Урок В глубь веков

Знакомство школьников с историей, религией, традиционной культурой, более полно осуществляется через музейные уроки. Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, то, что в конечном итоге хранит человек от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору. Большое значение в духовно-нравственном воспитании имеет преемственность поколений. Музейная сре...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУЗЕЙНЫЙ УРОК «ПУТЕШЕСТВИЕ ВГЛУБЬ ВЕКОВ»

Выполнила: Акинина Галина Станиславовна,

учитель истории, обществознания, православной культуры

МБОУ «ООШ №2»

город Старый Оскол,

Белгородская область

Цель: познакомить учащихся с некоторыми интересными музейными экспонатами, связанными с православной культурой, а именно с иконописными изображениями, хранящимися в фондах Старооскольского краеведческого музея и музее школы № 2; через соприкосновение с народной культурой воспитать уважительное отношение к православным традициям и обычаям своего народа; развитие умения самостоятельно работать с музейными экспонатами.

Литература: 1.Бородина А.В. Основы православной культуры. - М.: Издательский дом «Покров». 2003.-288с.: ил.

2.Скоробагатов В.Д. Православная культура 5-6 класс. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.- 220 с.: ил.

Учитель: Знакомство школьников с историей, религией, традиционной культурой, более полно осуществляется через музейные уроки. Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, то, что в конечном итоге хранит человек от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору. Большое значение в духовно-нравственном воспитании имеет преемственность поколений. Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствуют всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов вызывают чувства удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. На базе нашей школы работают три музея: «Музей русского быта», «Музей истории и развития школы», «Музей боевой и трудовой славы».

1-й ученик: Не далеко и не близко,

А в краю Хмелевском,

Против неба - на земле,

Были открыты музеи в школе.

Экспонаты собирали,

И музеи создавали.

Первым в нашей школе был открыт музей русского быта.

Ученики и учителя в музей несли

Все предметы старины:

Крынки, чашки, утюги,

В общем, все, что уж могли.

2-й ученик: С каждым днем он становится краше.

О древности расскажет он многое.

О жизни крестьян здесь можно узнать:

Про быт и тяжелый их труд

Вам поведают тут.

Экскурсоводы могут вам все рассказать

И обстановку крестьянской избы показать.

А чтобы девушки не знали безделья,

Матушки учили их рукоделью.

Духовная жизнь и вера крестьян

О многом поведают вам.

3-й ученик:«Никто не забыт, и ничто не забыто!» -

Музей боевой и трудовой славы вам расскажет о том, как победа добыта.

И помнят еще ветераны

Отчизны кровавые раны.

4-й ученик:«История школы» - музей интересный

И материал здесь собран уместный.

С простого ликбеза все началось…

И многое школе с тех пор удалось.

Мы тесно сотрудничаем с музеями нашего города: краеведческим музеем, художественным, музеем группы «Поиск». Сегодня у нас на уроке присутствует:

Захарова Татьяна Александровна,

старший научный сотрудник Дома-музея В.Я. Ерошенко

структурного подразделения

МКУК «Старооскольский краеведческий музей»

«Вглубь веков»

(фрагмент музейного занятия)

Старооскольский краеведческий музей одно из старейших учреждений Белгородской области. Он гостеприимно распахивает двери для всех жителей и гостей города, демонстрируя свои провинциальные сокровища. Защищая музейный фонд от безжалостного хода времени, музейные сотрудники собирают и бережно хранят историко-культурное наследие, оставляя потомкам бесценные коллекции вещественных и документальных источников. Миссия краеведческого музея состоит в служении обществу, в сохранении истории родного края. Сегодня музей насчитывает около 40 тысяч экспонатов основного фонда, обладает 7 залами постоянной экспозиции и 2 выставочными залами.

В настоящее время в музее выделены 25 коллекций, которые интересны для изучения и экспонирования.

Фонды краеведческого музея:

  • естественно - научная коллекция;

  • археологическая коллекция;

  • нумизматическая коллекция;

  • этнографическая коллекция;

  • предметы декоративно-прикладного искусства;

  • коллекция документов, фотографий и негативов;

  • предметы, связанные с православием;

  • коллекция графики;

  • коллекция открыток;

  • коллекция оружия;

  • фонд редкой книги;

  • коллекция истории техники.

Остановим свое внимание на некоторых интересных музейных экспонатах, связанных с православной культурой, а именно с иконописными изображениями, хранящимися в фондах Старооскольского краеведческого музея и музее школы № 2.

