Урок истории Церковь в тотальном государстве

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курносов Владимир Анатольевич МОУ СШ №1 г.Волжск РМЭ

Учитель истории и обществознания 1 категории

Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:

ЦЕРКОВЬ В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ.

(урок проведен в рамках городского семинара 12 декабря 2006 г. в присутствии благочинного Волжской епархии отца Александра (Михайлова) и других духовных лиц для учащихся 8 класса)

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБУЧАЮЩАЯ. Ознакомиться с основными этапами деятельности церкви в истории нашего государства. Показать роль церкви как защитника народа и Отечества в трудные периоды. Раскрыть характер взаимоотношений церкви и государства. Трагизм духовной силы в условиях существования тоталитарного государства. Величие церкви в трудных условиях построения «счастливого общества». Закончилось ли великое противостояние между церковью и государством ?

РАЗВИВАЮЩАЯ. Познакомиться и закрепить термин: тоталитарное государство , патриотизм, отечественная война

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ. На основе иллюстрации многочисленных примеров самопожертвования духовной власти ради счастья народа и процветания государства показать величие церкви как силы, способной сплотить общество и вывести страну из идеологической пропасти.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, видеопроектор, экран

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ : название темы, эпиграф : «Тяжкий крест нам завещан, иная судьба может быть лишь плодом поразительной лжи» (В. Курносов)

ХОД УРОКА.


1. ПРИВЕТСТВИЕ.

Учитель: Здравствуйте , ребята. Садитесь. Откройте ваши тетради и запишите тему урока «Церковь в тоталитарном государстве». Сегодня наш урок почтили своим присутствием высокие гости ( учитель представляет духовных лиц)

2. ПОСТАНОВКА ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ УРОКА

Основные цели нашего урока будут звучать так:

- кратко осветить роль церкви в истории нашего государства и общества. Для этого мы с вами совершим небольшой экскурс в историю

- раскрыть непростые отношения между церковью и государством , особенно в течении последнего столетия.

К концу урока у вас должно сформироваться четкое представление о роли церкви как силы способной противостоять жестокости властей ради благородной цели спасения человеческих судеб, пусть даже ценой самопожертвования. Мы узнаем, что в самые трудные времена в истории нашего Отечества церковь никогда не оставалась в стороне, независимо от того кто находился у власти.

3. РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ.

Учитель: Ребята, взаимоотношения между государством и церковью никогда не были простыми. Власть завидовала тому влиянию , которое церковь оказывала на российское общества, земельные владения церкви также не оставляли равнодушными власть предержащих. Но народ верил своим духовным пастырям, ибо кто другой, кроме людей духовного звания мог в тяжелейшие для страны времена вдохновлять народ на борьбу с врагом.

( на экране хроника наиболее трагических для страны событий в ходе которых церковь выступала защитником соотечественников- учитель кратко комментирует хронику)

-Во время ордынского ига народ искал спасения в храмах. Если церковь и не призывала к борьбе с ордынским владычеством , то только потому , что понимала- время этой борьбы еще не пришло. Но вспомним, как в 1380 году игумен Троицкого монастыря Сергий благословил Великого князя Московского Дмитрия на Куликовскую битву.

-В эпоху Смутного времени, когда польские захватчики хозяйничали в Москве, и казалось, что Россия уже никогда не поднимется с колен, митрополит Гермоген призвал к борьбе с захватчиками. Его уморили голодом и холодом в земляной яме , но призыв не пропал даром и страна вновь обрела независимость

-Подлинным испытанием для страны стала Отечественная война 1812 года

И здесь церковь также не осталась в стороне

( на экране демонстрируется отрывок из фильма «Война и мир»-эпизод подготовки русской армии к Бородинскому сражению- вынос иконы Казанской Божьей матери и всеобщий молебен русских воинов во главе с главнокомандующим генералом Кутузовым ).

