Конспект урока по теме Первые цари и грамотеи

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель:

Нусратуллина Ильфира Закиевна, учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение:

МОБУ СОШ д.Юкаликулево

Предмет , класс. учебник:

Всеобщая история, 5 класс,

Данилов ДД. и др. Всеобщая история, история Древнего мира.- М. 2009

Краткая аннотация урока:

Урок изучения нового материала, по характеру деятельности - проблемный. Урок введение способствующий формированию у 5 класса системы знаний перемены, произошедшие в хозяйстве (орошаемое земледелие, появление городов), в общественном делении (расслоение общества), в культуре (появление письменности), указываКонспект урока по теме Первые цари и грамотеиют на то, что люди поднялись со ступени первобытного общества на ступень цивилизации.

Усиление власти вождя, появление правителя-царя, формирование признаков государственности - все это свидетельствует о начале новой эпохи: цивилизации.

Тема:

Урок 9. Первые цари и грамотеи

Тип урока:


По соотношению структурных звеньев - Урок изучения нового материала, с использованием ИКТ

По характеру деятельности - Проблемный,

Цели урока:

Триединая цель урока:

Познавательная -

Научить выявлять главное в процессе перехода человечества от пер­вобытного общества на ступень цивилизации, используя исторические понятия: города, письменность, государство.

  • усвоение учащимися понятий: государство, цивилизация

  • формирование системы знаний об истории как науки, из чего складываются исторические знания, заинтересовать учебным материалом;

Развивающая - способствовать формированию умений:

- формированию исторического мышления - анализируя черты первобытного общества и цивилизации, научить определять, черты какого общества более свойственны современному человечеству.

  • мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов,

  • информационно- методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний, навыков публичных выступлений

  • организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность, работы с исторической картой, со справочным аппаратом книги.

Воспитательная - способствовать:

  • формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся.

- анализируя перемены, произошедшие около 5 тыс. лет назад во всех сферах человеческого общества, выявить гуманистические и нравствен­ные ценности цивилизации.

- толерантно определять свое отношение к иным позициям на примере задания: «Опишите спор между правителем одного из первых госу­дарств и вождем племени свободных охотников о том, чье управление лучше».

Задачи урока:

Создание условий для достижения целей через:

  • использование разнообразных методов мотивации деятельности создание проблемной ситуации,

  • организацию самостоятельной познавательной деятельности

  • разнообразие используемых приёмов,

Формы организации работы детей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы организации работы учителя

Педагог выполняет функции информатора, координатора,

Структура урока:


1.Организационный момент

2.Создание проблемной ситуации: озвучивание темы урока, постановка целей, создание и формулирование проблемы, ознакомление с планом.

3. Актуализация знаний. Планирование деятельности. Поиск решения проблемы

4.Выражение решения. Закрепление изученного. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Межпредметные связи

Окружающий мир

План урока :


Проблема урока: Почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира?

1) Изменения в хозяйстве, общественном делении, и культуре около 5 тыс. лет назад.

2) Новая власть.

Основные понятия:

Всемирная история, Всеобщая (зарубежная) история, Отечественная история, общество, хозяйство, власть, культура, эпохи, Первобытное общество, цивилизация, археология.

Средства урока

- введение учебника Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история/ 5 класс.-М.,

- карта мира,


: переход от первобытного об­щества на ступень цивилизации (около 5 тыс. лет назад): расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ( 1 час)

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организационный

Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

Приветствие, представление, организация внимания учащихся

- Добрый день, ребята! Н а прошлом уроке мы начали свое путешествие в страну знаний - страну История, а сегодня продолжим это путешествие.

Установка учащихся на слушание и восприятие

2. Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации

Проверка знаний предыдущего урока

Обеспечить мотивацию деятельности,

принятие учащимися целей и задач

Мотивирует деятельность учащихся на уроке через актуализацию знаний учащихся:

-Перечислите, какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10-8 тыс. лет назад, 7-5 тыс. лет назад.

-Для этого используйте хронологическую таблицу на с. 16 и материал § 4-5.

Заполните в тетради таблицу:

Дата

Изобретения

Изменения


-Давайте проверим, как вы справились с заданием.


-Обратите внимание на дату (около 5 тыс. л. н.).

-Узнайте по хронологической таблице (с. 16), что она обозначает.

Фиксирует на доске:

Около 5 тыс. л. н. - переход от первобытного общества к ступени цивилизации.

Дата выделена, по другим цветом на ленте времени можно попросить учеников найти этот период на «векторе времени» в учебниках перед § 6.

Создание проблемной ситуации

-Давайте с вами узнаем, как, по мнению Антошки, должны были первобытные люди воспринимать это важное событие.

