Конспект урока. Эпоха Ивана III

Данный урок предполагает самостоятельное более глубокоеизучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке. За 1 неделю до занятия предлагается список литературы, перечень вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Для более подробного изучения учащиеся разбиваются на мини-группы, в которых они будут осуществлять подготовку к уроку. В распоряжении учащихся школьные энциклопедический материал, Internet ресурсы. Подготовка к данному уроку, обсуждение вопросов на урокев...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторительно-обобщающий урок с элементами групповой работы

по истории.

Тема: "Эпоха Ивана III"

Калёнова Наталья Александровна
учитель истории, МБОУ г Иркутска СОШ№77


Цель урока: формирование у учащихся целостного представления об эпохе Ивана III.

Задачи:

  • Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы, роль Ивана III, его место в истории России;

  • Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; умение работать самостоятельно с первоисточниками;

  • Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Оборудование:

  • Карта "Образование русского централизованного государства" в презентации

  • Раздаточный материал (документы, сводные таблицы)

  • Презентация «Эпоха Ивана III»

  • Дополнительная литература, используемая учащимися на уроке.


  • План урока:

1.Личность Ивана III.

2. Семья.

3. Объединения Русских земель.

4. Свержение монголо-татарского ига.

5. Дипломатия Ивана Васильевича.

6. Установление новых порядков в государстве.

7. Итоги правления Ивана III глазами современников и потомков.

8. Домашнее задание, подведение итогов урока

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

В связи с тем, что учащиеся самостоятельно работали по группам при подготовке к уроку, на урок они рассаживаются также по группам. При работе возможно использование любого источника для ответа на вопросы урока.

II. Закрепление и обобщение материала.

Учитель: На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итог тому, что нам известно об Иване III Васильевиче и его правлении. Для того чтобы нам было проще обобщить сведения, вы разделились на группы. В течение недели вы добывали сведения, прочитав дополнительную литературу, в нашей библиотеке, дома, а также используя Internet ресурсы

Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.

Учитель: Эпиграфом нашего урока я предлагаю слова Н.Н.Карамзина:

"Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…". Согласны ли вы с высказыванием Карамзина, ответы свои аргументируйте.

Тем не менее, на сегодняшний день мы высоко оцениваем деятельность Ивана III Васильевича, человека ставшего «Государем, царем всея Руси»

Задание учащимся: вы все вместе готовились по вопросам к уроку, давайте еще раз рассмотрим основные периоды жизни, основные дела Ивана III, для того чтобы ответить на поставленные проблемные вопросы.

  • Какие изменения произошли в Московском государстве во время правления Ивана III?

  • Что дало Ивану III право именоваться титулом «Царя»?

Это нам поможет сформировать целостное представление об эпохе Ивана III

( При рассмотрении каждого вопроса в помощь учащимся материал презентации, который является закрепляющим фактором, образное видение, помогает учащимся переосмыслить изучаемый материал)

1.Личность Ивана III. (4,5,6 слайд)

2. Семья.(7,8слайд)

3. Объединения Русских земель.(9-15 слайд)

4. Свержение монголо-татарского ига.(16 - 20 слайд)

5. Дипломатия Ивана Васильевича.(21 слайд)

6. Установление новых порядков в государстве.(22-28 слайд)

7. Итоги правления Ивана III глазами современников и потомков.(29 -32 слайд)

8. Домашнее задание, подведение итогов урока.(33 слайд)

3. Объединения Русских земель.

В XIV - XV вв. сложились окончательные предпосылки образования единого государства на Руси (приложение 3). Но ряд вопросов стояли наиболее остро, от решения которых зависело дальнейшее развитие государства.

Варианты ответов учащихся на 3 вопрос:

- Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.

Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?

Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.

Варианты ответов учащихся: (приложение 4).

  • Ярославское княжество - 1463 год.

  • Ростовское княжество - 1474 год.

  • Новгородская земля - 1478 год.

  • Тверское княжество - 1485 год.

  • Псков - 1510 год.

  • Смоленск - 1514 год.

  • Рязань - 1521 год.

Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.

Варианты ответов учащихся:

  • Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.

  • Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.

Комментарий учителя: Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.
В 1477 году новгородские послы признали Ивана III "государем". Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.
Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству. Во время рассказа учителя учащиеся записывают в тетради даты основных событий:

  • 1478 год - присоединение Новгорода к Москве.

  • 1485 год - присоединение Твери к Москве.

