- Преподавателю
- История
- Конспект урока по теме Первые цари и грамотеи
Конспект урока по теме Первые цари и грамотеи
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нусратуллина И.З. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель: | Нусратуллина Ильфира Закиевна, учитель истории и обществознания |
Образовательное учреждение: | МОБУ СОШ д.Юкаликулево |
Предмет , класс. учебник: | Всеобщая история, 5 класс, Данилов ДД. и др. Всеобщая история, история Древнего мира.- М. 2009 |
Краткая аннотация урока: | Урок изучения нового материала, по характеру деятельности - проблемный. Урок введение способствующий формированию у 5 класса системы знаний перемены, произошедшие в хозяйстве (орошаемое земледелие, появление городов), в общественном делении (расслоение общества), в культуре (появление письменности), указывают на то, что люди поднялись со ступени первобытного общества на ступень цивилизации. Усиление власти вождя, появление правителя-царя, формирование признаков государственности - все это свидетельствует о начале новой эпохи: цивилизации. |
Тема: | Урок 9. Первые цари и грамотеи |
Тип урока:
| По соотношению структурных звеньев - Урок изучения нового материала, с использованием ИКТ По характеру деятельности - Проблемный, |
Цели урока: | Триединая цель урока: Познавательная - Научить выявлять главное в процессе перехода человечества от первобытного общества на ступень цивилизации, используя исторические понятия: города, письменность, государство.
Развивающая - способствовать формированию умений: - формированию исторического мышления - анализируя черты первобытного общества и цивилизации, научить определять, черты какого общества более свойственны современному человечеству.
Воспитательная - способствовать:
- анализируя перемены, произошедшие около 5 тыс. лет назад во всех сферах человеческого общества, выявить гуманистические и нравственные ценности цивилизации. - толерантно определять свое отношение к иным позициям на примере задания: «Опишите спор между правителем одного из первых государств и вождем племени свободных охотников о том, чье управление лучше». |
Задачи урока: | Создание условий для достижения целей через:
|
Формы организации работы детей | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Формы организации работы учителя | Педагог выполняет функции информатора, координатора, |
Структура урока:
| 1.Организационный момент 2.Создание проблемной ситуации: озвучивание темы урока, постановка целей, создание и формулирование проблемы, ознакомление с планом. 3. Актуализация знаний. Планирование деятельности. Поиск решения проблемы 4.Выражение решения. Закрепление изученного. Рефлексия. 5. Домашнее задание. |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
План урока :
| Проблема урока: Почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира? 1) Изменения в хозяйстве, общественном делении, и культуре около 5 тыс. лет назад. 2) Новая власть. |
Основные понятия: | Всемирная история, Всеобщая (зарубежная) история, Отечественная история, общество, хозяйство, власть, культура, эпохи, Первобытное общество, цивилизация, археология. |
Средства урока | - введение учебника Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история/ 5 класс.-М., - карта мира, |
| : переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. лет назад): расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ( 1 час)
Этапы урока
Цели этапа
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1.Организационный
Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.
Приветствие, представление, организация внимания учащихся
- Добрый день, ребята! Н а прошлом уроке мы начали свое путешествие в страну знаний - страну История, а сегодня продолжим это путешествие.
Установка учащихся на слушание и восприятие
2. Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации
Проверка знаний предыдущего урока
Обеспечить мотивацию деятельности,
принятие учащимися целей и задач
Мотивирует деятельность учащихся на уроке через актуализацию знаний учащихся:
-Перечислите, какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10-8 тыс. лет назад, 7-5 тыс. лет назад.
-Для этого используйте хронологическую таблицу на с. 16 и материал § 4-5.
Заполните в тетради таблицу:
Дата
Изобретения
Изменения
-Давайте проверим, как вы справились с заданием.
-Обратите внимание на дату (около 5 тыс. л. н.).
-Узнайте по хронологической таблице (с. 16), что она обозначает.
Фиксирует на доске:
Около 5 тыс. л. н. - переход от первобытного общества к ступени цивилизации.
Дата выделена, по другим цветом на ленте времени можно попросить учеников найти этот период на «векторе времени» в учебниках перед § 6.
Создание проблемной ситуации
-Давайте с вами узнаем, как, по мнению Антошки, должны были первобытные люди воспринимать это важное событие.
Фиксирует на доске: праздновать это событие.
-Прочитайте, что сказал Источниковед.
Фиксирует на доске: Люди даже не знали о смене исторических эпох.
-В чем здесь противоречие?
-Какой у вас возникает вопрос?
