• Преподавателю
  • История
  • РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРЕДМЕТОВ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА И ИНФОРМАТИКА

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРЕДМЕТОВ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА И ИНФОРМАТИКА

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРЕДМЕТОВ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА И ИНФОРМАТИКА


Хорунжая Ольга Владимировна


КГУ «Общеобразовательная школа №4 акимата Г.Шахтинска»

Карагандинская область, город Шахтинск


В рамках обновления содержания образования развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного учебного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера.

В связи с этим казахстанское образование должно быть ориентировано на развитие навыков применения знаний в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, в межличностном общении и социальных отношениях. [1, с.10]

Функциональная грамотность - это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий - становится предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; не знание своих прав и обязанностей. [2, с.27]

Поэтому в настоящее время перед школой ставится очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

Что же такое функциональная грамотность?

Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности как «умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». [3, с.34-35]

Проще говоря, мы считаем, что функциональная грамотность сформирована, если ученик умеет творчески решать задачи, возникающие в различных сферах его жизни, используя для этого свои знания, умения, навыки, приобретенные в школе и свой личный опыт.

Согласно «Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» на сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. [4,с.4]

Кирпичиками, на которых базируется функциональная грамотность, являются ключевые компетенции учащихся. Важнейшими из них может быть названа компетентность решения проблем, то есть способность видеть проблемы и искать пути их решения, способность выбирать и использовать различные технологии для решения возникающих проблем или поставленных задач; способность учиться всю жизнь, умение использовать различные составляющие информационной компетентности, в том числе и ИКТ-компетентность; и наконец, воспитание человека в духе доброжелательности и дружелюбия, умения общаться и работать в команде, то есть коммуникативная компетентность.

Таким образом, мы видим, что разработка уроков с использованием заданий на функциональную грамотность является перспективным направлением деятельности учителя.

Особую актуальность при этом приобретают интегрированные уроки, которые дают возможность не просто соединять вместе разные предметы, но и проводить изучение одного предметы через использование компетенций учащихся, имеющихся по другому предмету, и такая интеграция способствует более глубокому формированию функциональной грамотности учащихся.

Приведем примеры различных видов заданий, направленных на развитие функциональной грамотности учащихся 6 класса при проведении интегрированного урока по истории Казахстана и информатике на тему: «Хозяйство и быт уйсунов. Обобщение и систематизация знаний по текстовому процессору Microsoft Office Word.»

По своему типу урок планировался и проводился комбинированным, так как по истории Казахстана это был урок усвоения нового материала, а по информатике - урок повторения пройденного материала. Форма проведения урока групповая, с использованием идей 7 модулей.

Ключевая идея, которая пронизывала весь урок, состояла в том, что

формирование функциональной грамотности происходило на основе развития учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций учащихся именно через интеграцию предметов История Казахстана и информатика. Кроме того, на подобных уроках мы всегда руководствуемся идеями, являющимися важными составляющими семимодульной технологии обучения, такими как:

Учитель и учащиеся совместно организуют процесс обучения;

Учащиеся являются активными партнерами;

Учащиеся организуют работу в сотрудничестве;

Обучение осуществляется через исследование и совместное решение проблем.

Интегрированный урок- это живой организм, успешная жизнедеятельность которого зависит от целого ряда факторов, и в первую очередь от целесообразности форм, методов, стратегий, используемых педагогами двух предметов для достижения выдвинутых целей, а так же от того, насколько органична и оправдана данная интеграция, способствует ли она достижению оптимального запланированного результата.

Интеграция должна пронизывать каждый этап урока, от его первой минуты до последней. Чтобы создать необходимую коллаборативную среду, ребятам было предложено разделиться на группы с помощью стратегии «Свечи», а настроить их на урок позволило использование стратегии «Горящая свеча». Этот прием не только способствовал настрою на урок, он имел также направленность актуализации знаний учащихся, которые они получали ранее на уроках истории, познания мира, музыки, потому что ученики должны были вспомнить все, что они знают об использовании огня и ответить на ряд наводящих вопросов:

-Зачем казахи использовали огонь?

- Почему огонь считается священным?

- Как мы можем использовать обычай очищения огнем на нашем уроке?

- Зачем нам это нужно?

И только после такой предварительной беседы ребятам было предложено посмотреть на горящую свечу, чтобы очистить свои мысли от плохого и настроиться на позитив. Этот позитивный настрой поддерживался так же использованием притчи «Все в твоих руках!», после просмотра которой ученики осознали, что от успешного взаимодействия каждого из них на уроке, от умения работать в команде сообща, будет зависеть успех всего урока. Так постепенно и ненавязчиво мы формируем коммуникативную компетентность.