Церковь по мере сил старалась не вмешиваться во взаимоотношения между властью и обществом, но когда положение становилось невыносимым, она не могла оставаться в стороне. Митрополит Филипп гневно осуждал Ивана Грозного за проводимую последним политику опричнины, за что и поплатился и своей должностью и жизнью Погиб, но не изменил убеждениям.

( на экране изображения Ивана Грозного и митрополита Филиппа)

К сожалению начиная с восемнадцатого столетия отношения между государством и церковью все более ухудшались. Светская власть стремилась господствовать над духовной не осознавая (вольно или невольно того обстоятельства , что церковь является цементирующим элементом общества, знаменем, подняв которое можно повести народ на великие свершения. Видя такое отношение к церкви со стороны власти,российское общество также начинает меняться в худшую сторону все больше и больше. Давайте прочитаем что думал о церкви один из россиян в конце девятнадцатого столетия

(на экране появляется отрывок из произведения писателя Льва Толстого «Воскресенье»)

«Сущность богослужения состояла в том, вырезанные священником кусочки и положенные в вино при известных манипуляциях и молитвах превращались в тело кровь бога. Священник пригласил желающих тоже поесть тела и крови бога, находящиеся в чашке… Дьячок отирая рты детям, веселым голосом пел, о том, что дети едят тело бога и пьют его кровь…»

«Куры обожают падаль, религия-это падаль для народа…Все эти Иверские, Казанские и Смоленские-грубое идолопоклонство, но народ это любит и верит в это, поэтому необходимо поддерживать суеверие…»

Учитель:Ребята, вы можете верить или нет , но автор этих строк не какой-нибудь грубый и необразованный человек, а великий русский писатель, чьим творчеством восхищаются многие поколения россиян-Лев Толстой.

(на экране фотоизображение писателя Льва Толстого)

Тот же самый Толстой за тридцать лет до появления романа «Воскресенье» в своем знаменитом патриотическом произведении «Война и мир» показал величественную силу духовного оружия …Какой же перелом произошел в сознании писателя и не только его одного ! ?

4.ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Учитель:притесняя и ущемляя духовную составляющую русского общества власть сама того не ведая подтачивая свои собственные устои. В 1917 году произошло то, что неминуемо должно было произойти-темные невежественные силы вырвались на свободу-страну захватила война безвластия и насилия. Впрочем ненадолго. Прошло совсем немного времени и новая власть в лице партии большевиков начала устанавливать в стране новые порядки. Страна постепенно превращалась в тоталитарное государство…

Ребята. Я хочу , чтобы вызывало у вас только отрицательные эмоции, ибо это худшее из того, до чего могло дойти человечество. Как это ужасно, когда все приходиться делать по команде, когда невозможно высказывать собственные мысли, так как в противном случае любого человека ожидает суровая кара.

Человек превращается в живой труп, маленький винтик бездушного безжалостного механизма из тисков которого ему уже никогда не вырваться до самой смерти.Вот что такое тоталитарное государство. А вы ребята хотели бы жить в таком государстве? Ответ однозначный и отрицательный…

Целью новой власти являлось построение счастливого общества беспощадными средствами. Церковь же всегда выступала под знаменем миролюбия по отношению к собственному народу. Столкновение тоталитарного государства и церкви стало неизбежным…

5.ЦЕРКОВЬ В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ

С первых дней своего существования советская власть прибегла к самым беспощадным средствам , для укрепления своего положения. Страну захлестнула братоубийственная Гражданская война. Напрасно думать, что церковь заняла сторону противников большевиков. Нет! Ведь на стороне и белых и красных воевали русские люди. Патриарх Тихон обратился с призывом прекратить братоубийственную междоусобицу.

( на экране фотоизображение патриарха Тихона и текст его воззвания)

Увы, призыв Тихона был гласом вопиющего в пустыне

По окончании Гражданской войны советская власть с особой силой ринулась уничтожать своего духовного противника.

