который только и ждёт что бы разграбить и уничтожить страну. Так погибли две самые известные цивилизации Рим и Греция? Сможет ли Россия восстать из пепла и праха, об этом вы узнаете на следующем уроке.

Игра эффективный приём повторения и усвоения новых знаний. В процессе работы я применяю игры: «Узнай исторического деятеля», «Чьи это слова», «Суд над Петром Первым» (две стороны: обвинение бояре, защита: дворяне). «Историческая азбука», «Сравни страны или культуру стран». Например: Какая страна существовала ранее других: Византия или Государство франков. Какая страна была более развита Византия или Германия? Почему?

Чтобы повысить интерес, создать яркие впечатления от предмета, я использую нетрадиционные формы проведения уроков. К ним можно отнести урок-семинар, урок-практикум. Творческая лаборатория: детям необходимо написать дату своего рождения и имена египетскими иероглифами, шумерской клинописью. Создать герб своей семьи.

Урок путешествие интересен для 5-6 классов. Сегодня мы совершим с Вами путешествие из прошлого в будущее через настоящее, а поможет нам в этом наука хронология. Путешествовать можно и дома: напишите рассказ «Один день в Средневековой деревне или городе».

Урок поиск истины. Почему Александр Невский, блистательно одерживал победы над немецкими Рыцарями, а к монголам ездил на поклон.

Урок экскурсия. «Культура Средневековья» проводится группами учащихся по заданным темам: наука, архитектура, искусство.

Проблема учебного материала, изучаемого на уроке: Как объяснить так, чтобы поняли, а не зазубривали. Вот один из приёмов, который я всегда использую, учебный материал излагаю с помощью Схем- рисунков Тема урока Дух предпринимательства преобразует экономику. Помогает объяснить термины: торговые компания, пайщик, капитал, прибыль. На доске рисуется корабль. Ребята мы ходим отправиться в Индию и привести много товаров, что бы продать и получить прибыль в 500%. Корабль стоит 100 тыс. ф.с. У Васи только 20 тыс. Обратимся за помощью к Маше, которая даст ещё 10 т. ф.с. И так пока не доходим до полной суммы. См. На презентации

Схема рисунок Виды мануфактур. Объяснение.

1. Рисуется домик. Это централизованная мануфактура. Есть здание и туда приходят наёмные рабочие работать. 2. рисунок в центре человек три стрелочки. «Три дороги». Объясняется принцип работы такого вида мануфактур.

Схема - рисунок к теме Феодальная раздробленность. Подобные объяснения учителем не вызывают трудности в последующем самостоятельном составление схем-рисунков.

Запоминание дат решается ежеурочным составлением лент времени.

Вот так я и удивляю.

Возникший интерес у учеников помогает мне вовлечь их в научно-исследовательскую деятельность. Так из под парт постепенно вылезают мои Почемучки. Чему я бесконечно рада.



© 2010-2022