  • Объединение земель вокруг Москвы Þ единая система государственного управления.

  • После присоединения Твери Иван III стал называть себя «Божьей милостью государь Всея и Руси и великого князя… и иных земель».


  • Княжества = уезды, управление = наместники.

  • Наместники = «бояре-кормленщики» (т.к. получали «корм» - часть налога с управляемой территории (определяется предыдущей «выслугой лет»).

  • Местничество - право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков.

  • Автономия отдельных уездов сохранена. Число уездов сократилось.


  • Боярская дума.

  • 5-12 бояр, не более 12 окольничих (еще один высший чин).

  • Кроме московских бояр - бояре с присоединенных территорий.

  • Боярская дума имела совещательные функции.


  • Приказная система.

  • Возникла в конце XV в.

  • Первое упоминание - 1512 г. Уже 10. Þ в конце XV в. - 2-3.

  • Дворец - орган управления землями вел. кн.

  • Казна - орган управления финансами вел. кн., гос. печать, архив.


  • В 1497 г. Иван III ввел единый для всей страны Судебник

  • 68 статей.

  • Усиление центральной государственной власти.

  • Ограничивает право крестьянина переходить от феодала к феодалу: только неделя до и неделя после Юрьева дня (26 ноября) Þ первый шаг к крепостному праву. За уход от феодала - уплата «пожилого»: плата за годы, прожитые на прежнем месте. «Пожилое» = 1 руб. (10 пудов мёда).

Этот закон положил начало крепостному праву на Руси.


  • Русская церковь в XV - начале XVI вв. (приложение 5).

  • Конец XV-XVI вв. - крупнейший собственник.

  • Определяет идейную жизнь страны Þ

  • стремление государства подчинить себе церковь;

  • внутрицерковная борьба по вопросам веры

  • Иосифляне (впоследствии - стяжатели) отстаивали право церкви за власть над землей и крестьянами.

  • Нестяжатели, сореане (Нил Сорский, скитник на р. Соре) - против еретиков, против права церкви на землю и крестьян.

  • 1502 г. - на церковном сборе ИIII поддержал стяжателей.

  • Русская церковь - и государственная, и национальная.

  • Самодержец = царь земной, богомпомазанный.

  • Церковное и монастырское землевладение сохранялось

4. Свержение монголо-татарского ига


Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.

Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?

Варианты ответов учащихся: К свержению монголо-татарского ига.

Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?

Варианты ответов учащихся: В 1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде.

Задание учащимся: Проанализируйте схему "Оси внешней политики Московского государства в конце XV века", найдите союзников и противников Московского государства.

Варианты ответов учащихся: Союзником Московского государства был крымский хан Менгли-Гирей, а Ливонский орден и Золотая Орда с союзником польско-литовским королем Казимиром являлись противниками.

Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи

"В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться."

Вопросы:

  • Когда и где произошла встреча противников?

  • Почему монголо-татары отступили?

  • Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?

  • Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?

1480 год - свержение монголо-татарского ига.

5. Дипломатия Ивана Васильевича.

Государство

Значение соглашения для Русского государства

1488 г.

Священная римская империя

Договор об оказании военной помощи в борьбе с Литвой за западные земли. Соглашение о взаимовыгодной торговле

1490 г.

Хива, Бухара

Укрепление позиций в Средней Азии

1492 г.

Иверия (Грузия)

Укрепление позиций на Кавказе

1492 г.

Турция (первые контакты)

Расширение торговых связей, благоприятные условия для русского купечества

1493 г.

Дания

Расширение торговых связей

6. Установление новых порядков в государстве.


  • Жена Ивана III умерла, и великий князь решил жениться второй раз. Его новой супругой стала Софья Палеолог, племянница последнего императора Византии Константина, погибшего от меча турецких завоевателей.

  • Женитьба великого князя на последней византийской принцессе позволила объявить Москву преемницей Византии, центром православной веры.

Иван III сделал гербом своего государства византийский герб - двуглавый орел, а себе взял титул «Государь всея Руси»

Возвышая Москву, Иван III подчеркивал наследование им власти и от древнерусских князей.

Итальянский архитектор Аристотель Фьораванти возвел новый Успенский собор - главный храм Русского государства. Строительство в московском Кремле Успенского собора совершалось по образцу собора в г. Владимире.

7. Итоги правления Ивана III глазами современников и потомков.

