- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока в 5 классе Древняя греция
Технологическая карта урока в 5 классе Древняя греция
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тхагалегова Н.Г. |
Дата | 17.02.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок №
Тема: Древняя Греция
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по истории и культуре Древней Греции;
Задачи:
Личностные (для учащихся): формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование границ собственного знания и «незнания»;
Предметные: формирование универсальных учебных действий, позволяющих учащимся осуществлять поиск и структурирование необходимой исторической информации для выполнения учебных заданий, с использованием дополнительной литературы, контурных карт; логических схем.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий, позволяющих осознанно и произвольно высказывать свою точку зрения по предложенной проблеме, структурировать и систематизировать получаемые знания; ориентирование ученика на разнообразие способов решения поставленных учебных задач.
Тип урока: повторительно - обобщающий с использованием элементов технологии развивающего обучения;
Образовательная среда: карта «Древняя Греция до середины V века до н.э.», контурные карты, интерактивная доска, мультимедийная презентация «Древняя Греция», карточки с индивидуальным заданием (дифференцированные по уровню сложности), изображения исторические.
Эпиграф к уроку: «Один хороший аргумент лучше тысячи других».
Организационный этап.
Организационный момент. Определение цели и плана урока на основе имеющихся у учащихся знаний по теме:
Мы длительное время изучали с вами древнегреческую цивилизацию, очень много узнали, пришло время систематизировать наши знания. Предлагаю вам определить тему, цель и план нашего сегодняшнего урока.
Итак. Что мы знаем о Древней Греции?
План урока:
-
Политическое устройство древнегреческих полисов (на примере сравнительного анализа Афин и Спарты);
-
Экономика Древней Греции;
-
Общественная жизнь;
-
Культурное наследие древних Греков;
Рассмотрение первого вопроса плана:
Ни для кого не секрет, что исторические события гораздо проще понять, если рассматривать их при помощи сфер общественной жизни. Что же такое сфера?
Ответ учащегося: Сфера - общественное окружение, среда, обстановка. Т.Е., это все то, что окружает человека в его повседневной жизни.
Какие сферы общественной жизни нам известны? (Перечисляют по цепочке):
Политическая,
Экономическая;
Общественная (социальная);
Духовная (культура).
Возможно предложить нескольким учащимся индивидуальные разноуровневые задания
Содержание заданий:
КАРТОЧКА №1. (при верном выполнении задания выставляется «5»)
Сравни два крупнейших полиса Древней Греции Афины и Спарту по следующему плану:
-
Государственное устройство;
-
Социальное устройство;
-
Образ жизни;
-
Образование.
-
Вывод.
КАРТОЧКА №2. (при верном выполнении задания выставляется «5»)
События какой войны описывает древнегреческий автор Гомер в поэмах «Илиада» и «Одиссея»? О чем повествуют эти произведения? Какие из приведенных событий являются историческим фактом? Какие - художественным вымыслом? Какой вывод можно сделать, изучив данный исторический источник?
КАРТОЧКА №3. (при верном выполнении задания выставляется «4»)
Что рассказывает миф о начале Троянской войны? Какова действительная историческая причина начала этой войны?
КАРТОЧКА №4. (при верном выполнении задания выставляется «4»)
Дай определение терминам:
-
Религия
-
Полис
-
Язычество
-
Демократия
-
Илоты
-
Ареопаг
КАРТОЧКА №5. (при верном выполнении задания выставляется «3»)
Как воспитывали спартанских юношей? Почему Спарту можно назвать военным лагерем?
КАРТОЧКА №6. (при верном выполнении задания выставляется «3»)
Расскажи о том, как выглядел Афинский полис. При ответе используй термины АКРОПОЛЬ, АГОРА.
Пока ребята заняты выполнением индивидуальных заданий мы с вами вспомним, что же такое политика и откуда появился этот термин. Ответ учащихся
А что же такое полис? Назовите крупнейшие полисы Греции.
РАБОТА С КАРТОЙ.
1 учащийся показывает на карте, уточняя географическое положение Афин и Спарты;
Остальные учащиеся работают с контурными картами.
