Конспект урока по истории для 5 класса Родоплеменные отношения

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Класс _____________ дата______________

_____________ ______________

Тема: Родоплеменные отношения

Цель: - подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

- продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы;

- воспитывать у учащихся уважение к истории.

- УУД: самостоятельно составлять рассказ по иллюстрациям.

Основные понятия и термины:

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

Подготовка устного ответа по вопросам:

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?»

Для этого вспомни:

  • Когда появились на Земле первобытные люди?

  • Чем отличались древние люди от животных?

  • Какие занятия существовали у первобытных людей?

  • Почему потеря огня считалась несчастьем?

Сделай вывод.

  1. Творческая работа (1 ученик).

Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев...»

3.Работа с классом. Проверка знания терминов.

  • Дайте определение понятий «история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда».

3.Мотивационно-целевой этап

Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров. (отметить на Ленте времени даты 2 млн лет назад и 100 тыс. лет назад)

  • Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?

4. Изучение нового материала.

План

  1. Жизнь в суровых климатических условиях.

  2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

  3. Родовая община.

На доске: тема урока, новые слова: остроконечник, гарпун, родовая община.

1. Жизнь в суровых климатических условиях.

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать п. 1 § 2 на с. 11-12 Вопрос записан на доске:

Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; при- думали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)

2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

Работа с : 1) доп. Материалом на с.11; 2) иллюстрациями учебника.

Читаем вслух доп. Материал на с. 11.

Опишите по рис. 3 на с. 12 учебника Вигасина охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)

Рассказ учителя:

И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад.

Вопрос: какими преимуществами обладали лук и стрелы сравнительно с копьем и дубиной? (ответы детей).

Физкультминутка (проводится произвольно учителем либо учеником, используя тему урока)

3. Родовая община.

Рассказ учителя.

Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры - родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.

Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми - в тетрадях.

Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.

Описание иллюстрации на с.13 после прочтения п.2 § 2 (ответы уч-ся)

5. Закрепление изученного материала

Конспект урока по истории для 5 класса Родоплеменные отношения

6. Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

-Какие умения и навыки отрабатывали?

- С какими новыми терминами познакомились?

-Что понравилось и что не понравилось на уроке?

- Какие выводы сделали?

7. Оценки.

8. Домашнее задание прочитать § 2


© 2010-2022