( на экране основные направления борьбы советской власти с церковью)

-разрушались храмы, старинные колокола разбивались вдребезги

(на экране фотоизображение Храма Христа Спасителя до и после его разрушения в 1931 году)

Комментарий учителя:Храм Христа Спасителя был построен на народные пожертвования в честь победы российского народа в Отечественной войне против Наполеона. Существует правдивая история о том, что однажды грабители напали на поезд, в котором ехали люди, собиравшие денежные средства на постройку Храма Христа Спасителя. Так вот, они не только не отобрали этих денег, но еще и добавили свои в эту в ту пору, когда отношение к церкви в русском обществе было далеко не безоблачным.

То, что не сделали грабители было осуществлено на госусударственном уровне в уже упомянутом 1931 году

-были потревожены мощи святых (постыдный факт, но мощи преподобного Сергия Радонежского сохранились только чудом…в обыкновенном ящике на даче одного из тех, кто принимал участие в разорении Лавры и лишь недавно были переданы в Троице-Сергиеву лавру.Но сколько мощей было поругано и выброшено !

-закрывались мужские и женские монастыри. Судьба их обитателей трагична. Кто не успел умереть собственной смертью, были казнены или отправлены в лагеря

(на экране фотоизображение Соловецкого монастыря)

Учитель: Соловецкий монастырь-гордость России, во время Крымской войны в середине девятнадцатого столетия отразивший натиск интервентов был превращен при советской власти в Соловецкий лагерь особого назначения став местом последнего упокоения многих и многих невинных душ

-создавались различного рода антирелигиозные общества(дети должны были с детства пропитываться ядом ненависти к религии)

Учитель: Ребята, то что я говорю ужасно. Но еще ужаснее было то, что темная масса народа равнодушно смотрела на все то, что государство вытворяло в отношении церкви. Но скоро новая власть принялась и за собственный народ. Миллионы людей были отправлены в лагеря или попросту уничтожены. Кто вступился за народ ? Церковь. Тысячи ее представителей стали жертвами беспощадного государственного террора за свои убеждения

( на экране отрывок из Библии- Новый завет, Откровение Иоанна Богослова(Апокалипсис)

«И когда агнец снял пятую печать, я увидел над жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.И возопили они громким голосом, говоря : доколе Владыка Святый и Истинный не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу. И даны были каждому из них одежды белые и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время пока и сотрудники их и братья их которые будут убиты как и они, дополнят число»

Учитель: и число этих невинно погибших душ в те годы множилось …

(учитель предлагает ученикам рассказать о трагической судьбе некоторых религиозных деятелей- их фотоизображения появляются на экране )

Архиепископ Харьковский АЛЕКСАНДР ( в миру-Петровский Александр Феофанович). Несмотря на все строгости власти, не страшась ничего продолжал службу, хотя в Харькове оставалась только одна церковь. Был арестовн в 1937 году в возрасте 87 лет, приговорен к 10 годам тюремного заключения, через два года умер в тюремной больнице. Любовь прихожан была настолько велика, что в общей могиле был похоронен другой

человек с документами архиепископа Александра. Самого же владыку тайно похоронили в другом месте и могилу отметили особым знаком. В 2000 году причислен к лику общероссийских святых.

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР ( Александр Васильевич Петропавловский)- священник Ярославской области.Его жизнь-пример беззаветного служения своему делу.Власти конфисковали у него практически все имущество, включая одежду и постельные принадлежности. В доме остались лишь табуретка и библиотека. Спать пришлось на холодном полу, дети заболели пневмонией, но врачи отказались лечить детей священника. Двое детей умерли на Пасху. Несмотря на горе, отец Александр не оставил службу. Из-за преследований пришлось

Часто переезжать. Найти жилье неимоверно трудно. В одном из сел пришлось сменить 13 квартир. Брат-коммунист предлагал ему отречься от сана, чтобы обезопасить семью. Но отец Александр говорил: Не будет у нас духовенства-некому будет бороться за праведность и чистоту душ человеческих». Отказался стать осведомителем, чем подписал себе смертный приговор. Обвинен в антисоветской агитации и противодействию в снятии церковных колоколов.Пережил жуткие три недели пыток и побоев , но никого не выдал .Расстрелян

.Архиепископ Куйбышевский АЛЕКСАНДР ( в миру-Трапицын Александр Иванович).

