- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 7 класс
Рабочая программа по истории 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимофеева С.Г. |
Дата | 12.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена для 7 класса МБОУ «Петровскозаводская СОШ» и рассчитана на 2016-2017 учебный год, разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ», примерной программы по истории основного общего образования, методических рекомендаций МОиН РТ, базисного учебного плана школы.
Основные содержательные линии примерной программы в 7 классе реализуются в рамках трёх курсов - «Истории России» (учебник Е.В. Пчелов «История России XVII- XVIII века 7 класс,-М.: Русское слово, 2010), «Всеобщей истории» (учебник . О.В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени» 7 класс,- М., Русское слово, 2007), «История Татарстана» (учебник И.А. Гилязов, В.И. Пискарёв «История Татарстана вторая половина XVI - XVIII века» 7 класс.- Казань, 2013).
В программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает её значение.
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: « История России» - 36 часа; «Новейшая история» - 24 часа, «История Татарстана» - 10 часов. Изучение предметов проходит синхронно-параллельно.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия
- охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.
Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определённый набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
На изучение истории в 7 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов - из расчета 2 часа в неделю. В случае совпадения уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы:
-
За счёт часов, выделенных на повторение материала
-
За счёт объединения уроков по одной теме
-
За счёт самостоятельного изучения материала учащимися
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно- исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, терминологические диктанты, устные и письменные ответы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации. Контроль осуществляется с помощью устных опросов, проверки знаний терминов и понятий, написания и защиты рефератов, подготовки сообщений, административных контрольных работ, тестирования. проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
Рабочая программа рассчитана на внесение корректировок и дополнительного материала.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В процессе изучения курса истории учащиеся должны овладеть умениями:
● определять и объяснять понятия;
● выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
● рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
● раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
● анализировать исторические явления, процессы, факты;
● обобщать и систематизировать полученную информацию;
● давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
● осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
● определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
● обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
● участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
● определять цели своей деятельности и представлять её результаты;
● выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
● осуществлять самоконтроль и самооценку.
Содержание тем учебного предмета
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (24 ч.)
ЧАСТЬ 1. Раннее Новое время. Конец XV - первая половина XVII века (15 ч.)
Введение. Раннее новое время. Великие географические открытия. Европейцы в новом свете. Итоги Великих географических открытий. Человек и окружающий мир. Технический прогресс, предпринимательство, капитализм. Развитие техники. Европейское Возрождение. Гуманизм и возрождение в Италии. Искусство Высокого возрождения. Реформация в Германии. Реформация и крестьянская война. Борьба за души и умы. Подъём и закат империи, в которой «никогда не заходило солнце». Под знаком двойной розы. Англия при Тюдорах. Британия - владычица морей. Франция на пути к абсолютизму. На пути к современной Европе. Международные отношениея в XVI-XVII веках. Начало революции в естествознании. Литература и искусство на рубеже веков.
ЧАСТЬ 2. Новое время. Кризис "старого порядка" (9 ч.)
Французская монархия в зените. Английская революция1640-1660гг. Идеи и люди. Общество эпохи Просвещения. Просвещённый абсолютизм. Борьба за передел Европы и мира. Промышленный переворот в Англии. Война за независимость и образование США. "Декларация независимости". Великая французская революция. "Мир есть война". Франция при диктатуре якобинцев. Восток и запад: две стороны единого мира.
ИСТОРИЯ РОССИИ (36 ч.)
Раздел 1. Смутное время (6 ч.)
В преддверии Смуты. Лжедмитрий I. Царь Василий Шуйский. Лжедмитрий I. Царь Василий Шуйский. Междуцарствие. Второе ополчение и освобождение Москвы.
Раздел 3. Россия при первых Романовых (8 ч.)
Правление царя Михаила Федоровича. Царь Алексей Михайлович. Россия в XVII веке. Присоединение Украины к России. Раскол в Русской Православной Церкви. Народные волнения в 1660-1670-е годы. Сибирь в XVII веке. Культура XVII в.
Раздел 4. Эпоха реформ Петра I (4 ч.)
Наследники Алексея Михайловича. Начало правления Петра I. Северная война. Государственные преобразования Петра I. Экономика при Петре I. Народные движения при Петре I. Преобразования в области культуры. Династия Романовых в первой четверти XVIII века.
Раздел 5. Россия после Петра Великого
Наследники Петра I. Правление императрицы Анны Иоанновны. Императрица Елизавета Петровна. Русская культура в середине XVIII века.
Раздел 6. Золотой век Екатерины Великой и правление Павла I (8 ч.)
Император Петр III. Екатерина II. Внешняя политика при Екатерине II. Движение Е.И.Пугачева. Внутренняя политика Екатерины II. Правление Павла 1.
ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА (10 ч.)
Край входит в состав Русского государства (4 ч.)
В пламени освободительной борьбы. Управление Казанским краем во второй половине XVI века. Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения начала XVII века. Край в XVII столетии.
Край в составе Российской империи (6 ч.)