Ход проведения самого урока, каждой его части был запланирован таким образом, чтобы ставить учащихся в ситуацию затруднения, когда для выполнения задания по истории Казахстана необходимы знания, умения и навыки в области информатики, то есть определенный уровень ИКТ-компетенции. Так, применяя стратегию «Верные-неверные утверждения» при повторении пройденного ранее исторического материала, мы не только ставим учеников перед необходимостью выбора правильного ответа и его обоснования, но и перед необходимостью применить свои навыки работы с текстовым редактором Microsoft Office Word: умения выделять текст, обозначать его определенным цветом.

Важным моментом урока с использованием семимодульной технологии обучения является целеполагание, способствующее развитию саморегулируемого обучения. Интеграция предметов в данной части урока дает возможность учащимся не только поставить перед собой цели урока, но и записать ее на стикерах с использованием возможностей Инетернета, в частности доски Whiteboard ( коллаборативной доски) и возможностей интерактивной доски. И здесь именно информационная компетентность учащихся позволяет им более успешно и с интересом решить учебную задачу по постановке целей при изучении сразу двух предметов, а затем увидеть на коллаборативной доске и свою цели, и те цели, которые поставили перед собой другие ученики класса.

На этапе изучения новой темы по истории Казахстана, ученикам предлагается сначала с помощью жребия выбрать направление исследования(«Земледелие. Скотоводство. Ремесла»), затем отформатировать свой текст таким образом, чтобы текстовая информация стала доступной для чтения. Следующим шагом по решению поставленной задачи является демонстрация читательской грамотности: ребята сначала самостоятельно, а затем в группах читают текст, выбирают самую важную на их взгляд информацию, преобразовывают текст в виде схем, составляя эти схемы на одном из компьютеров в группе. Затем схемы переносятся с помощью флеш-носителя на рабочий стол учительского ПК для последующей демонстрации полученного результата на интерактивной доске.

Следует подчеркнуть, что именно сочетание индивидуальной и коллективной работы в группах, когда коллективное новое знание создается путем обсуждения, исследовательской беседы, расширяет возможность взаимообучения в области формирования как коммуникативной, так и информационной компетенций учащихся, способствует развитию их функциональной грамотности.

Для того, чтобы дать возможность каждому ученику класса наглядно видеть свои успехи и пробелы в знаниях, на протяжении всего урока использовалась Рабочая карта урока, которая позволяла сочетать формативное и суммативное оценивание на каждом этапе урока, как по истории, так и по информатике, что безусловно способствовало повышению мотивации к обучению, желанию быть успешным и признанным в коллективе сверстников.

Интересным моментом интегрированного урока стало использование задания на соответствие в качестве закрепления новой темы. На рабочих столах каждого ноутбука в специальной папке находились игровое поле( в виде таблицы), где были указаны различные виды хозяйственной деятельности уйсунов и виды ремесел, которыми они занимались. Внизу под игровым полем были помещены изображения различных предметов и процессов, имеющих отношение к хозяйственной деятельности людей. Ученики получили задание соотнести то или иное изображение с тем или иным видом хозяйственной деятельности. Сам процесс соотнесения производился путем перетаскивания изображения с помощью мышки в нужную часть игрового поля. Однако, чтобы сделать это, необходимо было проанализировать изученный на уроке материал, актуализовать свои знания, полученные из различных других источников, в том числе других учебных предметов, сети Интернет, художественной литературы, личного опыта, а так же использовать определенные умения в области ИКТ. Именно это задание позволило увидеть сформированность функциональной грамотности у учащихся 6 класса на интегрированном уроке при изучении двух предметов -Истории Казахстана и информатики.

В целях осуществления саморегулируемого обучения ребятам было предложено так же дифференцированное жомашнее задание , как по Истории Казахстана, так и по информатике, с тем, чтобы каждый ученик мог для себя выбрать тот или иной уровень, с которым он предполагает справиться.

Мы убеждены, что самодиагностика, оценивание для обучения, взаимообучение и социализация являются важными компонентами, составляющими понятие «функциональная грамотность».

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что именно интегрированные уроки предоставляют широкие возможности для формирования функциональной грамотности учащихся. Думается, что за такими уроками - будущее.

Литература:

1.Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016-2017 учебном году// Инструктивно-методическое письмо.-Астана: Национальная Академия образования им.И. Алтынсарина, 2016.-С.10.

2. Басова Е. А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации. -Санк-Петербург, 2012. -С.27. 3.Качество педагогического образования: Проблемы и перспективы развития// Материалы международной научно-практической конференции 18-19 мая 2004 г. - Алматы: КазНПУ им. Абая, 2004. -С.34-35.

4.Национальный план развития функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг.//Постановление Правительства РК от 25 июня 2012года, №832.-Астана, 2012.-С.4.





© 2010-2022