- Преподавателю
- История
- Конспект урока по теме Мастера-ремесленники
Конспект урока по теме Мастера-ремесленники
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гусева Е.Ю. |
Дата | 19.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема «Мастера-ремесленники»
Цель: освоение социокультурного контекста ремесла как ведущего вида деятельности человека
Задачи
1.Образовательные: сформировать представления о
-ремесле как одном из ведущих видов деятельности человека,
-сообществах ремесленников,
-ремесленнике-мастере путём выявления основных черт ремесленника-мастера.
2.Воспитательные: воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда.
3.Развивающие: обогатить социальный и нравственный опыт подростков в отношении трудовой деятельности человека.
Оборудование: учебник «Истоки» 7 кл., рабочая тетрадь ч. I, презентация «Ремесленники»
Тип урока: изучение нового материала
Использование элементов технологий:
1.Технология проблемного обучения(постановка проблемного вопроса)
2.Здоровьесберегающие технологии(смена видов деятельности)
3.Информационно-коммуникативные технологии(использование презентации)
4.Технология развития критического мышления (приём «мозговой штурм»)
Использование методов обучения:
1.Словесный(диалог)
2.Наглядный(демонстрация презентации)
План-конспект1.Читает стихотворение Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла»
2.Задаёт вопросы:
В.1.О чём сегодня будем говорить на уроке?
В.2.Что такое ремесло?
В.3.Как называют человека, который занимается ремеслом?
Отвечают на вопросы
1.О труде, о ремесле.
2.Ремесло - это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов.
3.Человек, владеющий ремеслом, - ремесленник.
Целеполагание
Нацеливает детей на учебную деятельность
Сегодня на уроке мы постараемся получить представление о мастере-ремесленнике, о его труде.
Как вы думаете, что значит получить представление?
Приём «Мозговой штурм»
Записывает ответы на доске
Я ещё добавлю, какие виды ремесла существовали в нашем родном крае
Формулируют вопросы
1.Какие бывают виды ремесла?
2.Какие материалы обрабатывает ремесленник?
3.Кто такой мастер-ремесленник?
4.Объединяются ли ремесленники в группы(сообщества)?
5.Есть ли у мастера-ремесленника помощники?
6.Есть ли ремесленники сегодня?
Постановка проблемного вопроса
Ставит проблемный вопрос
Как вы думаете, востребован ли в наше время труд ремесленника, когда существуют промышленные предприятия(фабрики, заводы)?
Почему? Попробуйте сформулировать вопрос.
Почему мануфактуры, фабрики и заводы не вытеснили ремесленников?
Это будет нашим проблемным вопросом на уроке. Ответить на данный вопрос мы сможем в конце урока, когда ответим на все вопросы, что мы записали на доске.
Формулируют проблемный вопрос
Почему мануфактуры, фабрики и заводы не вытеснили ремесленников?
Изучение нового материала
Демонстрирует слайды презентации
Какие виды ремесла бывают?
Рассматривают иллюстрации, называют виды ремёсел (кузнецы, кожевники, гончары, ювелиры, ткачи, плотники, стекольщики, игрушечники и т.д.)
Демонстрирует слайды презентации
Какие материалы обрабатывает ремесленник?
Рассматривают иллюстрации, называют материалы (глину, камень, дерево, песок, кожу, железную руду и т.д.)
Нацеливает на выполнение активного занятия «Кто такой ремесленник?»
Регламентирует работу по времени.
Консультирует в случае затруднений.
Проводит экспертную оценку.
1.Чтение инструкции к выполнению.
2.Самостоятельное выполнение задания (3 мин.)
3.Работа в четвёрке(3 мин.)
4.Экспертная оценка выполняется по учебнику стр.40. +рефлексия
Выполняют активное занятие
(изучают материал, высказывают суждения,
участвуют в обсуждении)
1.Чтение инструкции к выполнению.
2.Самостоятельное выполнение задания (3 мин.)
3.Работа в четвёрке(3 мин.)
4.Рефлексия
Организует словарную работу. Использование приёма сравнения
Объединяются ли ремесленники в группы(сообщества)?
У ремесленников были свои ремесленные сообщества, такие как конец, артель, слобода, цех, кооператив, мануфактура(приложение)
Применяют знания
(межпредметные связи)
Анализируют понятия
Отвечают на вопросы, используя знания из истории
Организует работу с учебником
Есть ли у мастера-ремесленника помощники?
Прочитайте об этом на страницах учебника 34-35 и определите, чем отличается ученик от подмастерья, а подмастерье от мастера.
Работают с учебником
Читают учебник стр.34-35
отвечают на вопрос
Чем отличается ученик от подмастерья, а подмастерье от мастера?
Подводит обучающихся к ответу на проблемный вопрос.
Каждый год в г.Белозерске в день празднования дня города для жителей и гостей открывает свои ворота «Город мастеров». Людей, желающих приобрести изделия ремесла, всегда много. Почему мы желаем купить вещь, сделанную руками человека?
Попробуем ответить на проблемный вопрос нашего урока: Почему мануфактуры, фабрики и заводы не вытеснили ремесленников?
Отвечают на проблемный вопрос
Вещь, сделанная ремесленником, ничуть не хуже фабричной. Мастер вкладывает в неё свои мысли, душу, творчество. Поэтому спрос на ремесленные изделия будет всегда.
Рефлексия
Организует рефлексию
Сумели ли мы получить представление о мастере-ремесленнике?
Что вам особенно запомнилось? Захотелось ли вам после сегодняшнего разговора узнать больше о труде ремесленника?
Отвечают на вопросы
Домашнее задание
Дифференциация домашнего задания.
Инструктирует о выполнении домашнего задания.
Подготовить сообщение о ремесле нашего края или составить синквейн со словом «ремесло»
Записывают домашнее задание.
Приложение
Конец - район посада, торгово-ремесленной части города вне городской стены
(Истоки 7 кл.)
Артель - объединение работников для общей хозяйственной деятельности(Культура Вологодского края)
Слобода - большое крестьянское поселение с несколькими церквями, торговыми рядами, ярмаркой, волостным правлением(Культура Вологодского края)
Слобода - сельское поселение(группа поселений) или часть города, население которых освобождалось частично или полностью от государевых повинностей. Таковыми были стрельцы, пушкари, казённые кузнецы и плотники, могли быть и люди монастырей, архиерейских домов (история Вологодского края 6-7 кл.)
Слобода - район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности (история России 6 кл.)
Слобода - торгово-ремесленное поселение (Истоки 8 кл.)
Ремесленный цех - сообщество(союз), объединявшее мелких производителей ремесленников(История России, 7 кл.)
Кооператив - добровольное объединение лиц для осуществления предпринимательской деятельности(словарь по экономике и праву)
Мануфактура - тип предприятия, основанного на разделении труда и ручной ремесленной технике(Всеобщая история 7 кл.)
Мастер - хозяин и главный работник в мастерской.
Мастер - человек, достигший высокого мастерства(искусства) в своём деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные(Обществознание 6 кл.)
Подмастерье - работник, уже изучивший ремесло. Для того, чтобы стать мастером должен был сдать экзамен(изготовить шедевр - лучший образец изделия).
Ученик - работник, который жил в доме мастера от 2 до 8 лет и выполнял подсобные работы.
Возможно подготовить ученика: глашатай читает приказ Петра Первого о создании ремесленных цехов.
3