Фиксирует на доске: праздновать это событие.

-Прочитайте, что сказал Источниковед.

Фиксирует на доске: Люди даже не знали о смене исторических эпох.

-В чем здесь противоречие?

-Какой у вас возникает вопрос?

Фиксирует на доске:

Почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира?

-Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Фиксирует на доске:

1)новые изобретения;

2)перемены в жизни людей.

Определяет цель урока для решения проблемы

Усвоение содержания на уровне восприятия и осмысленияДети 3~4 минуты работают индивидуально, самостоятельно с учебником.


-10-8 тыс. л. н.: изобретения: мотыга, серп:

изменения: появляются новые вилы хозяйственной деятельности (ткачество, глиноделие, земледелие, скотоводство).

7-5 тыс. л. н.: изобретения: гончарный круг, ткацкий станок, колесо, плуг;

изменения: металлообработка, отделения ремесла от земледелия.

Класс 2 минуты работает с хронологической таблицей на с. 16.

-В это время появляются первые города, государства, произошел переход от первобытного общества к цивилизации.


Читают вслух текст на с. 47. (слова Антошки).

-Антошка считает, что первобытные люди должны были праздновать это событие.

Читают вслух текст до конца.

-Источниковед считает, что первобытные люди даже не знали о смене исторических эпох.

Формулируют вопрос.

Предлагают версии, принимается любая.

4. Планирование деятельности

Поиск решения проблемы

Создание условий для включённости всех учащихся в деятельность по достижению познавательной , развивающей и воспитательной цели урока

Освоение системы знаний, составляющих основы истории, формулирование понятий история. Исторические знания

Овладение умениями

работать с источниками информации

Создаёт новую образовательную среду

-Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме?

-Объясните значение слова «общество».

Изображает на доске схему общества, состоящую из четырех сфер: Хозяйство Общественное деление Власть Духовная культура.

-Используя схему в учебнике на с. 46, вместо картинок ключевыми словами впишите в каждую сферу признаки первобытного общества.

-Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Фиксирует на доске: Хозяйство: селения, земледелие, скотоводство, ремесло Общественное деление - равенство.

Власть - совет старейшин.

Культура - устные сказания.

-Итак, мы с вами знаем, что Первобытной эпохе свойственны свои признаки.

-Выяснили, что около 5 тыс. лет назад эта эпоха закончилась.

-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Фиксирует на доске:

Знаем:

Признаки первобытного общества.

Надо узнать:

изменения в каждой сфере общества.

Поиск решения проблемы

-Вспомните, чем соседская община отличалась от родовой общины.

-Фиксирует на доске в виде опорных слов признаки родовой и соседской общины.


1) Изменения в хозяйстве, общественном делении, и культуре около 5 тыс. лет назад.

-Прочитайте текст (п. 1 первые два абзаца). Сформулируйте ключевыми словами изменения, произошедшие в жизни соседской общины.

-Проверим, что у вас получилось.

Фиксирует на доске:

В сфере «Хозяйство»: частная собственность, большие поселения, орошаемое земледелие.

-Предположите, изменения в хозяйстве могли как-то повлиять на отношения людей в обществе?

-Прочитайте текст на с. 44 и проверьте свои предположения.

-Проверим, подтвердились ли ваши предположения.

Фиксирует на доске: В сфере «Деление»: деление на социальные группы, неравенство.

-Прочитайте третий абзац, объясните, чем отличалось их положение в обществе.

-Дочитайте п. 1 до конца, сформулируйте ключевыми словами изменения, произошедшие в культуре.

Фиксирует на доске:

В сфере «Культура»:

города,

храмы,

жрецы,

письменность.

-Посмотрите еще раз на те изменения, которые произошли в жизни людей (указывает на схему «Общество»).

-Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-На ваш взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. л.н. принесли людям добро или зло?

2) Новая власть.

-Какая еще сфера общества оказалась незаполненной? (Указывает на схему «Общество».)

-Вспомните, что такое племя и кто им управлял.

Фиксирует на доске: Племя-союз родовых общин, управляемых избираемым вождем.

-Прочитайте п. 2 (1-й абзац) сформулируйте ключевыми словами причины перемен в управлении обществом.

-Прочитайте п. 2 (2-й абзац). Узнайте, как изменилась власть вождя.

Фиксирует на доске: В сфере «Власть»: Вождь стал царем.

-Вспомните признаки государства.

Конспект урока по теме Первые цари и грамотеи-Используя текст на с. 46-47 докажите, что около 5 тыс. лет назад сложились первые государства.

Учитель вместе с учениками повторяет алгоритм выполнения продуктивного задания (см урок 2):



-Посмотрите на схему «Общество». Можем ли мы теперь сказать, что здесь изображено Первобытное общество?

