Рабочая программа спецкурс ЕГЭ

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа спецкурса по истории «Подготовка к ЕГЭ по истории» составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (от 05.03.2004 №1089);

  • Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по истории;

  • Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по истории;

  • Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по истории.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса:

подготовить учащихся к экзамену по предмету «История» в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

• детально ознакомить учащихся со структурой и содержанием каждой из частей ЕГЭ по истории;

• выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания.

• формировать у учащихся чёткие представления об основных методах и приёмах решения исторических задач в системе ЕГЭ;

• формировать умение самостоятельно приобретать и применять полученные исторические знания в процессе решения заданий различной степени сложности;

• систематизировать и обобщить исторические знания учащихся для успешного применения на практике, в том числе и для сдачи ЕГЭ;

• развивать любознательность, логическое мышление учащихся,

• формировать навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ

• воспитывать у учащихся осознанные мотивы учения.

Общая характеристика курса.

Спецкурс по истории «Подготовка к ЕГЭ по истории » предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету.

Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древнейших времен до XII в.», «История России. XII-ХIII в.», «История России с начала XIV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.» «Россия в XIX вв.» «Россия в XX - начале XXI вв.»

В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий. Работа над темой включает два этапа: 1. Работа с модульным блоком и выполнение тренировочных заданий. 2 Контроль и коррекция полученного результата. По каждому периоду учащимся предлагается:

1) блок обобщения,

2) тренинг, практическое занятие (упражнения по отработке базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике,

3)поверочный контроль. Блок обобщения является главным и чрезвычайно важным инструментом формирования общего представления о периоде.

Программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ: знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов.

На основе анализа результатов ЕГЭ предыдущих лет можно сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию методики преподавания истории, по подготовке к ЕГЭ в текущем году.

1. Учебный процесс важно осуществлять на основе организации активной познавательной деятельности учащихся, способствующей развитию разнообразных познавательных умений и навыков, общепредметных и предметных компетенций, особенно необходимых для выполнения тех заданий, которые требуют комплексного подхода, широкого круга знаний.

2. В процессе изучения истории следует уделять особое внимание тем аспектам содержания, которые вызывают наибольшие затруднения у выпускников (эволюция государственного строя от древности до современности, становление и эволюция социальной структуры общества, взаимоотношения власти и общества, процесс становления современной российской государственности в постсоветский период и др.). Несмотря на некоторые положительные изменения уровня знаний экзаменуемых о духовно-культурном развитии России, остается актуальной необходимость более внимательного рассмотрения данного аспекта содержания истории.

3. Следует использовать в обучении эффективные приемы сравнительного анализа, проводить практические занятия по составлению таблиц, схем, кратких характеристик исторических личностей.

4. В процессе учебной работы по анализу исторических источников следует уделять существенное внимание связи их содержания с изучаемыми событиями, процессами, рассматривать анализируемые документы в контексте данного периода истории.

5. Наиболее актуальными остаются проблемы освоения школьниками умений систематизации обобщенных знаний, соотнесения их с конкретными фактами, анализа исторической ситуации (38), представления результатов историко - познавательной деятельности в свободной форме (40). Применение заданий соответствующего типа в процессе изучения материалов по всем периодам истории будет способствовать эффективному развитию предметных и общеучебных умений.

6. Достаточно сложным для выпускников остаётся выполнение заданий на установление хронологической последовательности событий, явлений, что требует рассмотрения в учебном процессе хронологии развития каждого этапа истории, установления преемственной связи этапов.

Принципы построения курса:

  • ориентация на индивидуальный подход;

  • логическая завершённость;

  • соответствие материала возрастным возможностям учащихся;

  • построение курса с учётом потребностей детей;

  • направленность содержания курса на систематизацию и углубление уже имеющихся исторических знаний с помощью составления опорных графических конспектов и синхронических таблиц, умений и навыков учащихся, на расширение их исторического кругозора.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к истории и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса истории, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Ожидаемые результаты изучения спецкурса:

в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание курса.

Тема №1. Введение в курс. Актуальность и структура курса. Значение изучения русской истории. Связь местной истории и истории страны. Вводное тестирование. Темы итоговых творческих работ. Правила для сдающих единый государственный экзамен

Тема №2. Начало Руси. Русь в 9 - 12 вв. Происхождение славян.Первые русские князья. Крещение Руси. Правление Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Русские княжества 12 - 13 вв.

Тема №3. Русь в 13 - 15 вв.Татаро-монгольское нашествие, вторжения крестоносцев. Александр Невский. Москва - центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. Образование единого государства. Иван III.

Тема №4. Россия в 16 - 17 вв. Правление Ивана IV. Смутное время. Первые Романовы. Внешняя политика России 16 - 17 вв. Культура и быт 16 - 17 вв.

Тема №5. Россия в 18 в. Эпоха Петра I. Дворцовые перевороты. Екатерина II. Хозяйство России 18 в. Культура 18 в. Внешняя политика России 18 в.

Тема №6. Россия в первой половине 19 в. Правления Павла I и Александра I. Отечественная война 1812 г. движение декабристов. Империя Николая I. Крымская война. «Золотой век» русской культуры.

