Технологическая карта урока в 5 классе Древняя греция

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №

Тема: Древняя Греция

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по истории и культуре Древней Греции;

Задачи:

Личностные (для учащихся): формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование границ собственного знания и «незнания»;

Предметные: формирование универсальных учебных действий, позволяющих учащимся осуществлять поиск и структурирование необходимой исторической информации для выполнения учебных заданий, с использованием дополнительной литературы, контурных карт; логических схем.

Метапредметные: формирование универсальных учебных действий, позволяющих осознанно и произвольно высказывать свою точку зрения по предложенной проблеме, структурировать и систематизировать получаемые знания; ориентирование ученика на разнообразие способов решения поставленных учебных задач.

Тип урока: повторительно - обобщающий с использованием элементов технологии развивающего обучения;

Образовательная среда: карта «Древняя Греция до середины V века до н.э.», контурные карты, интерактивная доска, мультимедийная презентация «Древняя Греция», карточки с индивидуальным заданием (дифференцированные по уровню сложности), изображения исторические.

Эпиграф к уроку: «Один хороший аргумент лучше тысячи других».

Организационный этап.

Организационный момент. Определение цели и плана урока на основе имеющихся у учащихся знаний по теме:

Мы длительное время изучали с вами древнегреческую цивилизацию, очень много узнали, пришло время систематизировать наши знания. Предлагаю вам определить тему, цель и план нашего сегодняшнего урока.

Итак. Что мы знаем о Древней Греции?

План урока:

  1. Политическое устройство древнегреческих полисов (на примере сравнительного анализа Афин и Спарты);

  2. Экономика Древней Греции;

  3. Общественная жизнь;

  4. Культурное наследие древних Греков;

Рассмотрение первого вопроса плана:

Ни для кого не секрет, что исторические события гораздо проще понять, если рассматривать их при помощи сфер общественной жизни. Что же такое сфера?

Ответ учащегося: Сфера - общественное окружение, среда, обстановка. Т.Е., это все то, что окружает человека в его повседневной жизни.

Какие сферы общественной жизни нам известны? (Перечисляют по цепочке):

Политическая,

Экономическая;

Общественная (социальная);

Духовная (культура).

Возможно предложить нескольким учащимся индивидуальные разноуровневые задания

Содержание заданий:

КАРТОЧКА №1. (при верном выполнении задания выставляется «5»)

Сравни два крупнейших полиса Древней Греции Афины и Спарту по следующему плану:

  1. Государственное устройство;

  2. Социальное устройство;

  3. Образ жизни;

  4. Образование.

  5. Вывод.

КАРТОЧКА №2. (при верном выполнении задания выставляется «5»)

События какой войны описывает древнегреческий автор Гомер в поэмах «Илиада» и «Одиссея»? О чем повествуют эти произведения? Какие из приведенных событий являются историческим фактом? Какие - художественным вымыслом? Какой вывод можно сделать, изучив данный исторический источник?

КАРТОЧКА №3. (при верном выполнении задания выставляется «4»)

Что рассказывает миф о начале Троянской войны? Какова действительная историческая причина начала этой войны?

КАРТОЧКА №4. (при верном выполнении задания выставляется «4»)

Дай определение терминам:

  1. Религия

  2. Полис

  3. Язычество

  4. Демократия

  5. Илоты

  6. Ареопаг

КАРТОЧКА №5. (при верном выполнении задания выставляется «3»)

Как воспитывали спартанских юношей? Почему Спарту можно назвать военным лагерем?

КАРТОЧКА №6. (при верном выполнении задания выставляется «3»)

Расскажи о том, как выглядел Афинский полис. При ответе используй термины АКРОПОЛЬ, АГОРА.

Пока ребята заняты выполнением индивидуальных заданий мы с вами вспомним, что же такое политика и откуда появился этот термин. Ответ учащихся

А что же такое полис? Назовите крупнейшие полисы Греции.

РАБОТА С КАРТОЙ.

1 учащийся показывает на карте, уточняя географическое положение Афин и Спарты;

Остальные учащиеся работают с контурными картами.