В годы первой мировой войны организовал сбор пожертвований на военные нужды, помощь вдовам и сиротам.Отряды братьев милосердия, в создании которых он принимал деятельное участие, действовали на фронтах этой ужасной войны.Проповедовал слово божье, чем навлек на себя гнев властей. Обвинен в антисоветской агитации, получил три года ссылки, но не сдался. Вернулся и вскоре вновь арестован, вновь обвинен в антисоветской деятельности. Виновным себя не признал. Расстрелян вместе с 12 священниками Куйбышевской епархии и похоронен в общей могиле.

Отец Александр ( Александр Александрович Хотовицкий) Служил в храме Христа Спасителя. В 1921 году в разгар изъятия церковных ценностей всеми силами собирал средства для помощи голодающим, одновременно стараясь сохранить святыни собора. Был автором письма властям где требовал гарантии, что все пожертвования будут употреблены на спасение голодающих. Власти расценили это как контрреволюционную агитацию. Отец Александр получил 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества . Пребывание в Сибири подорвало его здоровье. В 30-ые годы он вернулся в Москву, но увы! Служить долго не пришлось. В 1937 г. он был арестован и расстрелян.

АРХИЕПИСКОП СЕМИПАЛАТИНСКИЙ АЛЕКСАНДР( в миру-Александр Щукин)

Служил при Макарьевском монастыре. Организовал преподавание закона Божьего детям. Не прошло и года как это было запрещено властями.Ему не было и сорока лет , когда он был арестован властями. Страшные обвинения: идейный противник Советской власти, прививал контрреволюционные убеждения населению, шпионаж и контрреволюционная агитация. Несмотря на жесточайшие пытки, виновным себя не признал, был расстрелян и похоронен в общей могиле.

6.ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Учитель: Ребята, казалось бы, после жесточайших преследований 20-30-ых годов со стороны государства церковь должна была оказаться в числе тех, кто являлся злейшим врагом советской власти. Нападение Германии для тысяч лиц духовного звания не могло означать ничего иного как долгожданный приход освободителей. Поначалу немецкие захватчики, действительно, поддерживали в умах людей подобные иллюзии полного освобождения от большевистского рабства

(на экране демонстрируется отрывок из воспоминаний немецкого генерала Гудериана)

«Я решил осмотреть Смоленский кафедральный собор.Он остался невредимым.При входе посетителю бросался в глаза антирелигиозный музей,размещенный в центральной части и в левой стороне собора.У ворот стояла восковая фигура нищего, просящего подаяние.Во внутренней части помещения стояли восковые фигуры в натуральный человеческий рост, показывающие в утрированном виде как буржуазия эксплуатирует и угнетает пролетариат.Серебряный алтарь и подсвечники кучей лежали в центре собора. Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за охрану этих ценностей. Нашли церковного сторожа-старика с длинной белой бородой, который принял под свою ответственность ценности и убрал их на место. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором , я не знаю»

Учитель: Скажите ребята, можно ли по этому отрывку судить о том, как советская власть обращалась с церковным имуществом, которое к тому же было и национальным достоянием.?