Во времена петровских преобразований. Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху. Религиозная политика в крае: от принуждения к веротерпимости. Вместе с «мужицким» царём: за волю и землю. Культура края в XVIII столетии.
Человек и окружающий мир
Тест "Эпоха Великих географических открытий"
4
Технический прогресс, предпринимательство, капитализм. Развитие техники
5
Европейское Возрождение. Гуманизм и возрождение в Италии
6
Начало правления Ивана Грозного
7
Опричнина. Последние годы царя
8
В преддверии Смуты
9
Лжедмитрий I.
Царь Василий Шуйский
10
Лжедмитрий II
11
В пламени освободительной войны
12
Управление Казанским краем во второй половине 16 века. Народные волнения в начале 17 века.
13
Край в XVII столетии
Терминологический диктант «Освободительная борьба в Казани»
14
Междуцарствие
Терминологический диктант "Смутное время"
15
Второе ополчение и освобождение Москвы
16
Обобщающий урок по теме "Смутное время"
17
Реформация в Германии
18
Реформация и крестьянская война
19
Борьба за души и умы
Тест "Начало Реформации в Европе"
20
Нидерланды против Испании
21
Под знаком двойной розы. Англия при Тюдорах
Тест "Распространение реформации. Контрреформации"
22
Британия - владычица морей
23
Франция на пути к абсолютизму
24
Правление царя Михаила Фёдоровича
25
Царь Алексей Михайлович
26
Россия в XVII веке. Присоединение Украины к России
27
Раскол в Русской Православной Церкви
28
Народные волнения в 1660-1670-е годы
Терминологический диктант по теме «Раскол в Русской Православной Церкви»
29
Сибирь в XVII веке
30
Культура XVII в.
31
Обобщение по теме «Россия при первых Романовых»
Тест «Культура XVII века»
32
На пути к современной Европе
33
Европейская культура в конце XVI- первой половины XVII века
34
Обобщающий урок по теме «Раннее Новое время»
Тест «Раннее Новое время»
35
Английская революция 1640-1660-х гг. становление парламентской монархии
36
Идеи и люди. Общество эпохи Просвещения. Просвещённый абсолютизм
37
Наследники Алексея Михайловича
38
Начало правления Петра I
39-40
Северная война
41
Борьба за передел Европы и мира
Тест «Великая Английская революция»
42
Государственные преобразования Петра I
43
Экономика при Петре I. Народные движения при Петре I
44
Во времена петровских преобразований
45
Династия Романовых в первой четверти XVIII века
46
Обобщающий урок по теме «Эпоха реформ Петр I»
Тест «Реформы Петра Великого»
47
Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху
48
Религиозная политика в крае: от принуждения к веротерпимости
49
Промышленный переворот в Англии
50
Война за независимость и образование США. «Декларация независимости»
51
Великая французская революция
Тест «Война за независимость и образование США»
52
«Мир есть война». Франция при диктатуре якобинцев
53-54
Начало европейской колонизации.
«Запретные страны» - Китай и Япония
Тест «Директория. Установление диктатуры»
55
Обобщающий урок по теме «Новое время. Кризис «старого порядка»
Тест по теме «Новое время»
56-57
Дворцовые перевороты.
Наследники Петра I
58
Императрица Елизавета Петровна
59
Русская культура в середине XVIII века
60
Обобщающий урок по теме «Россия после Петра Великого»
Тест по теме «Россия в середине XVIII века»
61-62
Император Пётр III
Екатерина II
63
Внешняя политика при Екатерине II
64
Внутренняя политика Екатерины II
65
Движение Е.И. Пугачёва
Тест «Внутренняя политика Екатерины II»
66
Вместе с «мужицким» царём: за волю и землю
67
Культура края в XVIII столетии
Татарская культура: от упадка к возрождению
68-69
Россия при Павле I
Просвещение, наука. Литература, искусство во второй половине XVIIIвека
70
Резервные уроки
Повторительно-обобщающий урок по темам «Новое время. Кризис «старого порядка»
«Россия в петровские времена»
«Золотой век Екатерины»
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
для учителя:
Примерные программы по учебным предметам «История» 5-9 классы -М.: Просвещение, 2010 (стандарты второго поколения)
Е.В. Пчелов «История России XVII- XVIII века 7 класс,-М.: Русское слово, 2010
О.В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени» 7 класс,- М., Русское слово, 2007
И.А. Гилязов, В.И. Пискарёв «История Татарстана вторая половина XVI - XVIII века» 7 класс.- Казань, 2005
«Преподавание истории и обществознания в школе» - научно-методический журнал
для учащихся:
Е.В. Пчелов «История России XVII- XVIII века 7 класс,-М.: Русское слово, 2010
О.В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени» 7 класс,- М., Русское слово, 2007
И.А. Гилязов, В.И. Пискарёв «История Татарстана вторая половина XVI - XVIII века» 7 класс.- Казань, 2005
М.И. Ивашко История в таблицах и схемах. - М.: Материк - Альфа, 2005
Электронные учебные материалы
Учебная программа «Тест-тренинг комплекс «Память» Энциклопедия «Кругосвет»