Тема №7. Россия во второй половине 19 в. Александр II. Либеральные реформы 60 - 70 гг. 19 в. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. Александр III. Россия в конце 19 в. Культура второй половины 19 в.

Тема №8. Российская империя накануне Первой мировой войны.Россия на рубеже XIX - XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. Культура России в конце XIX - начале XX в.

Тема №9 Россия в годы революций и Гражданской войны. Россия в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 г. Двоевластие. Октябрьская революция. Революционно-демократические преобразования. Гражданская война и военная интервенция. 1918-1922 гг

Тема №10. Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. Советская Россия в 1920-е г.НЭП. Образование СССР. Коллективизация. Индустриализация. Культурная революция Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.

Тема №11. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.Начальный период Великой Отечественной войны. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Причины, цена и значение Великой Победы.

Тема №12. Советский Союз в 1945-1964 гг. и 1964 -1981 г.г.Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Реформы Н.С. Хрущева. Приход к власти Л.И. Брежнева. Политика и экономика: от реформ - к «застою». Противоречия политики разрядки. Достижения культуры.

Тема №13. Россия в эпоху Перестройки и на рубеже XX - XXIвв.М.С. Горбачев. Политика перестройки в сфере экономики. Развитие гласности и демократии в СССР. Новое политическое мышление: достижения и проблемы. Распад СССР. Б.Н. Ельцин. Курс реформ и политический кризис 1993 г. Конституция 1993г. Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. Новая стратегия экономического развития страны. Внешняя политика демократической России. СНГ. Духовная жизнь России к началу XXI в

Тема №14. Итоги курса. Подведение итогов курса. Итоговое тестирование.



Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема

Часы

Формы работы: отработка заданий ЕГЭ разной сложности

Формы контроля

Дата

План/ факт

1

Тема №1.

Введение. Общие сведения об экзаменационной работе по истории

1

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов

Работа с документами по периоду - отработка навыка анализа исторического документа

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала

Отработка навыка по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту

Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий

Опрос.

Тестовая работа.

Работа с Интернет-ресурсами.

Работа с картой, иллюстрацией.

2

Тема №1.

Правила для сдающих ЕГЭ

Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по истории.

1

3-4

Тема №2.

Начало Руси. Русь в 9 - 12 вв.

2

5-6

Тема №3.

Русь в 13 - 15 вв.

2

7-8

Тема№ 4.

Россия в 16 - 17 вв.

2

9-10

Тема №5.

Россия в 18 в.

2

11-12

Тема №6.

Россия в первой половине 19 в.

2

13-14

Тема №7.

Россия во второй половине 19 в.

2

15-16

Тема8.

Российская империя накануне Первой мировой войны

2

17-18

Тема №9.

Россия в годы революций и Гражданской войны

2

19-20

Тема №10.

Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. Советская Россия в 1920-е г.

2

21-22

Тема №11.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

2

23-24

Тема №12.

Советский Союз в 1945-1964 гг. и 1964 -1981 г.г.

2

25-26

Тема №14.

Россия в эпоху Перестройки и на рубеже XX - XXI вв.

2

27-34

Тема №15.

Итоги курса.

8

Литература для учащихся:

Учебники:

  1. История России, XX - начало XXI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, 2009

  2. Сахаров А.Н. История с древнейших времен до конца XVI века. 2013.

  3. Сахаров А.Н, Боханов А.Н.. История России. XVII - XIX вв. 2013.

  4. Алексашкина Л. Н., Новейшая история. ХХ век. Учебник для 11 классов.-М.: «Мнемозина», 2009 .

Тесты:

Алексашкина Л.Н История. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. - М.: Экзамен, 2011.

Гевуркова Е.А., Ларина Л.И.Отличник ЕГЭ. История. Решение сложных заданий. - М.: Интеллект-Центр, 2015. - 176 с.

Пазин Р.В. История России. Подготовка к ЕГЭ: анализ исторического источника (задания С1-С3) 10-11 классы.. - 288 с

Соловьев Я.В., Гевуркова Е.А Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2015. История. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 284 с. История. 10-11 класс. Веряскина О.Г., Губанова Е.Г., Мумикова С.И.

Подготовка к ЕГЭ. 60 исторических сочинений. Тетрадь-тренажер (задание 40), Ростов н/Д: Легион 2014 г.

Веряскина О.Г. История. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 1 /, 2014

Справочники:

Алексеев Д.Ю.Краткий справочник дат по истории. - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.

Владимирова О.В.История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2009. - 320 с.

Курукин И.В., Пономарев М.В., Чернова М.Н. и др ЕГЭ. История. Универсальный справочник. - М.: Эксмо, 2010. - 496 с.

Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А.Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. - М.: Простор, 2005. - 476 с.

Интернет - ресурсы:

ege.edu.ru/

alleng.ru/d/hist/hist227.htm

alleng.ru/d/hist/hist216.htm

alleng.ru/d/hist/hist229.htm

alleng.ru/d/hist/hist217.htm

alleng.ru/d/hist/hist153.htm

alleng.ru/d/hist/hist156.htm



© 2010-2022