-Замените название «Первобытное общество» другим словом, используя схему на с. 46.

Фиксирует на доске: На схеме «Общество» появляется название «Цивилизация».

Учащиеся включаются в образовательную деятельность

Вспоминают ранее изученный материал Используя ее и словарь, объясняют значение понятий, определяют, выделяя ключевые признаки понятия «общество».

Дети 2 минуты выполняют задание индивидуально, самостоятельно. Предполагаемый ответ ученика:

-Для первобытного общества - в сфере хозяйства свойственны следующие признаки: жили в поселках, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом.

«Общественное деление» - все люди были равны».

«Власть» - во главе племени стоял вождь, все важные вопросы решались на народном собрании или совете старейшин.

«Культура» - знания люди передавали в устных сказаниях.


-Какие изменения произошли в каждой сфере общества, что привело к смене эпох.


открытие нового знания

Класс две минуты работает со словарем, сравнивая признаки данных понятий. Предполагаемый ответ ученика:

-Родовая община - это союз родственных семей.

-Соседская община - союз неродственных семей.

-В соседской общине в отличие от родовой каждая семья вела свое хозяйство.

-Как в родовой, так и в соседской общине земля принадлежала всем общинникам.

_ Родовая община управлялась родовыми старейшинами, а соседская -сходом домохозяев.

Класс 3~4 минуты читает текст. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

Критерием правильности ответа можно считать следующий:

-Я считаю, что в сфере хозяйства произошли изменения, потому что, во-первых, люди освоили новый способ обработки земли - орошаемое и земледелие.

-Во-вторых, помимо общей собственности на землю, появилась частная собственность, которую можно было продавать, дарить, наследовать.

-В-третьих, люди стали жить в больших поселениях.

-Возможно кто-то стал богаче, а кто-то беднее.

. Класс 2 минуты читает текст на с. 44. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

-Все общинники делились на различные группы: знать, рабы, простые земледельцы, ремесленники, воины дружинники, вождь.

Выполняют задание по тексту, объясняя различия.

Дети одну минуту индивидуально и самостоятельно читают текст на с. 45. и отмечают ключевые слова:

-поселения превратились в города;

-храмы - дома для богов-покровителей;

-жрецы, которые умели разговаривать с богами и обладали научными знаниями;

-письменность.

Предлагают варианты ответов по учебной проблеме:

-Около 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира, потому что в каждой сфере общества произошли серьезные перемены, изменившие жизнь людей.

Ответы детей могут быть неоднозначными, так как перемены, произошедшие в обществе, с одной стороны, дали много нового людям, а с другой стороны, эти перемены привели к расслоению людей на группы, поставив одних в зависимость от других.

-Власть.

Класс работает со словарем индивидуально, самостоятельно.

-Споры между представителями различных родов, которые подчинялись своему вождю.

Работают с текстом, выделяют главные слова.

-Власть сосредоточилась в руках вождя союза племен, который стал правителем - царем. Его власть стала передаваться по наследству.

Работают со словарем, перечисляют общие признаки понятия «государство»

Дети 3 минуты читают текст индивидуально, самостоятельно.

Критерием правильности ответа можно считать следующий:

-Я считаю, что около 5 тыс. лет назад сложились первые государства, потому что, во-первых, у города появился правитель - царь, который вместе с советниками и чиновниками управлял подвластными ему территориями. Все это можно назвать аппаратом управления.

Во-вторых, советники придумывали правила, защищавшие их власть и собственность жителей. Так появилась система законов.

В-третьих, воины, служившие царю, составляли армию, защищавшую границы и независимость государства.

В-четвертых, все жители должны были платить налоги: продуктами, вещами, деньгами.

Название «Первобытное общество», заменяют на слово «цивилизация».

4. Выражение решения проблемы. Закрепление знаний

Предлагает учащимся сделать вывод по решению проблемы.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Сумели мы доказать выдвинутые вами в начале урока версии?


- -В своей тетради заполните таблицу по сравнению двух ступеней развития человечества. После этого определите, черты какого общества более свойственны современному человечеству.

Делают вывод.

Примерный вывод по проблеме:

-Около 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира, так как произошли серьезные перемены, позволившие людям взойти на ступень цивилизации.

-Да, обе версии подтвердились, так как новые изобретения - каналы, дамбы-плотины, позволили людям заниматься орошаемым земледелием. Это в свою очередь привело к серьезным изменениям во всех сферах общества.

6. Д/з - Рефлексия

Вторичное закрепление изученного содержания.

-Повторите по таблице на с. 16 обязательные факты и понятия по первой главе.

Записывают д.з



© 2010-2022