Работа с документами.


  • 1. При Иване III практически завершился процесс собирания русских земель вокруг Москвы.

  • 2. Произошло освобождение Руси от татарского ига.

  • 3. Укрепился международный авторитет Московского государства, расширились дипломатические и торговые связи. На востоке Европы появилось новое, могучее и независимое государство - Россия.

  • 4. Усилилась единоличная власть, московский правитель превращался в самодержца. За четыре десятка лет под руководством Ивана III страна сделала невиданный скачок в своем развитии. Поэтому народ дал Ивану Третьему прозвище Великий.


  1. Подведение итога урока

Задание учащимся: Закончите предложение, выставляя оценку своим знаниям

  • Я узнал… и оцениваю свои знания на …

  • Я понял…

  • Я удивлен…


  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Историческое сочинение на тему:

«Какова роль эпохи Ивана III в истории нашего государства»

Приложение 3 Приложение 4


Правление Ивана III. Основные завоевания.


Предпосылки

Дата

Событие

Экономические

1.Установление стабильности и порядка в стране.

2. Благоприятная обстановка для беспрепятственной торговли ( в частности, для ремесленников и купечества)

3. Укрепление боярами и дворянами владений; сохранение зависимого крестьянства.

1471; 1478

Походы на Новгород (битва у

р. Шелони, у Ильмень озера)

1472

Включение «Великой Перми» в состав государства

1485

Покорение Твери

Политические

1.Наличие единовластия Московского князя;

2.Тенденция к ликвидации самостоятельных княжеств и уделов;

3. Усиление дворянства за счет ограничения власти старой боярской аристократии (интересы служилого сословия)

1489

Покорение Вятки

1489

Захват земель на Обь реке

Борьба с Ордой

Внешнеполитические

1.Необходимость окончательного освобождения от татаро-монгольского ига;

2. Наличие постоянной угрозы с Запада и Востока.

1480

«Стояние « на реке Угре

1487

Покорение Казани

Борьба с Литвой

Религиозные

1.Сохранение православной церковью единства народа, связей между разными частями страны;

2.Укрепление экономических и моральных позиций церкви (расширение монастырской колонизации).

80-90 гг.

Возвращение северных городов


Возвращение смоленских земель


Приложение 5

Церковное землевладение. Борьба с ересью.

Вопрос об устройстве служилого землевладения был в то время связан с вопросом о монастырском землевладении. В 15 веке монастыри на Московской Руси так размножились и завладели таким количеством земель и крестьян, что стали вызывать беспокойство правительства и землевладельцев. У правительства не стало хватать удобных земель для помещиков, и Великие князья были бы не прочь секуляризировать монастырские вотчины. С другой стороны, земельные богатства монастырей стали смущать самих монахов, которые находили, что « стяжание » противоречит вообще монашеским обетам. Так, с разных точек зрения было начато обсуждение вопроса о монастырских землях, и возникло целое движение, оставившее яркий след в литературе того времени. Одни монахи малодушно пользовались земельными богатствами, превратив монашеский подвиг в безбедное житие. Другие стремились воспользоваться ими для добрых общественных целей. Третьи были убеждены в том, что монахи вовсе не должны владеть землями и богатствами, а кормиться им следует своим рукоделием.

Во главе спорящих стояли два выдающихся представителя монашества: Иосиф Волоколамский и Нил Сорский. Иосиф Волоколамский был строгий монах и отличный хозяин, обогативший свой монастырь. Он думал, что монастыри будут богатеть и использовать богатства для высоких целей. Нил Сорский, монах отшельник, не признавал никаких связей с внешним миром и никакого богатства у монашествующей братии. Вопрос был перенесен на житейскую почву и рассмотрен на церковном Соборе 1503 года.

Большинство Собора стало на сторону Иосифа и в этом духе составило соборное определение в пользу монастырского землевладения. Светская власть не решилась идти против Соборного авторитета, и монастырские вотчины продолжали расти. Борьба двух направлений вспыхнула в споре духовенства вспыхивала постоянно по разнообразным делам и проникала во все стороны тогдашней церковно-общественной жизни. В конце концов она привела к полному торжеству «иосифлянской» стороны.

На церковном Соборе 1504 года еретики были осуждены на казнь. Многие были сожжены, и ересь заглохла (здесь, как и в спорах о монастырской земле возобладал взгляд Иосифа).

7

© 2010-2022