В зале «Крепость Оскол» краеведческого музея экспонируется икона Божией Матери «Казанская», датируемая XVIII веком. Этот образ обнаружен на территории бывшего женского Успенского монастыря, церкви Успения Пресвятой Богородицы (располагалась на углу улиц Успенская и Курская, ныне Октябрьская и Ленина), до 1764 года при ней находилась женская обитель. Икона выполнена медными нитями по коже.

Уникальная икона Божией Матери «Тихвинская» находится экспозиции Дома-музея В.Я. Ерошенко с. Обуховка, она была передана в дар местным отделением Всероссийского Общества Слепых. Изображение рельефно-графическое, текст выполнен шрифтом Брайля для людей с ограниченными возможностями по зрению.

В музее крестьянского быта МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 2» в красном углу расположена редкая икона «Коронование Пресвятой Богородицы». Для изучения и сохранения ценных музейных экспонатов разработана целая система научного описания предметов, так называемая атрибуция музейного экспоната.

Сегодня я познакомлю вас с основами научного описания музейного экспоната, на примере православной иконы.

Определение (атрибуция) музейного экспоната

Музейная атрибуция - описание предмета музейного значения по определенным, установленным правилами параметрам - признакам предмета.Основная задача по описанию музейных предметов состоит в том, чтобы оно было кратким по форме, максимально точным, полным и ясным по содержанию.

Карточка научного описания экспоната

1. Название предметного слова, художественного произведения

2. Развернутое описание предмета и его основных признаков: сюжет, композиция, художественный стиль, форма, цвет, устройство и другие внешние особенности.

3. Автор, школа мастер, изготовитель, страна, этническая группа.

4. Датировка предмета.

5. Фабричные (заводские) клейма, знаки, наклейки, серийные номера.

6. История (легенда) предмета.

7. Материал, техника.

8. Размеры.

9. Проба и масса драгоценных металлов (в граммах).

10. Сохранность.

11. Музейное значение.

12. Составитель.

13. Место нахождения, хранения.

14. Дата составления.

Рекомендации по описанию музейного экспоната:

  • тексты не должны быть описательными и содержать эмоциональные характеристики, предположения;

  • описание предмета часто путают с его состоянием, сохранностью;

  • следует знать терминологию: сохранность полная, неполная, утраты, заломы, надрывы, пятна, и т.д.;

  • следует назвать возможный источник поступления - экспедиция, дар, закупка и т.д.;

  • наименование материала всегда начинается с существительного в именительном падеже: рукопись черновая, нож солдатский, подставка для столового прибора, т.д.;

  • материал и техника изготовления приводятся также в именительном падеже: бумага, картон, масло, черные чернила, печать, штамповка, дерево, металл, серебро, камень, резьба по камню, кожа, ткань и т.д.;

  • размер дается в сантиметрах для листового материала (рисунок, рукопись, документ, фотография и т.д.) обязательно сначала по вертикали, затем по горизонтали.

Предлагаю вам выбрать для описания икону и по предложенным выше рекомендациям составить карточку научного описания экспоната.

(Учащимся предлагаются на выбор иконы: святого Николая Чудотворца, святителя Онуфрия, икона Божией Матери «Владимирская», святителя Иоасафа Белгородского, преподобного Сергия Радонежского.)

Время для выполнения практического задания - 10 минут.

По завершении проводится анализ выполненной работы.

Главное назначение иконы - это молитва, поэтому в домах, храмах иконы располагаются в определенных местах, перед ними возжигают свечи, лампады. В храмах Старого Оскола много почитаемых икон. Одной из таких является икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Написана она 150 лет назад на Афоне для старооскольской Ахтырской церкви (церковь закрыта в 1938 году, ныне не сохранилась). Сейчас находится в Ильинском храме Старого Оскола. Предлагаю вам в ближайшее время посетить этот старинный храм, с которым ваше учебное заведение связано исторически.

В завершении хотелось бы привести слова Михаила Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, доктора исторических наук: «Мы храним культурное наследие - вот в чем наша работа. Храним и показываем не то, что модно, а то, что велико».

Учитель: музейный урок - творческая мастерская, направленная на развитие личности, воспитание музейной культуры школьника, использование музейных уроков помогает детям обрести уверенность в своих силах, а соприкосновение с народной культурой стать добрее, уважительнее к людям и их традициям, обычаям.


© 2010-2022