Фиксирует на доске:
Почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира?
-Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
Фиксирует на доске:
1)новые изобретения;
2)перемены в жизни людей.
Определяет цель урока для решения проблемы
Усвоение содержания на уровне восприятия и осмысленияДети 3~4 минуты работают индивидуально, самостоятельно с учебником.
-10-8 тыс. л. н.: изобретения: мотыга, серп:
изменения: появляются новые вилы хозяйственной деятельности (ткачество, глиноделие, земледелие, скотоводство).
7-5 тыс. л. н.: изобретения: гончарный круг, ткацкий станок, колесо, плуг;
изменения: металлообработка, отделения ремесла от земледелия.
Класс 2 минуты работает с хронологической таблицей на с. 16.
-В это время появляются первые города, государства, произошел переход от первобытного общества к цивилизации.
Читают вслух текст на с. 47. (слова Антошки).
-Антошка считает, что первобытные люди должны были праздновать это событие.
Читают вслух текст до конца.
-Источниковед считает, что первобытные люди даже не знали о смене исторических эпох.
Формулируют вопрос.
Предлагают версии, принимается любая.
4. Планирование деятельности
Поиск решения проблемы
Создание условий для включённости всех учащихся в деятельность по достижению познавательной , развивающей и воспитательной цели урока
Освоение системы знаний, составляющих основы истории, формулирование понятий история. Исторические знания
Овладение умениями
работать с источниками информации
Создаёт новую образовательную среду
-Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме?
-Объясните значение слова «общество».
Изображает на доске схему общества, состоящую из четырех сфер: Хозяйство Общественное деление Власть Духовная культура.
-Используя схему в учебнике на с. 46, вместо картинок ключевыми словами впишите в каждую сферу признаки первобытного общества.
-Давайте проверим, как вы справились с заданием.
Фиксирует на доске: Хозяйство: селения, земледелие, скотоводство, ремесло Общественное деление - равенство.
Власть - совет старейшин.
Культура - устные сказания.
-Итак, мы с вами знаем, что Первобытной эпохе свойственны свои признаки.
-Выяснили, что около 5 тыс. лет назад эта эпоха закончилась.
-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
Фиксирует на доске:
Знаем:
Признаки первобытного общества.
Надо узнать:
изменения в каждой сфере общества.
Поиск решения проблемы
-Вспомните, чем соседская община отличалась от родовой общины.
-Фиксирует на доске в виде опорных слов признаки родовой и соседской общины.
1) Изменения в хозяйстве, общественном делении, и культуре около 5 тыс. лет назад.
-Прочитайте текст (п. 1 первые два абзаца). Сформулируйте ключевыми словами изменения, произошедшие в жизни соседской общины.
-Проверим, что у вас получилось.
Фиксирует на доске:
В сфере «Хозяйство»: частная собственность, большие поселения, орошаемое земледелие.
-Предположите, изменения в хозяйстве могли как-то повлиять на отношения людей в обществе?
-Прочитайте текст на с. 44 и проверьте свои предположения.
-Проверим, подтвердились ли ваши предположения.
Фиксирует на доске: В сфере «Деление»: деление на социальные группы, неравенство.
-Прочитайте третий абзац, объясните, чем отличалось их положение в обществе.
-Дочитайте п. 1 до конца, сформулируйте ключевыми словами изменения, произошедшие в культуре.
Фиксирует на доске:
В сфере «Культура»:
города,
храмы,
жрецы,
письменность.
-Посмотрите еще раз на те изменения, которые произошли в жизни людей (указывает на схему «Общество»).
-Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
-На ваш взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. л.н. принесли людям добро или зло?
2) Новая власть.
-Какая еще сфера общества оказалась незаполненной? (Указывает на схему «Общество».)
-Вспомните, что такое племя и кто им управлял.
Фиксирует на доске: Племя-союз родовых общин, управляемых избираемым вождем.
-Прочитайте п. 2 (1-й абзац) сформулируйте ключевыми словами причины перемен в управлении обществом.
-Прочитайте п. 2 (2-й абзац). Узнайте, как изменилась власть вождя.
Фиксирует на доске: В сфере «Власть»: Вождь стал царем.
-Вспомните признаки государства.
-Используя текст на с. 46-47 докажите, что около 5 тыс. лет назад сложились первые государства.
Учитель вместе с учениками повторяет алгоритм выполнения продуктивного задания (см урок 2):
-Посмотрите на схему «Общество». Можем ли мы теперь сказать, что здесь изображено Первобытное общество?
-Замените название «Первобытное общество» другим словом, используя схему на с. 46.