Учитель: Поскольку крупнейшими полисами являлись Афины и Спарта, предлагаю на примере этих двух городов - государств рассмотреть политическое устройство Греции, для этого заполним небольшую сравнительную таблицу (дети чертят в тетрадях, предлагают варианты, обсуждаем, записывают, в конце проверяем, сравнивая с доской).

Таблица 1.

Политическое устройство Афинского и Спартанского полиса3.Управляли

Афины - 1 из 9 архонтов;

Спарта- 2 царя

Учитель: В ходе заполнения таблицы мы использовали много исторических терминов. Давайте немного поиграем и в ходе игры выясним, насколько вы владеете терминологией.

Правила игры таковы: каждый ряд - команда, которой в течение минуты нужно заработать как можно больше балов. Учитывается скорость поднятия руки и культура поведения, за выкрики баллы вычитаются.

Выбирается помощник из числа учеников.

ТЕРМИНЫ:

  1. Агора;

  2. Акрополь;

  3. Архонты;

  4. Ареопаг;

  5. Граждане;

  6. Демос;

  7. Народное собрание;

  8. Колонизация;

  9. Илоты;

  10. Совет старейшин;

  11. Демократия;

  12. Политика.

Учитель: Как вы видите, различий в управлении оказалось гораздо больше, чем сходств, но, тем не менее, греки всегда чувствовали себя единым народом, у которого были общий язык, религия, культура, занятия и, конечно же, экономическая жизнь.

А что такое ЭКОНОМИКА? Ответ учащегося: экономика - по - гречески - искусство ведения домашнего хозяйства, значит ЭКОНОМИКА - это искусство управления хозяйством.

Давайте вспомним, что составляло основу хозяйства греков, основные занятия:

Ответы учащихся обобщаем.

А что способствовало развитию именно этих занятий древних греков?

Ответы учащихся обобщаем.

Одним из основных занятий греков в VIII- VI вв. до н.э. являлась колонизация. Что же это такое?

СООБЩЕНИЕ (Определение, причины и направления, показывает на карте).

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

Работа с к/к . показать основные направления греческой колонизации стрелками.

Учитель: хозяйственная и политическая жизнь накладывали огромный отпечаток на общественную, социальную жизнь греческого общества. Что из себя представляет социальная сфера?

Социальная, т.е. общественная сфера - изучает, какие группы людей проживают в обществе, их имущественное положение, являются ли эти люди свободными членами общества или нет, их основные занятия, образование.

Самостоятельная работа в тетрадях. Заполнить схему.- проверяем и объясняем.



Население Древней Греции



Свободное Зависимое


ремесленники

земледельцы АФИНЫ илоты

знать

воины рабы

СРАВНЕНИЕ АФИН И СПАРТЫ. ОБОБЩАЕМ, ДЕЛАЕМ ВЫВОД

То, как живут люди, отражается в культуре общества, в произведениях искусства, религии, мифологии.

Что такое культура?

КУЛЬТУРА - от лат возделывание, воспитание, образование, развитие. Основные достижения человеческого общества. Все, что люди делают, говорят, думают, то как они относятся к окружающему миру, миропонимание, мирочувствие.

А что мы можем отнести к культуре?

Дети отвечают с пояснениями.

  1. Религия (язычество);

  2. Мифология;

  3. Искусство;

  4. Литература.

Культуру, как и историю, творят люди, выясним, как хорошо вы знаете культуру Греции. ВАША ЗАДАЧА УСТАНОВИТЬ Кто есть кто?


СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

ТЕСТ с самопроверкой

  1. Что называется полисом?

А. город - государство в Древней Греции;

Б. город в Древней Греции;

В. название органа управления городом?

  1. Как назывался совет знати в Афинах?

А. ареопаг;

Б.демос;

В. полис.

  1. Как по - гречески назывался простой народ?

А. илоты;

Б. полис;

В. демос;

  1. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием:

А. стратеги;

Б. архонты;

В.Народное собрание.

  1. Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе?

А. рабы;

Б. граждане;

В. купцы - переселенцы.

  1. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:

А. Акрополь;

Б. агора;

В. академии.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

  • Выставление оценок;

  • Сдали к/к.

  • Д/З §§34, 35, с. 158 вопросы 1,2,3 (п), с. 163 вопросы 1,2,3 (п).

Написать синквейн на тему: «Если жил бы в Спарте я»

© 2010-2022