Учитель: Поскольку крупнейшими полисами являлись Афины и Спарта, предлагаю на примере этих двух городов - государств рассмотреть политическое устройство Греции, для этого заполним небольшую сравнительную таблицу (дети чертят в тетрадях, предлагают варианты, обсуждаем, записывают, в конце проверяем, сравнивая с доской).
Таблица 1.
Политическое устройство Афинского и Спартанского полиса3.Управляли
Афины - 1 из 9 архонтов;
Спарта- 2 царя
Учитель: В ходе заполнения таблицы мы использовали много исторических терминов. Давайте немного поиграем и в ходе игры выясним, насколько вы владеете терминологией.
Правила игры таковы: каждый ряд - команда, которой в течение минуты нужно заработать как можно больше балов. Учитывается скорость поднятия руки и культура поведения, за выкрики баллы вычитаются.
Выбирается помощник из числа учеников.
ТЕРМИНЫ:
-
Агора;
-
Акрополь;
-
Архонты;
-
Ареопаг;
-
Граждане;
-
Демос;
-
Народное собрание;
-
Колонизация;
-
Илоты;
-
Совет старейшин;
-
Демократия;
-
Политика.
Учитель: Как вы видите, различий в управлении оказалось гораздо больше, чем сходств, но, тем не менее, греки всегда чувствовали себя единым народом, у которого были общий язык, религия, культура, занятия и, конечно же, экономическая жизнь.
А что такое ЭКОНОМИКА? Ответ учащегося: экономика - по - гречески - искусство ведения домашнего хозяйства, значит ЭКОНОМИКА - это искусство управления хозяйством.
Давайте вспомним, что составляло основу хозяйства греков, основные занятия:
Ответы учащихся обобщаем.
А что способствовало развитию именно этих занятий древних греков?
Ответы учащихся обобщаем.
Одним из основных занятий греков в VIII- VI вв. до н.э. являлась колонизация. Что же это такое?
СООБЩЕНИЕ (Определение, причины и направления, показывает на карте).
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Работа с к/к . показать основные направления греческой колонизации стрелками.
Учитель: хозяйственная и политическая жизнь накладывали огромный отпечаток на общественную, социальную жизнь греческого общества. Что из себя представляет социальная сфера?
Социальная, т.е. общественная сфера - изучает, какие группы людей проживают в обществе, их имущественное положение, являются ли эти люди свободными членами общества или нет, их основные занятия, образование.
Самостоятельная работа в тетрадях. Заполнить схему.- проверяем и объясняем.
Население Древней Греции
Свободное Зависимое
ремесленники
земледельцы АФИНЫ илоты
знать
воины рабы
СРАВНЕНИЕ АФИН И СПАРТЫ. ОБОБЩАЕМ, ДЕЛАЕМ ВЫВОД
То, как живут люди, отражается в культуре общества, в произведениях искусства, религии, мифологии.
Что такое культура?
КУЛЬТУРА - от лат возделывание, воспитание, образование, развитие. Основные достижения человеческого общества. Все, что люди делают, говорят, думают, то как они относятся к окружающему миру, миропонимание, мирочувствие.
А что мы можем отнести к культуре?
Дети отвечают с пояснениями.
-
Религия (язычество);
-
Мифология;
-
Искусство;
-
Литература.
Культуру, как и историю, творят люди, выясним, как хорошо вы знаете культуру Греции. ВАША ЗАДАЧА УСТАНОВИТЬ Кто есть кто?
-
-
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
ТЕСТ с самопроверкой
-
Что называется полисом?
А. город - государство в Древней Греции;
Б. город в Древней Греции;
В. название органа управления городом?
-
Как назывался совет знати в Афинах?
А. ареопаг;
Б.демос;
В. полис.
-
Как по - гречески назывался простой народ?
А. илоты;
Б. полис;
В. демос;
-
Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием:
А. стратеги;
Б. архонты;
В.Народное собрание.
-
Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе?
А. рабы;
Б. граждане;
В. купцы - переселенцы.
-
Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
А. Акрополь;
Б. агора;
В. академии.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
-
Выставление оценок;
-
Сдали к/к.
-
Д/З §§34, 35, с. 158 вопросы 1,2,3 (п), с. 163 вопросы 1,2,3 (п).
Написать синквейн на тему: «Если жил бы в Спарте я»
-
-