Примерные ответы: Да, так как церковное имущество находилось в плачевном состоянии

Учитель: Возможно генерал Гудериан был человеком высокой культуры и никогда не допустил бы разрушения памятников иной культуры, чем немецкая, но это были скорее исключения нежели правила.Давайте прочитаем другой отрывок

(на экране демонстрируется отрывок о безобразном и откровенно циничном отношении немецких захватчиков к православным святыням)

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ (ЛЕЛЬЧИЦКИЙ РАЙОН ПОЛЕССКАЯ ОБЛАСТЬ БЕЛОРУССИЯ)

В селе Буйновичи осквернена церковь: окна выбиты, оборудование разбито, пол взорван, сама церковь превращена в уборную. Все церковные книги и архивы разбросаны и изорваны.

В деревне Липляны в церковь зашел один паршивый фашист в головном уборе с папиросой в зубах. Надел ризу священника и заставлял согнанных туда стариков чтобы они молились за его жизнь. Старики отказались. Пьяный дикарь начал стрелять по старикам, а потом закрыл дверь и сжег церковь и людей.

Учитель:Ребята, прочитав этот отрывок вы смогли убедиться в подлинной природе захватчиков . Им не нужна была другая культура, не нужна была другая религия. Все , что им было нужно, так это использовать большое влияние церкви на граждан для достижения своих агрессивных планов. Что произошло бы потом-не нужно гадать. Идея жизненного пространства была предельно проста- на этих территориях должны были жить толь ко немцы.

Поэтому как бы ни тяжела была жизнь в тоталитарном государстве церковь с первых дней войны призвала народ к борьбе с фашистскими захватчиками и оказала армии немалую материальную помощь

(на экране демонстрируются конкретные цифры материальной помощи церкви Красной Армии в годы Великой Отечественной войны)

Учитель: Ребята, как выдумаете, должна ли была власть после таких патриотических действий со стороны духовенства изменить свою политику по отношению к церкви ? (утвердительный ответ)

Учитель: Именно так и произошло и в 1943 году власть позволила русской православной церкви выбрать патриарха -Сергия

7.ВЛАСТЬ И ЦЕРКОВЬ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Учитель: в послевоенное время отношения между государством и церковью складывались непросто. Конечно, уже не было массовых расстрелов, разрушений храмов, поругания церковных святынь, но и крепкого сотрудничества также не наблюдалось. Под давлением властей церковь оставалась для советского народа чуждым элементом, рассадником мракобесия и реакции. Но многие продолжали верить в исцеляющую силу церкви в деле спасения человеческой души. Не все из них дожили до того счастливого момента, когда в стране начали бурно прорастать семена свободы, повсеместно открываться старые храмы и строиться новые( только в нашем городе за последние два десятилетия построены четыре храма, а до этого был только один молитвенный дом…). Казалось, что восторжествовала справедливость и церковь снова превращается в духовную силу общества…

Но так ли это ребята?

Учитель задает учащимся несколько вопросов: Кто из них посещает храм? Как часто? Смотрите ли вы передачи духовного содержания.

Содержание ответов убеждает , что отношение ребят к религии неоднозначное. Некоторые отвечают утвердительно, другие молчат или дают отрицательный ответ.

Учитель: Ребята, ваша позиция мне понятна. К сожалению, подлинное осознание духовной силы церкви еще не овладело людьми. Для многих из них посещение церкви, венчание и т. д. - это просто «дань моде». Но это не самое страшное. Возможно когда-нибудь церковь предстанет перед ними в другом качестве. Гораздо хуже те люди, которые не только не осознают духовную чистоту и ясные помыслы церкви но и готовы ради ничтожной корысти поднять руку на церковнослужителя. Буквально несколько дней назад всю страну потрясло известие об убийстве священника Андрея Николаева, который в своей жизни никому не сделал зла, У батюшки осталась семья…Нет ,то что легко разрушить , очень трудно вновь возродить

Но я верю и вас призываю верить в это

9.ВЫВОД. Учитель просит ребят , ответить чем им запомнился этот урок


Урок истории Церковь в тотальном государстве

ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Урок истории Церковь в тотальном государстве


СВЯЩЕННИК АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ


Урок истории Церковь в тотальном государстве

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (ТРАПИЦЫН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ)

© 2010-2022