Фиксирует на доске: На схеме «Общество» появляется название «Цивилизация».
Учащиеся включаются в образовательную деятельность
Вспоминают ранее изученный материал Используя ее и словарь, объясняют значение понятий, определяют, выделяя ключевые признаки понятия «общество».
Дети 2 минуты выполняют задание индивидуально, самостоятельно. Предполагаемый ответ ученика:
-Для первобытного общества - в сфере хозяйства свойственны следующие признаки: жили в поселках, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом.
«Общественное деление» - все люди были равны».
«Власть» - во главе племени стоял вождь, все важные вопросы решались на народном собрании или совете старейшин.
«Культура» - знания люди передавали в устных сказаниях.
-Какие изменения произошли в каждой сфере общества, что привело к смене эпох.
открытие нового знания
Класс две минуты работает со словарем, сравнивая признаки данных понятий. Предполагаемый ответ ученика:
-Родовая община - это союз родственных семей.
-Соседская община - союз неродственных семей.
-В соседской общине в отличие от родовой каждая семья вела свое хозяйство.
-Как в родовой, так и в соседской общине земля принадлежала всем общинникам.
_ Родовая община управлялась родовыми старейшинами, а соседская -сходом домохозяев.
Класс 3~4 минуты читает текст. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно.
Критерием правильности ответа можно считать следующий:
-Я считаю, что в сфере хозяйства произошли изменения, потому что, во-первых, люди освоили новый способ обработки земли - орошаемое и земледелие.
-Во-вторых, помимо общей собственности на землю, появилась частная собственность, которую можно было продавать, дарить, наследовать.
-В-третьих, люди стали жить в больших поселениях.
-Возможно кто-то стал богаче, а кто-то беднее.
. Класс 2 минуты читает текст на с. 44. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно.
-Все общинники делились на различные группы: знать, рабы, простые земледельцы, ремесленники, воины дружинники, вождь.
Выполняют задание по тексту, объясняя различия.
Дети одну минуту индивидуально и самостоятельно читают текст на с. 45. и отмечают ключевые слова:
-поселения превратились в города;
-храмы - дома для богов-покровителей;
-жрецы, которые умели разговаривать с богами и обладали научными знаниями;
-письменность.
Предлагают варианты ответов по учебной проблеме:
-Около 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира, потому что в каждой сфере общества произошли серьезные перемены, изменившие жизнь людей.
Ответы детей могут быть неоднозначными, так как перемены, произошедшие в обществе, с одной стороны, дали много нового людям, а с другой стороны, эти перемены привели к расслоению людей на группы, поставив одних в зависимость от других.
-Власть.
Класс работает со словарем индивидуально, самостоятельно.
-Споры между представителями различных родов, которые подчинялись своему вождю.
Работают с текстом, выделяют главные слова.
-Власть сосредоточилась в руках вождя союза племен, который стал правителем - царем. Его власть стала передаваться по наследству.
Работают со словарем, перечисляют общие признаки понятия «государство»
Дети 3 минуты читают текст индивидуально, самостоятельно.
Критерием правильности ответа можно считать следующий:
-Я считаю, что около 5 тыс. лет назад сложились первые государства, потому что, во-первых, у города появился правитель - царь, который вместе с советниками и чиновниками управлял подвластными ему территориями. Все это можно назвать аппаратом управления.
Во-вторых, советники придумывали правила, защищавшие их власть и собственность жителей. Так появилась система законов.
В-третьих, воины, служившие царю, составляли армию, защищавшую границы и независимость государства.
В-четвертых, все жители должны были платить налоги: продуктами, вещами, деньгами.
Название «Первобытное общество», заменяют на слово «цивилизация».
4. Выражение решения проблемы. Закрепление знаний
Предлагает учащимся сделать вывод по решению проблемы.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
-Сумели мы доказать выдвинутые вами в начале урока версии?
- -В своей тетради заполните таблицу по сравнению двух ступеней развития человечества. После этого определите, черты какого общества более свойственны современному человечеству.
Делают вывод.
Примерный вывод по проблеме:
-Около 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира, так как произошли серьезные перемены, позволившие людям взойти на ступень цивилизации.
-Да, обе версии подтвердились, так как новые изобретения - каналы, дамбы-плотины, позволили людям заниматься орошаемым земледелием. Это в свою очередь привело к серьезным изменениям во всех сферах общества.
6. Д/з - Рефлексия
Вторичное закрепление изученного содержания.
-Повторите по таблице на с. 16 обязательные факты и понятия по первой главе.
Записывают д.з